Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 21:00

Кострома — Россия Июнь 2022

Снова мы в Костроме, снова в круизе, как в прошлом году. В этот раз все получилось интереснее.

На берегу нас встретил уже знакомый памятник галере «Тверь», поставленный в честь посещения Костромы Екатериной II в мае 1767 года, когда городу, основанному Юрием Долгоруким, было уже 615 лет.

И снова Кострома...

Встреча императрицы прошла с размахом. Когда флотилия вошла в устье реки Костромы, прогремели 31 салют с городского вала и 37 салютов — из Ипатьевского монастыря, во всех церквях зазвонили колокола.

Сначала суда причалили у пристани Ипатьевского монастыря, который называют колыбелью Дома Романовых.

И снова Кострома...

Императрица посетила Троицкий собор, где слушала божественную литургию.

Потом посетила кельи.

И снова Кострома...

Вероятно, была и в кельях, где монашкой жила со своим сыном мать будущего первого царя из рода Романовых — Михаила.

После посещения монастыря императрица села в шлюпку, в которой прибыла на городскую пристань Костромы.

И снова Кострома...

В честь своей поездки Екатерина II пожаловала городу герб, на котором «на голубои поле галера под императорским штандартом на гребне, плывущая по реке натурального цвета, в подошве щита изображенной.»

Мы доехали до Ипатьевского монастыря на туристическом автобусе. После интересной экскурсии по монастырю, достойной отдельного рассказа, мы вернулись на другой берег по мосту через реку Кострому.

И снова Кострома...

У Богоявленского монастыря мы покинули экскурсионный автобус и пошли осматривать город самостоятельно. Я наметила погулять по Торговым рядам, побывать у восстанавливаемого кремля и пройти вдоль берега Волги.

Мы пошли по улице Симановского, которая раньше называлась Костромская, мимо Смоленской церкви, построенной в 1824 году.

Смоленская церковь Богоявленского монастыря

Следующее здание — доходный дом конца XIX века.

Доходный дом купцов  Третьяковых
Доходный дом купцов Третьяковых

В Костроме много красивых деревянных домов, вот один из них.

И снова Кострома...

Дом построен в русском стиле в 1893 году по проекту архитектора Смурова А.Е (1860–1895). На доме мемориальная табличка о том, что здесь останавливался любитель старинных русских городов художник Вл. Стожаров (1929–1973).

На этой же улице находится Музей театрального костюма.

И снова Кострома...

Этот дом перестроен в 1917 году и на доме висит мемориальная доска.

В доме с ярким крыльцом, прилегающем к этому зданию справа, прошли первые годы жизни Федора Волкова. Семья переехала в Ярославль после смерти деда, когда Федору было четыре года. На том доме также мемориальная доска.

Улица Симановского, по которой мы шли, это одна из улиц-лучей, идущих от центральной площади города.

По легенде, во время своего визита в Кострому Екатерина II бросила веер на карту с изображением Волги со словами: «Вот так и стройте!».

План Костромы действительно похож на раскрытый веер. Улицы-лучи идут вверх, а внизу, в сторону Волги, расположена ручка веера, состоящая из двух прямоугольников торговых рядов: Большие Мучные ряды и Красные ряды.

Торговые ряды были во всех старинных русских городах, но только в Костроме старый торговый комплекс сохранился в таком большом объеме. Это целый городок, расположенный в самом центре города.

Самыми первыми в 1791 году были построены Большие Мучные ряды. В Больших Мучных рядах торговали зерном и мукой.

И снова Кострома...

Углы рядов делали закругленными, чтобы было легче проезжать каретам.

И снова Кострома...

Внутри Больших Мучных рядов сейчас работает шумный Центральный рынок.

Размер Больших Мучных рядов 122 м на 163 метра.

Направляясь к Красным торговым рядам останавливаемся у памятника Сусанину.

И снова Кострома...

Впервые памятник Сусанину в Костроме поставлен в 1851 году по решению царя. Этот памятник был разрушен в 1928 году, все-таки Иван Сусанин отдал жизнь за царя, а к царям в те времена относились не очень хорошо. В 1967 году установлен на этом месте новый памятник, автор которого скульптор Н. А. Лавинский.

Проходим к Красным торговым рядам.

И снова Кострома...

Самое старое строение на этом месте- церковь Спаса в Рядах, которая построена в 1766 году на средства купца Стефана Семеновича Белова.

Пятиглавый одноапсидный храм построен по проекту С. А. Воротилова в стиле допетровского времени. Когда стали строить Гостиный двор, старую колокольню снесли, и в 1791 году построили колокольню в стиле барокко.

И снова Кострома...

Хотя в советские годы в церкви был музей атеизма, на стенах и потолке сохранились росписи.

Алтарь построен новый, но есть несколько старинных икон.

И снова Кострома...

В 30-е годы XX века колокольня была разобрана и сняты главки. Воссоздали храм в 1976 году. С 1986 года по 2007 здесь был выставочный зал, а в 2007 году церковь передана РПЦ.

Каменный Гостиный двор начали планировать после пожара 1773 года, когда сгорели старые торговые ряды. Образцовый проект составил зодчий из Владимира Карл фон Клер. В разработке проекта принимали участие лучшие губернские архитекторы С. А. Воротилов, В. П. Стасов, П. И. Фурсов Н. И.

Кострома в середине XVIII века бурно развивается: работают 12 кожевенных завода, 18 кирпичных, 6 мануфактур, изразцовый завод, колокольный, первое место по выпуску льняных тканей. В городе крупная торговая пристань, продукция с которой отправляется в Ярославль, Вологду, Нижний Новгород, Москву, Петербург.

Строительство Красных рядов начато в 1789 и закончено в 1793 году.

И снова Кострома...

Каждая арка — это купеческая лавка размером 4,5 мx7 м. Красные ряды — это замкнутый прямоугольник размером 110 м на 160 м. В Красных рядах торговали кожами, мехами, тканями, книгами, это был красный товар.

Внутри прямоугольника Гостиного двора построили Мелочные лавки для галантерейных товаров.

И снова Кострома...

Параллельно южному фасаду Красных рядов в начале XIX века на средства местных купцов были построены Пряничные ряды.

И снова Кострома...

С каждой стороны Пряничных рядов была часовня.

Продавали в этих рядах не только пряники, а и сушки, баранки, конфеты и другие сладости. Интересно отсюда смотрится памятник Ленину, который указывает на храм. Приглашает, наверное.

И снова Кострома...

Пройдя по Пряничным рядам дошли до Квасных рядов.

Квасные ряды были построены в 1801 году по заказу местных купцов. Архитектором был Метлин Н.И., который участвовал в строительстве многих зданий в Торговых рядах.

Рядом с Квасными рядами расположена часовня Святителя Николая.

И снова Кострома...

Часовня построена в середине XIX века.

Рядом с часовней — Музей Природы.

И снова Кострома...

Здание Музея природы построено в 1890 году, здесь была рабочая чайная.

Вниз по улице Молочная Гора идут Малые Мучные ряды.

И снова Кострома...

Малые Мучные ряды построены, как уменьшенная и вытянутая копия Больших мучных рядов в 40 -е годы XIX века, вместо снесенных деревянных лавок.

Перпендикулярно Малым Мучным рядам идут Рыбные ряды.

И снова Кострома...

Улица Молочная Гора была центральным въездом в город от старой пристани Костромы и вела к площади Ивана Сусанина.

Эта улица как раз в центре ручки легендарного веера Екатерины II, по образу которого был составлен план застройки Костромы.

Въезд на Молочную Гору проходил от старой пристани через Московскую заставу.

И снова Кострома...

Каменные Обелиски Московской заставы поставлены в ожидании приезда Александра I в Кострому, до этого события застава была деревянная.

Двуглавые орлы на обелисках были утрачены в 1917 году и воссозданы в 1993 году.

И снова Кострома...

На месте старой пристани открыли ресторан «Старая пристань», который имитирует облик утерянного строения.

Можно посмотреть на противоположный берег.

И снова Кострома...

С другой стороны видны Волжский мост и пристань на Волге, где ждет нас теплоход «Илья Муромец».

Можно и подольше задержаться на Московской заставе, есть где остановиться.

И снова Кострома...

Вдоль реки идет улица 1 Мая. Доходим до благотворительного строения из красного фигурного кирпича.

Ночлежный дом Чернова построен в 1890 году. Надпись у входа сообщает: «Сей ночлежный дом построен костромским купцом Федором Ивановичем Черновым на свой капитал для нуждающихся в бесплатном ночлеге, без различия всяких сословий, обоего полу, и передан на вечные времена в Костромское городское общество, открыт в 1890 году».

Сейчас в этом доме располагаются службы МУП «Водоканал». А раз «Водоканал», то вскоре видим и водопроводчика.

И наконец-то мы дошли до заветной цели: на горе возвышаются кремлевские постройки.

И снова Кострома...

Подруга не одобрила мое желание лезть в гору, и наверх я стала карабкаться одна.

И снова Кострома...

Костромской кремль, выдержавший не одну осаду неприятеля и сохранявший свой архитектурный облик до 1934 года, не выдержал натиска коммунистов. Кремль взорвали в 1934 году. На территории кремля были Успенский и Богоявленский соборы, два жилых дома и стены.

В настоящее время восстановлена колокольня Богоявленского собора.

Теперь на территории кремля расположен Центральный городской парк культуры и отдыха. В центре парка нас приветствует Ильич.

И снова Кострома...

Владимира Ильича поставили на пьедестал, который был подготовлен в 1913 году для установки памятника в честь 300-летия дома Романовых.

С кремлевского холма открывается вид на набережную и на Волгу.

И снова Кострома...

Сооруженная в XX веке ротонда, которую прозвали беседкой Островского, находится на месте входа в бывший кремль.

С 2014 года Костромской кремль восстанавливают на средства спонсоров.

От беседки совсем близко до нашего теплохода. Неплохо мы погуляли по Костроме, посмотрели то, чего не увидели в прошлом году.