Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 19:58

Чебоксары — Россия Июнь 2022

Первой нашей остановкой во время круиза Казань -Москва был город Чебоксары — столица Чувашской  республики. Город просто удивил и интересными объектами, и чистотой, и красотой. Экскурсия началась с теплой встречи на берегу.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

После приветствия чувашей мы отправляемся на пешеходную экскурсию.

Идем на другую сторону Чебоксарского залива по дамбе.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Здесь проходит «Дорога к храму».

Чебоксарский залив образовался после строительства Чебоксарской ГЭС.

Водно-архитектурный комплекс создан в 1978 году. Залив состоит из Верхнего и Нижнего пруда.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Дорога к храму длиной 600 м проходит рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1763 году.

Как нам рассказала гид, купола храмов посвященные Богородице, имеют голубой или синий цвет, храмы с золотыми куполами посвящены Христу, а посвященные Троице- зеленого цвета. Зеленые купола могут иметь и храмы, посвященные святым.

Как и у многих храмов России у церкви трудная судьба. Колокольня была разрушена. При создании Чебоксарского залива несколько церквей были затоплены. Церковь Успения Богородицы удалось спасти, но первый этаж был засыпан, вокруг церкви сделан бетонный остов.

Во времена СССР в здании церкви был краеведческий музей, с 1993 года возобновлены богослужения.

За церковью Успения Пресвятой Богородицы располагается Свято-Троицкий мужской монастырь.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Этот монастырь основан в 1566 году. В советские времена здесь были клубы, а потом ТЮЗ. С мая 1993 года появились послушники.

В 2016 году на площади около монастыря поставлен бронзовый памятник Петру и Февронии. Авторами скульптуры высотой 5,6 метров стали Сергей Исаков и Валерий Бобров, которые работу сделали бесплатно. За материалы и отливку уплачено 3 млн из бюджета города. Это 63 -й памятник этим святым в России, но он очень оригинальный. Над семейной парой парит ангел с крестом.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

В соседнем сквере в том же году открыт памятник Екатерине II, которая отстояла службу в Свято-Троицком монастыре в 1767 году.

По красивой набережной идем смотреть следующий памятник.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

К 550 — летию города в Чебоксарах поставили небольшой памятник Ивану Грозному.

Это первый экспонат будущего музея под открытым небом.

В 1551 году чуваши отправили к Ивану Грозному делегацию с просьбой принять Чувашию в состав России.

При Иване Грозном в Чувашии заложены основы христианства, стали возводить первые храмы. Первый русский царь много сделал для укрепления России, при нем была напечатана первая книга и создана постоянная армия.

С набережной направляемся в сторону старого центра города, где действует Введенский собор.

На улице К. Иванова, бывшей Соборной, внимание привлекает чудесный особняк.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Один из красивейших домов в Чебоксарах в стиле модерн построил в 1911 году для своей возлюбленной младший сын известного купца Прокопия Ефремова — Федор. Возлюбленную Любу он привез из курортного города, где она пела и танцевала в ресторане. Именитые купцы Ефремовы не хотели признавать невенчанную жену Федора и вдали от домов отца и братьев он построил этот особняк. В богатом благоустроенном доме проводились музыкальные вечера, ставились спектакли, приезжали артисты из Москвы и Петербурга.

Но, через пять лет Люба сбежала, а после 17 года дом отобрали. В 1921 году Федор Ефремов умер в Казани от голода.

Пропала коллекция художественных произведений Федора Ефремова.

С 1979 года здесь располагается отдел русской и зарубежной живописи Чувашского государственного художественного музея. Восстановлена часть интерьеров богатого дома.

На этой же улице находится Первая городская больница Чебоксар, это действительно первая больница в городе. Здание в стиле конструктивизма построено в 1930 году.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Больница носит имя бывшего главного врача больницы, кандидата медицинских наук, заслуженного врача и заслуженного деятеля искусств Осипова Петра Николаевича (1900–1987).

Этот разносторонний человек был врачом, писателем, актером, режиссером. Одним из создателей драматический театр в Чебоксарах. Написал 20 пьес и 50 научных трудов по медицине.

Петр Николаевич был министром здравоохранения Чувашской АССР.

Дальше по улице Константина Иванова находится самая старая каменная тюрьма России, построенная в 1657 году. В этой тюрьме сидел Степан Разин. Тюрьма действующая.

Больница, музей, тюрьма…

На этой же улице есть и храм.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Введенский собор построен в 1657 году. Это самое старое здание Чебоксар и всей Чувашии.

Рядом с собором шатровая колокольня.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Собор закрывался только на несколько лет с 1939 по 1943 год, когда в храме было фондохранилище краеведческого музея.

Главной достопримечательностью города стала скульптура Мать-покровительница.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Скульптура установлена в 2003 году на древнем холме, высота с постаментом 46 метров, автор скульптуры В. П. Нагорнов. К памятнику ведут 99 ступенек.

Женщина в национальном костюме оберегает город от бед.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

С холма открывается вид на берега залива.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

От причала мы переходили залив по дамбе, а обратно возвращаемся по пешеходному мосту.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

С моста также прекрасный вид на залив.

На другой стороне моста нас ждало много интересного.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Центр современного города на этой стороне залива. Мы выходим на Красную площадь.

Это одна из старейших площадей Чувашии, до революции она называлась Базарная, а после 17 года стала Красной. В 2019 году площадь была реконструирована и на ней проходят большинство мероприятий города.

Здание Чувашского государственного академического драматического театра украшает площадь.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Чувашский драматический театр открылся в Чебоксарах в 1920 году. С 1927 по 1939 год главным режиссером театра был Осипов П.Н., о нем рассказывала у Первой городской больницы. Петр Николаевич работал врачом и отказался от зарплаты за режиссуру.

У театра стоит памятник чувашскому поэту Константину Иванову (1890–1915). Чувашский поэт за свою короткую жизнь сумел внести вклад в чувашскую литературу. Писал на чувашском языке поэмы и стихи, переводил на свой родной язык стихи русских поэтов.

На площадь выходит бульвар Купцов Ефремовых.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Прокопий Ефремович Ефремов (1821–1907) происходил из крепостных крестьян, но смог нажить капитал и стать купцом I гильдии. Был членом правления Чебоксарского банка, депутатом Земского собрания и Городской думы, известным меценатом. За общественную деятельность стал почетным гражданином города.

Сыновья продолжили его дело, кроме того были благотворителями и меценатами. На их средства построено несколько храмов, они жертвовали на библиотеки и образование.

Судьба братьев после революции сложилась трагично. Федор и Николай умерли в 1921 году в Казани от голода, а Сергей жил с семьей в комнате своего национализированного дома, работал на почте и испытал все тяготы, которые выпадали на бывших врагов пролетариата.

Красивый дом Федора мы уже видели на улице Константина Иванова. Дома Сергей и Николая объединены и после реконструкции в здании открыт Чувашский национальный музей.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

На бульваре Ефремовых стоит памятник Маленькому принцу.

На планете принца его высказывания:«Глаза слепы- искать надо сердцем». «Мы в ответе за тех, кого приручили».

«Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез».

Чебоксарцы любят и помнят заповеди маленького принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Свою планету, город Чебоксары, жители города всегда приводят в порядок. Чебоксары — один из самых чистых и благоустроенных городов в России. В 2019 году занял первое место по качеству городской среды.

Зеленые скульптуры украшают город.

Остап Бендер и Киса Воробьянинов появились здесь не просто так.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

В романе Ильфа и Петрова рассказывается, что герои «Двенадцати стульев» проплывали Чебоксары, продали здесь васюковскую лодку, чтобы купить билет на теплоход. Бендер еще размышлял: «Не бросить ли нам погоню за бриллиантами и увеличить население Чебоксар?»

Сразу же образовалась очередь на фотосессию.

На бульваре Ефремовых установлен камень таганоит- символ солнца и любви.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Если погладить камень, то это сулит удачу.

На этом наша экскурсия закончилась, а я решила прогуляться к административному центру города. После пересечения бульвара с улицей композиторов Воробьевых идет улица Карла Маркса с разной застройкой.

В красивом здании, построенном в 1915 году по проекту казанского архитектора К. С. Олешкевича (1873–1937), расположен Музей чувашской вышивки.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Вот еще один памятник архитектуры.

Дохожу до центральной площади Республики с традиционной фигурой Ленина. Владимир Ильич стоит здесь с 1960 года, но с 2000 года он бодрым шагом направляется к церкви.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Церковь Рождества Христова появилась здесь в 2000 году на месте фонтана.

На площадь выходит здание Чувашского государственного аграрного университета, построенное в стиле советского классицизма по проекту архитектора Е. Е. Калашниковой в 1957 году.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Раньше Площадь Республики называлась Ярмарочной и до 1933 года сюда съезжались торговать со всей Чувашии. Потом на площади стали строить Правительственные здания и дома в стиле сталинской архитектуры.

Интересно, что на стене дома исторические картины.

После прогулки по центральной улице города мы с подругой решили посмотреть город с высоты и идем к колесу обозрения, расположенному на Красной площади. С колеса открываются чудесные виды на город.

Можно и на наш теплоход "Илья Муромец" посмотреть, он в серединке стоит.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Видны набережная, улицы города, Красная площадь.

Красивее всего виды на залив.

Налюбовавшись на город с высоты, идем через площадь в сторону причала. Останавливаемся у памятника «Символ мудрости».

Гранитную плиту размером 2 м х 3 м установили здесь в 2008 году и называют «Рунный камень». На семитонной плите изображены 53 руны с переводами на русский и чувашский языки.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Древне чувашские рунические письмена воспроизводились на вышивках и изделиях народного промысла.

По поверью если найдешь руну по душе и потрешь ее, то приобретешь те качества, которые она отображает.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

Недалеко от Красной площади стоит Воскресенская церковь.

Церковь Воскресения Христова построена в 1758 году, автор неизвестен. С 1941 года по 1990 здесь был соляной склад. С 1995 года церковь признана памятником архитектуры Федерального значения.

На Площади речников останавливаемся у памятника кораблестроителю Крылову Алексею Николаевичу (1863–1945), который родился в Чувашии.

Приведи в порядок свой город. Чебоксары

В руках у Крылова А. Н. макет корабля. Памятник установлен в 2008 году.

А нас уже поджидает наш корабль, круиз продолжается. Первая остановка была очень удачной.