Турист Ирина Жеребина (Zherebina)
Ирина Жеребина
была 26 февраля 19:20

Сицилия — Италия Декабрь 2022

Санто Стефано ди Камастра

Санто Стефано ди Камастра. Сицилия

Это городок на Сицилии, который расположен в провинции Мессина, примерно полтора часа от Палермо, если ехать по магистрали, а если воспользоваться дорогой, следующей капризному очертанию берега, то два. Туда мы ехали короткой прямой дорогой, а обратно длинной и красивой.

Что есть сэкономленные полчаса, когда ты теряешь полтора часа жизни в узких плохо освещённых туннелях, которые, кажется, никогда не кончаются, а если туннель всё же заканчивается, то тут же следом открывается следующий? Зато дорога вдоль берега с живописными видами из окошка на изрезанные каменистые берега лазурного моря под ярко-синим небом доставила эстетическое наслаждение.

В Санто Стефано мы поехали с целью посетить музей керамики.

Поселение Санто-Стефано ди Мистрета возникло вокруг бенедиктинского монастыря во времена присутствия норманнов, в 11 веке. Склоны гор, окружавшие его, содержали залежи первосортной глины. Монахи, которые помимо христианского учения несли миру практические знания, основали при монастыре гончарное производство. Изделия гончаров продавали на ярмарках, которые тоже организовали они. Это были кирпичи, черепица, керамические изделия. За 4 века город превратился в один из основных керамических центров острова, в который за товаром приезжали с ближних и дальних окрестностей.

Но Сицилию не всегда можно назвать райским местом, она живёт не только на вулканах, но и в сейсмоопасной зоне! Так в результате подземного толчка в июне 1682 года на город сошёл сель, который похоронил под собой село и большинство его жителей.

Чтобы человеческая трагедия больше не повторялась, было решено заложить город на новом месте, на склоне горы на высоте 70 метров над уровнем моря.

Строительством города занимался тогдашний владелец земель вокруг Санто Стефано — просвещённый аристократ эпохи возрождения Джузеппе Ланца Барреси, герцог Камастра.

Поэтому у города появилась приставочка ди Камастра, что означает принадлежность города этому сеньору.

Он решил заложить новое поселение по всем правилам идеального планирования в понимании того времени. В архитектурном плане город представлял собой кристалл алмаза, вписанный в ориентированный по сторонам света квадрат. Диагонали кристаллического ромба были направлены по осям квадрата. Улицы, параллельные геометрическим осям, были расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. В перекрестия улиц были вписаны парки и скверы. Само собой, что уцелевшие жители Санто Стефано на новом месте жительства не оставили своего прибыльного занятия керамикой.

Сицилийская керамика не может оставить равнодушным тех, кого мало—мальски волнует красота. Особенно палитра ярких сочных красок в чётких контурах рисунка. Меня, к примеру, любая яркая вещица останавливает на полпути к намеченной цели и заставляет свернуть в сторону и подойти познакомиться с ней поближе.

Санто Стефано ди Камастра. Сицилия

Я, наверное, папуас, который любит солнце, тропические цветы и невероятное смешение красок. Именно то, какой мне видится сицилийская керамика.

Говорят, что сицилийцы занимаются керамикой около 4 тысяч лет: они обжигали свои горшки при греках, при римлянах, при норманнах и уж, конечно, при арабах

Современный Санто Стефано ди Камастра — это такой подмосковный посёлок Гжель, в котором лепят-обжигают-разрисовывают бело-голубую посуду в каждом дворе. В Санто Стефано керамику можно также увидать везде и всюду и здесь нет предела фантазии в примерах её использования.

Глина, залегающая рядом с городом, в котором, кстати, всего 5 тысяч населения, оказалась на редкость пластичная и упругая, поддающаяся термической обработке. Из этой глины со стародавних времён изготавливалась посуда, облицовка домов, украшения и скульптуры, а ещё картины — азулежу. Такая картинка, если её аккуратно протирать тряпочкой и не бить молоточком, будет жить вечно. Краски не потускнеют и сюжет не устареет. А можно рядом написать назидательное послание, например, нерадивой хозяйке и повесить на видном месте. Сюжеты плиток азулежу просты: цветы и узоры, геометрия и цвет. А ещё сюжетные миниатюры: вот каменщик работает мастерком, вот косарь сгребает скошенную траву, вот портной примеряет новый кафтан на заказчика, вот охотник догоняет лань.

Санто Стефано ди Камастра. Сицилия

А ещё можно создать скульптуру малой формы. Именно скульптур особенно много в музее керамики. Меня очень порадовали представленные женские образы равно как реалистичные, так и абстрактные. Музей керамики Сан Стефано не собрание предметов какой-то определённой эпохи. Здесь можно увидеть как старинные экземпляры, так и работы современных художников.

Я не люблю плиточное покрытие, особенно там, на улицах, где мокрая плитка вначале просто скользит, потом обледеневает и становится опасной для жизни. И вообще, любое плиточное пространство мне напоминает баню. Но только не терраса, выложенная лазоревой плиткой у здания музея! Словно ковёр она лежит, оттенённая синим морем под голубым небом и ни одна стихия, ни другая стихия не могут соперничать с ней по красоте рисунка. В этом плиточном орнаменте — я утверждаю — что человек превзошёл саму природу.

Я как всякое простейшее существо люблю телесный контакт с водой. Именно поэтому такие, как я, предпочитают плескаться в тёплой солёной морской воде, а потом нежиться на солнышке. Сицилийцы существа другого порядка: они, как индусы, могут питаться воздухом и солнцем. Именно поэтому на своих холмах они устраивают бельведеры, а по-нашему променад с панорамным видом на море. Эстетическое наслаждение, получаемое от вида окружающих красот, куда выше животного, получаемое от услаждения тела. Эстетическое волнение сродни божественному и его можно испытать, глядя на гармонию пространства.

В хорошую погоду с бельведера Санто Стефано можно увидеть на горизонте Эолийские острова и вулкан Стромболи

В городе Санто Стефано ключ гармонии — керамика, а её главная составляющая — дальние морские дали

Если дали можно увидеть только с обзорной площадки бельведера, то керамика в Санто Стефано царит на каждом углу: столики в кафе, таблички с названиями улиц, канализационные люки, скамейки, перилла, уличные покрытия, дверные ручки, вазоны и прочая, прочая — всё изготовлено с фантазией и любовью на местной керамической фабрике

Санто Стефано ди Камастра. Сицилия

Этот городок не оставляет равнодушным посетителей, здесь хочется остаться пожить подольше или, по крайней мере, вернуться для неспешной обстоятельной прогулки