Турист Елена (apreleva1409)

Цикл материалов «Северный Кавказ 2022»:

Отзыв об отеле Гостевой дом Старый замок, Кисловодск

Кисловодск. Я вернулась!

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Два года назад, в первую свою встречу с Кисловодском, я настолько была очарована городом и парком, что ни о каких долгих поездках в горы и не думала: чтобы более-менее подробно исследовать знаменитый парк нужно три дня минимум, а у меня в распоряжении имелось всего пять с половиной. Один из которых к тому же провела в Пятигорске.

Зато теперь, собираясь еще раз наведаться в Кавминводы, внимательно читала все, что попадалось о плато Бермамыт и об урочище Джилы-Су. И если Бермамыт, из-за жутковатых описаний дороги туда, оставила под вопросом, то о красотах Джилы-Су прямо-таки грезила… Чего вероятно делать не стоило… Хватило бы и просто планов — слишком уж хрупки мечты из разряда заветных. Этой суждено было разбиться о совершенно отвратительный прогноз погоды… Уж если девушка в будочке «Дарина-Тур», чуть не шепотом на вопрос «как там, в горах?» отвечала: «Вы, погоду смотрите обязательно, прежде чем покупать…», значит, и правда дело швах… Посмотрели, ужаснулись: утром плюс 4, днем плюс 7–8, дожди и ветрище… Геройствовать, стихиям вопреки — увольте… Хотя и обидно очень!

Да, но природы-то все же хотелось… К счастью, в самом Кисловодске погода выдалась пусть и не идеальная, но вполне «гулятельная». А в рукаве у меня — на случай пакостных атмосферных обстоятельств — заныкана была парочка джокеров))) Вот один из них и извлекла на свет божий, окончательно убедившись, что Джилы-Су нам не светит: пусть рядом с городом и нет по-настоящему высоких гор, зато живописных мест хватает. С весьма затейливым рельефом к тому же.

Причем, в прошлый раз даже упоминание о Лермонтовской скале — именно ей суждено было в роли джокера выступить — мне нигде не попадалось. Будто припрятали ее от меня до поры… И вокруг скалы ведь «живопись»: аж с 1978 года является она памятником природы регионального значения, может потому и окрестности сохранены в первозданном виде.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

В арсенале местных турагентств, как позже выяснилось, имеются поездки к Лермонтовской скале (плюс Никольский собор или обзорка по городу). За 800 рублей (!). Ну, пусть себе ленивые ездят за 800 и толпой, мы же благополучно добрались за 25 с носа и в блаженном одиночестве… Ибо уж что-то, а природные красоты толп не терпят вовсе…

Из центра города попасть к скале можно на маршрутке № 10. Одна из остановок — напротив Колоннады, мы садились у Никольского собора. Утро посвятив музею Ярошенко (Надежда), и прогулкам по старинным улочкам вокруг собора и музея (я). Ехать совсем недолго, от границы парка — два с половиной километра, в принципе можно и пешком дойти. Некоторые так и делают, шагая по Ольховской улице, минуя по пути еще и Лермонтовский водопад (всюду тут Михаил Юрьевич, ага))).

Официальной остановки (павильона или хотя бы столбика) возле смотровой площадки нет, просто нужно сказать водителю, куда вы направляетесь. Зато имеется стрелочка-указатель, дабы никто не сомневался, что высадили его из маршрутки там, где надо. Стрелочка оказалась нелишней, ибо в тот день здесь не было ни души кроме нас, и дяденьки, который так же, как и мы, сел в маршрутку у собора и, так же как и мы, впервые сюда попал.

Ох, не зря приехали… КРАСОТА! Жаль, конечно, что солнышко светило над Кисловодском, а не прямо над ущельем, и все равно…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Такая роскошная многоярусность!.. Вроде совсем невеликая речка Ольховка (четырнадцать километров длиной), а путь себе меж гор проложила эффектный! Конечно, помогло и то, что стены каньона образованы из песчаника и известняка, породы мягкие, да и ветер воде поспособствовал. В результате получились весьма фантазийно, местами горные выступы напоминали полукруглые балконы, причем очень аккуратные. В одном месте, правда, на пути ветра и воды встретился камушек, который обтачиваться не пожелал, и красуется он теперь на дне ущелья глыбой неожиданно темного цвета с геометрически острыми гранями.

Кааба вспомнилась!

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

И ущелье, и речка название свое получили от зарослей ольхи, которых здесь когда-то было немало. Сейчас ольхи поубавилось, а название прижилось.

В сентябре глаз радовали бересклеты, правда, пока еще с зелеными листьями, но уже с крупными, жаль одноцветными, плодами, и какие-то кусты с темно-синими ягодами.

Ну, а в центре всего этого природно-архитектурного изобилия высится обрывистый скальный останец высотой двадцать семь метров и длиной двести, стоящий на плите-постаменте. Считается, что треугольный нос утеса здорово напоминает нос корабля, и, пожалуй, так и есть.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Саму же скалу вполне можно сравнить с капитанской рубкой. Мы бродили по краю обрыва, любуясь в том числе и овечками, пасущимися далеко внизу, у воды.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Местные, кстати, называют ущелье Козада (крутая балка). Спускаться поначалу и мыслей не было, но!.. А ведь у скалы-то люди! И как же они туда попали?! Может с другой стороны ущелья спустились?.. Склоны нашего «берега» казались невероятно крутыми, да и тропок вроде бы не видно… Но коли те двое, в ярких курточках, там, нам тут же позарез понадобилось побывать непосредственно возле скалы тоже! Пока прикидывали шансы сползти вниз, не переломав руки-ноги-шею, над краем обрыва показались те самые парень с девушкой, покоя нас лишившие: оказывается, дорожка ко дну ущелья есть и начинается она чуть не от автодороги, просто разглядеть ее мешают заросли кустов.

Тропа местами довольно крутая, местами грязноватая (после сильного дождя, не советовала бы по ней идти), но ветви кустов нам в помощь: цепляясь за них благополучно спуск одолели, и вот уже стоим на берегу Ольховки. Жаль, овечки переместились дальше по ущелью, не удалось пообщаться)))

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

По бревнышкам-камушкам перебрались через речку, и, чувствуя себя отважными землепроходцами, оглядываясь по сторонам, шагаем к «кораблю». Виды снизу, конечно, другие и ничуть не менее интересные.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Вот бы еще на «палубу» забраться… Высоко!!! И никаких удобных уступов не видно…

То есть один имеется, но силенок подтянуться с него у нас точно не хватит… Однако, удача в тот день явно была на нашей стороне: на «палубе» вдруг появилась еще одна пара, и мужчина во мгновение ока вытянул нас наверх! Рассыпаемся в благодарностях и бежим к «рубке», изучать ее причудливые очертания…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

А на «берегу», тем временем, высадился туристический десант, ведомый гидом… Неужели нарушится наше блаженное уединение?.. Уф, слава богу, нет! Организованные бедолаги минут пять постояли на обрыве и направились назад в автобус! (800 рублей?!)

Конечно, историю этого места им, скорее всего, рассказали заранее, но все равно очень уж быстро уехали… Да, не ради лишь природных красот возят сюда туристов. И не случайно скала — Лермонтовская. Считается, что именно ее поэт описал в «Герое нашего времени», как место дуэли Печорина и Грушницкого.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

»Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. Грушницкий шел впереди, за ним его секунданты, а потом мы с доктором».

Правда, далее в описании кое-что реалиям не соответствует:

»Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы; площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи. Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу; спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами».

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Эльбрус отсюда увидеть невозможно, да и какой-то жуткой «зубастой» пропасти поблизости нет, но роман это ведь не документальное описание местности?

Во всяком случае, скала получила свое название и стала местной достопримечательностью именно после выхода романа. Ее многократно изображали художники, а позже стали выпускать и открытки-фотографии. Вот, например, одна из них:

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Интересно, что деревьев вокруг совсем нет!

Кстати, некоторые считают, что Лермонтов неспроста именно сюда «отправил» своих героев. Вполне вероятно, интуитивно почувствовал некую мистическую силу этих мест. Ведь еще в восьмом веке до нашей эры здесь селились люди… Старожилы вспоминают, что в детстве, бегая, а еще лучше прыгая, по нижней платформе скалы слышали… звон! Оказалось детишкам не мерещилось: в середине прошлого века в пещерах под скалой археологи нашли золотые и бронзовые украшения древней кобанской культуры.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Налюбовавшись скалой и видами с «палубы», решили возвращаться, подошли к «борту корабля» — мдааа, высоковато… Кое-как я все же сползла, приложившись ребрами и голенью правой ноги к чему-то острому (побаливало потом), и уже стоя внизу страховала Надежду: у нее рост пониже, ей сложнее. А потом заметили, что на краю обрыва давешний помощник за нами наблюдал! Оказалось, хотел убедиться, что спуск пройдет благополучно. Есть же на белом свете неравнодушные люди!

Потихоньку по знакомой уже тропке выбрались наверх и мы… День клонился к вечеру, пора возвращаться в город. Стоять, дожидаясь маршрутки смысла не было, поди знай, когда она появится. К тому же читала, что водители подбирают путников в любом месте, если проголосовать. Так что вперед и с песней по обочине! А спустя минут пять нас нагнала машинка… недавних знакомцев! Которые предложили подвезти. Нет, точно мы в тот день были везунчиками!

И, кстати, «добрые ангелы» наши как раз и поведали, что накануне рискнули поехать в горы, замерзли, промокли, попали в страшенную грозу, и всерьез опасались там заночевать: лило так, что дорогу не было видно вообще…

Мы же этой, пусть и не горной, но вполне себе скалистой и чрезвычайно пейзажной вылазкой остались довольны до чертиков!

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Надежде и вовсе природных приключений оказалось уже более, чем достаточно, а я каждое утро с тоской поглядывала в окно номера на Олимпийский комплекс, расположенный в самой высокой точке парка…

Два года назад бегала к нему, и дальше — на Малое седло — пешочком … Может все же на сей раз удастся добраться и до Большого седла? Правда, тащить туда совсем неготовую к дальним прогулкам по пересеченной местности подругу я бы ни за что не рискнула… Но и бросать ее надолго одну не хотелось. Впрочем, теперь, после длительного ремонта, работает, наконец, подъемник, который время похода поможет здорово сократить…

В итоге решили, что Надежда отправится в музей Шаляпина и в магазины за удобной обувью (взятые с собой туфли пусть и на небольшом каблуке определенно не самый оптимальный вариант для этих мест))), а я поскачу наверх, если погода позволит.

Утро, к сожалению, было сомнительным — сереньким с накрапывающим дождиком. Но не льет и на том спасибо. Зато и народа в очереди к нижней станции подъемника почти не наблюдалось. Билет стоит 300 рублей, причем никаких скидок при покупке туда-обратно. И вроде бы принимали только нал.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Верхний и нижний павильоны канатки после реконструкции выглядят как леденцы — нижний из ядовито-розового стекла, верхний — из столь же интенсивно желтого. Вагончиков два, дизайн — ретро, годов так 60-х прошлого века. Странно, что за столь длительное время простоя не поменяли их на что-то более современное. Еще более странно, что местами ржавчина на корпусе проглядывает… О прозрачности стекол и говорить нечего. Так что использовать эту канатку в качестве развлечения я бы не советовала. Особенно, если много народу.

Назад нас в вагончике было четыре человека, вот это другое дело — можно было встать у открытого окна, и посмотреть с комфортом, и пофотать. Правда, фотать страшно — того гляди техника нырнет вниз… Туда же ехали с полной загрузкой, плюс еще одно семейство с младенчиком везло с собой коляску. Младенчик отчего-то дико испугался, оказавшись в кабинке, поднял страшенный рёв, а когда усилиями родителей, бабушки, дедушки и старших детей малость успокоился, выдал полный список насущных и срочных потребностей: «ка-ка, пи-пи, ням-ням». Народ дружно заржал, отчего кабинка качнулась, а дитятко опять ударилось в истошный крик. В общем, хорошо, что маршрут короткий)))

Дождь, слава богу, накрапывать перестал, и, полюбовавшись с балкончика верхней станции панорамой Кисловодска и окрестностей (видимость хрустальной, увы, назвать было нельзя), знакомой дорожкой я бодро шагаю вдоль забора Олимпийского комплекса.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Правда, на минуточку притормаживаю, т. к. посочувствовала даме моих примерно лет, робко спросившей у лихого вида дяденек, где тут еще что-то можно посмотреть, и получившей ответ — да везде! Собственно, и правда — везде, виды с дорожки вдоль комплекса, идущей к шоссе хороши.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Но ведь отсюда всего ничего до Малого седла! А там — еще лучше, и уж коли находишься ЗДЕСЬ, грех не прогуляться в ту сторону. Идти-то полчаса примерно. В общем, надеюсь, удалось мне робкую даму уговорить на совсем несложный этот поход.

А сама, дойдя до развилки — направо Малое седло, налево — Большое, вздохнула, глядя на сосенки на передней «луке» Малого седла, вспоминая, как устроив привал чуть ниже этих сосенок, ела вкуснейший виноград в позапрошлом ноябре…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Сколько же здесь шиповника! Представляю, какая красота в июне! Еще и ароматная!

А в зарослях травы обнаружились блаженствующие на осеннем солнышке коровки…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Идти было сплошным удовольствием: тропа на лугу сносная, набора высоты пока никакого, участки «распутицы» небольшие, вполне можно их обойти.

Через некоторое время меня нагнал поджарый товарисч, не иначе с реактивными двигателем внутри: «Смелая вы! Далеко забрались, теперь уж надо и до Большого седла дойти»! А на мое «собственно, туда и путь держу», поднял вверх большие пальцы и заявил, что «вот на таких женщинах и держится Россия!» О как! Медаль практически выдал))) Ну, или по крайней мере, грамоту! Теперь уж точно только вперед!))) Нехорошо ведь не оправдать!

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Спросила у него, кстати, долго ли идти, ответил, что примерно минут сорок. И рванул чуть не бегом напрямки, свернув с дорожки. Вскоре голова сверхшустрого дяденьки мелькала уже далеко впереди среди кустов и высокой травы. Таким темпом, поди, и за 20 минут доберется!

Малое седло уже довольно далеко...

Но напрямки я не рискнула, и правильно сделала, потом встречные люди рассказали, что скорохода этого видели, и он им срезать дорогу отсоветовал — очень грязно.

Я же шла своим темпом, бегать вообще терпеть не могу, и здесь уж точно куда приятнее не нормы на время сдавать, а дышать и красотами любоваться.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Всяческие «горки» в этих местах принято отмечать пирамидками из металлических прутьев. Одну из них я уже хорошо видела не так и далеко впереди. Неужели так быстро дошла?.. Довольно ощутимый подъем преодолела влёт, готовясь погладить себя по головке и чем-нибудь вкусненьким наградить — Большое седло в активе! Но… Возле пирамидки стало ясно, что взобралась я пока лишь на одну из «лук» седла: в отдалении красовался еще один опознавательный знак. На горке, явно выше той, на которой я стояла.

Незачёт, однако… Вкусняшка отменяется, иначе будет нечестно! Аккурат к макушке второй «луки» седла — вот она, справа на фото:

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

вела крутая тропа, внушавшая опасения… Хорошо, что спустившись к его «спинке», обнаружила дорожку, поднимающуюся наверх плавно. Идти по ней, конечно, дольше, но спокойнее. К тому же виды по пути!!! — останавливалась то и дело, чтобы полюбоваться…. Вроде и ничего особенного: горы скорее холмами можно назвать. Но какое разнообразие оттенков зеленого, от светло-весеннего к почти малахиту, да в окружении золота на более высоких, выгоревших на солнце участках…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

А уж какой простор бесконечный! Овечки вдали пасутся… Пастух даже и на коне!

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Жаль техника у меня не дальнобойная…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

На небе опять же буйство невероятное — то свинец, то синева, то легкие барашковые облачка, то вдруг сноп солнечных лучей из-под тучи…

А в какой-то момент горизонт вдруг распахнулся и засверкала в дальней дали ослепительная белизна на голубом фоне… Эльбрус?!… Неужто соизволил показаться?! Ну, хотя бы вот так, в просвете облаков?!

Надо сказать по упомянутой крутой тропочке, обогнав меня, на Большое седло поднялись папа с сыном-тинейджером. Мое появление на вершине было встречено поздравлениями и аплодисментами — только что не фанфары))) Конечно, и эти двое тоже заметили искристое чудо на горизонте. «Будем надеяться, что Эльбрус?», — спросила я. «Чего это надеяться? Сейчас проверим!» — ответил папа. Включил GPS — да! Пусть лишь слегка, а не классической двугорбой махиной, но мы ЕГО увидели! Ураааа! Конечно, фото похвастаться не могу, ибо для такого расстояния совсем другая техника нужна. Но уж в моей-то памяти этот момент отпечатался навсегда…

Вскоре семейство направилось вниз (по той же крутой тропке, уверив меня, что она совсем нестрашная), а я осталась наедине с окружающим великолепием… И так удачно, что здесь есть пенечек… Теперь-то я точно награду заслужила! Каким же наслаждением было смаковать миндальное пирожное, сидя на нагретом солнышком пеньке, с видом на кавказские просторы и на Эльбрус в том числе!

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Правда, горизонт вскоре снова заволокло, и более того, в противоположной стороне не весть откуда появилась черная лохматая туча, подозрительно быстро несущаяся к Большому седлу… Не хотелось бы с ней пересечься… А значит пора вниз и поскорее.

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Рискнула даже спуститься напрямки, оказалось, что и правда нестрашно.

Дорога назад всегда кажется короче, и вот я уже на более низкой луке Большого седла. Куда только что забралась пожилая пара. Они, как и я недавно, тоже было решили, что дошли, увидав пирамидку. Пришлось разочаровать, но и успокоить: во-первых, это ведь тоже Большое седло, а во-вторых, до второй пирамидки всего минут 10–15 осталось. Мужчина, правда, трекинговой палкой ткнул в направлении тучи: «А это вы видите?» Как не видеть? Но туча, вроде бы чуть сменила направление… И уж если почти дошли… Но — тут уж каждый думает сам! Направляюсь к спуску, и вскоре слышу вдогонку: «А мы все же решили идти дальше!», — от прекрасной половинки той пары))) Молодец, женщина, уговорила спутника! Туча, кстати, пометавшись, свернула к городу, повисев над которым до позднего вечера, так и не пролилась.

На развилке «Большое-Малое» снова немного постояла, помечтала увидеть шиповники в цвету, попрощалась с позапрошлогодними сосенками…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

Снова дорожка вдоль комплекса, где на каждом шагу АХ:

И вот уже плыву вниз в вагончике канатки… Провожаю взглядом Синие камни, любуюсь начинающимся осенним многоцветьем леса…

Кисловодск. Если парк исследован — вперед, ЗА парк!

И жалею, что не сфотала с высоты подъемника «Гигантскую розу» — отсюда она эффектнее всего смотрится! Держите технику наизготовку!

Снова Кавказ получился без больших гор… Жалею? Конечно! Но все же грех жаловаться — и без заоблачных вершин красотой мы явно не были обделены… А стремление увидеть-таки настоящих горных великанов — лишний повод снова в этих краях побывать. На что очень и очень надеюсь!