Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Курск — Россия Июнь 2022

В Курск проще всего добраться на поезде. Ночь спишь, и утром ты уже в Курске. Впрочем, утро понятие относительное. В нашем случае поезд доставил нас до места в начале шестого.

Встреча туристеровцев в Курске

Курск посещали Тургенев, Толстой, Достоевский, Тютчев, Дельвиг и целый ряд других известных писателей. Но, как мне кажется, наиболее выигрышно свои впечатления о городе изложил Паустовский:

«Весной мы были в высоком Курске, как бы завешанном до крыш грудами только что распушившихся веток. Знаменитые курские соловьи щёлкали, прислушиваясь к самим себе, в сырых рощах. Ленивая и холодная речонка Тускарь текла в мелких берегах, заросших жёлтыми калужницами.

Старый Курск. Его любят многие, даже никогда в нём не бывавшие. Потому что Курск — это преддверие юга. Когда из пыльных и тяжёлых вагонов скорого поезда Москва — Севастополь открывались на холмах его дома и колокольни, пассажиры знали, что через сутки за окнами вагонов в предутреннем тумане розовыми озёрами разольётся цветущий миндаль и о близости „полуденной земли“ можно будет просто догадаться по яркому свечению горизонта».

Многое из описанного актуально по сей день. Курск чаще всего воспринимается как город транзитный. Вот и наш поезд, постояв минут 40, направился в Севастополь. Что касается меня, мимо проезжал неоднократно, и вот теперь решил познакомиться.

Встреча туристеровцев в Курске

Июньские ночи короткие. В пять уже бурный и кипучий день, особенно возле вокзала. Завтракаем в кафешке, садимся на автобус и направляемся в центр. В городе нам предстояло провести одну ночь. Я ехал в Курск, чтобы не только походить по музеям, но также встретиться с Оксаной.

Рандеву назначили на 10 утра возле Галереи им. Дейнеки. Времени в запасе «вагон и маленькая тележка». Решили, закинуть вещи в гостиницу и до десяти гулять по городу.

Изучая карту, я долго не мог понять, что в Курске считается центром? Сами куряне при подобном вопросе указывают площадь Перекальского.

Степан Николаевич Перекальский (1898–1943) советский офицер, Герой Советского Союза, командовал 322-ой стрелковой дивизией. Его солдаты 7 февраля 1943 г. первыми ворвались в Курск. Командир был в гуще событий. Поднимая бойцов в атаку на одной из улиц, Перекальский получил смертельное ранение.

Куряне героя помнят. От площади Перекальского в сторону вокзала идёт улица Перекальского, та самая, где Степан Николаевич оказался смертельно ранен.

Рядом с площадью парк Перекадьского. На углу площади жанровая скульптура Свидание.

Пробиваясь сквозь стену, человек держит в руке розу, явно намеревается её кому-то подарить. Это памятник всем влюблённым. Он появился в городе в 2013 г. Композиция «плод творческих мук скульптора Владимира Бартенева».

Встреча туристеровцев в Курске

От площади в разные стороны расходятся несколько улиц.

Выбранный отель оказался на Карла Маркса, туда и направились.

Встреча туристеровцев в Курске

Курск проснулся резко и сразу. Если до 8 часов машин было мало, то после они поехали и причём все сразу. Кладём вещи, оплачиваем номер и направляемся дальше.

Приезжая куда-либо мы в первую очередь хотим видеть достопримечательности: старинные здания, монастыри, церкви, природные объекты и т. п.

Встреча туристеровцев в Курске

В этом плане Курск туристическим лидером не является.

Город сильно пострадал во время Великой Отечественной, и в последующем оказался перестроен. Достопримечательности есть, но их не много.

По улице Карла Маркса, напротив площади Героев Курской Битвы,

Встреча туристеровцев в Курске

возле Никитского кладбища в послевоенное время оформился мемориальный комплекс. У входа скульптура — Ветерану Великой Отечественной.

На территории сразу несколько памятников. Мемориал Великой Отечественной войны, соседствует с братскими могилами.

Справа от мемориала памятник АПЛ Курск, список погибших и символические могилы курян, служивших на подлодке.

Чуть дальше ещё один памятник. Он называется — Героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины.

Встреча туристеровцев в Курске

Возвращаемся на Карла Маркса. Здесь, на пересечении с улицей Красного Октября — Успено-Никитская церковь.

В начале 1770-х годов за бывшими Московскими и Херсонскими воротами отвели места для захоронений. В ту пору они находились вне городской черты. При новых погостах была выстроена церковь для отпевания усопших.

Так на Московском (Никитском) кладбище появилась деревянная церковь великомученика Никиты. В последующем неоднократно перестраивалась. В 1939 церковь закрыли. Службы возобновились в годы фашистской оккупации, но далее храм не закрывался.

Встреча туристеровцев в Курске

Движемся в сторону центра. Улица Карла Маркса переходит в Радищева. Напротив картинной галереи А. А. Дейнеки парк Героев гражданской войны.

26 ноября 1917 года в городе была установлена советская власть. 20 сентября 1919 года в город вошли войска добровольцев под командованием генерала Деникина. 19 ноября 1919 Курск взяла Красная армия.

До рандеву с Оксаной оставалось сорок минут. Я успел посетить Музей пожарной охраны, он в на территории пожарной части, в непосредственной близости с галереей.

Встреча туристеровцев в Курске

Опоздал на три минуты, и тем не менее встреча прошла в тёплой дружеской обстановке. На минуточку, это была вторая встреча туристеровцев на Курской земле.

— Почему вторая? — спросит читатель. Да потому что первая состоялась, когда в реальной жизни познакомились Оксана и Юля.

Юля коренная курянка, про родной город знает абсолютно всё. Она присоединилась к нашей компании в картинной галерее. Под её руководством мы посетили Литературный музей, а также Музей курского соловья. После, ведомые краеведом, направились по улице Ленина.

Из достопримечательностей отмечу Театральную площадь,

Встреча туристеровцев в Курске

с памятником А. С. Пушкина.

Интересен памятник Г. Свиридову.

Встреча туристеровцев в Курске

Улица Ленина, как и положено, главная артерия города. Не могу сказать, что там на каждом шагу яркие и запоминающиеся достопримечательности.

Зато улица утопает в розах…

Встреча туристеровцев в Курске

В начале Ленина Красная площадь. В отличие от Москвы, Кремля нет, зато есть Дом советов и сам дедушка Ленин, правой рукой указывающий правильный путь.

К Красной площади примыкает парк 1 мая, где главная доминанта — памятник Александру Невскому.

Встреча туристеровцев в Курске

Курск расположен на холмах. В этом можно убедиться, если взглянуть со стороны парка на улицу Дзержинского. Впрочем, мы туда не идём.

Наша цель — Знаменский собор — православный храм на территории Курского Знаменского Богородицкого мужского монастыря в историческом центре города Курска, построенный в 1816–1826 годы в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Встреча туристеровцев в Курске

На месте современного Знаменского монастыря в начале XVII века располагался Курский кремль, возведённый в 1596 году на месте древнего домонгольского курского городища. В 1612 году Курск был осаждён многотысячным польско-литовским войском.

Была взята и разорена основная часть города. Неприступным остался только малый острог. Когда защитникам предложили открыть ворота, осаждённые отвечали, что города не сдадут, а скорее погибнут, защищая его.

Защитники городской крепости страдали от нехватки питьевой воды и пороха, ежедневных попыток врага взять острог. В эти дни осаждённые дали торжественный обет построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», если город удастся защитить. Через месяц безуспешной осады поредевшее вражеское войско отступило.

После освобождения куряне приступили к исполнению своего обета: сначала был воздвигнут деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1613 году царь Михаил Фёдорович Романов, только что избранный на правление, разрешил рядом с новой церковью устроить монастырь, строительство которого завершилось к 1615 году.

От монастыря осталась башня и фрагмент стены по ул. Сонина.

Встреча туристеровцев в Курске

Зато ниже по улице во всём великолепии Дом дворянского собрания 1877 г. постройки.

Всей компанией спускаемся под горку. Невольно представляется, как в прежние времена вверх поднимались захватчики. В разные века они были разными, и отличались вооружением… От мыслей отвлекает Юля, показывая, во что превратилась некогда судоходная Тускарь

Встреча туристеровцев в Курске

Речка обмелела, что не мешает уткам обживать её поросшие камышами берега.

Миновав площадь Курского соловья, мы взяли ориентир на Троицкую церковь, но слегка запутались.

Встреча туристеровцев в Курске

Дорогу ремонтировали и к церкви пришлось идти обходными путями.

Что поделать, у каждого своя дорога к храму… Церковь Троицы Живоначальной 1742 г. — одно из древнейших строений города, соседствует с Музеем археологии.

Встреча туристеровцев в Курске

Он расположен в доме купца Хлопонина (так называемых «палатах Ромодановских»), единственном сохранившемся светском здании середины XVIII века, в архитектурном стиле Московской Руси XVI–XVIII веков.

По легенде, здесь содержался Степан Разин, когда его конвоировали в Москву. Историки этого не подтверждают. В любом случае, особняк великолепный, а от посещения Музея археологии я получил огромное удовольствие!

Встреча туристеровцев в Курске

На следующий день нам с другом предстоял переезд в Суджу и в Горнальский монастырь, но это уже другая история.