Турист Ирина Жеребина (Zherebina)
Ирина Жеребина
была 26 февраля 19:20

Кордоба — Испания Январь 2006

Кордова

Предисловие

Поезда на Кордову из Севильи отходят каждые 20–30 минут. Я беру билет за 26 евро на ближайший экспресс Севилья-Мадрид с остановкой в Кордове. Обратный билет покупаю на обычный электропоезд за 7 евро. Расстояние 130 км экспресс проходит за 40 минут. Из здания вокзала к перрону спускается несколько эскалаторов. Перед спуском стоит служба охраны, пропуская пассажиров через рамы с металлоискателем. Нас уже ждет змеевидной формы состав на перроне и милые проводницы возле каждого вагона.

Ровно по расписанию поезд бесшумно поплыл, не тревожа пассажиров, застывших в креслах перед экранами телевизоров. Фильм смотреть не хотелось, а гляделось в окно на широкие поля с зеленью посевов.

На андалузских лошадках

Ехало четверо конных,

Крылья чернели на куртках,

На голубых и зеленых.

«Едем, красавица, в Кордову!»

Девушка им ни слова.

Федерико Гарсиа Лорка

Не успели оглянуться, как Кордова вплыла в оконный проем широким перроном.

Кордоба 1

Если посмотреть на карту-схему Кордовы, то увидишь загогулину реки, к которой притулился центр города, с зеленой полоской бульвара. Там, где бульвар примыкает к реке, находится архитектурный ансамбль бывшей мечети.

Идти по бульвару было удовольствием — люблю смотреть на парк, сад, цветник, окруженный вниманием и заботой. Посадки кустарников и цветов были расположены со всей строгостью французского стиля, составляя затейливый геометрический рисунок. Подстриженные кусты обрамляли ухоженные клумбы и газоны, парковые беседки прятались в глубине зелени куртин апельсиновых деревьев. В орнамент органично вписывались чаши с фонтанами.

Кордоба 1

Но вот бульвар закончился, и я увидела мощные кирпичные стены в два ряда и заросший ров перед ними. Стены, как крышка драгоценного ларца, скрывали от меня дворец и мечеть, дома в стиле барокко и римские мавзолеи, синагогу и восточные минареты. Я не спешила «запускать руку» в сокровища, а, оттягивая удовольствие от предстоящей встречи, рассматривала стену. Стена, освещенная солнцем, была розоватой и теплой по ощущению. К ней хотелось прижаться ладонью и не двигаться, вбирая энергию камня.

Вдоль стены шла мощеная дорожка, от которой вниз опускался берег Гвадалквивира, поросший деревьями акаций и платанами. Под ногами шуршала листва. Она была суха и желта — будто золотой осенней порой. В стене расположились каменные морды фонтанчиков, плюющиеся водой. Легко виделись неторопливо прохаживающиеся по дорожке философы, излагающие друг другу концепции новых теорий. В черных мантиях и остроконечных шапках мудрецов, с манускриптами в руках. Недаром Кордова славилась ученостью и библиотеками. Здесь тянет пофилософствовать.

Кордоба 1

Никого вокруг — только я и остроклювые птицы, ныряющие под прибрежные коряги. Конец тропы венчает двускатная лестница, выводящая наверх к началу римского моста и огромному мельничному колесу, которое когда-то трудилось день и ночь, а потом было остановлено по приказу королевы, потому что его скрип мешал ей предаваться сладким снам. Мост был огромный и походил на Днепрогэс. Его длина составляет 223 метра. Вход от моста вел через ворота к бывшей мечети.

Мечеть, действительно, своими многочислеными колоннами походит на пальмовый лес и на площадь с бьющими фонтанами. Ее зал кажется бескрайним и прозрачным. Где ничто не давит на голову, не теснит плечи, и в котором дышится легко. Мечеть завораживает и вводит в состояние транса. Но едва глаз натыкается на помпезные пристройки кафедрального собора, возникает чувство дисгармонии, как будто в нежную мелодию флейты врывается скрежет пилы.

Нельзя определенно сказать, какой мне показалась Кордова. Она напомнила мне ботанический сад, где тропические растения уживаются с растениями пустыни, мхи и папоротники соседствуют с пышно цветущими орхидеями. Где одно растение совсем не хуже другого, и каждое имеет право на жизнь под солнцем. Потому что в Кордове еврейский квартал находится рядом с арабским, и расположены они среди средневековых испанских построек; где внутренний двор в сердце еврейского квартала совсем не отличается от внутреннего двора в арабском квартале и очень похож на внутренний двор ныне живущих в Кордове испанцев.

Кордоба 1

Да, я была в Кордобе 17 лет назад одним днём. Это коротко о тогдашних впечатлениях. Теперь я снова здесь и снова в январе, но не узнаю тогдашний город. Всё переменилось в нём кроме апельсинов — они по-прежнему повсюду

О нынешней поездке рассказ впереди….