Турист Andrei Blinov (Andrei_Blinov)
Andrei Blinov
был вчера 15:46

Тбилиси — Грузия, Баку — Азербайджан Июнь 2018

Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих с Россией не только Грузию, но и Армению. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году и соединило между собой Владикавказ и Тбилиси. Длина дороги составляет 208 км. Постепенно поднимаясь, дорога проходит по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка подходит к Крестовому перевалу (высота 2379 метров), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура выводит к Тбилиси.

Проехать по Военно-Грузинской дороге было моей давнишней мечтой и вот она исполнилась. Заранее купив билет (через интернет), рано утром наша маршрутка отправилась в путь.

Первая остановка на российско-грузинской границе — Верхний Ларс, перед нами только пассажирский автобус и несколько легковых автомобилей. На границе между Эстонией и Россией в Нарве/Ивангороде пограничные и таможенные процедуры для автобусов обычно занимают не более 1 часа, в Верхнем Ларсе они длились более 3 часов ☹. Только со мной различные пограничные начальники разбирались почти 30 минут. Они никак не могли понять почему у меня имелись две действующие российские визы. А дело в том, что у меня была действующая многоразовая виза и еще одну мне выдали, когда я получал паспорт болельщика ЧМ 2018 по футболу. Им было непонятно, почему я приехал в Россию на футбол и уже на второй день после начала ЧМ 2018 уезжаю из страны. Пришлось показывать билеты на футбол и объяснять, что до первого матча в Волгограде у меня еще есть время и я хочу посетить с туристическими целями Грузию и Азербайджан. Наконец они все поняли и поставили в паспорте заветный штамп. При въезде в Грузию пограничники лишних вопросов не задавали:).

Военно-Грузинская дорога описана в нескольких знаменитых произведениях, таких как «Герой нашего времени» и «Двенадцать стульев». По дороге я мысленно представлял, как Остап Бендер и Киса Воробьянинов выплясывали перед проезжающими туристами и требовали от них деньги. Глядя на вершины скал пытался разглядеть Отца Федора с украденной колбасой:).

Про красивую природу рассказывать не буду, это надо видеть самому.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

По всей дороге встречались грузинские памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни. Недалеко от Гудаури мы сделали остановку у красивых источников с холодной водой,

а в близлежащих магазинчиках обнаружили знаменитые грузинские вина по смешным ценам.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Наша поездка по Военно-Грузинской дороге подошла к концу, мы въехали в Тбилиси. Надо сказать, что в Грузии я уже бывал неоднократно, в т. ч. и в Тбилиси. Мне доводилось кататься на горных лыжах в Бакуриани, пить минеральную воду в Боржоми и купаться на пляже в Батуми, правда все это было достаточно давно. В последние годы в Тбилиси было построено много новых сооружений, в т. ч. красивый пешеходный Мост Мира через реку Кура.

Наиболее интересными районами города являются Старый город, Авлабари и Мтацминда, где расположены основные достопримечательности.

Первым делом я отправился в Старый город, где особенно ощущается атмосфера Тбилиси.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Многие дома, конечно, требуют ремонта, но экономическое положение в стране пока не позволяет их отремонтировать.

Затем я прогулялся по Мосту Мира,

прокатился на канатной дороге

и поднялся к Монументу Мать-Грузия.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Грузинскую кухню не любить невозможно, день я закончил в одном из многочисленных ресторанов под хинкали с домашним вином.

Утром следующего дня я первым делом отправился на блошиный рынок у Сухого моста, где со мной случилось маленькое приключение.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Один из продавцов, мужчина среднего возраста, поинтересовался откуда я приехал и узнав, что из Эстонии прямо затащил меня чуть в сторону от прилавка, где за импровизированным столом сидели еще два грузина. На столе был домашний сыр, хлеб и стояла емкость с сухим вином. Всем налили по стакану вина и после тоста все выпили «за знакомство». Далее меня попросили рассказать про жизнь в Эстонии, после чего был поднят тост за процветание Прибалтики. Затем был разговор про их жизнь, после чего уже мне пришлось произносить тост за процветание Грузии.

Вот так начался у меня второй день в Тбилиси, вот такое оно грузинское гостеприимство:).

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Далее мой путь лежал на Мтацминду — гору высотой 730 метров, расположенную на правом берегу реки Кура, находящуюся практически в центре города.

На вершине горы расположен парк с комплексом аттракционов, это любимое место отдыха горожан и гостей города. Особой популярностью на горе пользуется ресторан,

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

откуда открывается замечательный вид на город. Мне очень понравился тот факт, что на горе существенно прохладнее, чем в городе, можно было немного расслабиться и отдохнуть от жары. С обзорных площадок парка прекрасный вид на лежащий внизу Тбилиси,

мне на горе очень понравилось.

На гору я поднимался на фуникулере,

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

а обратно решил спускаться пешком.

На склоне горы находится церковь Святого Давида, на территории которой организован пантеон «Мтацминда» с многочисленными захоронениями выдающихся людей Грузии — известных писателей, артистов, учёных и национальных героев.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Первым знаменательным захоронением на этом месте было погребение известного русского писателя Александра Грибоедова в 1829 году, позднее рядом с ним была похоронена и его жена — княжна Нино Чавчавадзе.

Еще из известных личностей здесь похоронены: Екатерина Геладзе — мать Иосифа Сталина;

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Звиад Гамсахурдия — первый президент Грузии и многие другие.

Еще немного погуляв по городу, я отправился на ж/д вокзал, чтобы ночным поездом выехать в Баку.

Моим попутчиком в купе стал пожилой мужчина, бывший преподаватель одного из университетов Баку. В доверительном разговоре он мне поведал, что в Азербайджане правит мафия и о простых людях совсем не думают. Его маленькой пенсии не хватает и ему приходится подрабатывать, раз в неделю мотаясь из Баку в Тбилиси и обратно.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Причем свой рассказ он вел тихим голосом и даже временами открывал дверь купе и выглядывал в коридор, мало ли что:).

Баку разительно отличается от Тбилиси, с первого взгляда видно, что здесь правят бал нефтедоллары. Баку в ускоренном режиме приобретает модерновый облик, не теряя при этом шарма древнего города.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Условно город можно разделить на три части: Старый город, здания, построенные в советский период и современный Баку.

За последние годы в Баку были построены Пламенные башни, Музей ковра, Центр Гейдара Алиева и многое другое.

Я начал свое знакомство с городом с Приморского бульвара. Широкий, белоснежный и очень большой, он является любимым местом бакинцев для прогулок и отдыха.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

По всей длине бульвара имеется множество интересных мест, начиная от садов и выставок и заканчивая кафе и ресторанами.

В непосредственной близости от Приморского бульвара находятся исторические и культурные достопримечательности.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Пламенные башни — самые высокие здания в Азербайджане, которые видны из любой точки Баку,

по своему дизайну и своей вечерней подсветкой они напоминают огромный костер. Каждый вечер на фасаде комплекса включаются LED-экраны, вкупе с огромными размерами башен это потрясающе эффектное зрелище. В башнях высотою 140, 160 и 190 метров располагаются: роскошная гостиница; офисные помещения; жилые апартаменты.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Очень интересно выглядит здание Музея ковра, оно своим экстерьером напоминает свернутый ковер. В фонде музея насчитывается более 14 тыс. экспонатов, самый старый ковер 17 века.

После прогулки по Приморскому бульвару я отправился к Центру Гейдара Алиева.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

По пути мне попался рынок, куда я и решил заглянуть. В рыбных рядах я поинтересовался стоимостью черной икры, после чего пожалел об этом. Продавцы наперебой стали предлагать свой товар и даже давали икру пробовать. Я еле от них отбился и уже на улице один из продавцов догнал меня и заговорщически предложил большую партию с хорошей скидкой:).

Культурный Центр Гейдара Алиевав 2014 г. был признан лучшим зданием в мире. Волнообразное здание белого цвета практически не имеет прямых линий и олицетворяет постмодернистский стиль архитектуры.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Линии же на здании символизируют связь прошлого с будущим. Таксист мне поведал, что здание центра напоминает подпись Гейдара Алиева.

В здании находятся выставочные залы и музей Гейдара Алиева. Мне интересно было увидеть на чем передвигался бывший президент Азербайджана, на 1-м этаже музея выставлены его легковые автомобили начиная с 1969 по 2003 годы.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Мне очень хотелось побывать на могиле Муслима Магомаева, но ехать туда далеко и, как всегда, дефицит времени. Весь день в голове крутилась песня https://www.youtube.com/watch?v=UEWbcH1Xwz8

На следующий день я отправился в Ичери-Шехер (Старый город) — старинный жилой квартал и историко-архитектурный заповедник в Баку.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Окружённый хорошо сохранившимися крепостными стенами, является наиболее древней частью и достопримечательностью города.

За крепостной стеной разместились мечети, церкви, караван-сараи и жилые дома.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Застройка Ичери-Шехер особенная, здесь почти нет зелени, очень маленькие дворы и множество тупиков.

Именно здесь снимались сцены фильма «Бриллиантовая рука». Я специально пошел искать место, где поскользнулся Семен Семеныч Горбунков и потом ему накладывали гипс.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Теперь в этом помещении находится ресторан, в котором выставлены восковые фигуры героев фильма и по ТВ постоянно показывают фрагменты любимого фильма. Я с удовольствием посетил это место.

Одной из главных достопримечательностей Баку является Девичья башня. Ее высота 28 метров, диаметр — 16,5 метров, толщина стен у основания 5 метров, а вверху 4 метра. Внутри башня разделена на 8 ярусов, которые соединяет винтовая каменная лестница, проложенная в толще стены, а в скале внутри башни пробит колодец глубиной 21 метр. Первоначально башня строилась как храм, в 12 веке Девичья башня стала главной цитаделью Бакинской крепости, а в 13–19 веках она использовалась как маяк.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

За столетия существования Девичьей башни вокруг нее появилось множество легенд разной степени правдоподобности. Самая популярная и красивая легенда о бакинской Девичьей башне — это история о шахе, который был влюблен в собственную дочь и решил на ней жениться. Девушка от этой новости пришла в ужас и сказала, что она согласится, когда он построит для нее башню — в расчете на то, что за время стройки отец образумится и передумает. Однако этого не произошло, башня была достроена, и шах снова пришел к дочери с намерением жениться. И тогда девушка взобралась на башню, бросилась с нее и разбилась. В Девичьей башне работает музей, а на верхнем ярусе расположена смотровая площадка.

Мне очень понравились виды, которые открываются на город и море.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 2 (Тбилиси, Баку)

Девичья башня, несомненно, является символом города.

Вечером я пошел в ресторан на Приморский бульвар, чтобы отведать блюда местной кухни и полюбоваться красивой подсветкой Пламенных башен.

Было вкусно и красиво!

Азербайджан стал моей 88-й посещенной страной.

Продолжение следует

Ссылки на предыдущие части:

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 1 (Грозный, Владикавказ)