Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 16:49
""

Домбай — Россия Август 2022

Как я уже писала, поселок Домбай расположился на Домбайской поляне, которая образовалась в месте, где сходятся три ущелья: Домбай-Ульген, Аманаузское и Алибекское. Сегодня приступаем к знакомству с ними, и начнем с ущелья Домбай-Ульген. Конечная точка, которая там влечет нас к себе -Чучхурские водопады.

До начала экологической тропы к водопадам можно добраться тремя способами: пешком (достаточно далеко, и придется идти в гору), на машине, и на канатной дороге. Мы выбрали последний вариант, так как было интересно прокатиться на старинной домбайской однокресельной канатке.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Это самая первая канатная дорога в Домбае, она поднимает отдыхающих на гору Мусса-Ачитара. Мы сейчас проедемся на первой ее очереди, и поднимемся до высоты 1751 метр. Подъем стоит 300 рублей с человека, в стоимость входит и спуск, однако стоит учитывать, что дорога работает только до 17:00, так что, если загуляться по ущелью Домбай-Ульген, то на спуск можно и не успеть — тогда придётся идти пешком параллельно канатной дороге.

Ну что, поехали! Первая очередь старой канатной дороги приводит на поляну Ленинградского исследовательского института (когда-то, в советские времена, его сотрудники отдыхали здесь).

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Далее на выбор есть два варианта, как добраться до КПП Тебердинского заповедника, откуда стартует маршрут: можно дойти пешком (порядка 1 км), или доехать на второй очереди канатной дороги. Мы пошли пешком. Здесь-то и стало очевидно, что до КПП вполне можно доехать на машине, дорога комфортная.

На КПП оплатили проход (200 рублей с человека), и вышли на тропу. Что интересно — маршрут к Чучхурским водопадам лежит в пограничной зоне с Абхазией, но на КПП у нас не спросили пропуск в погранзону, и не предложили оформить договор на оказание туристических услуг, который заменяет пропуск.

Вначале дорога вела нас сквозь лиственный лес, временами приоткрывая склоны гор. Но, по мере того, как мы продвигались вперед, природа все чаще поднимала свой лиственный занавес, представляя нашему вниманию своих блистательных, единственных и неповторимых «звезд». Ну что же, будем знакомиться! А то вот так попадете в Домбай, и не будете знать, где кто. Итак, справа от нас, укрывшись ледниками и снежниками, вытянул свое тело горный массив Джугутурлючат. Его название означает «гора у места, где обитают туры». И сразу же, чтобы уж точно привлечь внимание жадного до красот туриста, перед нами предстал водопад.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Но за его мощными струями пришлось почтительно наблюдать со стороны — тропы к нему нет.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Прямо по ходу — массив Домбай-Ульген. Его главная вершина (4046 метров) — самая высокая в окрестностях Домбая, да и всего Западного Кавказа. Водопады, к которым мы идем, сбегают как раз по склону этого массива. Но до них пока еще далеко.

Если оглянуться назад, можно увидеть гору Сулахат (3439 метров), перекрывшую собой ущелье, и вершину горы Семёнов-Баши (3602 метра).

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Слева расположилась гора Мусса-Ачитара (3012 метров), в нижней части поросшая лесом, а в верхней покрытая скалистыми выступами на мягком бархатном склоне. Там, невидимые отсюда, находятся канатные дороги и оборудованы горнолыжные станции.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Через какое-то время тропа привела нас к реке Домбай-Ульген, которая образуется слиянием рек Чучхур и Птыш недалеко отсюда, а в самом посёлке Домбай она уже впадает в Аманауз.

Дошли до КПП пограничников, который был пуст и выглядел необитаемым. Чтобы внимание попавшего сюда не ослабевало, на склоне массива Джугутурлючат показался еще один водопад.

А следом за ним — еще.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Так вот, непрерывно вертя головой, запечатлевая в памяти (собственной и фотоаппарата)  великолепие местной природы,

мы все больше приближались к Домбай — Ульгену, на склоне которого уже были видны оба каскада Чучхурских водопадов.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Справа от него постепенно открывался вид на ледник Птыш.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Через какое-то время вышли к развилке. Направо тропинка уходила в ущелье Птыш к Птышским водопадам (путь к ним не близкий, и требует отдельного посещения — совместить с Чучхурскими водопадами в один день не получится). Налево, карабкаясь по склону среди леса и высокой травы, уходила наша тропа к водопадам. Они уже сияли среди листвы.

Подъём к водопадам крутой, по камням, среди густых зарослей. Минут двадцать непрерывной работы мышц — и вот уже нижний каскад.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Наш водопад назван по имени небольшой реки, питаемой Чучхурским ледником, раскинувшимся на склонах Малого Домбай-Ульгена (3758 м). В общем, запомнить легко, все здесь носит одно и то же название — и река, и водопад, и ледник — все Чучхур.

На переходе к верхнему водопаду перед нами открылась панорама ущелья, по которому пролегал наш сегодняшний маршрут. Отсюда прекрасно видно всю долину реки Домбай-Ульген, к которой слева спускаются склоны гор Главного Кавказского хребта, справа — склон горы Мусса-Ачитара, а прямо перед нами на горизонте видны горы Сулахат и Семёнов-Баши. Справа от реки видна дорога, по которой мы шли.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Вот и верхний каскад. Высота свободного падения его струй — около 12 метров.

Вниз отсюда тоже открывается завораживающий вид.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

На этом сегодняшнюю прогулку можно было бы и завершить, и поворачивать обратно, но ведь от водопада наверх по склону бежала тропа! А значит, и нам туда нужно!

Тропа эта ведет к озеру Чучхур и Чучхурскому перевалу, куда ходят опытные туристы с ночёвкой. Этот участок пути был самым тяжёлым за весь сегодняшний день. Подниматься недолго — всего 10–15 минут, но подъём очень крутой, местами приходилось цепляться за камни, корни и ветки. Зато вознаграждением за затраченные усилия нам послужила такая вот панорама, открывающаяся с площадки в конце подъёма:

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Но это если смотреть назад, а впереди у нас был не менее влекущий вид. Река Чучхур бежит здесь по безлесному склону горного массива, образуя небольшую долину.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Такие долины называются «висячими», это новый для меня «горный» термин.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

«Висячей» называется боковая долина, лежащая значительно выше главной долины (в нашем случае — ущелье Домбай-Ульген), и обрывающаяся уступом к ее днищу, с которого нередко вода спускается в виде водопада. Все прямо как у нас.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

А тропа, между тем, заманивала все дальше. Скажите, вы бы устояли перед таким видом? Вот и мы нет, решив двигаться вперед.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Правда, тут произошла небольшая заминка: вскоре после нас на смотровую вскарабкался молодой человек, и поинтересовался, не встречали ли мы по пути сюда его девушку. Выслушав описание потеряшки, мы вспомнили, что видели ее у верхнего водопада, о чем и сообщили парню.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Он повернул обратно, но, перед тем как начать спуск, жизнерадостно сообщил, что только что на поросшем молодыми деревцами склоне видел медвежонка, в подтверждение своих слов даже предъявил размытое фото на смартфоне. В общем, сбил нам весь настрой, так как с мамой этого чуда встретиться совсем не хотелось бы.

Минут десять мы озадаченно сканировали взглядами склон, пытаясь рассмотреть, не мелькнет ли где бурая шкурка.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

К тому же, мы планировали найти здесь красивое местечко для обеда. И как быть, а вдруг медведи любят паштет, припасенный нами для бутербродов, и уж точно сбегутся на запах?

Но время шло, и ни одно движение, ни один звук не нарушали заповедного покоя. И мы пошли дальше, правда, ежеминутно тревожно озираясь.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Постепенно напряжение отпустило. Перейдя по камням на другой берег реки, обнаружили спрятавшееся в зарослях травы малютку Чучхурское озеро.

Замаскировалось оно очень хорошо — отошел не десять шагов, и ничто не намекает, что где-то здесь притаился водоем.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Потом я узнала, что если и дальше пойти по тропе, через полтора километра можно выйти к еще одному озеру, тоже носящему имя Чучхурское. Дальше находится Чучхурский перевал, а от него открывается вид на долину Бу-Ульген.

Эх, очень сейчас жалею, что не прошли еще дальше. Но тогда нужно брать с собой палатку, и ночевать здесь. А у нас впереди были еще 7 километров, которые нужно было пройти до канатной дороги.

Домбай. Идем к Чучхурским водопадам

Когда мы спустились со склона, дошли до развилки троп на Чучхурские и Птышские водопады, и вышли на грунтовую дорогу, нас догнал УАЗ «Водоканала», проводящего работы в русле реки Домбай-Ульген. Нас предложили подвезти, отказываться мы не стали, и забрались в открытый кузов (лет двадцать так не ездила). Времени было еще не много, поэтому мы решили подняться на канатной дороге на гору Мусса-Ачитара. Но об этом — в следующий раз.

Сегодня прошли 9 километров, перепад высот составил около 500 метров. Зря, кстати, мы не выделили время для посещения Птышских водопадов, судя по фото в сети, очень красивое место. Так что, будете в Домбае, посвятите денек и им.