Турист Ирина Жеребина (Zherebina)
Ирина Жеребина
была 26 февраля 19:20

Термини-Имересе — Италия Декабрь 2022

Термини Имерезе

Термини Имерезе. Сицилия

Если страна Италия есть для меня страна загадочная, то Сицилия — страна мистическая. После того, как я побывала там, на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе», я могу со всей своей уверенностью ответить положительно, потому что для меня одинаково непостижимо представить существование жизни на Марсе, как невозможно в своём сознании перенести историю древних народов на текущую жизнь. Иными словами: если всё правда, что написано у Геродота, то правда и то, что мы потомки марсиан.

Взять, к примеру, город Термини Имерезе, расположенный к востоку от Палермо, куда однажды я отправилась на электричке из Сан Николы.

Вроде всё понятно и просто: железнодорожный узел, провинциальный городишко, где днём с огнём не сыщешь нормального ресторана. Нет, одно кафе с плюшками мы там всё ж нашли. Население 25 тысяч человек. Из них две с лишним тысячи работало на автозаводе компании FIAT и сопутствовавших ему фирмах, но только до 2011 года, когда FIAT закрыл своё производство и продал завод китайцам. Ещё есть порт. Вот вокруг него, наверное, всё и крутится.

Между Палермо и Термини примерно раз в час курсируют электрички. Причём ходят они точно по расписанию. Вначале мы ездили туда-сюда на электричках без билета, потому что ж. д касса в Сан Николе по бедности закрыта, а за те 11 минут, которые электричка добегала до Термини, контроль нас не успевал побеспокоить. Потом оказалось, что контролёр сидит в головном вагоне и ждёт, когда к нему лично подойдёт безбилетный пассажир. С тех пор совесть нас гнала по вагонам бегом к контролёру, пока поезд не остановится в Термини.

Термини Имерезе. Сицилия

В общем, городок, каких везде много.

Но это то, что касается дня сегодняшнего, а когда-то неподалёку от нынешнего Термини находился греческий город Терме Химерее (Thermae Himeraeae), что в переводе означает термальные источники Гимеры, который был центром термальных курортов Сицилии. Город Гимера образовался аж в 5 веке до нашей эры. О его правителе — тиране Фаларене писал сам Аристотель.

Помимо курортной зоны в Гимере, само собой, тогда находился порт, а значит, город представлял собой торговый центр или торговую базу, куда доставлялись товары с одних частей света для отправки в другие части. Местоположение Гимеры было настолько привлекательным, а сам город на зависть всем зажиточным, что вокруг него велись частые битвы между тиранами — правителями соседних античных городов. Всё это подробно описано в исторических хрониках Сицилии. Однажды очередной тиран Гимеры оказался слабее своих противников и проиграл очередное сражение соседу, но, в знак тираньей солидарности не был убит, а просто изгнан из родного дворца за пределы города. Он оказался человеком неблагодарным и решил отомстить, позвав на помощь воинственных карфагенян.

Тут всё и началось. Карфагеняне вывели из стойл своих боевых слонов и в составе 300 тысяч человек отправились на Сицилию помогать обиженному. Случилось это в 480 году до нашей эры. Но сражение Карфаген проиграл, и всё осталось на своих местах. Хорошенько подумав, остальные тираны сицилийских городов посовещавшись решили перестать ссориться и пожить в мире, и это им удалось, но только на отрезок в 50 лет. Эти 50 лет сицилийцы жили богато и счастливо.

Но тут опять в спокойное течение жизни сицилийцев вмешался Карфаген. В 409 году до нашей эры армия Ганнибала начала великий поход на Сицилию и почти сразу напала на Гимеру. Вначале гимерцам помогал отряд из Сиракуз, но сиракузцы ушли, испугавшись, что Ганнибал следующей жертвой выберет их родной город. После победы над Гимерой Ганнибал казнил 3 тысячи пленных, прочих горожан изгнал, а от города не оставил камня на камне. Изгнанники перебрались с родного берега на другой берег реки Фьюме Гранде (современное название) и стали там обустраиваться. Вот так появился город, который сейчас называется Термини Имерезе. Датой рождения города считается 409 год до нашей эры. Его покровителем стал блаженный Августин.

Говорят, что в термальном источнике, который сейчас находится в черте нынешнего города, когда-то искупался герой древней Эллады Геракл. Искупавшись, он стал сильнее и здоровее всех в мире, что и помогло ему совершить все свои 12 подвигов.

От прошлых времён Термини Имерезе сохранил своё название и руины города Гимера. А ещё свидетельства очевидцев. Так Цицерон рассказал о том, что граждане Термини Имерезе были большими любителями искусства. В настоящее время о любви горожан к искусству можно судить, побывав в местном краеведческом музее.

Добраться до музея оказалось не так просто, потому что после поражения в битве с карфагенянами горожане заложили свой город на вершине холма, окружив его крепостной стеной. Сверху им открывался завораживающий взгляд вид на окрестности, а ещё, холм проще оборонять, особенно от боевых слонов, которые растоптали Гимеру. Сейчас город условно разделён на две части — Termini Bassa (Нижний Термини) и Termini Alta (Верхний Термини). От ж. д. вокзала, который находится в Нижнем Термини, к музею, который расположен в Верхнем, идёт выложенная геометрическим орнаментом пешеходная улица, которая поднимается широкими ступенями круто вверх.

Термини Имерезе. Сицилия

Когда стоишь у её истока, кажется, что в своём конце она упирается прямо в небо. Но улица добирается до плоской верхушки холма, где на Piazza Duomo находится барочная церковь Святого Николая 15 века, а перед ней памятник гарибальдийцам.

За площадью, если пройти по платановой аллее, располагается бельведер Принца Пьемонта. Кроме того, на площади мы увидели бар и ресторан.

Но вначале, конечно, мы пошли в музей.

В нём была представлена археологическая часть, которая не отличается разнообразием и сильно не впечатляет. Это беда всех провинциальных музеев, которые расположены близко к столичному городу. В то время как археологический музей в Палермо поражает изобилием и ценностью своих экспонатов. Наверное, он изымает всё самое лучшее у своих более мелких собратьев, а им оставляет что попало. Но в музее Термини, как в любом музее, тоже можно найти что-то интересное. Для меня этим оказалась экспозиция, представляющая местного художника, который был исключительным рисовальщиком.

Термини Имерезе. Сицилия

Я настолько залюбовалась небольшим карандашным рисунком, что никак не могла от него оторваться, насколько реалистично он был исполнен. Впрочем, я никому не мешала, поскольку в музее кроме нас никого не было.

В ресторане в обеденное время царила сонная обстановка. Спагетти нам готовили почти час. Хотя мы никуда и не торопились, потому что на улице шёл дождь, а зонтов у нас при себе не было. С бельведером принца Пьемонта мы познакомились в другой день, когда на небе сияло солнце.

Термини Имерезе. Сицилия

За вид, который открывается с вершины холма города ему можно простить все имеющиеся грехи. Им можно любоваться вечно.

Изрезанный берег Тиренского моря с его возвышенностями, спускающимися к водной глади, портовые краны, корабли, дома на склонах — крошечные, будто игрушечные, так, что кажется, что жизнь в них течёт без проблем. У маленьких какие могут быть проблемы? Вдоль прогулочной дорожки бельведера рядком стояли скамейки. На одной из скамеек сидели двое мужчин и молча глядели прямо вперёд перед собой. Я думаю, что они были романтиками, а не безработными, которых уволил Фиат, и которым совсем нечем заняться в этом старом-старом городе.