Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 13:00
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Суджа — Россия Июнь 2022

Планируя турне по Курскому краю, в первую очередь хотелось посетить Суджу и Горнальский монастырь. Добраться до Суджи проще всего маршруткой. Они отправляются с Курского автовокзала.

Мне думалось, что по дороге будут заросшие бурьяном поля. Ничего подобного! Курская земля во все времена считалась урожайной. Всё вспахано и засеяно. На пшеничные и гречишные просторы любо дорого посмотреть!

Дорога заняла около двух часов. Конечной точкой маршрута стал автостанция Суджи. Она соседствует с ж/д вокзалом.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Историческая часть города в 3 км. Железная дорога туда не дошла. Станцию построили в голом поле.

Со временем рядом образовалось поселение, которое вошло в состав города.

По большому счёту, это два разных городка разделённые полем и речкой, но считаются одним. Ну и ладно, суджанцам видней.

Что меня здесь в первую очередь удивило, так это гусята. Уже не помню, когда я в последний раз видел, чтобы их где-то продавали.

Птица считается символом города — на гербе Суджи четыре гуся.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

С другой стороны, если готовая курица гриль обойдётся в 400 рублей, то гусёнок, которого нужно вырастить, продаётся за 280 р?…

Автобус решили не ждать, в историческую часть отправились пешком.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Суджанский район в степной зоне, его разрезает несколько речек.

Суджа, Псёл, Снагость, Ворожба, Смердица, Ржава, Олешня — названия ласковые, при этом сами речушки небольшие, но удивительно чистые.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Человек в этих местах жил издавна.

По мнению археологов, на Нижней Судже в VII веке располагался один из центров власти днепровского союза антских племён. В районе найдено семь кладов VII века, принадлежавших антам.

Суджа город небольшой, обойти его можно за пару часов. По переписи 2021 г., здесь проживает 5554 чел. Отмечу, по 1897 г. население составляло 7433 человека (4546 малороссов, 2765 великороссов, евреи 87).

Известный русский актёр Михаил Семёнович Щепкин (1788–1863) родился в Обоянском уезде, но учился в Судже. Суджанцы считают его своим. В городе есть улица Щепкина и одноимённый сквер с памятником.

Летом 1877 года Суджу посетил Федор Михайлович Достоевский. Вместе с семьёй писатель гостил у брата жены в деревне Малый Прикол Суджанского уезда.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

От Петербурга до станции Коренево писатель добирался по железной дороге, дальше — на лошадях через Суджу.

Впечатления о путешествии и разговоры с крестьянами стали темами очередных выпусков «Дневника писателя». Краеведы уверены — именно на Курской земле Достоевский начал создавать «Братьев Карамазовых».

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Жаль, но имение, где гостил Достоевский, до нашего времени не дошло. Зато Фёдора Михайловича помнят тихие суджанские улочки.

Город древний, при этом никто не знает, когда основан. В XII веке здешние земли входили в состав Рыльского княжества.

Сужда впервые письменно упоминается в 1662 г. Случился большой пожар, жители написали царю челобитную с просьбой — восстановить город.

В этот момент шла Русско-польская война (1654–1667), а Украина была охвачена гражданской войной (1657–1687). Алексей Михайлович значение Суджи понимал, началось возведение крепости.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Был построен город, обнесенный деревянной стеной с 14 башнями, 4 из которых были проезжими. В самом городе стояла казачья сотня Сумского казачьего полка. По описанию воеводы и стольника Г. С. Рагозина в Судже вместе со слободами было 782 двора и насчитывалось 1387 жителей, было две рубленые церкви.

Так на перепутье кочевых татарских троп появилось новая крепость.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Суджа входила в систему укреплений Путивль — Рыльск — Хотмыжск — Курск, прикрывавших Москву с юга и юго-запада. В разгар войны с Польшей сделалась центром событий. Из Москвы в Суджу прибывали войска Ромодановского, с Украины приезжали гетманы для переговоров.

После заключения мира с Польшей и вступления Украины в состав России, город теряет стратегическое значение и начинает превращаться в купеческий.

К концу XIX века Суджа — промышленный и культурный центр. Работали мужская и женская гимназии, реальное училище, земская публичная библиотека, земская больница, учительская семинария, два приходских училища.

Изделия местных гончаров были известны на всю Россию. Наибольшего расцвета производство достигло в середине XIX столетия. На Парижской выставке, в конце XIX века гончарным мастерам за керамику была присуждена медаль.

В Гражданскую город переходил из рук в руки, захватывался красными, армиями Деникина и Петлюры. C декабря 1918 по январь 1919 года в Судже находилось правительство Советской Украины.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

В декабре 1920 г. батька Махно, решив развернуть антибольшевистское восстание, двинул в Россию. Его преследовала красная конница. Успехов Махно не добился, но в Судже отметился.

Сохранились воспоминания старожилов, как по городу с расчехлёнными знамёнами прошли батькины анархисты.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

В 1938 году ковры Суджанской артели демонстрировались на выставке в Нью-Йорке, а также на выставках в Брюсселе и Монреале.

Во время Великой Отечественной войны 18 октября 1941 года Суджа была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Освобождена 3 марта 1943 года советскими войсками Воронежского фронта в ходе Харьковской наступательной операции

Наш визит пришёлся на 22 июня. Возле Вечного огня в городском парке проходили мероприятия посвящённые этой траурной дате. Читались стихи, к монументу возлагались цветы.

Городской парк любимое место отдыха. Он назван в честь 50-летия Советской власти. На территории несколько жанровых скульптур, к парку примыкает Дом культуры.

До Революции насчитывалось 8 церквей. Уцелели только две. Троицко-Вознесенская церковь впервые письменно упоминается в 1701 г. В камне начала строиться в 1812 г., нынешний вид обрела в 1857 г.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

В храме временно хранится одна из главных святынь Курской земли — Чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская». Её перевезли в Суджу как в более безопасное место из Горнальского монастыря.

А вот зачем понадобилось возле храма ставить памятную плиту венгерским солдатам, этого я не понял?

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Да, венгры в Суджанском районе во время ВОВ были, но воевали то они за немцев. Более того, в Судже есть своя Хатынь. Деревня Ивница оказалась сожжена вместе с жителями.

Вторая церковь Покрова Пресвятой Богородицы впервые упоминается в 1664 г. На тот момент она стояла за городом. В последующем несколько раз ремонтировалась, приобретя окончательный вид в 1915 г.

В 1937 г. церковь оказалась закрыта, а священник расстрелян. Во время войны колокольню повредила немецкая бомба. В последующем здание использовалось под склад. Восстановительные работы начались в 1994 г. В 1997 г. прошло первое богослужение.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

От древней крепости Суджа каких-либо видимых следов не осталось. Где она стояла, выяснить опять же не удалось.

Собираясь в поездку, в обязательном порядке я планировал посетить местный музей. К моему огромному сожалению он оказался закрыт. Музей то ли куда-то надумал переезжать, то ли в районе был введён жёлтый уровень опасности и посетителей не принимали.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Суджа город приграничный со всеми вытекающими последствиями. Через него проходит одна из веток газопровода. Возможно, именно это оберегает от прилётов.

В любом случае, на незнакомца с фотоаппаратом местный люд смотрел с подозрением. Туризм, в его классическом понимании, для Суджи диковинка. Люди спрашивали — кто я, зачем снимаю? Приходилось объяснять.

Жаль! Суджа городок интересный, одна река чего стоит! Любоваться её неспешным течением можно до бесконечности!

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Река упоминается в описании польских дорог 1584–1598 годов и в летописях XVI века.

Длина Суджи 63 км. Она впадает в Псёл, левый приток Днепра.

Название сопоставляется с древнеиндийским śudhyati «становится чистым», śuddhá «чистый». По другой версии, от тюркских слов «су» — вода и «джа» — место, то есть водянистое место.

В третьем варианте, историк и краевед А. И. Дмитрюков указывал, что слово «Суджа» чаще упоминается в форме «Суржа», что в великорусском языке обозначает хлебную смесь, ржаного и пшеничного помола. Отсюда можно предположить, что «Суджа» означает смесь многих людей, пришедших из разных мест.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Местный рыбак поведал, сколь богаты бывают его уловы. Рыбаки любители приврать, но я своему визави верю. Суджа действительно изобилует рыбой.

Река родной дом для некоторых рыб и растений, занесённых в Красную книгу.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Гуляя по набережной под названием Красный берег, мы вышли в Замостье.

Село название оправдывает и начинается сразу за мостом.

Замостье образовали государевы люди охранявшие дорогу на Обоянь. Первое письменное упоминание — 1665 г.

Суджа — смесь многих людей, пришедших из разных мест

Главная достопримечательность — Преображенская церковь 1865 г. постройки.

Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 г. Из храма были изъяты 12 серебряных риз и 2 серебряных креста. По просьбе верующих были оставлены в храме иконы Преображения Господня и иконостасные — Спасителя и Божией Матери.

В августе 1923 г. Была составлена опись церковного имущества с отметкой об изъятии. Среди прочих изъятых серебряных вещей оказались 10 икон в серебряных ризах.

Дальнейшая судьба по-советски стандартна: храм закрывался, использовался под склад и возвращён верующим уже в наше время.

Городок Суджа оставил приятные впечатления! Пообедав в местной кафешке, ассортимент которой не уступает московскому, мы заказали такси и направились в Горнальский монастырь. Но это уже другая история.