Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 7:49
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Рыльск — Россия Июнь 2022

До Рыльска мы добирались на такси из Горнальского монастыря. Рыльск севернее, здесь начинаются леса.

Один день в Рыльске

В списке малых городов России он занимает особую строчку, отличаясь неповторимым обликом с правильной планировкой и живописным природным ландшафтом.

Рыльск — административный, культурный и духовный центр Курской области, расположен в 28 км. от границы с Украиной.

Один день в Рыльске

По оценке экспертов в 2015 г. вошёл в топ-25 самых дешёвых для туризма городов страны, заняв 15 место.

Выбирая гостиницу, я действительно отметил, что цены бюджетные.

Один день в Рыльске

Можно снять в центре, а ещё лучше найти дешёвую на окраине, что мы и сделали, остановив выбор на отеле Аура (ул. Дзержинского 74), неподалёку от старообрядческой колокольни.

В начале прошлого века взамен деревянной церкви стали возводить каменную, но тут грянула Революция. Покровский храм разобрали, а недостроенную колокольню не тронули. Так она и стоит, словно живой укор, более 100 лет.

Один день в Рыльске

В Рыльске 70 памятников архитектуры местного и 8 Федерального значения, плюс 10 объектов имеют статус памятников археологии.

Город небольшой и на столь малой площади такое количество объектов впечатляет!

Когда основан Рыльск неизвестно. В летописях он фигурирует с 1152 года.

Один день в Рыльске

В ходе археологических раскопок, проводившихся в прошлом и позапрошлом веке, установлено, по берегам реки Сейм в эпоху палеолита и неолита находились стоянки древнего человека.

С VII века по правому берегу начинают появляться селения северян.

Один день в Рыльске

Главным и самым древним из таковых являлась гора Иоанна Рыльского. Если не знать, то и не поймёшь что это отдельное образование.

Подняться можно с одной единственной стороны.

Один день в Рыльске

Склоны вертикальны, в некоторых местах высота доходит до 50 метров. Гора — духовный центр города. Древний Рыльск образовался именно здесь. На вершине Поклонный крест, который виден издалека.

Рядом с крестом часовня и инсталляция крепостной башни.

Один день в Рыльске

Других сооружений нет. В своё время, из-за неправильных расчётов, в реку обрушилась церковь. После этого ничего капитального решили не строить.

С башни мы с удовольствием любовались панорамой города.

Один день в Рыльске

Натоптанные тропинки приведут в разные места, где неизменным будет потрясающий Рыльск, голубой Сейм и утопающий в зелени правый берег. По легенде, когда подступал неприятель, на горе появлялся Иоанн Рыльский и затруднял действия нападавших.

Во время раскопок 1991 г. учёные обнаружили разрушенное погребение хазарского воина с конём и собакой. Усопший скорее всего входил в состав гарнизона, располагавшегося на горе.

Логичен вопрос: что здесь было при хазарах? Один орловский краевед выдвинул версию, что Новосиль основан хазарами, но подтвердить её письменно не смог.

Через Курское Посемье шла важная торговая магистраль Ока — Сейм, которую нужно было контролировать. Крепость служила форпостом. Это понятно. Вопрос в другом — с какого времени?

Хазар удалил Святослав. До этого они со славян собирали дань, обустраивая форпосты и фактории.

Следующие хозяева крепости — северяне. Именно отсюда в XII веке выступил в поход на половцев, о котором говорится в «Слове о полку Игореве», Игорь Святославович.

Один день в Рыльске

Укрепления имели вид детинца. Он был центром внутренней крепости, составленной из дубовых стен высотой до 6 метров и девяти башен. Цитадель опоясывалась рвом и земляными валами с пятью недостроенными башнями.

Каждая имела своё название и назначение. Большая Воскресенская башня была шестистенной, проездной и имела высоту более 15-ти метров. В ней находился вестовой колокол весом в 9,5 пудов.

В двух метрах от неё была расположена Малая четырёхстенная башня, без верха, высотой в 5 метров с проездными воротами. Все фортификационные башни имели хорошее для того времени вооружение.

В Краеведческом музее Рыльска воссоздан предполагаемый макет сооружения.

Один день в Рыльске

Поднимаясь на гору, мы слегка запыхались.

По словам местных жителей, зимой на машине никто заезжать даже не пытается. Зато монголы подобные укрепления в любое время года щёлкали как орешки.

В 1240 г. Рыльск оказался разорён. Документальных подтверждений нет, но, судя по всему, Рыльск на ту пору — это именно гора Иоанна Рыльского.

В XVI–XVII веках крепость имела большое стратегическое значение, — на западе от неё проходила граница с Литвой, а на юге находилось Дикое Поле. Тогда Рыльск вошел в самую южную укрепленную оборонительную линию, которая защищала русские земли от набегов крымских татар.

Один день в Рыльске

В конце XVII века границы российского государства были отодвинуты от Рыльска на юг и запад, что привело к потере городом прежнего значения важного стратегического пункта. Окончательно же Рыльск, как город-крепость, утратил своё значение после Полтавской битвы.

Ещё один уникальный объект Рыльска — домик Петра. Царь останавливался здесь, когда возвращался из Полтавы с Победой.

Подумать страшно — дому более 300 лет. На фасаде табличка, а внутри… живут люди!

Один день в Рыльске

Невольно задаёшься вопросом, неужели нельзя переселить жильцов? К моему большому сожалению, Рыльск город небогатый, старинных зданий много и не только «домик Петра» требует ремонта.

В XVII–XVIII веках Рыльск приобрёл черты купеческого города, сделавшись одним из центров на Юго-Западе России.

Один день в Рыльске

Здешние купцы торговали пшеницей, пенькой, салом, мёдом, конопляным маслом, а также косами, завозимыми из Австрии.

Отцы города строили церкви, занимались благотворительностью, чистили русло Сейма.

Один день в Рыльске

Рыльск родина многих известных людей. Выдающийся мореплаватель, первопроходец, основатель первых поселений на побережье Северной Америки, Григорий Иванович Шелихов — уроженец Рыльска.

На доме, где родился Шелихов, мемориальная табличка.

В 1903 г. в городском парке установили памятник Г. И. Шелихову. В 30-ые годы его благополучно разломали, но уже в 1957 г. устроитель Америки вернулся на прежнее место. При торжественном открытии монумента присутствовал почти весь город.

Рыльск является побратимом следующих городов: Рила (Болгария), Глухов (Украина), Белынычи (Беларусь), Москва и Шелихов (Россия).

До Революции Рыльск называли городом церквей. До нашего времени дошло не всё, но сохранившееся впечатляет!

Один день в Рыльске

Церковь Вознесения Господня построена в 1866 г. Праздничная и нарядная, после реконструкции она стала одним из символов города.

Покровский собор возведён в 1822 году средствами купцов Шелиховых.

Один день в Рыльске

Его колокольня почти точная копия колокольни Успенского собора.

Успенский кафедральный возведён в 1811 году купцом 1-й гильдии И. Ф. Филимоновым.

Успенский собор на горе, его устремлённая вверх колокольня видна издалека и потому служит ориентиром.

С 5 октября 1941 г. по 30 авг. 1943 г. Рыльск находился под немецко-фашистской оккупацией.

Освобождён 112 и 121 гвардейскими стрелковыми дивизиями 60-ой Армии Центрального фронта. Дивизиям присвоено звание «Рыльские».

Один день в Рыльске

31 августа 1943 г. в честь освобождения Рыльска Москва салютовала 17 залпами. За героические подвиги во время ВОВ 11 рылян удостоились звания Герой Советского Союза. Четверо стали Полными Кавалерами ордена Славы.

За доблестный труд в послевоенное время 8 уроженцев района получили звание Герой Социалистического труда, причём председатель колхоза «Красный Октябрь» Максимов оказался награждён дважды.

Как и в любом городе России, здесь тоже были свои герои-интернационалисты.

В первый день визита периодически накрапывал дождик.

Один день в Рыльске

Мы изучали город перебежками и даже посетили Рыльский монастырь.

Утром следующего дня предстояло выехать во Льгов. Билет на автобус купили заблаговременно.

Один день в Рыльске

Михаил решил поспать и набраться сил, я же вновь отправился на изучение города.

Население Рыльска чуть более 15 тыс.

Один день в Рыльске

Интересно наблюдать, как город просыпается, как люди выходят на работу, как наполняется базар, где я в итоге как раз и оказался. Помня, что в Рыльске всё дёшево, решил купить домой местной колбасы. Продавщица от суджанской отговорила, сунув другую.

Я взял и даже на название не посмотрел. Уже дома разглядел — мне втюхали микояновскую. Вот уж удивительно, привезти московскую колбасу их Рыльска…

Один день в Рыльске

После рынка ноги понесли меня к Сейму,

где городские власти очень достойным образом оформили пляж.

Один день в Рыльске

Вода чистейшая, в реке водятся самые разные виды рыб.

По пешеходному мостику я перешёл на другую сторону, где гулял в гордом одиночестве, наслаждаясь полями и заливными лугами.

Рыльск оставил очень приятные впечатления. Люблю города наполненные историей!

Банк России 14 июля 2022 года выпустил в обращение памятную монету из недрагоценных металлов номиналом 10 рублей «г. Рыльск, Курская область» серии «Древние города России».