Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:18
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Льгов — Россия Июнь 2022

В конце XIX века Льгов сделался важным железнодорожным узлом. Через него прошли ж/д ветки на Киев и Воронеж, на Харьков и Брянск. Это позволило развивать промышленность.

Древний город, потерявший заглавную букву

В годы войны здание вокзала оказалось полностью разрушено, но уже к концу 40-х появился новый в стиле сталинского классицизма.

С другой стороны, железная дорога старый Льгов обошла стороной. Льгов-Киевский в 10 км. от исторического центра. После посещения Музея А. П. Гайдара, нам пришлось возвращаться на станцию, дабы сесть на автобус.

На подъезде к исторической части из леса проступает нарядная башня в псевдоготическом стиле. В прежние времена она входила в состав большого усадебного комплекса князей Барятинских. Напомню, А. И. Барятинский — покоритель Кавказа, принял капитуляцию имама Шамиля.

По легенде, направлявшийся в Мекку Шамиль, у Барятинского останавливался на несколько дней и в башне совершал намаз. Увы, краеведы подобное отрицают. Шамиль гостил в усадьбе Барятинского в Марьино. Во Льгове имам не был.

Древний город, потерявший заглавную букву

(Фото Разорёнова Оксана из материала Башня Шамиля, реликтовый лес и дары осени)

Льгов в 76 км. восточнее областного Курска. По данным 2021 года, население города 17557 человек. Старый Льгов расположился на горе.

Древний город, потерявший заглавную букву

В материале про Краеведческий музей я уже приводил историю города, и тем не менее повторюсь.

Льгов возродился из древнего города Ольгов, упомянутого в летописи в 1152 году. Но где он находился, никто точно не знает. В XVII веке в этих местах возникла Городенская сторожа, охранявшая южные рубежи государства.

Рядом образовался монастырь Дмитрия Солунского, который стали называть Ольговским (и Льговским). Близ обители возникла слобода.

Древний город, потерявший заглавную букву

С Льговским Дмитриевским монастырем связана судьба Иова Льговского — известного в XVII веке русского монаха, основателя многих монастырей, не принявшего церковные реформы патриарха Никона и ставшего одним из наиболее почитаемых распространителей старообрядчества. С 1657 по 1672 годы Иов был настоятелем Льговского монастыря.

Льговский монастырь в 1764 г. оказался упразднен.

Древний город, потерявший заглавную букву

К этому моменту его бывшая слобода стала центром торговли и ремесленного производства. В 1779 г. бывшая слобода была преобразована, получила статус города и стала называться Льговом.

Одна из главных достопримечательностей Льгова — собор Николая Чудотворца.

Древний город, потерявший заглавную букву

В 1893 г. в городе заложили храм во имя святителя и чудотворца Николая. Строительство продолжалось до 1910 г. Храм возведен «тщанием благотворителей г. Льгова и уезда в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г.»

В советское время собор закрывался, его последующая судьба стандартна. Церковь вернули верующим в 1990 г.

Во Льгове тоже есть Красная площадь. Она на самой вершине холма. В 1850 г. здесь появилась Знаменская церковь. В советские годы она была разрушена. Теперь на её месте здание администрации района.

По соседству с администрацией сквер, где установлен монумент Льговским молодогвардейцам.

Древний город, потерявший заглавную букву

Во время немецкой оккупации образовалась группа молодых подпольщиков. Ребята нападали на немцев, устраивали диверсии, расклеивали листовки.

Благодаря предателям, Гестапо вышло на след подпольщиков. В августе 1942 г. было арестовано 30 человек. В сентябре 19 молодогвардейцев расстреляли. Далее их участь разделили ещё 28 жителей.

В годовщину гибели, в сентябре 1992 г., молодогвардейцам установили памятник.

Древний город, потерявший заглавную букву

Ребята покоятся вместе с бойцами Красной Армии, положившими жизни за освобождение города.

Ещё один храм в честь Дмитрия Солунского относится к старообрядческой ДРЦ. Как я уже писал, на здешних землях располагался старообрядческий монастырь. После закрытия адепты остались во Льгове.

В 1812 году во льговском уезде насчитывалось около 1500 старообрядцев. Население же города Льгова составляло на то время 1000 человек и 300 из них были старообрядцы.

После дарования староверам духовной свободы в 1905 году в центре Льгова несколько семей древлеправославных христиан отдали свои участки под строительство церкви.

В кротчайшие сроки на пожертвования был построен храм св. великомученика Димитрия Солунского.

В советское время храм не был разрушен. Настоящим испытанием стала ВОВ — фашисты разграбляли церкви, похищая иконы и утварь.

Чтобы спасти имущество храма от святотатцев прихожане устроили под полом тайник, в который бережно уложили иконостас и другую церковную утварь, поверх пола насыпали зерно для того, чтобы выдать храм за зернохранилище. Таким образом, до наших дней удалось сохранить великолепный иконостас и старинные иконы дивного письма.

От себя добавлю, обычно к храму ведёт обустроенная дорога, но здесь не тот случай. Старообрядцы веками старались не привлекать внимания. Подойти можно по единственной тропинке через гаражи, и даже сфотографировать очень непросто.

Древний город, потерявший заглавную букву

Во Льгове родился А. П. Гайдар.

Его бюст в городском парке соседствует с бюстом Н. Н. Асеева.

Древний город, потерявший заглавную букву

Одним из главных разочарований во Льгове стал тот факт, что я не попал в мемориальный музей Николая Николаевича Асеева.

Руссо-советский поэт, переводчик и сценарист, деятель русского футуризма, лауреат Сталинской премии первой степени Н. Н. Асеев родился во Льгове 10 июля 1889 г.

Во время гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста. В 1922 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака. В. Катаев позднее вывел Н. Н. Асеева в романе «Алмазный мой венец» под прозвищем «соратник».

У Асеева потрясающие стихи. Мне же, после непопадания в музей, хочется вставить вот такой отрывок:

От скольких людей я завишу:

От тех, кто посеял зерно,

От тех, кто чинил мою крышу,

Кто вставил мне стекла в окно;

Кто сшил и скроил мне одежду,

Кто прочно стачал сапоги,

Кто в сердце вселил мне надежду,

Что нас не осилят враги;

Кто ввел ко мне в комнату провод,

Снабдил меня свежей водой,

Кто молвил мне доброе слово,

Когда еще был молодой.

Помимо Гайдара и Асеева во Льгове с 1948 по 1953 г. жил и работал выдающийся советский писатель Валентин Владимирович Овечкин (1904 — 1968). Об этом свидетельствует мемориальная табличка.

Древний город, потерявший заглавную букву

Настоящим открытием стал так называемый народный музей, о котором мы узнали благодаря местным жителям. С кем удалось пообщаться, все расхваливали экспозицию в Гостевом доме.

Особняк переделан под гостиницу. Какого он года постройки, для меня так и осталось загадкой. Но, судя по всему, здание старинное и даже древнее. Когда мы зашли внутрь, к нам вышла сотрудница и провела экскурсию.

Древний город, потерявший заглавную букву

До Революции особняк принадлежал местным купцам, но был национализирован. Здесь располагались самые разные организации, включая Дом пионеров.

После Перестройки здание оказалось приватизировано, и теперь выполняет роль гостиницы и ресторана.

Когда новые хозяева решили сделать реконструкцию, под полом обнаружили подземный ход. Куда он вёл, так и осталось загадкой — кладка обрушена. Зато свою часть облагородили: закрыли верх толстыми стёклами, а вниз положили скелет.

Древний город, потерявший заглавную букву

Что касается музея, он состоит из двух залов.

В первом сувениры, детские поделки, картины местных художников. Отдельные работы выглядят основательно — никогда не подумаешь, что рисовал ребёнок.

Второй зал побольше.

Древний город, потерявший заглавную букву

Здесь собраны уникальные вещи, как, например, кости давно почивших мамонтов, трилобиты и другие окаменелости.

Как звали женщину, проводившую для нас экскурсию, я не запомнил.

Древний город, потерявший заглавную букву

В любом случае, от нас ей огромнейшая благодарность!

Коренная львовянка, собирать старину она начала ещё в юном возрасте.

Древний город, потерявший заглавную букву

Узнав об увлечении, люди стали приносить в народный музей найденное на огородах.

Курская земля изобилует артефактами.

Сколько битв и сражений происходило в окрестностях Льгова?… Теперь никто не скажет.

Помимо древностей и окаменелостей, в коллекции артефакты Льговского монастыря: предметы церковного культа, нательные крестики, ладанки и иконки.

Подводя итог, могу констатировать, экспозиция в Гостевом доме Льгова намного богаче собранного в музее Краеведческом.

Итак, где же таки располагался древний Ольгов? По одной версии, на месте исторического Льгова. В другом варианте, город берёт начало от крепости на Белой горе.

Наш поезд отправлялся в Москву через четыре часа. Оставшееся время решили заполнить экскурсией на Белую гору. Нашли таксиста, договорились по цене и уже через полчаса оказались на месте.

Здесь устремлённый на север Сейм упирается в высокую гору, и, не найдя протоки, поворачивает на запад.

Древний город, потерявший заглавную букву

Для обустройства крепости Белая гора подходила идеально.

С XVII века здесь находилась казачья сторожа. В память о казаках, защитниках и собирателях Земли Русской, в ноябре 2019 г. на одном из валов установили Поклонный крест.

Рукотворное укрепление на самой верхней точке горы. С запада, севера и востока цитадель до сих пор огорожена валами.

Со стороны реки подобное не требовалось, подъём сам по себе крут.

Древний город, потерявший заглавную букву

В прежние времена периметр обрамлялся частоколом.

Бревенчатые строения давно сгнили, но мы понимаем, что и как тут было.

Древний город, потерявший заглавную букву

По своей форме «Белая гора» напоминает «Чашин курган» — древний Дебрянск, от которого пошёл Брянск. Кстати, Дебрянск, в отличие от Ольгова, потерял не одну, а сразу две буквы и стал Брянском.

Отсюда ли начался древний Ольгов? Не скажу, но место в энергетическом плане сильное!

Древний город, потерявший заглавную букву

Над обрывом стол и скамейки где можно просидеть целый день, любуясь просторами, и реально забыть о времени.

Сейм — левый приток Десны, самый длинный из её притоков. В древнерусских источниках река называется Семь. По местным легендам, Семь (Сем) — суженый Десны, дочери богатыря Днепра. Название от семи притоков именуемых «Семицами».

Древний город, потерявший заглавную букву

Вплоть до середины прошлого века по Сейму ходили суда. Глядя на извилистое русло, можно представить, как по реке скользили ладьи с товарами, как ветер наполнял паруса, и как дозорные, вглядывались в степь — не идёт ли вражеская конница.

Какие здесь были стычки и битвы, история умалчивает. Подобных крепостей на южных рубежах строилось много. Не все из них сохранились, но это уже другое… Что касается горы, Белой она названа не просто так. На открытых участках проступает меловая составляющая.

Белая гора в 7 км. от Льгова. Как далее выяснилось, таксист, привёзший нас к крепости, мимо проезжал многократно, но на территории ни разу не был, хотя он старше меня и всю жизнь живёт во Льгове.

Ближнее мы часто не замечаем, считая обыденностью. Между тем Россия, как никакая другая страна, наполнена историей, и я всякий раз не перестаю удивляться новым открытиям!