Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 22:19
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Белорецк — Россия Октябрь 2022

Наконец сбылась моя давняя мечта — я побывала на Инзерских зубчатках и не только на них. Зубчатки — это удивительный горный хребет протяженностью около 10 км, природная достопримечательность Башкирии.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Внизу хребта протекает речка Инзер, она течет и через поселок Тирлянский, откуда начинается поход на Зубчатки. Из Екатеринбурга туда дорога не близкая, около 500 км, мы с подругой на машине за 7 часов доехали до места. Путешествие начиналось первого октября в субботу, а перед этим в конце сентября на Урале случился сильный снегопад, деревья еще не облетели, некоторые даже не пожелтели, и все они согнулись под тяжестью снега; ветви, стволы наклонились и ломались. Мы ехали по трассе, когда уже все растаяло, но согнувшиеся и поломанные деревья грустно стояли вдоль дороги. Мы надеялись, что везде растаяло и стало сухо, но как бы не так. Да, мы ехали по сухой дороге вдоль осенних полей и лесочков, но ехали мы в горы.

Максимальная высота Инзерских Зубчаток 1161 метр над уровнем моря. А там снег еще лежал. И это было безумно красиво, яркие желтые листья и белые сугробы созвали ощущение праздника осени.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Приехали мы в поселок Тирлянский к вечеру, когда уже начинало темнеть. Поселок с 260-летней историей находится в 30 км от города Белорецка. В 1752 году здесь начиналось строительство железоделательного завода на покупной у башкиров земле, но из-за маловодности местной реки завод перенесли на реку Белую, где сейчас находится Белорецк. Реку Тирлян, что протекает через поселок, башкиры раньше называли Карлянь (Кирлянь), отсюда и название поселка. В 1804 году заводчица Дарья Пашкова-Мясникова на месте недостроенного цеха построила Тирлянский молотовый завод, где производили железо из чугуна Белорецкого завода. В 1870-е годы завод был арендован немецкой фирмой и перепрофилирован под выпуск кровельного железа. Говорят, что тирлянским листовым железом, который не портился коррозией, покрыт собор Святого Павла в Лондоне. Немецкие, шведские инженеры и наемные рабочие-китайцы построили в этих местах узкоколейную железную дорогу от Катав-Ивановского завода через Тирлян до Белорецкого завода. И завод, и узкоколейка работали здесь и в советское время до самой перестройки. А в1994 году из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся, и давно не ремонтированную плотину прорвало, на завод и жилые дома в низине обрушился вал воды. Завод после этого решили не восстанавливать. А узкоколейная дорога прекратила свое существование лишь в 2007 году. Мы остановились в гостинице «Судовая гора», недалеко от горы Судовой, на которой в старые времена рубили лес для завода. С пригорка гостиницы открывается вид на поселок и историческую площадку.

На площадке находится маховик, здоровый такой диаметром 12 метров и весом около 100 тонн; установлен был еще в 1915 году в прокатном цеху. Здесь же на площади памятник рабочему завода, кусок бурого железняка, памятная доска кавалерам Ордена Ленина.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Недалеко мы видим руины старого кузнечного цеха конца 19 века характерной для того времени архитектуры.

Чуть дальше стоит здание заводоуправления.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Вот такие главные исторические достопримечательности Тирлянского. На сегодня в поселке работает лесоперерабатывающее предприятие, появляются фермерские хозяйства, развивается туризм, строятся турбазы. Тирлянский со всех сторон окружен горами: на западе гора Ямантау, на севере — Большой Шелом, на северо-востоке — священная гора Иремель, на юго-западе — Ялангас, а небольших гор и не перечислить. Удивительная природа и чистейший воздух привлекают сюда туристов. Вот и нас они тоже привлекли.

До Инзерских Зубчаток от поселка 17 км. по раздолбанной дороге. Местные жители на своих вездеходах подвозят туристов поближе к горе (за1300 руб с чел туда-обратно). О заброске нужно договариваться заранее, в интернете телефоны водил легко найти. В основном возят в выходные, в будни в поселке чаще всего затишье. Переночевав в гостинице, в 9 утра мы грузимся в вездеход с группой туристов из Магнитогорска и соседних городов Башкирии.

Народ подобрался общительный, веселый, 1,5 часа пролетели незаметно, по таким дорогам мы еще не ездили никогда, колеи попадались до полутора метров в глубину, кидало из стороны в сторону, но мы не только шутили и смеялись, но и пели песни. После снегопада дорога была мокрая скользкая, но с опытным водителем мы нигде не застряли. Трофи был отменный.

Инзерские Зубчатки. Заброска.

Башкирия. Дорога на Инзерские Зубчатки.

Проехали кордон Миселя, где когда-то была деревня лесорубов, углежогов, а сейчас стоит один дом с живущим там отшельником, который ведет свое хозяйство. Проехали по двум речкам и остановились на полянке. На эту поляну приехало аж пять машин с туристами, но в разное время и все как-то незаметно рассосались. Каждая машина привозит по 15–20 человек.

Идти до Зубчаток надо еще 3,5 км, но половина этого расстояния в крутую гору, а это 1,5 — 2 часа ходу. Водитель дал нам время — 5 часов и остался ждать на поляне с остальными «шумахерами». Дорога была мокрая, лучше бы мы взяли резиновые сапоги, но мы и в кроссовках прошли, правда изрядно извазюкались. Трекинговые палки очень помогли в этом походе.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Погода была безветренная, в воздухе стоял густой аромат пихты, желтые листья плавно слетали с деревьев и устилали дорогу.

Вот появились первые скалы.

На подъеме земля уже была покрыта снегом. Вот первая небольшая смотровая площадка, где открывается вид на долину с осенним лесом и снежные горы Южного Урала.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Инзерские Зубчатки тянутся по хребтам стеной около 10 км. Эта стена считается у башкир границей между добром и злом. На одной стороне находится «плохая» гора Ямантау (1640 м.), на которую никто не ходит, а на другой стороне — священная гора Иремель, куда любят ходить туристы. Вот мы поднимаемся к этой стене через узкий проем между скалами и спускаемся в горный цирк.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Боже, какая красота вокруг! Мы стоим как будто на арене, а вокруг нас поднялись скалы-великаны высотой с 12-этажные дома.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

И тут выглянуло солнце, яркие краски необыкновенной осени разлились по всему цирку.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Здесь вдруг встретились все четыре времени года: солнце светило ярко по-летнему, на деревьях начал таять снег и серебристой капелью падать на нас, яркие желтые листья создавали праздничное настроение, а белый снег пышными шапками лежал на скалах и на земле.

Одна часть арены была открыта на просторы Башкирии, за деревьями можно было разглядеть леса и горы «доброго» Южного Урала.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Вот бы убрать часть деревьев, загораживающих эту красоту и беспрепятственно увидеть этот пейзаж, но вообще можно забраться и повыше на скалу, но не в этот день, когда все тает и сыро. Каменные башни-великаны высотой до 36 метров поражают своей красотой,

а максимальная высота Инзерских Зубчаток достигает 1161 метр над уровнем моря, самая большая — скала Маяк. Какие-то отважные скалолазы повесили деревянную табличку «Инзерские Зубчатки» на середине скалы.

Время не дает нам долго наслаждаться этой красотой, и мы отправляемся на смотровые площадки. Площадок здесь несколько, сначала мы взглянули на «плохую» сторону каменной стены.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Потом посидели, перекусили, набрались немного сил и вскарабкались на большую смотровую по узкой и крутой тропе между двух скал.

С нее прекрасно видны и Зубчатки

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

и хороший вид на запад, окрестные горы.

Хотелось бы здесь задержаться, но надо успеть на наш вездеход.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Палки в руки и вперед. Спустились с горы и снега как небывало, вокруг желтые листья, аромат пихты и мокрая плотно утоптанная дорога. К вездеходу пришли почти вовремя, затем опять полтора часа тряски и смеха, к гостинице приехали в сумерках. Пересели в свою машину и отправились в Белорецк, что в 30 км от Тирлянского, там у нас забронирован дом со всеми удобствами, где мы с удовольствием провели вечер и прекрасно отдохнули.

Утром мы отправились еще на одну достопримечательность возле города Белорецка — Синие скалы. Синие скалы или Кульсугадыташ располагаются у трассы на Магнитогорск, в 13 км от Белорецка. На трассе справа есть указатель «Синие скалы», там рядом можно оставить машину и за 20 минут дойти до горы. Крутых подъемов нет, говорят туда ходят даже с маленькими детьми. Лесная дорога была живописна, желтые листья и снег радовали своими красками, а вокруг ни души, это был понедельник.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Подходили к горе с теневой стороны, на отвесные скалы не лезли, дошли до пологого подъема.

Максимальная высота скал 948 метров. Башкирское название горы возникло от названия ручья Кульсугады — «спящая красавица», «таш» по-башкирски «камень, гора», получается «гора спящей красавицы». Синими скалы назвали потому, что на рассвете они отсвечивают синим цветом.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

По вершине горы идет красивый скальный гребень, вытянутый на 500 метров с юго-запада на северо-восток, скалы разной удивительной формы. В некоторых местах можно пройтись по каменной стене.

С нашей стороны стена более менее равномерно поднимается ввысь, а когда взберешься наверх, то видишь крутой обрыв вниз и широкий обзор на далекие горы Башкирии.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Солнце играло с красками осени, вокруг тишина и покой, только дятел в красной шапочке прыгает по рябине недалеко от нас.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Жалко было расставаться с этой красотой, но пора возвращаться домой.

Заезжаем на окраину Белорецка заправиться, пообедать и отправляемся в дальний путь. Солнце золотит нам дорогу, пейзажи радуют глаз.

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Интересно разглядывать по пути башкирские деревни с мечетями, добротные хозяйства с коровами, лошадями, заготовленными стогами сена.

Вот мы подъезжаем к реке Урал, по ней проходит граница Европа — Азия. На одной стороне моста стоит стела «Европа», переезжаем мост и вот стела «Азия».

Красота Южно-Уральских гор. Инзерские Зубчатки

Горные пейзажи сменяются бесконечными убранными и вспаханными полями. Едем по своей Азии.

Как тут не вспомнить песню Высоцкого:

«В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах своё сердце.»