Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:18

Бенд — США Июль 2022

В предыдущих заметках по Орегону, я больше писал про акватории чем про территории. Это справедливо и правильно, если говорить о западной части штата. На этот раз разговор о юго-восточном Орегоне, про акватории там сказать практически нечего, нет там серьезных акваторий.

Обратная сторона Орегона

Давайте по порядку, наше путешествие в Орегонскую пустыню началось с восхождения на вулкан. В ясный день с кальдеры Ньюберри видно на пару сотен километров вокруг. Первое что бросается в глаза, разница цвета между западом и востоком. Запад был ярко-зелёным. На сколько хватало взгляда, везде был хвойный лес, с разрывами на голубые озера.

На востоке, обращала на себя внимание огромная площадь, покрытая песчаными дюнами. Она четко выделялась, желтой заплаткой, среди полей и огородов. Мы тут же решили, что эти дюны нужно обязательно посетить.

Обратная сторона Орегона

Кроме этого, на западном краю пустыни мы увидели странное образование, похоже на старинную крепость. Было понятно, что образование природное, слишком масштабное, индейцам такое не построить. Подробности издалека понять было невозможно, тут же очень захотелось разобраться.

Фото из интернета

Откуда такая разница в растительности, на в общем то ограниченной площади? Почему, когда едешь на поезде по Сибири, утром видишь ту же картину, под которую засыпал вечером, а здесь пешком за пару часов можно перейти в абсолютно другую климатическую зону? В Орегоне климат определяется не географическими координатами, а горными хребтами.

Перевал

Башня на фотографии выше забавная, называется обсерватория. Только смотреть предлагается не на звезды, а на горы. Из каждого окошка обсерватории видна какая ни будь доминирующая гора.

Джефферсон, 3200 метров, очень сложный для восхождений пик

Можно, с другой стороны, фотографировать, тоже обсерватория.

Обратная сторона Орегона

Высота главных пиков Каскадных гор под четыре тысячи метров, перевалы на двух. Каскадные горы находятся в относительной близости от берега Тихого океана, у которого высота понятно ноль. Основание дождевых облаков идет над океаном на высоте около километра, верхняя точка километра полтора. Перевалить через горы облака не могут и выливаются на их западный склон. Там растет дождевой лес.

На восточной стороне гор дождя не дождёшься, ну и растительность соответственно более скудная.

Обратная сторона Орегона

В дождевой лес, на озера и водопады мы ездили каждый день и поэтому, увидев песчаную пустыню, очень обрадовались, во-первых, от удивления, во-вторых, от любопытства.

Здесь заметно, что Земля круглая и покрыта песком

Поиск в интернете выдал нам странные названия объектов, которые привлекли наше внимание. Подковообразная скала посередине гладкой пустыни называется Форт Рок, а зона, покрытая песчаными дюнами так и вовсе Рождественская долина.

Обратная сторона Орегона

По дороге первым был Форт Рок, остановились осмотрелись. Величественно! Вся сегодняшняя долина, после окончания Ледникового периода, была затоплена пресной водой и являлась огромным озером. Прямо посередине озера начал извергаться вулкан и образовал эту кальдеру, которая сто тысяч лет назад была кольцеобразным островом. Забавно было бы посмотреть, представляете, озеро внутри озера.

В одной из пещер этого острова нашли древнейшее поселение индейцев, приблизительно десять тысяч лет. Сейчас там только летучие мыши, а жаль говорят, те индейцы были умные и умелые. Живя на острове, они не боялись нападения врагов и могли позволить себе много времени уделять ремеслам.

Обратная сторона Орегона

По внутреннему периметру кратера идет удобная тропинка. Прямо на входе висит объявление, что если кто будет обижать кондоров, то будет тому штраф в пару миллионов долларов и срок в тысячу лет. Мы не собирались обижать кондоров, мы хотели с ними дружить, но их ни где не было видно.

Маршрут по круговой тропинке занимает около получаса. Мы особо не задерживались, но там можно полазать по пещерам и базальтовым трубам, скалы вокруг красивые. Есть какой-то маленький музей, но мы в него не пошли, обычно в таких бывают пыльные оленьи рога и кремневые наконечники для стрел, все это мы видели и без их музея, а нас ждали великие дела.

Обратная сторона Орегона

Нашей следующей остановкой были песчаные дюны, расположенные в Рождественской Долине. Что вызвало у пионеров ассоциацию с рождеством, мы понять не сумели. Вокруг на сколько хватало взгляда были отсортированные, крупнозернистые пески. Даже на родине моей, в Кара-Кумах, кое-где торчали верблюжьи колючки и саксаул, здесь из органики видели крупного скорпиона.

До поездки мы сделали домашнюю работу, по ее результатам стало ясно, что пески вполне преодолимы. Через три километра подъем на самый высокий бархан, около двадцати метров, с него, в четырех километрах на юг виден лес. На краю леса наезженная дорога и парковка.

Обратная сторона Орегона

Группа разделилась на две, те странные люди, которым не нравиться в жару, под прямым солнцем идти семь километров по песку, отправились на ближайшее озеро, ловить рыбу и готовить обед, пообещав, через два часа, встретить покорителей пустыни на другом ее берегу. Остальные запаслись водой и пошли навстречу судьбе, напрямую через пески.

Естественно, возникает вопрос — откуда пляж так далеко от морей и океанов. Песок речной, отложился на дно древнего озера. Здесь находится высокогорная бессточная область. Сейчас в этих местах очень сухо, но так было не всегда. В послеледниковый период были дожди, реки, озера. Вода веками мыла склоны вулканов и сносила песок в озеро. По минеральному составу, песок на 90% составлен вулканическим пеплом. Песок крупнозернистый и очень чистый, по всей видимости всю пыль давно вынесло ветром.

Обратная сторона Орегона

Граница между лесом и пустыней понравилась даже больше, чем пустыня. Она была экзотичнее. Пески мы видели, елки тоже, но, чтобы елки и пески вместе, это довольно редко случается.

Да, забыл сказать, по Дюнам Рождественской Долины разрешено ездить на любых транспортных средствах. Обычная машина, конечно, не проедет. Судя по фотографиям, ездят на мотоциклах и специальных баги. Следы видели, людей не видели и не слышали.

Обратная сторона Орегона

Пока шли по песку, сама мысль от том, что где-то здесь недалеко, может быть, озеро звучала очень сомнительно. Озеро нашлось, причем вполне приличное. Озера Рождественской Долины отличаются от тех, что находятся выше в горах.

Глубина верхних озер часто больше сотни метров, здесь метра два-три, причем это не сплошное зеркало воды, а цепочка небольших водоемов, соединенных протоками. Большинство озер находятся в коридоре между горами и пустыней.

Обратная сторона Орегона

Озера сильно прогреваются и конечно никакой форели и нерки здесь нет. Так стандартные сомы и сазан, но рыбачить интересно, рыба крупная, правда это делает ее еще более невкусной. Что здорово, вода абсолютно прозрачная. Чистота воды наводит на мысль о подземных источниках. Скорее всего дюны собирают паводковые воды, а потом поддерживают за счет них уровень воды в озерах, которые находятся на их периметре.

Если голову не напрягать, можно просто отметить, что купаться хорошо. Девушки наши в верхних озерах даже ноги не мыли, отморозить боялись, а здесь пришлось лезть на дерево и высматривать, куда они уплыли. Потом по телефону наводить на них «спасателей». Там действительно во всех этих протоках не мудрено заблудиться.

Обратная сторона Орегона

Это был хороший день, даже не любимый мной сазан, в опытных руках, заиграл интересными вкусовыми оттенками. Правда вымачивали его в моем пиве, что было немножко обидно. Тут же выяснилось, что даже чужое пиво, после похода по пустыне, усвоилось быстро и без остатка. Если серьезно, мы увидели совершено неожиданную для Орегона красоту. Конечно, пустыни это не то зачем сюда едут, но всегда хорошо понимать все разнообразие природы, которая тебя окружает.