Турист Елена (apreleva1409)
была сегодня 17:13

Грозный — Россия Сентябрь 2022

Цикл материалов «Северный Кавказ 2022»:

Гостевой дом «Старый замок»

Кисловодск. Я вернулась!

Туристеровские рассказы о Грозном и окрестностях интриговали уже давно, а в последние два-три года — особенно. Очень хотелось увидеть, наконец, своими глазами и чеченский «Дубай», но главное, три великолепные мечети, от фото которых дух захватывало…

Даже подумывала об отдельной поездке в республику, благо Аэрофлот соблазнял наиприятнейшими ценами на осень: 8 тысяч туда-обратно. В итоге же вместо Чечни на несколько дней случился автобусный тур в Грозный из Кисловодска, о чем не мечталось как раз совсем. Ибо более чем пятичасовая — в один конец! — поездка порядком пугала. Но страдать целый день под гарантированным синоптиками дождем в Кисловодске — перспектива еще менее приятная. Так что по три тыщи с носа (плюс 500 с собой, которые собирает потом гид, если ВСЕ намеченные объекты удастся посетить, а бывает, что и нет) отдали в будочке «Дарина-тур» с радостью (а вдруг бы уже мест не было?!).

Забирать нас на ближайшей к отелю остановке общественного транспорта должны были в 5–05 утра (о чем накануне прислали подтверждающую смс-ку, пустячок, а приятно). Я, хоть и не сова, вставать в такую рань страсть как не люблю, однако, как ни странно, в 4–00 вполне себе бодро проснулась, не иначе целебный воздух Кисловодска поспособствовал.

Автобус прибыл точно в назначенное время — большой, не сказать, чтобы новый, но и не колымага какая-нибудь. Наша остановка оказалась одной из первых, потому сели без проблем в серединке салона. Вот только напрасно выбрали места слева по ходу, лучше бы с другой стороны, т. к. именно справа от дороги довольно долго можно было любоваться пиками Главного Кавказского хребта. Пусть и на солидном расстоянии.

При покупке тура предупреждают, что обязательно нужно взять с собой паспорт, и что шорты, мини-юбки и декольте категорически не рекомендуются. Брюки женщинам можно. Паспорта требуются из-за того, что в пути следования автобус минует несколько КПП, где могут проверить документы либо выборочно, либо даже у всех подряд — как карта ляжет. К счастью, нас не остановили ни разу нигде.

Может не так и плох этот длиннющий путь на автобусе? Когда бы это еще я за один день увидела — хотя бы мельком, из окна — земли сразу нескольких кавказских республик? Проезжали ведь и по Кабардино-Балкарии, и по Северной Осетии-Алании, и по Ингушетии! Гид, конечно, об истории их народов рассказывала, я старалась внимать, но на слух вообще информацию воспринимаю плохо, быстро теряю концентрацию, а уж ранним утром — тем более.

Около восьми часов делается остановка на завтрак в придорожном кафе. Звучит так себе, но на самом деле заведение солидное, просторное и светлое, со множеством столов. Вот только туалет во дворе. Нет, нормальный, не «домик неизвестного архитектора», но во дворе. И платный — 20 рублей.

Как-то мне не пришло в голову поинтересоваться, где именно находилось это кафе, но судя по тому, что основным блюдом в меню были осетинские пироги, видимо, в Осетии))) Тетушкам за прилавком надо было сразу же сделать заказ и на ужин тоже, Т. к. без заказа вечером будешь есть по остаточному принципу. Что, в общем, правильно — зачем продукты зазря переводить? На завтрак помимо пирогов предлагалась овсяная или пшенная каша. Вкусно! И очень мне там понравился лимонник.

Гид, кстати, предупредила, чтобы алкоголь с утра ни-ни — в Чечне могут быть проблемы, даже если неправильный «дух» кто-то где-то учует. Народ к сведению принял, никто не нарушал, зато уж на обратном пути чача и иже с ней пользовались высоким спросом у притомившихся туристов))).

Еще одну остановку перед прибытием в Чечню сделали в Магасе, возле Мемориала памяти и славы, посвященного торжественным и трагическим событиям в истории ингушского народа. На посещение комплекса дали … не более 15 минут! Да здравствуют групповые туры (((… Какое там вникать в символику мемориала, добежать бы хоть до современного воплощения знаменитых северокавказских башен.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Собственно с «Девяти башен» и начался когда-то этот комплекс. Скрепленные колючей проволокой, они появились здесь в 1997 году, к пятьдесят третьей годовщине депортации ингушей и чеченцев из родных мест. Высота центральной башни 25 метров, внутри башен музей, экспонаты которого рассказывают о репрессиях в отношении кавказских народов 1940–1950 годов, и жертвах среди мирного населения в осетино-ингушском конфликте 1992 года. В 2010-м строительство мемориала было продолжено. Башни теперь обрамляют колоннады, у подножия которых расположены мраморные плиты с именами видных представителей ингушского народа, но и не только — например, упомянуты здесь академик Дмитрий Лихачев и патриарх Алексий II, как внесшие большой вклад в создание и развитие ингушской государственности.

23 февраля 2014 года на территории Мемориала памяти и славы был установлен паровоз, с прицепленным к нему вагоном-теплушкой — в таких осуществлялась в 1944-м насильственная перевозка депортируемых народов. Традиции в этих краях сильны и сейчас, а уж в те времена и вовсе были патриархальными. Гид рассказала, что многие женщины погибали в пути от того, что абсолютно немыслимым было для них справлять естественные нужды в неподобающих условиях… А из вагонов никого не выпускали даже и на станциях. Страшные события… Возвратиться в родные места ингуши смогли лишь в 1957-м — тринадцать лет ссылки!..

Территория комплекса весьма обширна, есть здесь и фонтаны, что в жару (солнышко припекало, среди дня точно будут обещанные плюс 30) весьма кстати. Лет через 10–15 добавится и тень от подросших деревьев, но пока они совсем еще молоденькие. Очень динамично смотрится памятник Ингушскому конному полку Кавказской Туземной конной дивизии (так называемой «Дикой»), одному из формирований Российской Императорской армии.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Полк этот славился отвагой и лихостью на полях Первой мировой войны. Жаль, свет был неправильным: за хорошими фото приезжать сюда лучше во второй половине дня.

Еще полтора часа пути и вот уже на горизонте мелькнули высотки Грозного. Правда, первым делом мы оказываемся не у них — останавливаемся возле Мемориального комплекса Славы имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова, посвященного победе в Великой Отечественной войне, частью которого является музей Ахмат-Хаджи Кадырова, первого президента республики, человека в Чечне безмерно уважаемого.

Собственно, мемориал мы почти и не видим, ибо рысью бежим за гидом Ириной — экскурсия по музею заказана на определенное время. Успеваю лишь отметить, что и здесь тоже колоннада обрамляет площадь с конной статуей (потом уже выясню, что это памятник Герою Советского Союза, легендарному чеченскому воину Мовлиду Висаитову, командовавшему 28-м кавалерийским полком, который одним из первых советских воинских частей встретился на Эльбе с союзническими англо-американскими войсками). И не могу удержаться, чтобы не запечатлеть стайку симпатичных девушек в традиционных одеяниях. Надеялась, девчонки решат, что я на памятник нацелилась, но не вышло — поняли! Однако улыбнулись и пожелали хорошего дня. Удивило, что одна из них была хоть и в закрытом длинном платье, но без платка. Местные женщины с непокрытой головой здесь ого какая редкость.

Перед входом в музей мемориальная плита черного мрамора с портретом Ахмата Кадырова, возле которого стояли три корзины роскошных алых роз. Вроде и видела я прежде фото музея, но никак не ожидала, что большая его часть находится под землей. На поверхности — лишь золотистый купол со множеством окон, над которым высится позолоченный сорокаметровый шпиль, стилизованный под средневековую сторожевую башню.

Ирина передала нас девушке экскурсоводу — они все в темно-красных платьях-сарафанах, белых блузках и таких же, как платья, платках — и велела сразу после завершения экскурсии быть в автобусе. (Ну, хоть не через 15 минут…) Уж не знаю, нам ли так «повезло» или в музее подобный стиль изложения принят, но лишь услышав пару первых фраз из уст нашей сопровождающей, группу я покинула.

Самое верное определение подобной речи — талдычить… Произносился текст совершенно безинтонационно и намертво заученно. Слушать такую тоску ни капельки не хотелось, тем более, когда вокруг роскошь восточного дворца.

Особенно в центральном зале, который как раз и увенчан золотистым куполом. Изнутри купол украшен великолепными узорами работы, между прочим, мастеров из Великого Новгорода; льющиеся через окна в нем солнечные лучи искрами вспыхивают на бесчисленных хрусталиках главной люстры. Весит она полторы тонны, металлические детали покрыты золотом 999 пробы, а лампочек в люстре 750. Родом это чудо из Ирана.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

В боковых галереях обнаружились светильники тоже весьма примечательные. Думаю, и на них золото самое что ни на есть 999-е, и, судя по множеству «звезд», сияющих на гранях подвесок, и в качестве хрусталя сомневаться никому в голову не придет. Один из этих светильников надо мной знатно «подшутил»: далеко не сразу сообразила, отчего вдруг посредине шахматной доски с затейливыми фарфоровыми фигурками (подарок Ахмату-Хаджи Кадырову) красуется бриллиант весьма солидного размера! То есть здесь, конечно, как в пещере Али-Бабы не счесть сокровищ, но не до такой же степени! Минуту, наверное, обалдело глазела на этот «кохинор», пока сообразила, что столь совершенно отразилась в стекле, накрывающем доску, люстра)))

Различные дары Ахмату-Хаджи и Рамзану Кадыровым, размещенные в центральном зале, рассматривать было интересно, но фотать проблематично — блики… Вот эта многофигурная композиция называется «Мир в сердце Чечни» и символизирует единение народов Чеченской республики и России.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Попробуем разобраться, что тут к чему! В основе идеи богатейший эпос вайнахов. Начало начал — четыре мощных мифических быка, символизирующих опору земли чеченской, плодородие и богатство. На спинах быков журавли, устремленные во все стороны света; они держат волшебную чашу мироздания и несут мир в каждый дом. Чаша мироздания олицетворяет также и землю Чечни, по краю ее узор из стаи волков.

Волк — древний чеченский тотем, оберег. Юноша и девушка одновременно и воплощение солнца с луной, вечно движущихся друг за другом, без надежды встретиться до конца времен, и символ продолжения великого вайнахского рода.

Священный медведь в чеченской мифологии считается не только существом невиданной силы, но и наделенным человеческим разумом. Восседая на медведе, представитель русского народа (в одежде с геральдическим двуглавым орлом) выступает проповедником единения всех народов России. Вайнахи на скакунах — эталон мужества, смелости и храбрости, верные воины, оберег национальной свободы.

Уффф… Хорошо, что была табличка! И с нею-то не просто)))

К счастью, столь мудреный «предмет» представлен в зале в единственном числе, прочими экспонатами можно было просто любоваться, не озадачиваясь многочисленными подробностями. Сова, вот, например, прелесть просто! Особенно, ушки)). А среди резной красоты следующего подарка кинжал я не сразу и заметила, восхитившись  виноградом:

Очень понравились работы, посвященные Махмуду Эсамбаеву:

Выдающемуся танцовщику в музее отведен отдельный стенд. Собственно, он и вне сцены сразу обращал на себя внимание, особенно вдали от Кавказа — папаху ведь на людях не снимал никогда! В театрах в том числе: всегда сочувствовала сидящим в следующем ряду…

Есть здесь и картинная галерея, причем картины в ней не только местных художников, а со всей России. Увы, толком их посмотреть времени уже не было.

Прощальный взгляд на роскошный, испанским мрамором инкрустированный пол главного зала, и на выход!

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Следующий пункт нашей программы — мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Всем женщинам Ирина раздает платья и платки. И объясняет, что платок надо повязать максимально закрытым образом, чтобы ни один волосок видно не было. Мдааа, строго-то как! Правда, забегая вперед, стоит сказать, что ни в одной мечети никто нам проверку «дресс-кода» не устраивал, и в последней я уже не стала заматывать голову платком слишком плотно. Очень уж он раздражал… Как и «платьишко». Только не подумайте, что я против традиций покрывать голову и соответственно одеваться. Красивую абайю, вроде тех, что в мечети шейха Зайда в Абу-Даби выдают, с удовольствием бы надела.

Помнится, у кого-то на фото из Чечни видела на женщинах-туристках смешные ярко-зеленые одеяния в «халатный» беленький цветочек. Но теперь думаю, что им как раз здорово повезло: ведь нам достались хламиды из жуткой тяжелой синтетики под леопарда! Да еще с золотом! И кому только в голову пришло такое «пошить»?! Мой леопард к тому же оказался очень длинным, не иначе на модельный рост рассчитанным. При том, что к этому часу температура на улице приближалась к плюс 30-ти, облачаться в проклятущего леопарда — да еще поверх своих одежек — стало сущим наказанием…

Мечеть «Сердце Чечни», как известно, построена в османском стиле, и как тут было не вспоминать, что в стамбульские я запросто входила в длинной юбке, покрыв голову и руки длинным и широким (но легким и тонким) палантином… В общем, сама виновата, конечно. Нет, чтобы взять с собой подходящее к случаю платье или юбку и блузку с длинным рукавом и «адьос, леопард», но чего уж теперь…

Выйдя из автобуса, бодро трусим за Ириной по прилегающему к мечети парку; на ходу пытаюсь хотя бы более-менее сносно запечатлеть мечеть сквозь струи фонтанов.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Из-за этих фонтанов и в самом деле возникает ассоциация с площадью Султанахмет. Как известно, проект грозненской мечети создали архитекторы из турецкого города Конья, и прототипом ее действительно явилась Голубая мечеть в Стамбуле.

Напротив главного входа в мечеть расположен шадырван, и пока Ирина инструктирует мужчин (они войдут внутрь через центральные двери), спешу полюбоваться мраморным восьмиугольным бассейном с фонтаном над ним. Омовение перед намазом здесь могут совершать одновременно до ста человек, читая молитвы, выведенные арабской вязью по периметру чаши…

Стараясь не поскользнуться на отполированных плитах внутреннего двора, догоняю женскую часть группы в летней галерее, охватывающей двор по периметру. Крышу галереи венчают восемнадцать небольших куполов; стрельчатые арки, отделанные мрамором кремового и розового цветов, опираются на изящные колонны. Причем, мрамор здесь не абы какой (собственно, «абы какого» тут нет ничего))), а травертин, добываемый в далекой турецкой провинции Бурдур. Травертином облицованы и наружные стены мечети; благодаря его карамельному оттенку, с прожилками красного и желтого цветов, она будто светится теплым, медовым светом даже и в пасмурный день.

У входа для женщин Ирина объясняет, где оставить обувь, и говорит, что ждет нас в галерее через … пятнадцать минут!!! Нет, серьезно?! Да как так-то?! Это же только войти и выйти… Но, возмущаться некогда, да и без толку… Ныряю в леопарда, подхватываю длиннющие его полы — не хватало еще запутаться в них и упасть — и по лишенной ковра, а потому холодной мраморной лестнице лечу на женский этаж…

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Ох, великолепие!.. И на это всё пятнадцать минут!!! Хоть плачь… А вот по поводу того, что нас вниз не пускают, плакать точно не стоит: с балкона обзор отличный! От переплетения арок главного купола и окружающих его полукуполов глаз не отвести… Все окна, которых здесь 324, витражные; свет, льющийся сквозь них, окрашивается в нежные оттенки, будто перламутровым становится… Оттого все вокруг кажется чуть таинственным, сказочным…

Свод центрального купола изнутри еще и подсвечен рассеянными лучами голубоватого оттенка, как напоминание о том, что символизирует он небосвод. По ободу купола — золотом на глубоком синем — вьется сура из Корана, величающая Аллаха.

Конечно же, моментально притягивают взгляд люстры; единственные в своем роде, кстати! Причем, дело отнюдь не в красоте и не во впечатляющих цифрах «статистики»:  на создание тридцати шести люстр мечети ушло несколько тонн бронзы, два с половиной килограмма золота высшей пробы, а деталей в них, включая бесчисленные хрусталики, более миллиона. Куда примечательнее то, что формами своими люстры как бы повторяют три святыни ислама. Та, что по центру — Каабу в Мекке; восемь других — с зелеными «макушечками» — купол Пророка (под которым находится могила пророка Мухаммада) в мечети Аль-Масджид ан-Набави в Медине; и 27 — с золотыми «куполами» — мечеть Куббат — ас Сахра в Иерусалиме.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

В спешке те, которых 27, толком и не сфотала. Лишь слегка видно одну из них в боковой галерее справа:

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Михраб, минбар и муэдзин выполнены из белоснежного мрамора, который добывают на острове Мармара Адасы в Мраморном море, и украшены тончайшим резным орнаментом с позолотой.

А часики уже тикают: «Ваше время истекло…" Беда да и только! Без заданного хронометража я бы тут не меньше часа провела… Чтобы и рассмотреть все в подробностях, да и просто тихонько посидеть…

Пока народ собирается, успеваю глянуть на мечеть с еще одного ракурса (парк огромный, кстати, четырнадцать гектаров, и находятся в нем еще здания Духовного управления мусульман Чечни, Исламский университет, издательство и типография, гостиница, общежитие для студентов и приезжих паломников).

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

И запечатлеть высотки Сити. Хотя особенно интересной показалась та, что неподалеку от мечети, то есть в комплекс не входящая, похожая на старинную, с почти «всамделишной» крышей, и стенами бирюзового стекла. На крыше ее красовались флаги России и Чеченской республики.

В Грозный-Сити мы теперь и направлялись. Минуя по пути «чудо-дерево» — точную копию древней оливы, под которой останавливался пророк Мухаммад во время своего первого торгового путешествия в Сирию.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Нууу… по мне так сразу видно, что дерево не настоящее… хотя, труда на его изготовление затрачено, полагаю, немало. Интересно, живая олива, которой на минуточку уже 1500 лет тоже такая же пышная до сих пор?.. Возле хайтечного торгового центра, сворачиваем на мост через Сунжу. Отсюда, наверное, самый эффектный вид на высотки.

А еще по мосту проходит граница между проспектами имени Ахмата Кадырова и имени Владимира Путина. Один перетекает в другой. В забор, огораживающий Сити, встроена еще одна современная реплика боевой башни — до чего же они мне нравятся!..

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

По "росту" в комплексе лидирует 40-этажный «Феникс», высота его со шпилем 154 метра, и это жилой дом. Всего же высоток семь: одна в сорок этажей, одна — в тридцать, три двадцативосьмиэтажных и две восемнадцатиэтажных. Наша цель здесь — подъем на смотровую площадку одной из башен. Причем весь предыдущий «галоп» был в том числе и из-за того, что с недавнего времени площадка эта среди дня закрывается на обед (???), если бы задержались, могли не вписаться…

Лифты в башне скоростные, и Надежда моя остается внизу… Оказывается, такие лифты плохо влияют на сердце. Получаю задание смотреть и фотать за двоих. (Кстати, может быть кто-то удивится, что «мы» в рассказе возникает реже, чем «я», но ведь у каждого свои интересы и предпочтения, так что периодически мы с подругой сбегались и разбегались, без всяких обид и недоразумений, что, я считаю, в совместных поездках великое дело).

Ирина, провожая нас наверх, напомнила, что фотать в сторону резиденции Рамзана Кадырова запрещено категорически, и что у одной ее упрямой туристки, увещеваниям не внявшей, охрана отобрала технику и удалила оттуда ВСЕ фотки, ВСЕГО отпуска. Уж не знаю, правда это или страшилка для особо отчаянных. На крыше, кстати, в том самом углу, откуда вид на резиденцию, дежурят вооруженные мальчики, так что даже не представляю, у кого может возникнуть мысль запрет нарушить.

Впрочем… Ненароком нарушила я сама))) Просто не поняла, где именно граница запретной зоны! В результате в кадр попала личная мечеть Рамзана Ахматовича. Четыре минарета посредине кадра справа видите?

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Это и есть мечеть имени Хамзы, названная в честь Хамзы аль-Кураши, любимого дяди пророка Мухаммада, его ближайшего сподвижника, прозванного за храбрость и бесстрашие «львом Аллаха». Меня уж очень заинтересовал ее необычный вид: черный куб, явно напоминающий о Каабе. Даже произнесла это вслух, заслужив одобрительный взгляд стоявшего рядом местного дяденьки.

Автором идеи уникального проекта выступил сам Рамзан Кадыров, который очень ценит в мечетях оригинальность. Возведена мечеть Хамзы с помощью архитекторов и строителей из Саудовской Аравии. Внешние ее стены выполнены из особого, глубокого черного цвета, мрамора, и повторяют вид кисвы — покрывала из плотного шелка, которым укрыта святыня ислама в Мекке.

На таком расстоянии мечеть кажется крошкой, однако совершать намаз в ней могут одновременно три тысячи молящихся. Хотя, разумеется, в основном посещают ее сам президент Чечни, его ближайшие сподвижники и члены их семей. А также высокопоставленные гости из мусульманских стран. Вот бы взглянуть, как там внутри… Наверняка роскошь немыслимая!

Ну, а на первом плане — башня «Феникс», с самыми большими в мире круглыми часами на фасаде. Диаметр циферблата четырнадцать метров, а механизм часов весит пять тонн. «Феникс», кстати, первоначально звался «Олимпом», но в 2013-м чуть было не сгорел, а в рекордные сроки после пожара возродившись, и получил новое имя.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Здание с куполом — пятизвездный отель, наверху расположен ресторан… «Купол»))). Говорят, здесь вкусно, ну и вид из окон, конечно, панорамный. Впрочем, я бы не сказала, что виды аховые. Интересно — да, вот хотя бы личную мечеть президента как еще увидишь? Но чтобы красиво?.. Многовато окрест грозненского Сити пустырей и недостроя…

Спустившись с небес, получаем толику свободного времени для прогулки по парку, который только что видели с 29-го этажа.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Цветочный парк, известный также как «Парк чудес» и «Парк влюбленных», был открыт 17-го сентября 2017-го года, в День чеченской женщины (отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября). Честно говоря, выглядит парк лысовато… Надеюсь, большая часть из высаженных здесь более чем пятисот деревьев благополучно достигнет зрелого возраста, и вот тогда, конечно, будет совсем другое впечатление.

Сейчас же главный декоративный элемент парка — множество петуний в вазонах, закрепленных на различных металлических опорах. И, увы, сентябрь — после знойного лета — явно не лучшее время ими любоваться. Хотя видно, что за цветами старательно ухаживают. Системы полива в парке самые современные.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

И с газонами все в порядке — котик готов подтвердить))).

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Очень радостно было встретить на одной из дорожек древовидный гибискус с белоснежными крупными цветками, давненько их не видела…

Самым же интересным для меня в парке стали… ага, снова традиционные башни))) Надежда уже посмеивалась надо мной! (А все потому, что о настоящих башнях и дивной красоты местах, где они расположены, она просто еще не знает…)

Ну, а я, конечно, не могла не полюбоваться фонтаном, изображающим горный водопад, обрамленным аж двумя а-ля вайнахскими башнями. Колоритны они очень! И контраст с высотками Сити на заднем плане интересный получается.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

После парка собраться все должны были возле  православной церкви Архангела Михаила. Она совсем недалеко. Зашли (через металлоискатель), свечи поставили… Скромная церковка, но уютная…

А далее мы пешочком проследовали к месту, где предлагалось пообедать. Заинтересовавшись по пути свадебным кортежем и нарядом, вышедшей из машины невесты. Встречал девушку молодой человек, но не жених. Жениху — не положено, сопровождать невесту может только один из неженатых родственников. Причем и со стороны жениха в том числе. Ирина нам поведала интересный нюанс — весьма нежелательным считется выходить замуж за младшего сына в семье: будут тобой помыкать помимо свекрови еще и жены старших братьев. О как!

На первом этаже «обеденного» здания находился фуд-корт. Мы выбрали турецкий уголок со шведским столом и не пожалели — вкусно. Удивило, что и здесь туалет был на улице! Или не положено по местным обычаям еде и туалетам пребывать под одной крышей?..

После обеда с Грозным мы попрощались и направились в Аргун, к мечети «Сердце матери» имени Аймани Кадыровой, супруги первого президента Чеченской республики. Эту мечеть мне хотелось увидеть едва ли не больше других, потому как мечеть в стиле хай-тек на моем пути ни разу еще не встречалась.

Аргун находится всего в пятнадцати километрах от столицы. И тут тоже есть Сити. И даже два! Правда, разобраться, который где, да и просто рассмотреть их башни в формате беготни за гидом некогда… Минуем окружающий мечеть парк со множеством водоемов, и — вот она, мечеть-«летающая тарелка»! Надо же было такое придумать!

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Автор проекта, кстати, турецкий архитектор Дениз Байкан. Купол и крыша мечети — в золотистых узорах. Вечернюю подсветку, для создания которой используется 50 тысяч светодиодных ламп и 96 прожекторов на трех минаретах, нам, увы, увидеть не удастся, но читала, что и днем стены мечети меняют оттенок в зависимости от погоды — от светло-серого до бирюзово-синего. Я бы предпочла как раз бирюзу, но серо-голубой, который небесной канцелярией был обеспечен в тот день и час, тоже, в общем, неплох.

Котик, между прочим, вполне вероятно на берегу ручья не просто так сидит: в прудах и ручьях вокруг мечети живет форель. А т. к. ручьи эти неглубокие, то достать рыбку умелой лапкой не так и сложно)))

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Через водоемы ко входам в мечеть ведут деревянные мостики с веревочными перилами. Стильные, как и само здание.

Вот уж здесь леопард, будь он неладен, вообще не в тему… Но какое там страдать из-за леопарда, когда — да что ж такое-то! — на осмотр мечети нам дается… десять минут!!! Снова забег по мраморной (и снова холодной, без ковра) лестнице на женский этаж и … АХ!

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Вот это простор!!! Нереальным кажется, что такое огромное пространство и без всяких опор по центру! (Интересно, что под этим залом есть еще один, который используется по пятницам, когда на общую молитву собираются все жители Аргуна. Но вот он уже с колоннами). Темно-красный с полосами бледно-розового ковер с узором из тюльпанов и цветков граната, золото с серебром на сводах, золотые письмена на темно-синем под куполом… (За образец взят почерк одного из самых известных в исламском мире каллиграфов Хусейна Кутлу). Очень много света: большая часть стен из стекла, в крыше и в куполе необычные треугольные окна …

Центральная люстра сделана в форме гигантского полумесяца, диаметр ее тридцать метров, а вес почти пять тонн. Но не менее интересны и другие светильники. Теми, что на женском этаже — из десяти матовых плафончиков с золотистым узором и в золотых ажурных «обручах», окруженными «сотами» с чудесными цветочными росписями, любоваться и любоваться!..

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

К сожалению, это не для нас, «организованных» бедолаг, которым только беглый взгляд на всю эту красоту бросить дозволено…

Направляясь к автобусу, все же чуть-чуть пробежались по парку, плюнув (слегка, в рамках приличий) на «график». Давешний котик подозрительно умывался — неужто словил-таки рыбку?.. Правда, вряд ли за десять минут успел бы ее слопать, не оставив ни косточки))

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

И прощальный взгляд на удивительную эту мечеть; против солнышка, правда, но, пожалуй, в контровом свете, она еще более «космической» кажется…

Что-то ждет нас в Шали?.. Путь туда тоже совсем недолгий, от Аргуна 18 километров. Как раз хватает, чтобы слегка отойти от предыдущих впечатлений и приготовиться к новым… Хотя приготовиться к неземному великолепию мечети имени пророка Мухаммада, вряд ли получится. Даже если не раз доводилось видеть ее фото…

Обреченно ожидая услышать от Ирины про очередные 10–15 минут, не верим своему счастью — аж 35!!! Поначалу это кажется царским подарком, но на деле, конечно же, прискорбно мало… Ведь надо еще от стоянки автобуса дойти до мечети, потом обогнуть ее, дабы попасть ко входу для женщин, а здание занимает на минуточку площадь в целый гектар!

При этом желательно по пути не зависнуть, любуясь минаретом на фоне башен Шали-Сити (а есть ли чеченский город без Сити?)), судорожно соображая — сфотать сейчас или успею потом?.. И не свернуть в парк, с фонтанами, розами, коих, если верить описаниям, аж 48 сортов…

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Ой, божечки!… А березки-то как сюда попали?! И вот как возле них не остановиться?.. До того трогательно-нежные…

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

И эти вот закрытые двери — несомненный шедевр… Каждый завиток рассмотреть хочется! А мраморные узоры над дверьми? И у дверей?!..

Минуты убегали стремительно… Просто-таки за шиворот себя приходилось тащить от бесчисленных деталей снаружи, чтобы все же успеть что-то увидеть и внутри…

На женский этаж (кстати, внизу оставляем не только обувь, но и сумки тоже; прямо на лавке, уверяют, что еще ни разу ни у кого ничего не пропало), ведет изящная лестница, с ажурным узором из цветочных розеток. Беломраморная и снова без ковра (странно все же, холодно ведь женским ножкам…)

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Собственно, белый цвет здесь повсюду… В отделке мечети использован мрамор с греческого острова Тасос, славящийся особыми светоотражающими свойствами, из-за чего он не нагревается даже в самую сильную жару. В старину восточные богатеи специально заказывали такой мрамор для облицовки своих домов, дабы сохранить прохладу. В наше время стоимость его и вовсе зашкаливает, однако на строительстве мусульманских святынь экономить не принято. Мрамором с Тасоса отделан, например, пол Каабы в Мекке, он же использован и в декоре мечети имени шейха Зайда в Абу-Даби.

Своды главного зала — нежность нежнейшая… Узоры кажутся изысканной вышивкой по шелку… Выполнены они узбекскими мастерами в технике резьбы по ганчу (особый вид алебастра). Собственно, и автором всего проекта является архитектор из Узбекистана Абдукахар Турдиев.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

На полу — васильково-синий ковер с роскошной розеткой. Площадь его восемь тысяч квадратных метров, вес — тридцать шесть тонн. Произведен ковер в Турции из шерсти новозеландских овец, которая помимо всего прочего имеет особенность не впитывать запахи, являясь абсолютно гипоаллрегенной.

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Считается, что центральная люстра выполнена в виде цветка лотоса, я лотос не увидела, но и не суть, пусть каждый видит то, что его собственная фантазия подскажет… Причем, светильники здесь все в одном стиле, но если главный цветок уже полностью распустился, те, что поменьше — в полуроспуске, а на галереях женского балкона еще будто в бутонах пребывают… Резьба эти бутоны, окружающая, невесомо-пастельная…

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Забыть, находясь в этой восточной сказке, не только о времени, но и о реальности вообще — проще простого…

Жаль, что поддаться этому искушению никак нельзя… Хотелось ведь еще и по парку хотя бы чуть-чуть пробежаться…

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

Счастливицы местные тетушки, спокойно болтающие на скамейке у фонтана! А тут приходится лихим аллюром по аллеям скакать, чтобы все же капельку окружающей красоты «унести с собой». Юные амбровые деревца лишь самую малость тронутые осенью (через месяц запылают багрянцем!), элегантные фонари (черное с золотом), розы…

Вряд ли, составляя маршрут, сотрудники «Дарина-тур» выстраивали его, сообразуясь с впечатлениями по нарастающей, но в итоге получилось именно так. Хотя несомненно каждая из мечетей хороша, но все же мечеть в Шали недаром назвали «Гордость мусульман»!

В Грозный на один день. По воле синоптиков)))

На обратном пути думала, что пожалуй, не жалею, что вместо нескольких дней самостоятельного путешествия получился такой вот однодневный марш-бросок в Грозный и окрестности.

То есть, с одной стороны, временнЫе ограничения и постоянный галоп раздражали неимоверно. Но, с другой — не сказала бы, что сам Грозный произвел впечатление города, в котором хотелось бы остаться подольше. Недострои и пустыри глаз не радуют…

Впрочем, одну ночь провести здесь все же стоило бы: и Сити в подсветке увидеть, и главное — мечети! А к шалинской неплохо бы еще и рано утром попасть: говорят, верующие, пришедшие в мечеть на первый намаз, видят на ее фасадах нежные оттенки рассветного неба. (Тогда как вечером — глубокие багровые тона заката).

Так что, пожалуй, гештальт закрыт не окончательно… Вот только дождусь, когда возведут в Чечне «Грозный-Сити 2» с 435-ти метровой (!) «Ахмат Тауэр» в виде сторожевой вайнахской башни, и вполне вероятно, наведаюсь сюда еще разок… Чтобы увидеть центр города в завершенном виде.

Да, ну, а что же дождь в Кисловодске? А он, как оказалось, тоже решил дождаться — нас! Весь день было сухо, зато к вечеру, только мы, возвращаясь, миновали Минводы, хляби небесные разверзлись, да так, что в окно автобуса было страшно смотреть: по дороге неслись потоки воды глубиной чуть не до середины колес. А на сидящих в задних рядах начало капать с крыши… И чтобы добраться от «утренней» остановки до отеля пришлось нам вызывать такси, иначе бы утонули!

Так что хорошо, что выбрали все же в этот день Грозный, а не поездку в горы, откуда народ реально опасался не выбраться… Рассказывали потом «пострадавшие»!