Турист Ольга Сергунина (MMS)
Ольга Сергунина
была 12 сентября 2021 13:59

Греция Июнь 2007

В Интернете есть немало историй об этом удивительном месте — Метеорах. Они в чем-то похожи, и все-таки разные: каждый понимает и чувствует его энергетику по-своему…

Достучаться до небес

Метеоры — это памятник величию человеческого духа и веры. Первые люди, пришедшие сюда, были потрясены увиденным: множество скал-исполинов, словно волшебный каменный лес, устремленный в небо. Кажется, что само время хотело что-то сказать, оставляя свои знаки на камне. Просто мы пока — неразумные и не можем их понять.

У каждого, кто видит Метеоры впервые, захватывает дух. Описывая свое путешествие сюда, спустя три года после поездки, обратила внимание, что Метеоры очень похожи на висячие скалы в другом сказочном мире — на планете Пандоре.

Достучаться до небес

Первые монахи-отшельники селились в нишах скал. Они верили, что это место создано Богом, для того, чтоб люди общались здесь с ним. Название дал этим скалам монах Афанасий, основавший на вершине самой высокой скалы монастырь Преображения Господня, его еще называют Большие Метеоры.

Трудно представить, сколько упорства и тяжкого труда потребовалось от монахов, решивших построить здесь, на отвесных скалах, монастыри. Стоя внизу и разглядывая, как крыши монастырей касаются облаков, я думала: что же заставляло этих людей устремляться ввысь и устраивать между небом и землей свои обители? Наверное, Великая Вера. Вера в то, что они будут ближе к Богу.

Достучаться до небес

Ступеньки к монастырю Преображения Господня, по которым резво поднимаются туристы, появились относительно недавно, в 20-х годах прошлого века. До этого подъем и спуск осуществлялся с помощью лебедочных механизмов, веревочных лестниц, мешков или корзин.

Сегодня для перемещения всего необходимого монахи также используют лебедку, а в коробах иногда доставляют древним способом наверх почетных гостей.

Всего на вершинах было построено 20 монастырей. Строительство каждого занимало около 50 лет. Вдумайтесь — целую жизнь! Каждый день служителя Бога заполнен молитвами и трудом. Все самое необходимое для своей аскетичной жизни монахи всегда производили сами: они переписывали церковные книги, были отличными столярами, плотниками, занимались огородничеством.

Достучаться до небес

В монашеской кладовой, называемой келари, собрано все, что использовали в монастыре. Немало в этой кладовой и бочек: красное вино не запрещено монашеским уставом.

Шумно в Метеорах только в дни приема туристов, в остальные часы в монастыре действует главный закон — уединение и молчание. Даже у кошек есть своя приватная территория, вход на которую остальным запрещен.

Достучаться до небес

Сегодня из 20 монастырей в Метеорах осталось шесть: два женских и четыре мужских. Женские монастыри, конечно же, отличаются от мужских. И главное отличие — обилие цветов вокруг.

К сожалению, мы попали в обеденный перерыв (с 13 до 15), но время пробежало незаметно: наслаждаться видом вид на долину можно бесконечно.

Достучаться до небес

Здесь нам показали, как метеорские сестры делают душистые свечи из чистого воска (свечи другого качества в небесных монастырях разжигать нельзя, чтобы не причинить вреда фрескам). Их же трудам принадлежат многие новонаписанные иконы, вышивки, плетеные четки. В древности женщинам доступ на Метеоры был запрещен, как и на Афон. Только в годы турецкого ига женщины вошли в скальные монастыри, чтобы спасти от разорения православные святыни. Это были жительницы ближайших селений, благодаря решимости которых многие иконы удалось сохранить. С тех пор женщинам было разрешено селиться на священных вершинах.

А вот Афон остается до сих пор недоступным для женщин.

Неравноценной, но заменой, может стать посещение Ново-Афонского монастыря в Абхазии и Второ-Афонского в Железноводске.

Дорога к этим храмам выдалась нелегкая: в Ново-Афонском мы побывали в «интересном положении» на весьма большом сроке,

Достучаться до небес

Второ-Афонский покорился еще тяжелее — 15 км пешком вверх и вокруг горы Бештау.

Однако даже мужчинам на территорию Святого Афона попасть довольно сложно. Финальной точкой маршрута для обычного любопытствующего станет город Урануполи. Дальше, только паломникам со специальным разрешением в кармане. И все же увидеть Афон микролазейка есть — с палубы прогулочного кораблика. Только не забудьте прихватить с собой приличную оптику (бинокль или фотообъектив), так как ближе 500 метров судно не подплывет, опять же из-за присутствия на борту прекрасной (уместно ли здесь тогда это слово?) половины человечества.

Женщины, как персоны нон грата, были в Афоне с самого начала его заселения монахами. Например, в уставе церковной книги Афанасия Афонского запрещается присутствие в монастыре даже самок животных, а в Житии преподобного Петра говорится, что поскольку Христос даровал Афон своей Матери, другим женщинам на нем нет места.

Но, вернемся к Метеорам.

За века на этих скалах сменилось не одно поколение монахов. Хоронили их по-особому, афонским методом. После смерти монаха закутывали в мантию и помещали в расщелину скалы. Через три года останки тщательно промывали в красном вине и относили в специальное помещение — костяницу. Зрелище довольно жуткое. Все останки отсортированы: вдоль стены — черепа, и на каждом — имя монаха и дата смерти, кости рук, ног — также отдельно.

Достучаться до небес

Надпись над входом гласит: «Помни каждый входящий: мы были как вы, а вы будете как мы»…

Все верно, но мозг отказывается это принимать и бунтует. Душа просится на воздух, подставить лицо ветру и ощутить жизнь.