Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 4:50

Бывшие церкви, ныне мечети

Стамбул — Турция Апрель 2022

Практически все константинопольские церкви, которые избежали разрушения после завоевания города турками, были превращены ими в мечети. Многие из них дошли в их исходном виде до наших дней. Мы хотим показать две из них, которые играли особо важную роль в византийские времена, а сейчас, после масштабной реставрации, представшие в виде красивых мечетей. Но даже в этой новой «инкарнации» в них сохранились отдельные черты тех православных храмов, которыми они когда-то были.

Церковь Сергия и Вакха (Малая Св. София)

Более древняя, чем Св. София, церковь Сергия и Вакха была построена в 527–536 гг. также во время правления императора Юстиниана. Сергий и Вакх были христианскими мучениками начала 4-го века, служившими в римской армии и казнёнными за свои религиозные убеждения. Церковь в их честь иногда называют «малой Айя-Софией» потому, что она якобы послужила прообразом «большой Софии».

Нельзя не заметить сходство куполов большой и малой Софий. Однако есть и различия: Св. София — это трёхнефная базилика, а Сергий и Вакх — храм вокруг центрального пространства под куполом. Если говорить о преемственности, то церковь Сергия и Вакха больше похожа на Сан-Витале в Равенне, нежели на Св. Софию.

Интерьер церкви (ныне мечети) - вид снизу.

Интерьер церкви (ныне мечети) - вид с галереи.

Сейчас храм служит мечетью и все его богатые мозаики забелены. Можно только догадываться, что скрывается под толстым слоем штукатурки. Если искать подсказки в «большой» Софии, стены «малой» были также украшены золотистой мозаикой. Храм очень красив изнутри и в образе мечети, можно только представить, насколько он был хорош с богатыми мозаиками и изысканной византийской отделкой.

Купол храма.

Под куполом сохранился изначальный восьмиугольный контур храма, опирающийся на колонны зелёного и серого мрамора с резными капителями, причём на многие из них нанесены инициалы Юстиниана и его жены Феодоры.

По периметру галереи проходит украшенный кружевной резьбой фриз с длинной хвалебной надписью в честь императора Юстиниана.

Сохранившийся византийский декор.

Монастырь Пантократора

Монастырь в честь Спаса Вседержителя (по-гречески Пантократора) был основан в 1118 году императором Иоанном II Комниным и его женой Ириной, мозаичные изображения которых мы уже видели в Св. Софии. Ирина была венгерской принцессой по имени Пирошка (по-венгерски — «красна девица») и рано осиротела. 16-ти лет отроду её в политических целях выдали замуж за наследника византийского престола. Приняв православие и поселившись при дворе в Константинополе, Ирина вела тихую и благочестивую жизнь, отдавая много времени воспитанию своих восьмерых детей. Став в 1118 году императрицей, она прославилась своей благотворительностью и опекой венгерских паломников, направлявшихся в Святую землю. Именно она стала главным инициатором основания монастыря Спаса Вседержителя, ставшего вторым по величине византийским памятником Константинополя после собора Св. Софии.

Когда-то на окруженной стенами территории монастыря располагался целый комплекс зданий, включая больницу на 50 мест, библиотеку, дом престарелых, медицинскую школу и аптеку. Сейчас от монастыря остался только центральный храмовый комплекс, состоящий из трёх примкнувших друг к другу церквей, по-турецки называющийся мечетью Зайрек. Первой под руководством императрицы Ирины была возведена южная церковь с главным монастырским престолом, посвященным Вседержителю. Уже после её смерти в 1134 году Иоанн построил недалеко от южной северную церковь Богоматери Милостивой в честь своих военных побед. Впоследствии он возвёл и третью часть комплекса, соединив обе церкви часовней Михаила Архангела, ставшей усыпальницей императорской династии Комнинов. Именно там были упокоены Иоанн и Ирина.

Церковь Христа Вседержителя, южная часть храмового комплекса.

И южная, и северная церкви комплекса представляют собой четырёхстолпные крестово-купольные храмы с тройными апсидами. Храм Пантократора (южная церковь) был самой большой четырёхколонной церковью в Константинополе, её купол имеет диаметр в 7 метров. Расположенная посередине часовня Михаила Архангела украшена двумя куполами на высоких барабанах.

В 1204 году монастырь Пантократора был ограблен крестоносцами, которые не пощадили и императорских захоронений. Опустошённый саркофаг Ирины до середины 19-го века стоял снаружи церкви, пока его не перенесли в Св. Софию, где он пребывает по сей день. Если заходя в Св. Софию сразу взглянуть направо, вы его сразу увидите:

Саркофаг императрицы Ирины в экзонартексе Св. Софии.

После латинского завоевания Константинополя монастырем Пантократора завладели венецианцы, поэтому большую часть его разграбленных реликвий сейчас можно увидеть в соборе Святого Марка в Венеции.

Самые живописные виды на храм открываются с востока, со стороны ресторана с красивым садиком.

Храмовый комплекс долго был на ремонте и открылся буквально несколько лет назад. Теперь это мечеть Zeyrek Camii, расположенная во всех трёх церквях и очень красиво оформленная.

Так сейчас выглядит изнутри главная церковь, посвященная Христу Вседержителю.

Западная сторона церкви Пантократора.

В храме Пантократора сохранились некоторые элементы византийского декора, в частности, изумительный наборный мраморный пол (находящийся, к сожалению, под ковром и только в одном месте слегка приоткрытый). Кроме того, почти в неизменном виде дошла до нас мраморная облицовка апсиды в этой церкви, напоминающая мраморную отделку Св. Софии.

Бывшие церкви, ныне мечети

Отвёрнутый в сторону ковёр открывает византийский мраморный пол.

Интерьер церкви Богоматери Милостивой. Здесь когда-то стояли 4 красные мраморные колонны, которые турки заменили на достаточно прозаичные пилоны.

По легенде, в монастыре Пантократора когда-то хранились важнейшие христианские святыни: икона Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), написанная евангелистом Лукой, а также Камень миропомазания, на котором тело Христа умастили миром и алое перед погребением. Трудно сказать, насколько этому можно верить. По крайней мере, три храма в Константинополе упомянуты как место хранения иконы Одигитрия, которая бесследно исчезла после турецкого завоевания. Камень миропомазания сейчас находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, его пребывание в Пантократоре основывается на якобы имевшем место предложении венецианцев султану Мехмету II выкупить у него «эту доску» за 30 тысяч дукатов, на что султан не согласился.

Интерьер часовни Архангела Михаила (средняя секция).

К востоку от монастырского комплекса находится ресторан, с террасы которого открываются прекрасные виды на старый город и залив Золотой Рог.

Сад перед рестораном.

Созерцая всю эту красоту, мы выпили для бодрости кофейку, поскольку впереди нас ещё ждал поход в мечеть Сулеймание.

Этот рассказ завершает наш цикл «Стамбул 2022», написанный по итогам шестидневного визита в этот город в апреле 2022 года.