Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была 28 апреля 13:08
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Новосибирский Академгородок, Новосибирск — Россия Июнь 2022

«Скажите, я в Вычислительный центр верно иду?» — вопрос посреди леса, Академгородок

* * *

Что и говорить, июнь встретил нас гораздо приветливей, чем конец октября, когда из +7 мы попали сразу в -15. Заселившись с утреца в очередную съемную квартиру (беда в Академгородке с отелями!), мы приступили к реализации планов: дочка пошла на работу, а я легла поспать))) (Поезд прибывает в 4 утра, до заселения несколько часов сидим на вокзале носами в гаджеты; спасибо хозяйке, не вредничала и приняла нас раньше официального чек-ина). Но особо разлеживаться некогда, пора ехать в город, ведь дорога от Академа до центра занимает полтора часа как я всегда говорю, за это время у нас до областного центра доехать можно!

На первый день у меня было запланировано очень летнее мероприятие — речная прогулка. Вариантов предлагалось несколько, я выбрала маршут «От Новониколаевска до Новосибирска». Билет брала еще дома, поскольку кораблик не очень велик, и по поводу маршрута кто-то из моих близких заметил: так тебе сначала в Новониколаевск надо будет добраться?))) Посмеявшись, я снисходительно (ну как же, уже ж побывала в Новосибе, грамотная теперь!) пояснила, что Новониколаевск — его прежнее название и маршрут означает передвижение не только в пространстве, но и во времени.

Новосибирск, начало лета

Рассказ о развитии и переименовании молодого города на фоне современных ландшафтов по берегам Оби — весьма гармоничное сочетание. Представьте, Новосибирск мог стать Новым Лучом Сибири или Партизанополем вот что бывает, когда дают волю фантазии народных масс)) А как вам благозовучная аббревиатура Ревкрайсиб? Предлагали и менее оригинальные названия — Ульяновск и Сибленинград. По счастью, разум восторжествовал и город без малого сто лет носит адекватное и звучное имя.

После кораблика мы встретились с местной подругой Света, вернись на Туристер! посидели в кафе…

Еда едой, но и о духовной пище в кафе напомнят (салфетка на столе)

…прогулялись часок-другой — и вот уже пора назад. Снова полтора часа в тряском автобусе и в качестве бонуса — краткий вечерний моцион. Где еще, как не в Академгородке, в пяти минутах от дома можно набрести на внушительный корпус Академии Наук?

А для девочек покажу фото в одном из отделов ТЦ Академгородка — зашла в супермаркет за продуктами, а на втором этаже зависла около витрины с миниатюрами. Та, что справа, — размером чуть больше фотоаппарата))

* * *

На следующее утро меня, Водолея, снова потянуло к воде. Увы, купаться в Оби было все же рановато, и я поехала в Мира Термы. Пожалуй, единственное место, которое в прошлый раз впечатлило сильнее, чем в этот. В искусственный бассейн приятней окунаться после заснеженной улицы. Однако и в этот раз свои 3 часа по акции «Золотой возраст» (понедельник, среда; с 9 до 15!) провела в термах с удовольствием. Которое не подпортила даже двухчасовая (!) дорога, ибо Академ находится на юге, а термы еще севернее, чем центр города.

После терм — перекус, небольшая прогулка в районе очередного здания РАН — обратите внимание, насколько пафоснее стиль постройки в самом городе, нежели в Академе, — и пора на ужин.

Новосибирск, начало лета

Ужин на этот раз состоялся не где-нибудь, а в ресторане Дома ученых. Билет на концертную программу тоже брала заранее, и не зря. Все столики оказались заняты. Выступало местное трио: вокалистка Екатерина и два товарища на тамтаме и гитаре. Исполняли очень лихо мелодии зарубежной эстрады что-то так 50-70-х, до эпохи «диско». Поначалу как-то неудобно было одновременно слушать, смотреть и питаться, но, увидев, что все вокруг жуют, а официантка, обслуживая соседок, поглядывает на меня в ожидании, заказала «картошку по-домученовски». Сначала показалось, что ее надо домучивать, потом поняла, в чем соль названия))) Жаль, фото не сделала, голодна была — а ведь к картошке прилагался самый настоящий цветочек)) Его, насытившись, не съела…

Вообще Дом ученых притягивал меня и раньше. В первую поездку даже собирались с подругой сходить сюда на концерт «Песняров», но из-за пандемии его перенесли. Хорошо, билеты еще не взяли. Я к тому, что мероприятия здесь проводят весьма солидные, не только местные ребята выступают на площадке ресторана. Есть концертный зал. Даже мини-отель есть.

Можно было бы подумать, что, как это часто бывает, учреждение отдали на откуп шоуменам и прочим бизнесам, но нет, о прямом назначении не забыли. Вот один пример, печальный лично для меня, но позитивный в целом. Увидев анонс выставки кукол Ирины Верхградской, я обрадовалась в предвкушении. Думала, последний день посвящу полностью Академгородку и схожу сюда, полюбуюсь на кукол. Увы, после музыкальной программы спросила сотрудницу в фойе, она сказала, что как раз эти три дня выставка временно закрыта, а экспонаты убраны. Проходит конференция. Так что первична все-таки наука, а творчество и бизнес — потом. Кукол я тем не менее покажу, потому что мастерица сама новосибирская и ее проект «Дорогие мои старики» заслуживает внимания и удостаивается этого внимания по всей России! Мне повезло, у меня даже есть одно из творений Ирины Верхградской, правда, не старичок или старушка, а вполне молодой принц, но оценить мастерство удалось воочию. Очень надеюсь, что еще получится посмотреть ее работы в новых поездках.

Фото из Сети

* * *

Следующий день я провела с еще одной местной приятельницей. Запланировали начать с экскурсии, которую тоже забронировали еще до поездки, но неожиданно для самой себя с утра я посетила новый город, а именно Бердск)) Марина сказала, что до экскурсии ей надо съездить по делу к бердской даме и предложила захватить меня. Я было отказалась, мол, и так много будем кататься, заезжай на обратном пути. Однако, когда узнала, что от Академа до Бердска всего-то пути 15 минут, поехала тоже. Знаменитый радиозавод не увидели, только кусочек одного района. Но первое впечатление о Бердске получила не очень яркое, прямо скажем))

Вот он, Бердск, и вот он, дом, куда мы ездили

Ну да ладно, на яркие впечатления день богат был все равно. Итак, экскурсия! Я предпочитаю ходить сама везде, где это можно. Но в данном случае — только с группой, по записи, и, поверьте, группа была полной еще за 10 дней до события. Мы взяли два последних места. Потому что водили нас по Новосибирскому театру оперы и балета — самому большому музыкальному театру России, а после реконструкции, как пишут в СМИ, еще и самому современному. Достаточно сказать, что он в четыре раза крупнее Большого театра. Покажу пока лишь некоторые фото, ибо о такой экскурсии надо писать отдельно, не мимоходом.

За полтора часа мы увидели столько всего — интерьеры и детали, зал и закулисье, костюмы и экспонаты экспозиции, посвященной истории театра! Насчет костюмов: взглянем на два разных, созданных для одной и той же оперы «Борис Годунов», но в разных постановках с перерывом в несколько десятков лет. Нас спросили, какой из них больше нравится, современный или старый. И я тоже спрошу вас))

Даже дверные ручки с медведями — словно отдельный артефакт, правда? Экскурсия удалась, и теперь я надеюсь, что доведется побывать собственно на балете. Балетную труппу НОВАТа очень хвалят, не сомневаюсь, что заслуженно.

Новосибирск, начало лета

Между театром и следующей точкой нашего маршрута стоит любимое кафе Марины. Зашли туда перекусить, и теперь смело рекомендую Креп-де-Кофе всем гостям города. А особенно кофеманам и швеям)) Не зря заведение считается не обычным кафе, а кулинарным ателье. «Шьем блины» — встречает нас слоган на входе. А видели бы вы, что внутри! На месте бывшего пошивочного цеха (в здании до сих пор находится Дом быта) целая коллекция швейных машинок, катушки и пуговицы вперемешку с блинами и кофе… Звучит, возможно, не слишком аппетитно, но не верьте моей корявой фразе, это я от восхищения описываю так бледно. На самом деле комбинация швейного и блинно-кофейного антуражей вышла очень удачной. Даже Бэнкси каким-то образом вписался в эту эклектику — ну что ж, эклектично не значит плохо.

Отдельным кадром Маринина ножка — да, вот за таким столом мы и сидели, словно за швейной машинкой))) Ободранность педалей просят считать частью стиля

Новосибирск, начало лета

Ну, а теперь — за духовной пищей! Если кафе предложила Марина, то следующую точку выбирала я, и это был ну конечно же музей)) Преамбула: Новосибирск делится на 8 районов и в каждом есть свой музей со своей изюминкой. Мы пошли в Музей истории Центрального района. Честно говоря, его изюминка перевешивала собственно контент, посвященный истории района. Во-первых, сначала нам предложили экскурсию по экспозиции «Космические странники». Астероиды, метеориты, настоящие осколки, рассказы о людях, чьими именами названы небесные тела, причем люди эти — сибиряки, а не все подряд. Для примера назову гармониста Геннадия Заволокина и летчика Александра Покрышкина. Кое-что было вполне увлекательно, хоть и не моя тема))

Следующий зал куда занимательней, как по мне. Вообще из-за него я и наметила этот визит. Называется он громко — Музей документального кино (входной билет общий на все экспозиции и стоит что-то там порядка 100 руб.). Конечно, его не сравнить с кинематографическими музеями в Жироне, Минске или даже на ВДНХ, но ведь документального! И не мирового, а лишь сибирского. Интересно! Про Ирину Алферову я уже знала и писала в прошлый раз, что она получила приз «Мисс года» в клубе Академгородка, а вот что Жанна Болотова, Владимир Машков и Юрий Назаров тоже отсюда родом, поведали стенды музея.

Однако самое интересное в нем — это мини-кинозал с удобным диваном и приличным таким экраном, на котором экскурсовод по нашему выбору показывала один за другим ролики 50-60-х годов. Очень люблю эту тему и приду сюда еще раз уже на подольше, чтобы посмотреть десяток-другой (заодно и с историей Центрального района наконец познакомлюсь, в этот раз от нас ее почему-то скрыли), а пока что мы увидели штук пять. Они короткие, минут по 5–7. Посмотрели про пионерский лагерь, детское ателье, показ мод — ну что интересно девочкам, сами понимаете)) А, еще совсем старый документальный фильм о центральных улицах Новосибирска, по типу «как было и как стало». Стало — на тот момент, теперь стало еще по-другому…

Следующая точка — опять по наводке Марины. Это ярмарка хендмейда, она сама выставляла там свои работы, поэтому зашли не поглазеть, а по делу. Ну и поглазели, само собой. Минералами меня не удивишь, чай, у самих Ильменский заповедник под боком, а куклы очень даже приглянулись!

А теперь едем на ОбьГЭС, где живет Марина.

Бугринский мост

По названию сразу понятно, что послужило толчком к созданию микрорайона. Еще в конце 40-х годов в деревню Нижние Чемы приезжают первые строители. Селятся они в основном в вагончики и палатки. За 10 лет строительство ГЭС разрастается, и на месте Нижних Чем создается этот микрорайон, который входит в состав Советского района (наряду с Академгородком). Именно здесь мы посещаем следующую точку на маршруте, которую в порядке очередности снова предложила я))

Это Музей истории Советского района. Самое забавное, что он находится реально в пяти минутах от дома Марины, однако она не только не была в нем ни разу, но даже не знала о его существовании)) Вот такой небольшой музейчик, но со своей опять же изюминкой. Про историю строительства ГЭС здесь как раз рассказано подробно и толково. История интересная, недаром приезжали сюда и Хрущев, и даже Никсон.

А изюминка — это временная экспозиция «От узелка до наших дней». Под слегка таинственным названием подразумевается история… сумки. Даже не ожидали, что в простеньком, маленьком музее можно собрать столько сумок, сумочек, саквояжей, рюкзаков и т. д., и т. п. И собрать своими силами, не используя заезжую выставку из столицы! Мне особенно понравились чемодан-гардероб и сумочка-«жилет»))

И очень, очень понравилась экскурсовод Екатерина, энтузиаст своего дела. После всего осмотра она отвела нас в комнатку-кинозал и показала на старом фильмоскопе старый диафильм про мишек, которые делили сыр. Может, помните эту венгерскую сказку, как лиса им помогла?))) Вообще ретро-тема так органична именно в этом месте — достаточно пройти те самые пять минут от музея до дома Марины, чтобы почувствовать себя где-то в пятидесятых (на евроокна закроем глаза…

Дома, мягко говоря, неказистые снаружи, приятно удивляют внутри. Маринина квартира — с высокими потолками, большими комнатами и коридором; а уж на лестничной площадке с сервантом и тумбочками бомжа спокойно можно поселить, да не одного! «Ты еще кровать вынеси, и будет четвертая квартира на площадке», — посоветовала я ей)))

Новосибирск, начало лета

Микрорайон произвел впечатление, что и говорить. При общей обшарпанности домов множество клумб, цветников. Коммунальные службы, видимо, закончили свою работу по благоустройству вместе с выводом пленных немцев из Союза. А жители хотят уюта и берут судьбу дворов в свои руки. На стены зданий не залезть, а вот заняться газонами вполне по силам… Еще об одном жалею: не сходила на пляж, тоже в 5 минутах от дома подруги. Вот так потихоньку и составляется списочек на следующий приезд…)) Ну, а сейчас пора к себе, в Академ. И этот день тоже завершу несколькими фото вечернего городка. Сперва пусть будут памятники привычного формата.

Академик Беляев, одомашниватель лис

И не столь банальные арт-объекты:

Красный стул. В изометрии на следующем слайде

Академгородок — удивительное место…

* * *

Удивительное место Академгородок! На ночь глядя это звучало умиротворенно и с оттенком усталости, утром — сплошной энтузиазм. В последний день не еду в центр, гуляю здесь! Маршрут построила солидный, на несколько часов. Само собой, под конец рассказа каждые 100 метров описывать не буду, а основные точки упомяну вкратце. Очень по душе атмосфера городка, основные составляющие которой я бы обозначила так: наука, память, креатив. И все это на фоне природы, местами практически нетронутой. Вот Аллея Ветеранов Великой Отечественной Войны — на табличках здесь написаны не названия деревьев, а фамилии новосибирских ветеранов. И Аллея Малолетних Узников Фашистских Концлагерей. Между ними корпус НГУ и лавочка Примирения.

Технопарк — его я видела в прошлый раз холодным ноябрьским вечером, сейчас была возможность прогуляться. Всё же с подсветкой «Гуси» выглядят эффектнее.

Неяркий, невысокий и весьма презентабельный Оксфордский квартал. Честно говоря, за ограду прошла с опаской, все казалось, сейчас попросят)) Но секьюрити промолчало, и даже фотографировать допускалось. Что и говорить, квартал более чем достойный, пусть неброский на первый взгляд.

И лес — самый настоящий, без асфальтовых дорожек, с почти обычными тропинками. Почти — потому что среди десятков привычных покрытых хвоей тропок есть именные. Тропа Академика Замараева, Академика Войцеховского, Академика Беляева (того, что лис одомашнил)… всех нет смысла перечислять. Вот на тропе Академика Дядина меня и спросили в лоб: Я правильно иду к вычислительному центру? Такого вопроса среди сосен и берез мне еще не задавали…))) Ответить не могла, но потом, увидев табличку, пропустить ее тоже не могла))

Новосибирск, начало лета

Ну, а теперь финальный бонус. Я сама очень люблю смотреть в рассказах граффити. А не в рассказах — тем более)) Так что не поленилась и обошла десятка два граффити в Академгородке. Не скажу, что каждое прямо Wow!, и всё же было интересно. Названия встречались порой такие небанальные…)) И места тоже — какие-то попадались чуть ли не в лесу, какие-то на задворках ТЦ, акакие-то в гаражах (хотя разве гаражи не идеальное место для такого рода искусства?). Число стрит-арт-объектов все растет, некоторые были созданы летом прошлого года в рамках фестиваля «Графит науки».

Биоинжиниринг

Вот на этой поистине радужной ноте можно и заканчивать четвертый день, а также весь рассказ. Поездка была воистину позитивной, сейчас вспоминаю и прямо проникаюсь заново)) Вроде и понимаю тех, кто без восторга отзывается о Новосибирске, а тянет, тянет…

Новосибирск, начало лета

Счастливо, Новосибирск, еще приедем!))