Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Аруначал-Прадеш, Нагаленд, Ассам — Индия Январь 2023

" Не путешествуй особенно далеко, иначе увидишь то, что невозможно будет забыть», — ДК1974.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Когда говорим про Индию, невольно представляется полуостров Индостан, Дели, Варанаси, Гоа и тому подобное. Но это не вся Индия. Если посмотреть на карту, на северо-востоке есть апендикс, граничащий с Бангладеш, Бутаном, Тибетом (Китай) и Мьянмой. Он состоит из нескольких штатов, отличающимися по природе, культуре и народонаселению.

Туризм пробил туда тропинку в буквальном смысле «вчера». Семь лет назад мои друзья ездили, но тур оказался «сырым».

Теперь многое изменилось. Принимающая сторона поняла, что хотят видеть гости и устроила тур под фестиваль Си-Доньи. Праздник посвящён урожаю и проводился в городе Дапориджо.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Чтобы добраться, в первую очередь нужно прилететь в Дели. Из индийской столицы нас ждал перелёт местными авиалиниями в Дибругарх.

Глядя на пассажиров со стюардессами, невольно отмечаешь, что лица от привычной Индии отличаются.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

В Дибругархе нашу группу рассадили по машинам. После двух перелётов предстоял переезд в Зиро. Надо отметить, мои попутчики оказались людьми бывалыми, в багаже у каждого за сотню стран. И я нисколько не удивился Дмитрию Березину, посетившему все и вся, кроме Туркмении.

Дорога заняла 10 часов. Зиро в предгорье Гималаев. При ярком солнце было тепло, зато ночью температура опустилась до 6 градусов. Изо всех щелей дуло, обогреватель большого номера прогреть не мог. Пришлось спать в одежде.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

С едой тоже возникли трудности. Если в обычном городе (стране, регионе) не понравился ресторан, идёшь в другой, то здесь других попросту нет.

Абсолютно всё подаётся с ядрёным перцем. Что-либо нейтральное приготовить не умеют.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Ситуацию спас Григорий. Жертвуя личным временем, почти все ужины, а иногда и обеды с завтраками, организовывал именно он.

Впрочем, жаловаться на условия не стану. Мы все знали, куда едем. Наградой стали яркие впечатления о совершенно другом мире.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Город Зиро в штате Аруначал-Прадеш. Для иностранцев его открыли в 2009 году, но и теперь попасть туда не просто. Пермит нужно получать не только туристам, но и самим гражданам Индии.

Аруначал-Прадеш переводится как «Земля восходящего солнца».

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Местные женщины народа апатами, вплоть до недавнего времени, делали татуировки на лицах.

Мы посмотрели небольшой праздник в деревне.

Прогулялись по окрестностям.

Посетили шамана, которого правильнее называть жрецом религии Доньи-Поло.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

В Зиро есть Краеведческий музей, ремесленные мастерские, и даже небольшой винный заводик.

Следующим городом был Дапориджо.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Даже для бывалых туристов он стал открытием.

В Дапориджо проводился фестиваль Си-Доньи.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

На него собираются представители разных народностей,

из окрестных деревень.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Каждая группа представляла свой танец, свою одежду.

Возле Дапориджо сквозь горы пробирается Сьём, один из притоков Брахмапутры.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Во время экскурсии по окрестностям удалось посетить пещеру Шивы, где останавливался Далай Лама, отступавший из захваченного Китаем Тибета.

В Дапориджо мы провели две ночи и отправились в «оранжевый» город Алонг, который славится апельсинами. По пути посетили ещё один фестиваль.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

В Алонге жили в частном доме, переделанном под гостиницу. Погода опять же выдалась прохладной, во второй вечер грелись у костра. Его устраиваю в самой большой комнате. Дымоход не предусмотрен, топят по-чёрному. Рядом с очагом рога с черепами и тому подобное. Это обязательная часть древнего культа.

В неформальной обстановке удалось поговорить с хозяином и его дочерью, и узнать многое об их жизни.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Утром я с удовольствием прогулялся по апельсиновому саду.

Сразу после завтрака направились в храм Доньи-Поло. Более чем уверен, абсолютное большинство читателей об этой религии не слышали. Впрочем, я, хотя и был в храме, о составляющих имею очень смутное представление.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Помимо города и его рынков мы побывали в колоритной деревне народа Ади.

Возле селения одна из местных достопримечательностей — подвесной мост через Сьём.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Из Алонга, завершая круг по северным территориям, вернулись в Дибругарх. Дорога заняла 12 часов. Дибругарх в штате Ассам, где проживают 115 этнических групп, говорящих более чем на 45 языках. И всё же это чисто индийский штат.

Дибругарх один из центром индуизма.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Близ границы Аруначал-Парадеша с Ассаном, в одной из деревень апатани, посетили костюмированное представление воинов.

Возле Дибругарха несёт свои воды в Ганг знаменитая Брахмапутра. Мы останавливались на мосту и любовались столь значимой для индуистов рекой.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Утром я прогулялся по городу, посетил два индуистских храма, мазар и мечеть.

После завтрака расселись по машинам и отправились из Ассама в Нагаленд, в сторону Мьянмы. На два нашим приютом стал город Мон.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

В Нагаленде живут племена нага, говорящие на языках сино-тибетской семьи.

Всего можно выделить 16 основных этнических групп и множество более мелких. Несмотря на родство языков и некоторую общность культурных традиций, жители Нагаланда не образуют единого народа, племена живут в изоляции друг от друга.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

До 60-х годов деревни воевали между собой. В каждой имелись свои воины, для устрашения врага покрывавшие лица татуировками.

Ветераны тех войн глубокие старцы, хотя в прошлом были бесстрашными. Пойманных врагов приводили в деревню, где отрубали голову. Чтобы не забывать о победах, на специальном холме ставилась плита, обозначавшая убитых.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Во всех трёх деревнях удалось посетить дом короля.

В одной из таковых старый король рассказал, как отрубал головы. Черепа высушивались до уменьшенных размеров и носились на бусах.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

Других королей не застали, зато видели королев.

Одной из таковых я подарил шапку МЧС.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

У другой купили ананас и привезли в Москву.

В предпоследний день вернулись в Дибругарх. При англичанах штат Ассам сделался одним из центров по производству чая.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

В последнюю ночь вся наша группа размещалась в дорогом отеле.

Он предназначается для клиентов, приезжающих на чайную фабрику.

Мир бесконечно разный, будет всегда прекрасный

За час до выезда в аэропорт мне удалось искупаться в Брахмапутре.

В последующем о Брахмапутре, как и о самом путешествии, я постараюсь рассказать подробно.