Эксперт Олег Устименко (CrimeaTours)
Олег Устименко
был 8 апреля 13:59

«Не-винный» вечер в Абрау-Дюрсо

Абрау-Дюрсо — Россия Октябрь 2022

Сочетание двух мелодичных и непонятных, поэтому загадочных, слов «абрау» и «дюрсо» вызывает в памяти большинства путешественников и/или любителей игристых вин воспоминание об известном в кругу оных любителей заводе «Русского винного дома «Абрау-Дюрсо», как теперь эта компания называется. Обширные территории автостоянок вокруг завода обозначенные на карте предполагают большую притягательность экскурсионного знакомства с штольнями, где производятся праздничный искристый напиток.

Мы же решили своё первое знакомство с этим туристическим местом сделать нестандартным, то есть безалкогольным, и на экскурсию по штольням шампанского производства не пойти. Основной идеей стало намерение приехать во второй половине дня, ближе к вечерним сумеркам, и дождаться шоу-фонтанов. Реализации этой идеи весьма способствовала информация с официального сайта «Центра туризма «Абрау-Дюрсо» про «самый большой поющий фонтан в России».

Если легенды нет, её можно придумать. Конечно, фильм 'Весёлые ребята' снимался в Гагре, но будто-бы первоначально хотели его снять в Абрау. Вот и объяснение этому памятнику на курортной набережной.

Послеобеденно-осенняя (дело было 1 октября 2022 года) горная дорога за десяток километров до Абрау-Дюрсо встретила нас плотным встречным потоком отъезжающих из села туристов, что предопределило условно-свободные автостоянки. Собственно, наше планирование и предусматривало приезд в часы, когда «утренние» гости уже уехали или уезжают, а вечерние ещё в пути.

Курортный «променад» оказался весьма небольшим, плотно используемым, пространством. Далеко никуда ходить не нужно, всё рядышком. Коротенькая, но широкая набережная с несколькими фото-зонами и жаждущими хлебушка уточками. Небольшой тенистый ухоженный сквер, отделяющий променад от фасадов исторической фабричной застройки. Между автостоянками и заводом компактная «обеденно»-сувенирная зона: пара ресторанчиков, разнообразная еда «на вынос» со столиками под большими зонтами, незаметно приютившийся в уголке вход в круглосуточный(!) «Магнит». Разнообразно и на любой кошелёк.

Как только начинает темнеть и приближается время начала представления поющих фонтанов количество туристов быстро возрастает. Начинают прибывать огромные экскурсионные автобусы. Все спешат занять места у парапета набережной, чтобы из первого ряда насладиться феерическим зрелищем. Программа свето-музыкального представления сложная и разнообразная. Конечно, в рисунке фонтанных струй заметны повторения. Однако, в музыке тоже повторяются только семь нот. Лично для меня наиболее ярким оказалось сочетание «холодных» водяных струй с выстрелами огненных пушек. Впечатляющее ощущение контраста воды и пламени. Итог: уже хочется приехать ещё раз!

На пересечении главных дорожек парка работает сухой фонтан 'Компас'. Место притяжения детишек, караулящих выброс водяных струй.

Упс № 1. Хотелось погулять с фотоаппаратом. Не получилось. На месте выяснилось, что Абрау-Дюрсо не даром переводится, как «абрау» — провал. Вы оказываетесь в понижении, окружённом хребтами, густо поросшими лесом. И вся эта красота загораживает, клонящееся к закату, послеобеденное Солнце. В результате значительная часть рекреационной территории оказывается в густой тени горных хребтов. Так, запишем, приезжать для «фотосессий» нужно утром.

Упс № 2. Мы путешественники оптимистичные, будем фотографировать то, что ещё освещается Солнцем. Не тут-то было. Курортно-экскурсионная часть села располагается на восточном берегу озера и во второй половине дня солнечные лучи слепят из-за гор, не давая возможности запечатлеть желаемую перспективу на озеро и горы. Кстати, наслаждаться видами, сидя на террасах прибрежных ресторанов тоже не получится из-за того же контрового освещения. Посещение «европейских» ресторанчиков отложили до следующего раза.

Совет № 1. Если вы приехали в Абрау-Дюрсо в послеобеденное время, рекомендую воспользоваться развлечением в виде катамаранов на электрической тяге для прогулки по озёрной глади Абрау. В это время дня освещение со стороны озера и чудные видовые фотографии его восточного берега с набережной, зданиями завода, церковью на утёсе и ресторанчиками у воды гарантированы.

Зелёный момент шоу-фонтанов.

Совет № 2. После заката с гор в долину начинает сползать прохладный и влажный воздух. Если вы живёте в сухом климате, то начинаете ощущать зябкий сквознячок. С одной стороны, вроде бы, температура воздуха достаточно высокая; с другой стороны, не комфортный влажный ветерок. Не смотрите на окружающих, они могут быть привычны к такой влажности воздуха. Возьмите с собой ветровку. Отдыхайте с комфортом!

Совет № 3. Шоу фонтанов имеет осмысленное звуковое сопровождение. Уровень звука которого, по-видимому, рассчитан на слабослышащих инвалидов. Иначе, это оглушающее громогласное звучание не объяснить. Очень громко! Лично я для следующего посещения поющих фонтанов Абрау-Дюрсо припасу беруши. В этот раз стоять на набережной не смог, ушёл выглядывать представление из-под крон деревьев парка.