Турист Svetlana Alexeeva (Svetlana_Alexeeva)
Svetlana Alexeeva
был 11 апреля 10:34

Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия + 4 города — Россия Май 2022

Еще 10 лет назад даже при мысли о таком маршруте каждый бы покрутил пальцем у виска и сказал бы, что проехать по такому маршруту рискнет только безбашенный. Сегодня это направление стало одним из самых популярных у россиян, а Чечня и Дагестан перестали быть словами, навевающими ужас.

В путешествие мы отправились втроем с младшим сыном 9 лет. Организатором программы был сайт www.tourister.ru. А главным соблазном для нас с мужем стало, что за 16 дней мы охватим весь Кавказский регион, да ещё и на прокатных машинах.

Итак, тур наш должен был начинаться из Кисловодска. Мы прилетели в Минеральные воды за пару дней до старта с тем, чтобы ознакомиться с Кавминводами.

30 апреля 2022 года

Утром вылетели на Аэрофлоте в Минеральные воды. В связи с закрытием воздушного пространства над Украиной время полёта значительно увеличилось и составило 4 часа. По прилёту без проблем заказали такси через приложение Яндекс и заселись в отель «Premier». Отель находится в пешей доступности от пешеходного бульвара-центра города. А на улице +23, долгожданное тепло и мы в футболках и сандалиях. Честно говоря, в городе делать абсолютно нечего, это транзитный пункт между курортными городами Ставропольского края. Но так как мы уже заселились, то потратили оставшуюся половину дня на прогулку по бульвару и в городском парке, прокатились на аттракционах, сын прошёл маршрут в веревочном парке, купили первую краснодарскую клубнику и отбыли в царство Морфея.

1 мая 2022 года.

Рано утром заказали такси и поехали в Кисловодск на заселение в гостиницу «Дали». Поездка нам обошлась в 1200 руб. за машину. В гостиницу прибыли раньше объявленного времени check-in, поэтому сдали вещи на хранение в отеле и пошли гулять по Кисловодску. Гостиница «Дали» небольшая, но очень уютная с большими номерами и чудесным грузинским рестораном при отеле. Её минусом является месторасположение — в промзоне, прилегающей к железнодорожным путям, откуда сложно добираться пешком в центр ввиду отсутствия в некоторых местах тротуара. За этот день мы пешком прошли все основные достопримечательности Кисловодска, прокатились на фуникулёре по канатной дороге, попили минеральной воды из бювета в Нарзанной галереи.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Ноги к концу дня гудели, но при выходе из парка роз сын увидел веревочный парк, мимо которого мы пройти не смогли. Кругом цвели разноцветные тюльпаны, на деревьях уже появилась первая зелень, которую мы так долго в этом году ждали в Москве. Кисловодск невероятно красив в вечернее время, когда подсвечиваются здания в центре и бьют музыкальные фонтаны.

Ужинали мы в кафе «Хинкали кайфовали», где также состоялась наша первая встреча со всеми участниками поездки.

2 мая 2022 года.

Резко испортилась погода. Уже с раннего утра лил дождь, когда мы укладывали вещи в машину. У нас по плану стояло посещение плато Бермамыт. По дороге остановились попить кофе, а заодно купили резиновые сапоги, которые ещё не раз выручали нас в течение всей поездки. То, что мы не попадём на Бермамыт, уже стало ясно при форсировании первых луж в его направлении. Дорогу развезло, машины бросало в колеи, и мы не стали рисковать оставшимся маршрутом, и поехали в сторону Долины нарзанов. В долине 12 источников, у каждого стоит табличка с номером.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Можно набрать нарзан в бутылки, но он быстро окисляется и превращается в ржавую воду. В местной кафешке можно купить одноразовые стаканчики и бутылки, а также безумно вкусные хычины- лепёшки, жареные в масле с картошкой и сыром. За окном льёт, мы в ужасе от предстоящей ночёвки в палатках. Так как только середина дня, и не хочется тратить время впустую, то мы едем в Джилы-Су к водопаду Султан. На высоте дождь переходит в снег и начинает сыпать хлопьями. И это майские праздники на Кавказе, где уже должно быть тепло и солнечно. К водопаду Султану нужно карабкаться по мокрым камням, перейдя по шаткому деревянному настилу через горную, узкую, но быстроводную речку. Мы полны энтузиазма, лавируем между большим количеством автотуристов в поисках лучшего места для селфи. Султан, воды которого с грохотом падают в шапку ещё не растаявшего снега, действительно красив.

Кстати, тут есть купальня с тепловой минеральной водой и кабинками для переодевания. Наверное, круто окунуться здесь летом, в реальном времени мурашки забегали по телу только от одной мысли. Снег усилился, стемнело, перспектива разбивать палаточный лагерь в снегу не радует совсем, в голову почему-то лезут мысли о перевале Дятлова. Мы вернулись в долину Нарзанов, попросили местных выделить нам место для палаток, и пока наш походный повар Никита варганил нам ужин, по дождю раскинули свой брезентовый «терем». Всё самое теплое надела на сына. Спим.

3 мая 2022 года.

Ночь пережили довольно быстро и сносно.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Осознала, что телу было в общем-то тепло, а мёрзли только ноги. А на воле уже сухо и солнечно. Перед завтраком прогулялись вдоль горной речки, послушали жужжание пчел, нарвали медуницы и дикой мяты. Жизнь-то налаживается. За это время палатки уже успели просохнуть. При солнечном свете нарзан из источников показался ещё вкуснее, а хычины в кафешке ещё сочнее, так что с боевым настроем двинули в путь в сторону Эльбруса. После обеда прибыли в п. Терскол у подножия Эльбруса, где заселились в гостевой дом «Три брата». Основной задачей было просушить все промокшие накануне вещи. На местном рынке купили тёплые носки и свитера из овечьей шерсти за вполне приемлемые деньги. В Терсколе смотреть нечего, кругом гостевые дома сомнительного качества, меня к вечеру знобило после проведённой ночи в палатке, так что остаток дня провели в кроватях с включенным телевизором.

4 мая 2022 года.

На улице солнечно, но куртку снимать совсем не хочется, так как прохладный ветер. Мы купили билет на подъёмник, чтобы забраться на Эльбрус. Билет довольно дорогой, стоимость подъёма и спуска для 2 взрослых + 1 ребёнок обошёлся нам в 3200 рублей. В горах ещё лежит снег, поэтому горнолыжники по-полной отрываются на склонах Эльбруса. Трассы довольно крутые, для профи. Подниматься на вершину нужно в несколько этапов с переходом на разные подъёмники. На каждом ярусе лучше передохнуть, пофотографироваться, адаптироваться, попить чайку, чтобы не началась «горняшка». Мы уже имели такой горький опыт в свой предыдущий приезд на Эльбрус 15 лет назад.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

После обеда выехали в сторону Чегемских водопадов. Первым делом направились в Чегемское ущелье. Здесь водопад небольшой, само место живописное и самое туристическое. Вдоль дороги работают кафешки, идёт бойкая торговля сувенирами и местными гастрономическими специалитетами. За отдельную плату можно подняться по винтовой железной лестнице на верхнюю смотровую площадку. Вид так себе, но кругом растёт свежая черемша — прекрасная добавка к шашлыку, который был уже в планах на ужин.

После ущелья проехали к водопаду Адай-су. Он находится в 200 метрах от дороги.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

На стоянке у кафе нужно оставить машину и пройтись пешком. Вода в водопаде в мае была очень грязная, но фото получаются живописными. Кафе держит местная семья, в кафе жарят отменный шашлык из баранины. Эта ночь нам опять предстояла в палатках. Разбить палаточный городок решили на поляне у кафе с согласия хозяина. На этот раз теплые носки и свитера позволили провести ночь с комфортом. Правда, подкачали нервишки. Проснулась затемно, так как приспичило. Выхожу из палатки, моросит дождь, перед палаткой девушек -автотуристок стоит на коленях мужик в папахе на коврике. Я ему: «Мужик, ты что тут делаешь, иди отсюда». А он молчит. Я его гоню, а он молчит. Проснулся муж, вышел помогать прогнать мужика, посветил фонариком, а там… пень. Больше уже мужик в папахе не возвращался.

5 мая 2022 года.

Льёт как из ведра, а нам нужно собирать палатки. Решили оставить их сохнуть под навесом, сами поехали смотреть водопад Абай-су, который находится в Кабардино-Балкарском заповеднике. Въезд в заповедник по паспортам, дорога горная, ухабистая. Под дождём глина размякла, стало скользко, а несколько последних километров нужно было забираться в гору. Решили оставить машины, идти пешком. Но на наше счастье ехал пустой местный Камаз, перевозящий рабочих. За 100 рублей с носа в оба конца свозил нас к водопаду, подождал и вернул обратно.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

А расстояние для пешей прогулки в дождь оказалось приличное. Даже не представляю, как бы мы вернулись без чудо-Камаза. До самого водопада от места стоянки машин нужно ещё пройти около 2 км в гору. Водопад видно и без поднятия к нему, но вблизи он завораживает. И природа вокруг потрясающая -открытое зелёное плато в окружении гор, остатками снега.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

В ливень так вообще выглядит мистически. Обедать вернулись в кафе у Адай-су. Свернули палатки и выехали в сторону Северной Осетии. Больше ночевать в палатках совсем не хотелось. Хотелось поплавать в теплых водах и поспать на мягкой кровати. Заселились на ночь в «Горячие источники», весь вечер кайфовали в открытом бассейне с горячей термальной водой и ели осетинские пироги.

6 мая 2022 года.

Утром поплавать не получилось, так как ночью воду слили, а новой водой бассейн ещё не успел заполниться. Показался забавным завтрак «шведский стол»: съеденный ассортимент в течение времени, отведенного на завтрак, не пополняется. Тот, кто спит долго, рискует на «шведском столе» найти лишь только хлеб и варёные яйца. Итак, в этот день нам предстояло увидеть красоты Северной Осетии. Первым делом посетили памятник Уастырджи — монумент в честь покровителя мужчин-воинов и путешественников. Остановились в поселке Дзигвис и поднялись в одноименную крепость в горе. От крепости осталась часть стены, которая монументально смотрится с дороги.

Посетили заброшенное средневековое село Цмити, где на фоне полуразрушенных башен получается эффектное фото.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Следующей достопримечательностью стал Аланский монастырь, всё еще находящийся в стадии строительства. Можно подняться к стенам монастыря, вход в храм закрыт. На мой взгляд, ключевой достопримечательностью из всех увиденных в Северной Осетии, является некрополь Даргавс. Не знаю, есть ли ещё в мире кладбища, которые можно посетить, оплатив предварительно входной билет. Да, город мертвых не вызывает страха или благоговейного трепета при созерцании его на расстоянии, а панорамное фото Даргавса выглядит даже эффектно. Но жуть берёт, когда подходишь ближе к какому-нибудь склепу, заглядываешь в окно и видишь полки, доверху набитые человеческими черепами и костями. Вот тут уже не поднимается рука делать селфи, да появляется мысль побыстрее покинуть это место.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

От Давгавса наш путь лежал через Кармадонское ущелье во Владикавказ. На минутку остановились у мемориальной доски Сергея Бодрова, установленной на месте гибели съёмочной группы после схода ледника Колка. Дождь лил стеной, задерживаться долго в этом месте не хотелось, да и энергетика в этом месте очень тяжелая.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

После насыщенного экскурсионного дня заехали в сетевой ресторан «Папа Жора», где можно попробовать национальные блюда. Заключительным пунктом назначения этого дня стал Владикавказ. В нем мы быстренько под дождем прогулялись по набережной, зашли в мечеть и поехали заселяться в приграничный с Республикой Ингушетия мотель.

7 мая 2022 года.

Даже представить себе не могла, что путешествуя внутри России, нужно проходить паспортный контроль при въезде в Республику Ингушетия. Всё по-взрослому: пограничный пост, досмотр авто. Для меня этот регион остался не познанным. При въезде на его территорию начался снегопад, поэтому первая достопримечательность — башенный комплекс Эрзи, была припорошена снегом. До комплекса нужно подняться в гору приличное расстояние, причем по скользкой, снежной хляби. Вот где нам пригодились купленные сапоги. Высота башен впечатляет.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Каждый богатый род в Ингушетии строил себе родовую башню, высота которой свидетельствовала о достатке рода. Башни Эгикал остались в стороне, к ним мы решили не подниматься, потому что высота снежного покрова росла на глазах. Через Цей-Лоамский перевал мы пробирались на летней резине по снежной не чищенной дороге с нулевой видимостью, потому что снег валил как в новогоднюю ночь. А мы держали путь к Вовнушкам, где был запланирован пикник. Когда туда добрались, то с трудом вышли из машины, так что пикник был обозначен флажками. Вовнушки -родовая крепость клана Оздоевых, фортификационно-оборонительный комплекс. На фото в летней зелени Вовнушки смотрятся гордо и величественно, на наших зимних фото Вовнушки приуныли и угрюмо смотрят на прибывших автотуристов.

Кстати, по дороге мы видели припорошенный палаточный лагерь и сидя в тёплом автомобиле, молча посочувствовали обитателям. По пути встретили пограничников, обходивших территорию в маскировочных костюмах. После всех климатических метаморфозов оставался открытым вопрос о пропитании. Спустившись с гор, стали искать общепит, но, увы. Туризм в Ингушетии не развит, местные едят дома, поэтому встретить кафе или хотя бы столовую оказалось большой проблемой. Едем голодными в Грозный, заселяемся в гостиницу и на такси едем до ресторана с аутентичной кухней «Жижиг & Galnash», находится на проспекте В. В. Путина (и такой проспект на Кавказе не редкость). Жижиг-галнаш — мучные галушки c кусками мяса. Сытно, но на любителя. Мне по вкусу пришлась лепёшка со сладкой тыквой. После ужина прогулялись по вечернему городу, зашли в мечеть «Сердце Чечни», прошлись по набережной, полюбовались подсвеченным разными огнями Грозным-сити, заскочили в местный ГУМ, где на лотках лежат Ролексы и Радо, а в глазах рябит от Гучи, Прадо и Луи Витона.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

По улицам ходят местные красавицы на босоножках на высоченных каблуках, когда мы рядом мерзнем в куртках. Чуть ли не в каждом доме есть своя кондитерская, где мужчины!!! попивают чай, едят пирожные и ведут светские беседы. Нам тоже захотелось горяченького чая с вкусняшкой. Выпечка таяла во рту, а мы таяли в тепле и неге, ведь впереди ждали «суровые» будни автопутешественника. Грозный меня поразил своей восточной европезированностью: все по-восточному дорого, чинно, но со вкусом.

8 мая 2022 года.

За окном небо опять плачет. У нас по плану осмотр самой большой мечети в Европе в Шали. Мечеть меня не поражает размером, потому что хочется побыстрее спрятаться под какой-нибудь навес или козырёк, а не хлюпать мокрыми кроссовками по многочисленным лужам вокруг мечети. Мечеть меня пленяет тёплым, сухим, ворсистым ковром цвета моря, по которому невероятно приятно ступать босым ступням.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Внутри уютно и умиротворённо, уходить совсем не хочется. Но регламент есть регламент. Держим путь на Дагестан. В голове крутится мысль о дагестанском аппетитном чуду, время-то уже обеда. До Сулакского каньона ещё далеко, в интернете находим кафе с хорошим рейтингом. Место действительно оказалось стОящее, но из-за большой загрузки кухня не справлялась, пришлось потратить час на ожидание и уплетание вкусных дагестанских блюд. Зато после обеда ехать к каньону стало веселее, да и погода вроде стала распогоживаться. К Сулакском каньону сначала подъехали со стороны смотровой площадки. Вид конечно с неё обалденный, внизу по каньону плавают кораблики, но ветер оказался настолько сильным, что реально сдувал с ног, не давал сделать приличное фото. Наша группа моментально переключилась с природных красот на увлекательную забаву- засними крутой видос с трепыханием соседа на ветру. Было действительно весело!

Мы даже засветло успели подъехать ещё к одному месту популярной фотосессии на фоне Сулакского каньона и плотины Чиркейского водохранилища. На ночь заселились в гостевой дом на берегу водохранилища.

9 мая 2022 года.

В небе ярко светит солнце! Жизнь-то налаживается! Пока наш Никита готовил завтрак, прогулялись вдоль берега водохранилища, пощурились на солнце, и впервые появилось желание снять куртку. Нам предстояла прогулка на катере по Чиркейскому водохранилищу. Положительные эмоции мы получили не только от созерцания живописных пейзажей, но и от очередной порции водных процедур при бейдевинде.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Пока сохли и собирались -уже полдень. Мы направились в сторону горного села Большой Гоцаль, где нас ждал вкусный, обильный, домашний обед в придорожном кафе. А дальше невероятно красивые места Дагестана — плато Матлас и каньон Цолотль. С плато Матлас открывается космический вид на расположенные внизу села и горы. Вниз спадают водопады, красоту которых сложно оценить, так как находишься выше места водопадного каскада.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Каньон Цолотль осматривали на закате солнца. Здесь дух захватывал от высоты. Причем никаких оград, идёшь по краю обрыва, поэтому рука невольно ищет опору: хватаюсь за сына и мужа, идем цепочкой. В каньон ниспадают два водопада. Оба хорошо видны и фантастически живописны.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

По темноте добрались до гостевого дома в Большом Гоцале. Ночевали в настоящем дагестанском доме, в котором местная семья сдаёт комнаты постояльцам, а заодно кормит национальными блюдами. Наконец-то, попробовали чуду. Всё-таки хычины зачётней. Всё, спать.

10 мая 2022 года.

Утром после завтрака успели заскочить к местному ювелиру. Купила себе симпатичные серебряные серьги. Этот день у нас полностью был посвящен осмотру горных заброшенных сел. Начали с заброшенного Кахиба. Машины припарковали в жилой части Кахиба и пешком пошли в гору в Старый Кахиб. Если прокладывать путь напрямик, то задрав голову вверх, понимаешь, что попасть туда может только альпинист. К Кахибу ведёт извилистая, круговая дорога, вполне комфортная в плане перепада высот. Кахиб считается одним из древнейших аулов Дагестана. Основной причиной переселения людей стали постоянные осыпи, приводящие к гибели людей. В ауле сохранилась башня, от былых строений лишь кое-где сохранившиеся стены.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Хорошо, что мы начали именно с Кахиба, потому что далее нас ждал Гоор, местоположение которого намного эффектнее Кахиба, поэтому и наши эмоции росли по нарастающей. В Гооре планировали обед. Но вдруг начал моросить дождь, который позже превратился в ливень, поэтому засиживаться долго в этом месте не стали. Площадь Гоора гораздо масштабнее Кахиба. К нему можно почти вплотную проехать на машине. Вид с высоты в низину просто сумасшедший. Нам повезло, что в это время экскурсионную группу сопровождал местный житель в национальном костюме. Боже, какие тут с ним получились фотографии. В каждом таком месте думаешь, вот как можно в себя впитать всю красоту природы вокруг, которую не может полностью передать фотография даже профессионального фотографа.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Ливень превратил горную глиняную дорогу в каток, поэтому наш спуск на Старексе поднял уровень адреналина в крови не только у водителя -турруководителя Николая. А день ещё не закончился. И мы едем в Карадахскую теснину. Туда нужно успеть сходить до захода солнца, иначе сложно будет ориентироваться в ущелье, в котором ещё и протекает горная речка. Идти в теснину нужно только в резиновой обуви, путь частично по воде. Место действительно красивое и заслуживает фото в вашем семейном альбоме.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Из теснины выбрались уже в кромешной тьме. Должна была быть ночёвка в палатках, и от одной только мысли начало сводить зубы. По трассе нашли гостевой дом со свободными номерами. Правда, разница с палаткой оказалась только в наличии санузла. Спали мы одетыми под двумя одеялами с включенным обогревателем. Тур полярника продолжался.

11 мая 2022 года.

Этот день посвящён дагестанскому Мачу-Пикчу — аулу Гамсутль. Большую часть времени и сил занимает восхождение к аулу. Есть возможность половину пути проехать за дополнительную плату на трансфере, но желающих много, а челноков мало, трать время на ожидание дагестанского долмуши не хотелось. Пошли пешком. В этот день стало припекать солнце, поэтому по ходу движения приходилось сбрасывать с себя лишнюю одежду. В дорогу обязательно нужно запастись водой, а пополнить её запасы можно в горном роднике, который бьет за 400 метров от аула. Итак, мы на месте, и дух захватывает от дагестанской природы. Смотреть вокруг нужно забравшись или на крышу уцелевшего дома, или на вершину рядом стоящей горы, чтобы насладиться видом местности. Сам же аул — полуразрушенные дома, стоящие почти в притирку к друг другу.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Последний житель аула умер в 2015 году, здесь же есть его мемориальная табличка. Пока бродили по развалинам, подслушали местных экскурсоводов. Так вот баек они травят много: кто-то приписывает последнего умершего жителя к дряхлым старцам, а ему не было и 60 лет, судя по табличке; кто-то рассказывает о том, что в ауле жила ещё женщина на другом конце аула, которая поссорилась с нашим «старцем» много лет назад, и они с тех пор друг с другом не общались. В общем, моё мнение, что в этом месте нужно не слушать выдуманные истории и созерцать природу и напитываться энергией. Обратно мы спускались по другой тропинке: более короткой, но крутой и скалистой. Мне показалось, что по времени путь обратно занял столько же времени. После осмотра Мачу-Пикчу выдвинулись по направлению к Дербенту. Недалеко от города подъехали к Каспийскому морю, где на берегу могущественно возвышается единственный в мире экраноплан «Лунь», всеми здесь брошенный и забытый. Мы уже были здесь на закате, и экраноплан выглядел космически.

Поздно вечером заселились в приличном месте, недалеко от пешеходной улицы. Правда, в районе были перекопаны многие прилегающие улицы, но нас это не смущало.

12 мая 2022 года.

Мы весь день в Дербенте. Утром к 10:00 поехали на такси в крепость. В кассе оплатили стоимость экскурсии по крепости + по исторической части Дербента. Если честно, то крепость разочаровала: небольшая по площади, полностью новодел, но нам попался экскурсовод с прекрасным литературным русским языком, поэтому было интересно.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

Что касается экскурсии по исторической части, то она разочаровала. Мы прошлись по нескольким магалам (кварталам Дербента), зашли в самую древнюю мечеть Дербента — Джуму-мечеть. Всё произошло очень быстро по времени, и осталось ощущение, что тебя надули. Особенно после того, как наш экскурсовод искренне посоветовал зайти в местное кафе к своему знакомому, где «очень вкусно» кормят. В исторической части города в основном живут семьи евреев и азербайджанцев, заняты торговлей, держат свои мастерские.

Гуляя по улочкам, купили первую свежую клубнику- сладкую и ароматную. Устоять не смогли: помыли и тут же съели на скамейке. После обеда мы забронировали экскурсию на Дербентский коньячный завод. Экскурсией это мероприятие вряд ли можно назвать, потому что показывают выставочный зал с красивыми бутылками, и подвал с бочками. Большую часть времени занимает дегустация, видимо, поэтому и цена за экскурсию высока. На экскурсии предлагают продегустировать пять видов коньячной продукции, производимой на заводе, которую можно приобрести в магазине при заводе.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

В целом, для разнообразия можно посетить сее мероприятие, а можно просто сразу купить бутылку коньяка в магазине. Вечером прогулялись по городу, дошли до Каспийского моря, пришли в ужас от заброшенности пляжей и вернулись в отель. Увы, Дербент меня не впечатлил и не вызвал каких-то эмоций. В общем, не зашёл.

13 мая 2022 года.

Рано утром успели с семьёй сгонять на такси на городскую набережную. Её во всю облагораживают, чистят песок, ставят шезлонги. Красивой кусочек Каспия протяженность в сотню метров. В полдень выдвинулись в сторону Махачкалы. Это наш последний день в дружной туркомпании. В обед уже заселились в хороший отель в самом центре Махачкалы. Жутко проголодались и побежали с мужем и сыном в рейтенговый ресторан на набережной города. На улицах многолюдно, в центре прогуливались целые дагестанские семьи с детьми: аттракционы, попкорн, музыка… Прислушиваюсь к себе, «Света, welcome в 90-е!».

Гранд-вояж по Северному Кавказу

И здесь разочаровало отношение местных к Каспию. Море в городе! А центр такой убогий и загаженный. Вечером встретились все вместе в ресторане на берегу Каспия на прощальный ужин. Уже хотелось домой, впечатлений много, и мы только начали отогреваться на махачкалинском солнышке. Тур оказался длинным, насыщенным и жутко холодным, но положительно эмоциональным.

14 мая 2022 года.

А мы с семьёй ещё остаёмся в Махачкале, потому что обратные билеты в Москву у нас только на 15 мая. С утра пораньше пошли в краеведческий музей, были одни, оплатили экскурсию и услышали шикарный рассказ о Махачкале и Дагестане. Только теперь хоть что-то стало понятно об этом регионе России, потому что мы в нашем путешествии были без экскурсионного сопровождения: что-то гуглили, что-то слышали отрывками, где-то заказывали экскурсию сами. В обед выселились из отеля в центре и поехали заселяться в гостиницу «Приморская» на берегу Каспия в новой Махачкале недалеко от озера Ак-Гёль. Пошли прогуляться к озеру, покатались на катамаране, и поняли, что больше в этом районе делать-то и нечего. Поэтому поймали такси и поехали опять в центр, чтобы погулять по улочкам города. Езда в такси -ещё тот аттракцион. Лучше ехать с закрытыми глазами, чтобы не видеть хаоса на дороге. Гуляя по улицам, увидела витрину с длинными платьями и не устояла. Мои мужчины около часа провели на диване в магазине, ожидая пока я перемеряю все платья. И всё же ушла с обновкой! Так день прошёл лениво и размеренно.

15 мая 2022 года.

Наш самолёт в полдень. На улице солнце, а мы рано утром бродим по берегу Каспийского моря. Безлюдно, тихо и безоблачно. И море здесь уже другое — чистое и спокойное.

Гранд-вояж по Северному Кавказу

В состоянии неги едем в аэропорт. Кавказские каникулы закончились.