Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 15:01

Домбай — Россия Май 2022

Нет способа удобнее, быстрее и легче подняться в горы, чем сделать это с помощью подъемника, который преодолеет трудный путь за считанные минуты. Достаточно приобрести в кассе билетики и с комфортом совершить подъем. По мнению местных жителей Муса-Ачитара самый доступный «трехтысячник» нашей страны и это не спроста. В небольшом по площади поселке оборудована сеть канатных дорог на выбор-маятниковые, кресельные и гондольные.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

В тот день немного расстроенные тем, что снежный Домбай в мае нам так и не подарил солнечного тепла и походов по маршрутам о которых так мечталось, мы в номере сидеть все равно не собирались. Стоя на террасе гостиницы рано утром я вглядывалась в сторону гор в надежде, что туман несколько дней прятавший все на своем пути в молоко отступает, а впереди нас ждет ясный день. Размечталась, наивная…

Завтра уезжать, а мы еще не поднимались на канатке. Не могу себе представить поездку в горы без подъема на канатной дороге. А значит сегодня вопреки всем метеорологическим капризам у нас состоится свидание со склонами Мусса-Ачитара.
В Домбае действует старый и новый комплекс подъемников. Первые-старенькие, они открылись еще в середине 70-х прошлого века. Стоят дешевле, но и двигаются медленнее, так что некоторые туристы предпочитают подъем на этих канатках с целью неспешного осмотра окрестностей(и дешево и сердито как говорится).Но буду откровенна и признаюсь-хотелось комфортной теплой кабинки и мы выбрали новый подъемник. Медленно покачиваясь кабинка уносила нас все выше, а через панорамное окно мы наблюдали как отдалялась Домбайская поляна, лежащая на высоте 1650 м.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей
Пока поднимаемся над вековыми хвойниками делаю первые кадры,пока еще не совсем зрелищные,но мне - не терпится .
Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Кабинка поднимает на высоту 2277 м и уже отсюда при ясной видимости открываются неплохие панорамы. Но имеет смысл совершить поэтапный подъем и двигаться выше, ведь с разных высот обзор соседних хребтов будет открываться по-разному, а имеющим опыт ходить в походы по ущельям Домбая -увидеть их с высоты будет не менее интересно.

На этой высоте еще довольно много снега и практически никакой растительности. А вновь прибывшие на первый уровень- подниматься дальше не спешат. Людей очень много и у всех свои интересы-кто-то без устали щелкает объективом, кто-то растерянно мечется в поисках местечка(посидеть-выпить глинтвейна для согрева), а кто и активно позирует-мимо фото зон с говорящими названиями так сложно пройти)).

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Да, есть здесь одна достопримечательность-известная наверное и тем, кто еще не поднимался на Мусса-Ачитара. Это звезда соц.сетей-як Гоша(если память мне не изменяет) с виду грозный, а в душе мягкий и пушистый. О нем и я впервые прочла в интернете. На морях когда-то мода была фотографироваться верхом на верблюде. Наверное у многих сохранилось памятное фото. Домбай же край суровых гор и як Гоша на обзорной поляне звезда первой величины)).Да только мы уже не любители таких развлечений, поэтому скромно сфотографировав его прошли мимо.

Кавказ славится легендами-вот и о горе давны-давно сложена одна легенда. Для тех, кто не знает — название горы Мусса — Ачитара переводится с черкесского как «Плач Муссы».
«Однажды вор по-имени Мусса увел огромное стадо. Загнал он баранов по пологому слону на самый верх и надеялся, что уйдет не замеченным. Но не смог он спуститься с этой горы-пологий склон ее был только один и идти было некуда. Сел Мусса и заплакал».
Рынок и прочая инфраструктура нас не сильно интересовали, хотелось большего-фантастических видов на горы на фоне голубого неба-видов, что дух захватывают! Да видно нам и сегодня придется гулять среди облаков: подниматься на следующие уровни не имеет никакого смысла.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

К тому моменту мы познакомились с молодой парой-парень и девушка пешком добрались по Южному склону до первой станции и собирались вернуться тем же путем. Мы слышали о том, что в теплое время года некоторые туристы практикуют такие походы. Но никогда в голову не приходило поступить так же самим. Заплатив за подъем и спуск у нас была прекрасная возможность вернуться за 10 минут в посёлок и оставшееся время сидеть в теплой кафешке, лопать хычин, запивая его ароматным глинтвейном и наблюдать, как туман снова накрывает улицы Домбая. Но мы не ищем легких путей! Слушая рассказ молодых людей о том, что дорога не сложная, да и времени у нас в запасе-с каждой минутой росло желание повторить маршрут Гениальное решение! Температура воздуха +4,перепад высоты чуть более 600 м, склон местами крутоват, ну что-рискнем? И мы рискнули.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Пройдя буквально несколько шагов на спуск я заметила, как правы были наши новые знакомые утверждая, что с дороги открываются другие виды-более совершенные. Пусть мы не увидели остроконечных пиков-они были надежно укрыты туманом, зато виды стали намного ярче, красочнее и склоны с этого ракурса смотрелись объемнее, казалось буд-то мы находимся на одном уровне с этими каменными глыбами. К тому же мы очень вовремя приняли решение выйти на тропу потому как туман медленно, но уверенно начал опускаться.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Это одна из горнолыжных трасс и поэтому спуск пешком нам показался тем более интересным. Снег местами значительно стаял и представлял собой островки разнообразных размеров и форм иногда такие, что никак не обойти-приходилось прыгать, погружаясь по-щиколотки в рыхлую влажную массу. А я-то единственная была обута в сетчатые кроссовки(((

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Когда речь заходит о Домбае имеют ввиду собственно Домбайскую поляну и горнолыжный курорт на склонах горы Мусса-Ачитара-он один из старейших в стране. Имя всему району в верховьях Теберды дала гора Домбай-Ульген. Домбай в переводе с карачаевского означает «зубр»,а название горы Домбай-Ульген-«погибший зубр».Впервые Домбай упоминается в архивном описании для Екатерины второй-местом в Кавказских горах, где обитают дикие быки-домбаи. В Домбайских лесах когда-то действительно обитали большие стада диких зубров. Последний кавказский зубр был убит в 1927 г. Но в наши дни идет большая программа по возрождению популяции кавказского великана.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Поселок расположен в невероятно живописном месте слияния трех ущелий -Алибекского, Добай -Ульген и Аманауз — в окружении высоких пиков Кавказских хребтов. Воздух здесь невероятно свеж и напитан хвойным ароматом.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Плохая видимость не позволяет воспроизвести полную картину пиков, из-за того не берусь угадывать названия, но кое-что узнать возможно.
Справа от нас(еще очень далеко) Домбайская поляна и наша дорога разворачивается крутым серпантином, оставляя поселок за спиной.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

За Домбаем открывается вид на Алибекское ущелье, в это время еще очень снежное, где мы днем раньше совершили поход. А вдали белеет Алибекский ледник-самый большой по площади в Тебердинском заповеднике.

Алибекское ущелье.
Алибекский ледник.

Здесь начался открытый сухой участок. Снег стаял, но зато пологий спуск уступил место крутому. Мы еще полны сил, но вскоре от продолжительного крутого склона устают ноги и я чувствую, как мои коленки непроизвольно сгибаются, а из-за мелкой сыпухи пропадает уверенность в твердом шаге. Но общая картина вокруг с этого места кажется еще красочнее.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Самым эффектным в плане обзора на тот момент выступил пик Театральный. Его высота 3020 м. Название горы связано с курьезной историей о театральных актерах, решившихся покорить склон самостоятельно. Не сумевши спуститься бедолаги начали кричать и звать на помощь, чем привлекли отдыхающих на противоположном склоне горы Мусса-Ачитара. Выглядело это так буд-то артисты задумали дать театральное выступление.

Пик Театральный.
Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

В снежном туманном царстве под названием Мусса-Ачитара еще заправляет зима. В этом суровом климате только и нашлось место для едва пробившейся травки, но зато как бушуют хвойные породы, которыми поросли склоны гор! Сложилось впечатление, что деревья, подобно театральной труппе дают свое(только им одним понятное) представление, водят зелёные хороводы. Сосны здесь взяли первенство. В горах хвойные деревья вырастают до гигантских размеров и живут по 300–400 лет.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

А эти две-выбрали себе открытую полянку и сцепившись сухими ветками закружились в вихре вальса:

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Как не бодры мы были сперва, но усталость брала свое(кто сказал, что спуски бывают легкие?), трасса не заканчивалась, уходя все сильнее в наклон. Открытые пространства сменились фантастическим лесом, тишина которого нарушалась лишь журчанием ручьев таявших ледников.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

А живописные склоны гор уже скрылись за кронами и казались такими далекими. Кое-где появились первые цветочки.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Через этот лес проложена рабочая кресельная канатка. Но время было уже вечернее(как быстро идет время, когда гуляешь в горах) и скорее всего ее уже выключили.

Вскоре мы увидели первые признаки цивилизации. Это был домик КПП на дороге, ведущей к Чучхурским водопадам. Мы поинтересовались у пограничника-открыта ли дорога к водопадам и получили отрицательный ответ: все маршруты закрыты до 20 мая.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

На спуск у нас ушло почти 3 часа — даже предположить боюсь, сколько бы мы потратили времени, решив подняться в гору. За это время, не считая пограничника повстречались всего две женщины, не спеша гуляющие по живописному лесу, их интересовал какой-то камень. Как выяснилось — это ориентир в лесу, куда доходят отдыхающие, просто гуляющие по лесу.

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

И слава Богу -пройдя этот самый камень мы увидели пестрые крыши-ура, дошли!

Мусса-Ачитара — мы не ищем легких путей

Несмотря на усталость, мокрые ноги и громкое урчание в пустом желудке(собираясь с утра гулять и не рассчитывая долго задерживаться в горах мы только позавтракали), мы были счастливы. Просто счастливы от того, что банальный подъем канаткой превратили в увлекательное приключение. Да, в этот раз горы не увиделись в полной красоте, но мы фотографы-а для фотографа некрасивых гор не бывает.