Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 10:45
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Елабуга — Россия Сентябрь 2022

В Казани я был уже трижды. Мне очень нравится этот город, в котором очень удачно собраны как русские так и татарские черты. В принципе в самой Казани я видел уже немало и в очередную поездку на выходные решил уделить внимание другим городам Республики Татарстан. Одним из таких городов стала Елабуга. Добраться сюда не составляло бы труда на автобусе, сложнее могла оказаться обратная дорога т. к. все автобусы из Елабуги проходящие. Поэтому я остановил свой выбор на однодневной экскурсии из Казани. Из окон отеля Гостиницы Татарстан, которую я выбрал из-за близости к точке старта экскурсии, открывался вид на пешеходную Улицу Баумана.

Кое-что о Елабуге

Как город Елабуга известна как минимум с 1007 года. Однако существенно раньше на этом месте появилось городище, вероятно в VI–V веках до нашей эры.

Располагалось оно на высоком берегу Камы, там где в неё впадает река Тойма. И это неудивительно — отсюда прекрасный обзор на окрестности.

В 2007 году, к тысячелетию Елабуги, была создана Площадь Тысячелетия. В центре неё — памятник булгарскому эмиру Ибрагиму Первому бен Муххамаду. В деталях памятника отражён менталитет булгар: сабля всадника прикрыта щитом, конь стоит спокойно и горделиво — это знак добрых намерений.

Известна легенда о драконе-оракуле, который якобы поселился в пещере в этих краях после покорения Волжской Булгарии монголо-татарами. За богатые дары дракон предсказывал будущее, давал ответ на сокровенные вопросы. Согласно этой легенда, сама царица Сююмбике (та самая, башня которой есть в Казанском кремле), спрашивала дракона сможет ли она победить Князя Московского. На что тот ответил, что не только его не победит, но и он сам (дракон) его не победит. Скульптура дракона была установлена здесь в 2016 году.

Кое-что о Елабуге

От Елабужского городища до наших дней почти ничего не осталось. Только руины квадратной в плане крепости-мечети.

Эта крепость имела по углам выступающие башни. Одна из них, южная, сохранилась до наших дней. Это — единственное сохранившееся наземное сооружение волжских булгар домонгольского периода.

Кое-что о Елабуге

В середине XIX века эта башня пребывала уже в полуразрушенном состоянии. Она была восстановлена в 1867 году при содействии купца Ивана Васильевича Шишкина, отца известного художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Дом, в котором они жили, до сих пор сохранился в Елабуге. Сейчас во дворе этого дома установлен портрет Шишкина из шишек.

Парадная гостиная, декорированная в красных тонах, является самой большой комнатой дома. Она служила местом приёма гостей, здесь же собирались на торжественные семейные обеды и чаепития.

Центром дома служил кабинет отца, купца 2-й гильдии. Отец художника торговал зерном, а ещё был активным общественным деятелем и трижды избирался городским головой. На стене представлен портрет самого И. В. Шишкина, ниже — фотографии его детей.

Шишкин не был не только художником, он был также и учителем. Одной из его учениц была Ольга Лагода, с ранних лет проявлявшей большой интерес к жизни природы. В 1880 году они обвенчались, однако менее чем через год Ольга умерла от воспаления брюшины. Глубоко опечаленный утратой Шишкин издал в 1887 году альбом из 50 лучших рисунков карандашом умершей жены.

Комната сестёр художника — уютная, тёплая светелка, в которой юные девушки проводили большую часть своего времени, занимаясь рукоделием.

Многие картины известного художника представлены в таких музея как Третьяковская Галерея и Русский Музей. В музее Шишкина картин немного. Одна из них — это самая ранняя картина художника, Жатва, написанная в 1850 году. Она была обнаружена в этом самом доме. Первоначально даже не было известно что она была написана именно Шишкиным, но экспертиза показа что это именно так.

Кое-что о Елабуге

Также здесь представлена живописная копия с портрета Шишкина кисти И. Н. Крамского.

Спальная комната и мастерская художника воссозданы по его рисунку 1850 года. Шишкин в зрелом возрасте в этом доме уже не жил, здесь прошли его юные годы. Здесь же он останавливался, когда приезжал в дом родителей.

Наверное все видели фильм «Гусарская баллада» 1962 года. Но возможно не все знают что у Шуры Азаровой был исторический прототип. В 1783 году в семье гусарского ротмистра Андрея Дурова родилась дочь Надежда. Её мать, мечтавшая о сыне Надежду не приняла и воспитанием дочери занимался денщик мужа. Занимался как мог — учил фехтовать, скакать на лошади, ругаться матом. В 1806 году она переоделась в мужскую одежду и вступила в казачий полк. Со временем обман, как и в фильме, раскрылся. Слухи об «кавалерист-девице» дошли аж до Александра I. Тот, поражённый стремлением женщины служить в регулярной армии, позволил её служить дальше под именем Александра Александровича Александрова, то есть в честь себя любимого. Умерла в 1866 году в Елабуге, в 1993 году в городе был установлен памятник Кавалерист-девице.

Кое-что о Елабуге

С Елабугой связана трагическая история ещё одной женщины. 19 августа 1941 года к пристани Елабуги причалил пароход. На борту было 13 человек. Среди них — поэтесса Серебряного Века Марина Цветаева с сыном Георгием. Это была эвакуация, литературных работников вывозили подальше от линии фронта.

Эвакуированных литераторов разместили в семьях елабужан. Цветаеву с сыном разместили в доме Бродильщиковых. Хозяйка дома была портнихой, её муж — кузнецом. На фронт их не отпустили, считали что для города их труд важнее.

Сейчас в доме восстановлена обстановка августа 1941 года. Тогда Цветаева искала работу и в Елабуге, и в соседних городах, стараясь найти её в области литературы. Но почти везде нужно было заполнить в анкете ближайших родственников. Будучи женой офицера Белой Гвардии она такую анкету заполнять боялась.

31 августа того же года в Елабуге был воскресник — жителей собрали на строительство нового аэродрома. В этот день Цветаева осталась дома одна. Когда Бродильщиковы вернулись в дом то их взору предстало жуткое зрелище. Не дожив 40 дней до своего 49-летия Марина Цветаев повесилась. Вот на этой самой балке.

Кое-что о Елабуге

Сейчас это место отмечено двумя чёрными перевёрнутыми розами.

Она оставила после себя три посмертных записки. Одна из них — на фото ниже.

Кое-что о Елабуге

Двумя дня позднее поэтэсса была похоронена на Петропавловском кладбище. Долгое время за её могилой никто не укаживал, лишь в 1960 году сестра Цветаевой указала на одну из безымянных могил. Однако до сих пор неизвестно является ли именно эта могила той, где похоронена поэтесса.

Также в музее есть её посмертный портрет, написанный в 2002 году.

Кое-что о Елабуге

Ещё один экспонат музея — это крошечная записная книжка Марины Цветаевой. Необычная история того, как она попала в музей. Столяр, делавший гроб для поэтессы, заметил блокнот торчавший из кармана её передника. Перед смертью он попросил свою племянницу передать его «кому следует». Спустя годы этот блокнот попал в руки Л. А. Мнухина, знатока творчества и собирателя архива о Цветаевой. Позднее он передал её в музей.

Очень грустная история. Чтобы не завершать рассказ на печальной ноте я расскажу об одном из сувениров, который можно купить в Елабуге, а именно «Елабужской Мухе». Пётр I, поездив по Европе заметил что там есть трактиры, где можно не только выпить, но и поесть. В России же тогда были только кабаки, где можно было только выпить. Император решил открыть трактиры и в России, но русскому человеку такой посыл оставался непонятным — зачем есть если уже выпил? Тогда Пётр повелел первую рюмку в трактирах наливать бесплатно. Нетрудно догадаться что люди стали приходить, выпивать бесплатную рюмку и уходить. Трактирщиков такой расклад не устраивал и они стали делать рюмку всё меньше и меньше. Люди прозвали такую рюмку «мухой». Отсюда и выражение «ходить под мухой» — быть навеселе, но ещё не совсем пьяным. Сейчас «муху» делают в Гусе-Хрустальном, но продают только в Елабуге.

Кое-что о Елабуге

Конечно, перечисленными объектами не ограничиваются все достопримечательности Елабуги. Из 16 объектов Музея-заповедника нам удалось увидеть только три. Увы, формат автобусной экскурсии не позволяет увидеть сразу слишком многое. Со временем я обязательно вернусь в Елабугу.