Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был вчера 21:20
В путешествии по Ирану.
Лучший материал
недели

Город Шивы и Ганги

Варанаси — Индия Декабрь 2021
175 85

В нашем индийском путешествии именно Варанаси мы боялись как огня. Того самого огня, которым в этом священнейшем для индуистов городе зажигают погребальные костры, в которых кремируют тела усопших на берегу реки Ганги. Пугающая для глаз картина рисовалась в воображении при мысли о Варанаси. Течет река, к ней спускаются ступени набережных, и повсеместно на этих ступенях индийцы сжигают своих почивших родственников и остатки всего этого скидывают в реку. При этом все это в грязи и мусоре, тут же ходят тощие коровы, сюда же сливают нечистоты, здесь же люди совершают омовения и стирают белье, и здесь же по реке плывут трупы животных. Добавьте чрезвычайно приставучих приставал, которые повсеместно хватают тебя за руки и другие части тела и стремятся либо тебе что-то продать, либо у тебя что-то украсть. Кругом антисанитария, поэтому есть там ничего не рекомендуется, а пить тем более. Такое стереотипное представление о Варанаси у нас было.

Так вот спешу вам ответственно заявить: всё это не так! То есть, не то чтобы совсем не так. Но всё же не всё и не совсем так. А как на самом деле, расскажу в этом рассказе.

20
Город Шивы и Ганги
20
Город Шивы и Ганги
53
Город Шивы и Ганги
Варанаси.
45
Город Шивы и Ганги
Варанаси. Церемония Ганга Аарти.

В конце еще будет наш короткий видеоролик (не пропустите), а дополнительные фотографии я опубликовал в отдельном фотоальбоме.

В Варанаси мы прилетели под вечер рейсом из Амритсара с пересадкой в Дели. Никаких ковидных формальностей соблюдать не потребовалось, и скоро мы вышли из аэропорта, чтобы увидеть следующую удивительную картину. Внушительная толпа таксистов, бомбил и всякого рода хелперов теснилась на тротуаре и стремилась предложить свои услуги выходящим из аэропорта пассажирам. Несколько полицейских препятствовали их непосредственному контакту с потенциальными клиентами весьма оригинальным способом. Каждого из толпы, кто сходил с тротуара в направлении вновь прибывших, полицейские не сильно, но ощутимо лупили длинными легкими бамбуковыми палками, чтобы тот залез обратно. Толпа слушалась и вовсе не негодовала на наносящих им удары полицейских — типа, так и надо. О, времена! О, нравы! Мы были впечатлены и стали бояться Варанаси еще больше.

У нас был заказан трансфер от отеля, и мы быстро нашли нашего водителя — встречающие с табличками благородно стояли в стороне от лупимых палками таксистов и носильщиков. Водитель и машина были вполне качественными, и мы немного успокоились. Правда, беспокоило то, что в сгущающихся сумерках священную индуистскую землю нещадно поливал ливень. Что ж, подумали мы, если Шиве угодно, чтобы в его городе мы беспрестанно мокли, значит, такая наша карма, и смирились.

Водитель довез нас до старого города, где древние плотные кварталы — мохаллы — рассечены узенькими улочками — гали. Тут мы были переданы двум встречающим из нашего гестхауса. Старший предусмотрительно раскрыл над нами зонты, а младший бодро потащил багаж сквозь наискось исхлёстываемые дождем хитросплетения гали.

Гестхаус Shiva Ganges View, оправдывая свое название, расположился прямо на берегу Ганги на гхате Мансаровар. Сразу поясню, что я называю реку Ганга, а не Ганг, потому что на хинди она Ганга, причем имеет, как река-мать, подчёркнуто женский род, во что вкладывается так же и сакральный смысл. Представьте, если бы индийцы называли Волгу (которая тоже наша «мать родная») «река Волг», как нам было бы обидно. Поэтому Ганга, и никак иначе. Хотя бы ещё и из уважения к богине Ганге, которая кроме прочего отвечает за связь между мирами, поэтому ее лучше не злить.

14
Наш гестхаус - крайнее слева здание.
Наш гестхаус - крайнее слева здание.
17
Город Шивы и Ганги

Гестхаус вполне отличный для своего расположения. Скажем так, не с евроремонтом, но это же Индия, к тому же Варанаси, к тому же историческая часть. В общем, не придирайтесь. Нам досталась комната на верхнем этаже — прямо рядом с выходом на балкон и на крышу, которые фактически были в полном нашем распоряжении.

27
Город Шивы и Ганги

Дождь прекратился. В тот момент, когда мы поднялись на крышу, часы пробили шесть вечера, и в окрестных храмах начались торжественные песнопения. Многоголосый, вразнобой протяжно затягивающий гимны хор создавал впечатление абсолютной нереальности происходящего. Как провал во времени. Как портал в сакральный, мистический и немного пугающий мир. Мокрые разновысокие крыши, перемежаемые остроконечными куполами храмов, смотрели в матовое небо.

Варанаси (в древности он назывался Каши) был основан самим господом Шивой пять тысяч лет назад. Так это или нет, проверить сложно. Несомненно одно — этот город один из самых древних городов, постоянно населенных людьми. А его святость для индуистов вообще сложно объяснить и невозможно преувеличить. В первом приближении можно сказать, что он как Рим для католиков, Мекка для мусульман и Иерусалим для последователей трёх религий. Но и это будет неточно, потому что Варанаси для приверженцев индуизма обладает сакральностью не только мемориальной, но и космологической. В их понимании это центр вселенной, в котором предпочтительно завершить свою земную жизнь и быть кремированным особым способом, чтобы прах твой был погребён в священной реке Ганге. Так с большой долей вероятности твоя душа освободится от сансары, то есть, череды земных перерождений, неизменно связанных, как мы не понаслышке знаем, со страданиями.

17
Город Шивы и Ганги

Мы с некоторым волнением вышли на гхаты. Гхаты — это ритуальные набережные, представляющие собой массивные ступени, спускающиеся к воде, и служащие для священного омовения в реке или для кремации усопших. В Варанаси гхаты устроены почти на протяжении всей исторической части города, а это многие километры.

На наше удивление набережные были вполне чистыми и достаточно ухоженными, на них царило вечернее спокойствие и умиротворение, а атмосфера и архитектура были настолько волшебными, что любая «Игра престолов» отдыхает.

46
Город Шивы и Ганги
Варанаси.

И где же все ужасы Варанаси, которыми нас так долго пугали? Где трупы и антисанитария? Где постоянно пристающие к тебе торговцы? Где грязь и нечистоты? Нет всего этого! Точнее, это всё будет, но позже. И далеко не в таких количествах, какими нас устрашали.

14
Город Шивы и Ганги
23
Город Шивы и Ганги

По темно-мраморной глади Ганги неслышно скользили легкие лодки. Томная дымка сумерек окутывала зыбко освещенные гхаты. Редкие прохожие, казалось, были счастливы и безмятежны. Осторожный всплеск — паломник погружается в прохладную воду, редкий лай собаки, далекий стук лодочного мотора. В остальном пока тишина — как будто даже и не Индия.

14
Город Шивы и Ганги

Мы шли целенаправленно на Дашашвамедх гхат, где ежевечерне проходит огненная пуджа, называемая Ганга Аарти. Несколько браминов на специальных постаментах возносят хвалу и благодарность Ганге и Шиве. Вокруг них на берегу и на лодках собирается внушительное количество зрителей, для большинства из которых происходящее имеет глубокий религиозный смысл. Это вовсе не театрализованное представление для туристов, а именно религиозное таинство. Оно полностью бесплатно для всех, но если есть желание, можно оставить пожертвование.

17
Город Шивы и Ганги

Брамины под специфический аккомпанемент народных инструментов синхронно выполняют пасы руками и другие таинственные телодвижения, поочередно извлекая на свет различные ритуальные предметы — колокольчики, палочки благовоний, веера, цветочные лепестки. Кульминацией являются элементы представления с лампадами, в которых пылает открытый огонь. Нас сложно назвать индуистами, но и мы почувствовали прикосновение чего-то если не божественного, то прекрасного или даже метафизического. Мы оказались в другой эпохе, в другой цивилизации, среди необычных людей, неестественных сцен и неповторимых звуков. Это был кайф!

21
Город Шивы и Ганги
12
Город Шивы и Ганги

В конце церемонии прихожане запускают по реке свечи с приношениями. Царит всеобщее ликование. Как будто любовь и братство во всем мире на какой-то момент победили. Мы ожидали от Варанаси трэша и ужаса, а тут дружелюбие и искусство! В состоянии легкой эйфории мы попорхали по гхатам в сторону дома.

22
Город Шивы и Ганги

Дома нам в номер принесли заказанный ужин. Палак панир (сыр в шпинате), рис, лепешки наан — обычная еда скромных паломников. В Варанасе кухня почти исключительно вегетарианская (ахимса, что поделать). Мы проезжали KFC на окраине города, но что там подают, не знаем. А так все кафе и рестораны, в которые мы заглядывали, предлагали исключительно вегетарианские блюда.

9
Город Шивы и Ганги
11
Город Шивы и Ганги

В предрассветный час нас ждал пожилой невысокий лодочник. Он со знанием дела вывел нас к сумеречной реке, усадил в умеренно утлую и условно чистую небольшую весельную лодку, а сам сел за весла. Варанаси и его гхаты лучше всего осматривать с воды, причем на рассвете.

11
Город Шивы и Ганги

Рассвет получился весьма условный. Но хотя бы не было дождя. Зато был туман, который плотным маревом накрывал городские силуэты, растворяя их в себе, придавая им пущий эффект загадочности.

Берег медленно полз мимо нас, показывая бесконечные сменяющие друг друга гхаты, среди которых не было одинаковых. Храмы, жилые дома, отели, ещё какие-то сооружения, цели и функций которых мы не понимали, — всё было диковинным, неожиданным, разнообразным.

18
Город Шивы и Ганги

Другой берег Ганги — огромная пустая песчаная отмель. Никаких строений там нет, но ближе к полудню там начали появляться отдыхающие.

Покупая корм для чаек, люди жертвуют богам — так здесь заведено. Поэтому кормление чаек с лодок на Ганге — дело богоугодное, и пассажиры предаются ему с самозабвением. Чайки густыми кричащими роями облепляют плавучих кормильцев.

19
Город Шивы и Ганги
27
Город Шивы и Ганги

В Варанаси почти никто не выходит на гхаты просто так. Кто-то молится, кто-то медитирует, кто-то совершает омовение, кто-то стирает белье, кто-то моет посуду, кто-то сидит праздно, но с великим смыслом.

20
Город Шивы и Ганги

Через пару часов наша лодка причалила к берегу. К этому времени на гхатах тут и там возникли религиозные «кружки по интересам». Небольшие группы в традиционных одеждах окружали одного из гуру и внимали ему, вкушая священную трапезу или производя какие-то ритуальные манипуляции. Воистину это место — светоч духовной учености.

12
Город Шивы и Ганги

Обитают тут во множестве и садху — святые, отринувшие этот мир, и все его призрачные блага. Ведь этот мир — не более, чем майя. То есть, иллюзия. Его на самом деле нет, и всё, что нам сообщают наши органы чувств, нам всего лишь кажется. В конце концов, можем ли мы с достаточной степенью уверенности утверждать, что чёрное это чёрное, а белое это белое? Ведь воспринимаемое нами чёрное (или белое) перед тем, как стать таковым, пропускается не только через наши органы чувств, но и через суждение нашего разума, который берет свою точку зрения из пережитого им опыта, который пришел к нему из других воспринимаемых им предметов и явлений, которые он воспринимал на основании предметов и явлений, воспринятых им ещё раньше. То есть, мы доверяем своему восприятию, но откуда мы знаем, что можем ему доверять? Ведь оно родилось не из нас самих, а тоже из восприятия, и восприятия, и восприятия, и восприятия. И можем ли быть уверены, что изначальное восприятие несомненно было истинным? Нет, потому что оно появилось не изнутри нас, а извне. Поэтому даже то, что мы считаем собой, своей личностью, таковым не является. Всё майя — иллюзия. А если очистить от нее все вокруг и себя тоже, вы получите своё истинное я, которого на самом деле и не существует. Существует только Брахман — вселенский бог, часть которого мы все являемся. Освободить себя от майя и стать никем, то есть, всем, то есть, воссоединиться душой с Брахманом — и есть цель каждого садху. Теперь понятно?

60
Город Шивы и Ганги
Варанаси. Садху.

Цель это настолько высшая, что все остальное неважно. Поэтому садху не имеют ни дома, ни работы, ни денег. Живут, где попало, одеваются в то, что есть, питаются тем, что подадут. Поэтому если они просят у вас денег, это не потому что они так зарабатывают, а потому что хотят есть. Но это не точно. Мы им деньги давали — нам не жалко. Денег у нас много. По крайней мере, по сравнению с садху. На первый взгляд может показаться, что жизнь у садху не очень привлекательная. Но ведь это только на первый взгляд и только снаружи, не учитывая богатый внутренний мир. Да и что делать, если у садху такая дхарма.

15
Город Шивы и Ганги
16
Город Шивы и Ганги

До того, как я съездил в Индию, я не отличал Шиву от Кришны, Махабхарату от Бхагавад-гиты, карму от дхармы, а садху от ситха. Как же можно быть таким несведущим, скажете вы и будете правы. Но все же не судите строго. Ведь и рядовой индус вряд ли отличит, скажем, литургию от евхаристии и катехизис от апокалипсиса (не все русские-то знают, в чем разница).

Что касается пристающих к туристам людей, в Варанаси вопреки расхожему мнению они не настолько приставучие, как, скажем в Агре или Джайпуре. Да, лодку тебе предлагают на каждом шагу. А также предлагают купить украшения, поставить тебе на лоб тилаку и сделать массаж. Не всё одновременно, конечно. Хотя, возможно, и одновременно. Многие даже хватают тебя за руки и начинают делать массаж кисти, чтобы ты размяк, сдался местному доморощенному эскулапу и заплатил. Но если в Варанаси говоришь «нет», люди отстают от тебя почти сразу — в среднем с третьего раза. Иногда даже со второго. Отставать от людей с первого раза в Индии просто не принято. В Агре, для сравнения, от тебя редко кто отстанет и после десятого «нет». А в Джайпуре не отстанет вообще.

12
Город Шивы и Ганги

В общем, священнейший город Индии показывал себя нам с лучшей стороны и опровергал все кривотолки. Во-первых, ни одного плывущего по Ганге трупа мы так и не увидели. Ни животного, ни человеческого. Во-вторых, никакой непролазной грязи и повсеместного мусора в городе не было. «Не было» по индийским меркам, конечно, но, поверьте, это уже хорошо. Да, г.вно на улицах, конечно же, встречалось, но не так часто и вроде не человеческое (хотя уверенным быть нельзя). Да и привыкли мы к нему уже в Индии — оно перестало быть для нас чем-то из ряда вон выходящим. Ну, подумаешь, г.вно — главное под ноги смотреть. А запах его наши адаптировавшиеся носы уже давно перестали отмечать в сонме других ароматов.

13
Так в Варанаси сушат чистое белье.
Так в Варанаси сушат чистое белье.
10
Город Шивы и Ганги

Когда мы поднимались по лестнице Мир гхата вверх, чтобы побродить по гали, ко мне подошел молодой человек. Я уже приготовился заученно сказать «нет», но он, указывая на мой фотоаппарат, произнес: «О, Олимпус!» Рассказал, что у него тоже Олимпус и показал свои весьма хорошие фотографии в социальной сети. Мы разговорились. Он поведал, что у них с двоюродным братом есть гестхаус и ресторан на крыше «с лучшим панорамным видом на Варанаси». «Ага. Все-таки он хочет нас куда-то заманить». Я нашел его ресторан на Гугл-карте и сказал ему, что зайдем, если будет желание. На что Бадаль (так его звали) сказал «окей», попрощался и ушел. У этой истории будет продолжение, не забудьте ее.

14
Город Шивы и Ганги

Главный храм в Варанаси называется Каши Вишванатх. Мы хотели в него попасть, но на узеньких гали на подходе к нему скопилось такое количество паломников, что мы от этой идеи отказались и выбрались на более просторные улицы.

20
Город Шивы и Ганги
14
Город Шивы и Ганги

Здесь нам в голову приходила только одна мысль: сколько же все-таки в Индии народа!

Видели мы и похоронную процессию, несущую тело усопшего к гхату Маникарника — основному месту кремации. Молодые люди бодро тащили обернутое в покрывала тело по улице. Никакой печали и причитаний. Про кремацию расскажу дальше.

9
Город Шивы и Ганги

На улицах было слишком многолюдно, мы снова спустились к гхатам, и решили еще раз прокатиться по Ганге на лодке — на этот раз на моторной. Нам надо было осмотреть еще гхаты к северу от Маникарники, а сделать это пешком оказалось проблематично из-за запутанности улиц и многолюдия.

11
Город Шивы и Ганги

Мотор лодки негромко стрекотал. Наш плотного сложения капитан-рулевой был сосредоточен и угрюм. Тусклый декабрьский день оставлял пейзажу скупые краски, солнце отсутствовало, небо было цвета чая масала. Светло-коричневые берега, местами спрыснутые яркостью архитектурной покраски, увлекали нестандартностью строительных решений. Массивные дворцы соседствовали с удивительных форм жилыми конструкциями, голые пространства стен перемежались выразительными муралами. Ощущение нереальности, фантастичности места на уходило, а приливало с каждым всплеском очередной серо-зеленой волны. Исконная древность витала в зыбком воздухе. Метафизику этого места почувствует, думаю, не каждый, но нас пронимало до мурашек.

15
Город Шивы и Ганги
43
Город Шивы и Ганги
Варанаси. Мальчик убегает от чудовищей.
10
Город Шивы и Ганги

Главная мечеть Аламгер Масджид на Панчганга гхате напоминала об общине местных мусульман, которая составляет почти треть населения Варанаси. Знаменитый местный шелк традиционно изготавливают именно магометане.

11
Город Шивы и Ганги
11
Город Шивы и Ганги

В Варанаси вопреки расхожему мнению не кремируют людей повсеместно. Есть только два основных кремационных гхата — Маникарника и Харишчандра. К Маникарнике по берегу так просто не подойти. Конечно, там просят не фотографировать, чтобы не мешать печальной церемонии, но издали с лодки можно.

12
Город Шивы и Ганги

Завершив лодочную прогулку и проголодавшись, мы вспомнили нашего нового знакомца Бадаля и его ресторан на крыше с лучшим в Варанаси видом. А что, можно и попробовать, решили мы. Мы как раз были на гхате Дашашвамедх, и ресторан тут. Без труда найдя гестхаус, мы по узким его лестницам забрались на крышу, где нас встретил двоюродный брат Бадаля Абхай. Скоро появился и сам Бадаль.

Еда в ресторане вкусная и добротная. И вегетарианская, да. Обстановка, так сказать, простая. Если вы любите роскошь, вам точно не сюда. Впрочем, если вы любите роскошь, вам и в Варанаси лучше не приезжать (да и сама Индия под вопросом). Но вид из ресторана… Это действительно, возможно, лучший вид в Варанаси! Важно, что оттуда отлично видно церемонию Ганга Аарти в масштабе, и вечером мы снова ради этого пришли к братьям (Бадаль забронировал для нас лучшие места). Вот этот ресторан: Shri Guest House & Roof Top Restaurant.

13
Город Шивы и Ганги
19
Город Шивы и Ганги

Братья поотвечали на наши вопросы о жизни индийцев. Например, что кастовая система до сих пор существует и активно практикуется, так как это устои не просто традиционные, а прежде всего религиозные. В основном, кастовая система сильна в деревнях, но в них живет семьдесят процентов индийцев. Хотя многие молодые люди и девушки идут против семьи, забивают на касты и создают семьи, с кем хотят.

18
Город Шивы и Ганги
9
Город Шивы и Ганги

С Абхаем и Бадалем мы провели такое классное время, что даже забыли сделать совместное фото. Зато до сих пор переписываемся иногда.

Одно только в Варанаси было плохо. Аня запретила мне искупаться в священной реке Ганге. Ганга вообще мне показалась весьма чистой. Вода, конечно, не лазурная, но в общем река как река. Но по сути-то совсем не простая река. Ведь простое омовение в ней дарует очищение, у духовное очищение важнее физического загрязнения, не так ли?

9
Город Шивы и Ганги

Сначала-то Аня была не против. Если бы не одно событие. Мы дошли до гхата Харишчандра, где происходило ритуальное сожжение. Кремация была неказистая. Но не беспокойтесь — это, как мы потом поняли, кто-то незнатный.

9
Город Шивы и Ганги

К нам подошел приветливый пожилой человек, и мы разговорились. Оказывается, он — «burning man», его семья заведует тут кремациями, а молодые люди, сбрасывающие прах в Гангу — его сыновья. Есть и газовый крематорий (повыше на берегу). Но там кремируют людей других вероисповеданий — индуистам важно быть кремированными на дровах. Когда человек умирает родственники его обмывают, обмазывают маслом, заворачивают в ткань, проносят по улицам и приносят на церемонию. Опускают на десять минут в реку, потом обходят тело пять раз (вода, огонь, дух, земля, ветер). Потом тело кладут в костер (не сверху дров, а внутрь), и оно горит три-четыре часа. У женщин не сгорает тазовая кость, у мужчин грудная клетка. Прах и кости кидают в реку. Многие приезжают в Варанаси специально, чтобы тут умереть. Бездомных индуистов сжигают на пожертвования. Более состоятельных сжигают на более почетном возвышенном месте. Не сжигают детей, беременных, прокаженных и садху (они и так освящены, их не надо очищать огнем), их обвязывают камнями и опускают на дно реки. А трупы животных просто бросают в реку.

Пообщаться с ним было крайне интересно. Рассказывал он о своем деле с улыбкой и упоением. Ничего не попросил. Просто попрощался и ушел. Я догнал его и спросил, надо ли дать ему денег. Он сказал: «Мне не надо, но если хотите, можете пожертвовать на дрова». Мы пожертвовали.

Вот после этой встречи и воодушевленного рассказа burning man’a о том, кого/что кидают в Гангу, Аня наотрез отказалась разрешать мне совершать какие-либо омовения в реке. Конечно, в нашей семье решения принимаю я, и никакого разрешения мне спрашивать не нужно. Но попробуй реши что-то жене наперекор!

14
Город Шивы и Ганги

Завершая рассказ о Варанаси, я понимаю, что большинство читателей скажет: мы, Витя, у тебя про Индию посмотрим и почитаем, а сами туда ни ногой. Что ж, значит, такая у вас дхарма — это тоже нормально, и я не расстраиваюсь. Но вдруг найдется кто-то, кто загорится мечтой. Если найдется, напишите. А я закончу мантрой:

Мир вам!

Ом, шанти, шанти, шанти!

Varanasi

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Варанаси
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии