Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 12:26

Муром — Россия Май 2022

Поездка в Муром получилась у нас совершенно стихийно. Когда я забронировала отель в Нижнем Новгороде на семь ночей, то запланировала две выездные экскурсии: в Гороховец и в Павлово. У меня была просто ностальгия по этим маленьким городкам, в которых я была в молодости, когда мы путешествовали с мамой на ее родину. Планируя поездки на один день, чтобы побольше посмотреть, я выбрала автобусные туры из Нижнего Новгорода. Но когда позвонила в туристическую фирму, то мне сказали, что в Гороховец экскурсия не состоится, потому что не набралось достаточно туристов, а Павлово вообще не популярное направление. И предложили экскурсию в Муром. Старинные города я люблю и в Муроме не была. Решили поехать. В Гороховец я потом отлично съездила одна, а Павлово осталось в мечтах. Вот так мы и оказались в Муроме. От Нижнего Новгорода до Мурома больше 170 км, не близко. В Муром, конечно, лучше ехать из Владимира, все-таки ближе на 40 км, но вот так у нас сложилось. Выехав в семь утра на туристическом автобусе от площади Ленина из Нижнего Новгорода в 10 часов мы были в Муроме. В этом городе пять монастырей и мы посетили три. Получилась поездка по монастырям и мне не хватило просто походить по улицам, посмотреть на купеческие домики, подышать атмосферой города. Монастыри, конечно, очень красивые.

На родине Ильи Муромца

Мурому 1160 лет! Самый старый из основанных русскими город- это Старая Ладога, а за ней идут города основанные практически одновременно, потому что год-два на фоне тысячелетия, это погрешность подсчетов. Новгород Великий, Ростов Великий и Муром — старейшие города России. Из них самый большой по численности населения Новгород Великий (224 тыс.), Муром как раз в два раза меньше, а Ростов Великий -самый невеликий и в нем проживает около 30 тыс. человек.

Наше знакомство с древним городом началось со Свято -Троицкого женского монастыря.

На родине Ильи Муромца

Монастырь основан Муромским богатым купцом Цветновым Тарасием Борисовичем, у которого было прозвище Богдан Цветной. Тарасий Борисович был образованным человеком, сын купца, когда он ездил в Москву, то глядя на московские храмы решил построить в Муроме не хуже. Каменный собор построен в 1643 году на месте разобранной деревянной Борисоглебской церкви в стиле русское узорочье.

Колокольня построена в 1652 году.

На родине Ильи Муромца

Казанская надвратная церковь построена также в XVII веке.

В 1923 году монастырь был закрыт, в келейных корпусах были коммуналки, склады, мастерские. В 1970 году здания монастыря признаны памятниками архитектуры и жильцов расселили. В 1991 году монастырь возродился, из музеев вернули иконы, церковную утварь, останки святых Петра и Февронии.

Деревянный храм в честь Сергия Радонежского привезен в 1975 году из деревни Красново, памятник деревянного зодчества XVIII века.

На родине Ильи Муромца

В 2000 году построили часовню Петра и Февронии.

В этом монастыре хранятся мощи Святых Петра и Февронии. Рядом с монастырем в 2012 году установлен памятник святым, которые канонизированы в 1547 году.

На родине Ильи Муромца

Меч у князя — символ княжеской власти. На Февронии покрывало, символизирующее покровительство и мудрость.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в 1540 году, является памятником древнерусской литературы XVI века.

Петр убил огненного змея, но заболел, заразившись от его крови. Во сне ему открылось, что его исцелит крестьянка из Рязанских земель Феврония. Гонец нашел Февронию, которая в качестве платы за лечения потребовала, чтобы исцелившийся князь женился на ней. Князь пообещал, но потом не выполнил своего обещания и заболел. Когда Феврония снова исцелила его, они поженились. Бояре города Муром не захотели признавать княжной простолюдинку. Тогда Петр и Феврония сели на корабль и уплыли по Оке. В городе началась смута и беспорядки. Тогда горожане попросили князя вернуться. Князь навел порядок в городе, а Феврония благочестием и добродетелью заслужила уважение горожан. Петр и Феврония прожили в любви и согласии всю жизнь и умерли в один день.

С другой стороны памятника видим зайца, который символизирует плодовитость, и единение с природой.

На родине Ильи Муромца

Зайца, прыгающего перед Февронией, увидел гонец, когда нашел крестьянку. Заяц появился перед ней, когда она узнала о болезни князя.

Рядом со Свято-Троицким находится самый старый монастырь города — Благовещенский.

Храм Благовещения Божией Матери был первой церковью Мурома, основанный в XII–XIII веке внуком Ярослава Мудрого князем Константином. Перед походом на Казань Иван Грозный молился у мощей Святого князя Константина и святых князей Михаила и Федора. Иван Грозный дал обет после победы возвести каменный храм вместо деревянного и учредить монастырь. Царский обет был выполнен.

В 1616 году монастырь был разрушен поляками. Благовещенский собор вновь был отстроен в 1664 году на средства купца Тарасия Борисовича Цветнова, который ранее основал Свято- Троицкий монастырь и построил в нем собор.

На родине Ильи Муромца

В Благовещенском монастыре Т. Б. Цветнов в конце жизни принял постриг, получив имя Тихон, здесь же он и погребен.

В 1919 году монастырь был закрыт, но монахи поселились в городе и служили в соборе. Благовещенский Собор хотя и закрывался, но не надолго с 1940 по 1942 год. Благодаря этому с соборе сохранился иконостас в стиле барокко, установленный в 1797 году. Сохранилось много икон XVI — XVIII веков.

На родине Ильи Муромца

В 1716 году построена Стефаниевская надвратная церковь.

На родине Ильи Муромца

На территории монастыря сохранились старые захоронения.

Металлическая часовня Серафима Саровского поставлена на месте, где раньше стоял поклонный крест, который уничтожили во времена СССР.

На родине Ильи Муромца

Рядом с часовней металлическое дерево.

На родине Ильи Муромца

В монастырской трапезной у нас был обед.

На родине Ильи Муромца

Посетив два монастыря мы отправляемся к памятнику Илье Муромца.

На родине Ильи Муромца

Илья Муромец, воспетый в былинах, родился в деревне Карачарово, недалеко от Мурома в XII столетии. В 33 года, после чудесного исцеления его проходящими старцами, до прихода которых он был парализован, он оправляется в Киев к князю Владимиру Красно Солнышко, и на службе у князя совершил много подвигов, защищая отечество.

Памятник Илье Муромцу установлен в 1999 году на месте, где когда-то был Муромский кремль.

На родине Ильи Муромца

Илье Муромцу хорошо видна Ока.

Автор памятника известный скульптор В. М. Клыков.

Илья одет в кольчугу, под которой монашеская ряса. Левой рукой он прижимает к груди крест, а в правой меч. Монашеская ряса на богатыре неспроста: в конце жизни Илья Муромец становится иноком Илией Печерским. В Киево-Печерской лавре хранятся его мощи, часть мощей находится в Спасо-Преображенском монастыре в Муроме.

Исследуя мощи Илии Печерского ученые действительно обнаружили множество дефектов позвоночника, которые когда-то не давали ему ходить.

Памятник Илье Муромцу — символ воина- освободителя, говорящий: «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет».

Наш путь лежит снова в монастырь.

На родине Ильи Муромца

Спасо — Преображенский мужской монастырь основан ранее XI века. Это самый древний из всех православных монастырей в России. Храмы монастыря, основанные князем Глебом были деревянные.

После завоевания Казани Иван Грозный строит в Муроме несколько храмов, в том числе и Спасо-Преображенский собор.

На родине Ильи Муромца

Зашли в монастырь мы через ворота в Надвратной церкви Кирилла Белозерского.

Эту церковь начали строить в 1809 году, но из-за войны и других событий храм долго стоял без купола, достроили в конце XIX века. В 2005 году восстановленных храм освятили.

Рядом с собором в 1687 году построен Настоятельский корпус с домовой церковью Святого Василия Рязанского.

На родине Ильи Муромца

Дом Настоятеля- единственное здание гражданской архитектуры XVII века в Муроме. Это здание дает представление о том, какими были дома городской знати в XVII веке.

С другой стороны от собора находится двухэтажный храм, построенный в 1691 году. На первом этаже этого храма расположена церковь Всех Святых, а на втором этаже, вход на который слева, — церковь Покрова Божией Матери.

На родине Ильи Муромца

Сначала это был только Покровский храм, а на первом этаже готовили еду и пекли хлеб в печах, которые одновременно обогревали храм, и службы можно было вести зимой.

Храм Всех Святых пристроен позднее, вход в него находится справа.

Росписи на стенах в Храме Всех Святых.
Росписи на стенах в Храме Всех Святыхю

В этом храме находится частица мощей Ильи Муромца.

На родине Ильи Муромца

В 2006 году при посещении монастыря Патриархом Алексием II подарена деревянная скульптура в полный рост богатыря (177 см), в которой установлена частица мощей (фаланга пальца).

Братский корпус красного цвета появился в монастыре в 1890 году, белая главка, которая выделяется на нем — это церковь Всех Святых Херсонесских.

На родине Ильи Муромца

В настоящее время в Братском корпусе располагается Духовное училище.

Со стороны реки Оки в 1810 году построена Надвратная церковь Сергея Радонежского.

На родине Ильи Муромца

В этой церкви каждый посетитель может подняться звонницу и позвонить с необычные колокола, которые называются било, от слова бить. Металлические пластины изготовлены по древней технологии. Удар по большим пластинам большим билом производится при помощи педали.

По маленьким пластина ударяют молоточком. Мы, конечно, побили в било.

На родине Ильи Муромца

Очень интересно, как звук отличается даже у одного било в зависимости от силы и места удара.

До 1917 году монастырь был закрыт. В главном соборе сначала был музей, а потом размещались органы НКВД РККА, а дальнейшем на территории монастыря разместилась военная часть и на месте старинного кладбища располагался военный плац.

При восстановлении монастыря на месте плаца построили часовню-костницу по афонскому образу.

На родине Ильи Муромца

В часовне разместили кости иноков и горожан, которые нашли при восстановлении обители.

На территории монастыря еще несколько часовен.

Часовня Иконы Божией Матери
Часовня Святого великомученика Георгия Победоносца, освящена в память погибших российских воинов. 2005 год
Часовня иконы Божией Матери Спорительницы хлебов при пекарне.

В угловой башне расположена часовня Ксении Петербуржской.

На родине Ильи Муромца

Большая территория монастыря хорошо ухожена и засажена культурными деревьями и цветами.

На родине Ильи Муромца

В монастыре можно просто гулять и наслаждаться всем, что окружает. Есть и территория для огорода, где монахи выращивают овощи для своих нужд.

В монастыре есть небольшой зоопарк.

В Муроме нет городского зоопарка и многие семьи приходят сюда с детьми.

Из монастыря мы едем к очень красивой Николо-Набережной церкви, построенной в 1717 году.

На родине Ильи Муромца

Пока мы ездили от монастыря к монастырю я оглядывалась вокруг, чтобы увидеть обыкновенную городскую застройку города.

Конечно, на автобусе мы проезжали и по новым районам и даже видели из окна памятник изобретателю телевидения Владимиру Зворыкину. Когда попросили гида показать старые купеческие дома Мурома, то она ответила, что ничего интересного нет, обычная типовая купеческая застройка. В Нижний Новгород мы вернулись в 17 -40. Можно бы было и задержаться еще на часик, увидеть и сам город… Все-таки приехали за 170 км.

Но в целом экскурсия понравилась, посмотрели много, город интересный. Можно и еще приехать, чтобы познакомиться поближе.