Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 22:53

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что "попутное"

Санкт-Петербург — Россия Июнь 2022

Поводы вновь запланировать поездку в Петербург у меня не переводятся. Собственно, и просто побродить-погулять по городу без всякой цели была бы рада. Но вряд ли это когда-нибудь случится, ибо нечто из серии «а вот сюда мне непременно надо» возникает на горизонте постоянно и без всякого моего участия, если не считать таковым, например, легкое нажатие кнопочки канала RTG в телеке. Новые фильмы, кстати, там не так и часты, гоняют повторы, и почему я до сих пор не видела тот, что рассказывал об одном из красивейших храмов Петербурга — Бог весть. Наверное, время не пришло… Но минувшей весной что-то с чем-то совпало и вот уже снова накрыло то самое — «сюда мне непременно надо»!

И даже, кажется, получится отправиться к храму преподобномученика Андрея Критского — а именно его красота меня на сей раз поманила — прямо в первый же день с утра. Благо от м. Чернышевская, где я буду жить, до м. Балтийская, от которой ближе всего к Рижскому проспекту, дом 9 (адрес храма) ехать по прямой и совсем недолго. Кстати, понравилось мне выдвигаться в Петербург на первом Сапсане в 5–55. Да, до вокзала приходится брать такси, но и цена билета на ранний поезд ниже. А в 9–35 ты на месте!

С отелем на сей раз мудрить не стала, снова остановилась в «Сонате» на ул. Маяковского, и даже достался мне тот же самый номер, что и осенью прошлого года. До отеля от вокзала добиралась пешком: нравится мне идти по улице Восстания, потом по Маяковского, отмечая интересные фишечки на фасадах домов, симпатичные кафешки…

Оставив вещи на ресепшн, нырнула в метро, и вскоре уже выходила на ст. Балтийская, где мне до сих пор бывать не приходилось. По Новопетергофскому мосту перехожу Обводный канал и по Лермонтовскому проспекту шагаю до его пересечения с Рижским. Но … не сворачиваю на него, т. к. коли меня занесло в неведомый доселе район города, конечно же, предварительно «посмотрела» по сторонам, обнаружив кое-что интересное.

А именно: Египетский мост со сфинксами, с которыми почему-то никак я не могла раньше познакомиться, хотя и ходила не раз неподалеку; и один из примечательных доходных домов — дом Капустина, что стоит на противоположном берегу Фонтанки.

По пути, возле совершенно не вписывающейся в окружающее стекляшки отеля «Азимут» порадовал Рахманиновский сквер с буйно цветущими темно-розовыми яблонями.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

И с довольно примитивным фонтаном, сквозь струи которого в перспективе Троицкого проспекта показался… Троице-Измайловский собор! Вот так встреча! Почти год не виделись… Неожиданно и приятно!

Сфинксы почему-то скучали без всякого туристического внимания. Попрыгала возле них с фотиком, авось стало им чуточку веселее…

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Заодно приметила на другом берегу Фонтанки симпатичный розовый с белым домик классического вида с пышным кустом сирени на углу. Кажется, что должна в таком обитать какая-нибудь романтичная барышня, ан нет: принадлежал некогда сей особняк скучнейшей, с моей точки зрения, организации — Аудиторскому департаменту Военного министерства.

А если не полениться, и сунуть нос в проход между этим особняком и соседним, увидишь вот такой фасад-обманку.

Ну прелесть же!

Еще через два вполне себе типичных для Коломны позапрошлого века строения высится бывший доходный дом К. И. Капустина (набережная реки Фонтанки, 159). Честно говоря, когда увидела его на фотографиях, вспомнила Чебурашкино «мы строили-строили, и наконец — построили!»

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Казалось, все эти эркеры, разновеликие окна, изломы крыши появлялись здесь постепенно — будто каждый новый хозяин что-то свое добавлял. Ан нет, так и было задумано архитектором Алексеем Бубырем, более того дом этот считается вершиной творчества зодчего. Дата постройки — 1910–1912, а стиль здания относят к северному модерну. Не так давно дом был отреставрирован. Вернули ему задуманную автором двух-, а местами и трехцветность. Считается, что дом Капустина рассчитан на восприятие издалека, но по мне и вблизи впечатляет, разнообразной фактурой фасадов в том числе. А еще я бы не отказалась полетать и рассмотреть «колпаки» эркеров и заглянуть в окошко под черепичной шапочкой крыши.

Вот как умные люди описывают детали этого здания: «Горизонталь карниза прерывается мощным аккордом высокой кровли над угловой частью дома. Сложный ритм горизонталей подхвачен балконами и черепичным навесом над вторым этажом. Особенно удачна кровля, составленная из пересечения двускатной и полувальмовой кровель с дополнительной врезкой».

Угу, прочитала на свою голову, после чего пришлось узнавать, что такое «полувальмовая» кровля! Выяснила, чего и вам желаю, ежели интересно, конечно. В общем, к дому Капустина прогулялась не зря, слово новое узнала, в том числе))).

Кстати, бывший владелец, Константин Иванович Капустин, (потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга, на минуточку), помимо всего прочего еще и автогонками увлекался, участвовал в одной из первых — СПб-Луга в июле 1901 г. А в 1905-м установил новый российский рекорд — 57,7 км/ч при старте с хода. По тем временам бешеная скорость!

Ну, а теперь все же возвращаюсь на Рижский проспект и иду к храму… Который запросто можно и не заметить, особенно шагая по нечетной стороне улицы. Т. к. колоколенку с золоченой главкой, возвышающуюся над крышами, таким образом не увидишь, а само здание совершенно ничем не примечательно.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Собственно и войдя в подъезд (дверь тугая, тяните изо всех сил) не сразу понимаешь, что оказалась в церкви. Правда, по стенам — фотографии и пояснения к ним, рассказывающие об истории храма. Посмотреть и почитать интересно.

Как известно, 17(30) октября 1888 года во время крушения императорского поезда на участке железной дороги рядом со станцией Борки под Харьковом чудом никто из императорской семьи не пострадал. Во многом благодаря могучей силе царя Александра III, но и без заступничества высших сил, надо полагать, не обошлось — все под Богом ходим… В благодарность за спасение государя-императора и венценосной семьи храмы возводились тогда по всей России.

Вот и рабочие и служащие фабрики Экспедиции заготовления государственных и ценных бумаг в Петербурге решили собрать средства на домовую церковь в честь этого события. На отдельное строение собранных денег, однако, не хватило, поэтому академику архитектуры К. Я. Маевскому пришлось проектировать храм, рассчитанный на 1500 человек, прямо на третьем этаже административного здания фабрики. (Потому-то холл внизу и смущает поначалу, к самой церкви еще подняться надо!)

Снаружи над входом в здание была помещена копия картины И. К. Макарова, изображающая момент крушения поезда в Борках. Сейчас над дверью — образ Андрея Критского. Андрей Критский был выбран из нескольких святых, чья память отмечается 17 (30) октября.

Торжественное освящение храма состоялось 18 октября 1892 года. В нем принимал участие отец Иоанн Кронштадтский. Первым же настоятелем стал будущий новомученик отец Философ Николаевич Орнатский, видный церковный деятель. (О нем, его трудах можно узнать, рассматривая фотографии, поднимаясь по лестнице).

Между прочим, 24 сентября 1900 года здесь венчались родители академика Д. С. Лихачева. Предполагают, что в 1906 году они крестили сына Дмитрия именно в этом храме.

После 1917-го все как всегда, увы… В 1923 году церковь закрыли, крест сняли, купол разобрали, иконы изъяли «в пользу голодающих Поволжья». В помещении устроили общежитие для престарелых рабочих (ну, хотя бы богоугодное что-то…), потом фабричный клуб.

Возрождение храма началось после того, как в 1990-х годах здание было передано «Гознаку» («потомку» той самой Экспедиции ценных бумаг). В 1998 году в церкви был совершен молебен в день памяти преподобномученика Андрея Критского, а в 2006 году после реставрационных работ храм был передан православной общине как подворье Константино-Еленинского женского монастыря. (Еще и поэтому я сюда стремилась — День моего Ангела как раз 3-го июня, на Елену и Константина…).

Скромнейший фасад (сейчас в зеленых, долженствующих спасти от разрушения, заплатках) никоим образом не сможет подготовить к великолепию, в которое попадаешь на третьем этаже…

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Будто и не храм, а сказочный терем! От обилия ярких орнаментов — на потолке, стенах, арках (а арок много!) поначалу даже теряешься. Да еще все это отражается в зеркально отполированном мраморе пола!

Не знаю, повторили ли реставраторы прежний прием — а первоначально росписи в храме были исполнены в технике энкаустики, когда связующим веществом красок является воск — но, почему-то кажется, что да… Очень уж ярко и сочно выглядят узоры!

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Фотографировать — можно! Вот люблю я питерские храмы за это, здесь почему-то странные запреты на фото случаются куда реже, чем в Москве.

Переведя дух, обретаешь способность различать детали… И почему-то на ум приходит сравнение с греческими храмами (хотя чему удивляться? храм же посвящен Андрею КРИТСКОМУ) — в них часто нет «неба», бездонной высоты. Вот и здесь тоже: ни купола, ни даже иллюзии распахнутых небес. Все те же орнаменты и на потолке! Но до чего разнообразны!

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Необычны и люстры, тоже совсем непохожие на многоярусные паникадила большинства наших храмов. Запомнились небольшие, толстенькие витые трехчетвертные колонны верхнего яруса стен, между арками и потолком.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Но и внизу здесь — не счесть сокровищ! Великолепны два мощных канделябра перед амвоном. С четырьмя почему-то как раз крохотными львами у основания.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

А уж такого количества драгоценных «ларцов» с мощами различных святых я точно нигде прежде не видела … Причем, каждый — произведение искусства!

И иконы великолепны. Особо чтимыми считаются образа Андрея Критского, Николая Чудотворца и Богоматери «Троеручица».

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

И святой Пантелеймон замечательный…

Очень рада, что открыла для себя этот храм…

Может быть, стоило им и ограничиться — такими яркими были впечатления — но, как удержаться, если один из источников в Сети уверял, что неподалеку расположена еще одна интересная церковь, да еще с фарфоровым иконостасом. Тем более, что построена она была тоже в память чудесного спасения, на сей раз цесаревича Николая Александровича: 29 апреля 1891 года во время проезда наследника через город Оцу в Японии он был ранен (всего лишь ранен!) местным фанатиком.

По карте казалось, что Гутуевский остров, на котором стоит храм, действительно недалеко. С Рижского проспекта свернула на улицу Циолковского и вышла по ней к набережной Обводного канала, шагать по которой предстояло до соединения канала с речкой Екатерингофкой.

Не сказать, чтобы набережная радовала глаз, слева длинной чередой тянулись краснокирпичные корпуса бывшего завода «Красный треугольник». Частично отреставрированные, частично — поскорее бы и им своей очереди дождаться… Поначалу идти было даже интересно — мостики, например, через Обводный канал «изучать» (есть среди них Таракановский, название которого, впрочем, никакого отношения к наглым рыжим бестиям не имеет), потом стало несколько утомительно — «недалеко» оказалось обманчивым!

Но вот, наконец, показалась Екатерингофка, а за Гутуевским мостом через нее — огромный сияющий купол церкви Богоявления.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Интересно, что и эта церковь возведена была по инициативе народа — служащих портовой таможни. Вернее, служащие могли себе позволить лишь часовню, но фабрикант И. А. Воронин добавил недостающие средства.

Есть и еще одна связь между церковью Андрея Критского и Богоявленской — вторая была спроектирована по образу и подобию обетного храма в тех самых Борках, где произошло крушение императорского поезда. Но тот храм не сохранился… А Богоявленская церковь, настрадавшись за годы безбожия (овощебаза, мыловаренный завод, морг (!!!)), выстояла, и реставраторы почти уже вернули ей былое великолепие.

Освящение главного престола храма состоялось 29 апреля 1899 года. Построена церковь в русском стиле: из красного кирпича, с отделкой изразцами. Главный купол — огромная «луковка» на высоком барабане, две малых главки венчают остроконечные шатры над боковыми приделами.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Шатровая же и колокольня.

Алтарная часть отделялась одноярусным фаянсовым, под слоновую кость, иконостасом, выполненным на знаменитой фабрике М. С. Кузнецова. Иконостас этот был отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Славился храм и своими майоликовыми иконами. Освещали храм три бронзовых золочёных паникадила на 450 электрических ламп, что для тех лет было уникальным инжерным решением.

Увы, после 1935-го года, когда храм был закрыт от всего его великолепия ничего не осталось… Даже историческую кованую ограду выкорчевали, а вместо нее задние обнесли бетонным забором. Обезглавленный, с закоптившимися стенами, находящийся в аварийном состоянии храм в 1991 году возвратили Церкви.

Первое богослужение нового времени состоялось в праздник Богоявления 1992 года. Тогда же начались реставрационные работы. Сейчас вновь сияет золотыми узорами главный купол, радуют глаз изразцы и майоликовые иконы на фасадах.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Вместо бетонного забора (который задержался здесь аж до 2005 года) — повторяющая утраченную кованая ограда. Зеленеет вокруг газон, высажены тоненькие пока еще деревца… Вот фонарей, на мой взгляд, многовато — сильно больше, чем деревьев))).

Я, конечно же, стремилась увидеть тот самый «слоновой кости» иконостас, но увы… Почему-то часть его была укрыта полиэтиленом, и в главном приделе было темновато… Ну и табличка с перечеркнутым фотоаппаратом вот здесь как раз присутствовала… Что очень-очень жаль! Т.к воссозданные росписи великолепны! Может, и рискнула бы нарушить, но в храме только что завершился обряд крещения, родители и крестные о чем-то беседовали со священником, туда-сюда носили емкости со святой водой, в общем, было совсем уж неудобно.

Так что, с одной стороны, рада, что все же повидала возрожденную церковь, да еще такую нарядную снаружи, а с другой — вот внутри-то как раз того что, потом долго помнится, и не случилось …

Назад, к метро совершенно точно лучше возвращаться на автобусе или маршрутке. Бегают они вдоль Обводного канала достаточно часто.

Кстати, утром, переходя к Лермонтовскому проспекту, увидала и еще один красивый храм на Обводном канале — Воскресенскую церковь… Заметочка на будущее, т. к. три храма за один день это точно перебор…

Да, но сам день на этом, конечно же, не закончился. Заселившись в отель и «почистив пёрышки», перенеслась с помощью все того же метрополитена на Петроградскую сторону. (В метро, во всяком случае в последние годы, выгоднее платить банковской картой, а вот для оплаты наземного транспорта лучше приобрести карту «Подорожник», она бессрочная, пригодится, если планируете бывать в Питере и пригородах).

Вышла я на станции Горьковская, где между прочим, можно разом побывать возле многих знаковых мест Петербурга: в Александровском саду, что рядом с метро, расположились уменьшенные в 33 раза Исаакиевский собор, Казанский собор, Адмиралтейство и т. д.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Причем, хотя мини-Петербург открыт был еще в 2011 году, узнала я о нем лишь этой весной.

Правда, никогда особо ни к каким «мини» и не рвалась. Специально бы и сюда не поехала, но оказавшись поблизости, отчего и не зайти? К тому же парк манил цветущей сиренью…

Ожидаемо здесь очень много посетителей с детишками, которым огромную радость доставляют такие вот «игрушечные» здания.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Мне же больше всего понравился добродушно взирающий на суету Святой Петр. Добродушно-то добродушно, но про связку ключиков у него в руке забывать не стоит))) Вести себя следует хорошо, к «объектам» относиться с уважением. Не пытаясь открутить детальку на память…

Рядом с «Петербургом в миниатюре» можно лицезреть и создателей всем известных архитектурных шедевров: за большим столом сидят и стоят возле него Воронихин, Баженов, Трезини, Росси, Растрелли, Тома де Томон, Монферран, Захаров.

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что попутное

Одно из кресел пустует, и, конечно же, выбрать момент, когда оно не занято жаждущими присоединиться к великим, сложно))) Но и дань уважения кто-то им в тот день отдал — стоящий на краю стола цилиндр украсил букетом сирени!

В сирени в эти дни начала июня утопал весь город… А вот встретить в центре Петербурга ландыши (летом вообще-то уже!) я никак не ожидала… Однако и такое случилось! Но о ландышах и о том, что еще довелось увидеть на Петроградской стороне, как-нибудь в другой раз…