Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:33
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Мурманск, Кола — Россия Август 2022

Приморский город крепко ждать обучен,
Доверчив он и долготерпелив.
Он верит: встанет изваянье Ждущей,
Встречающей из рейсов корабли!
Виктор Тимофеев

Суров климат Арктики. Лето здесь коротко, флора и фауна скудны, а зимой солнце по месяцу и более не появляется из-за горизонта. Тем не менее человек уже давно живёт в этом северном краю. Из всех городов, расположенных за полярным кругом самым крупным является Мурманск. Обычно самый крупный город страны является её столицей. Что ж, если Арктика — это страна, то Мурманск — Столица Арктики.

За полярным кругом

Аэропорт Мурмаши отделяют от Мурманска около 30 км шоссе. Примерно посередине между аэропортом и Мурманском находится старейший город Мурманской области — Кола. Его удобно посетить даже если вы едете из аэропорта на автобусе — он делает остановку в Коле. Основан город был, вероятно, ещё в начале XVI века, в правление Василия III. Тогда в устье реки Туломы, там где она впадает в Кольский залив, был построен острог. В наши дни примерно на этом месте обустроена красивая набережная.

С набережной открывается вид на Кольский залив.

Герб Колы был утверждён в 1781 Екатериной II со следующей трактовкой.

В первой части щита герб Вологодский.
Во второй части кит, в голубом поле.
В знак того что жители того города в ловле сих рыб упражняются.

То что кит — это не рыба, тогда ещё не знали.

В своём нижнем течении Тулома — полноводная, бурная река. На мосту, переброшенном через неё, дует сильный ветер.

На левом берегу Туломы расположен Мемориал Воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом 1941—1945 гг.

За полярным кругом

Музей истории города Колы — небольшое здание с двускатной крышей. График работы скромный: ср, чт — с 14 до 17; пт, сб — с 12 до 18; вс — с 12 до 16. Несмотря на то что мы были в воскресенье и пришли за 20 минут до закрытия, служащая музея очень приветливо рассказала нам об экспозиции. Возможно мы были первыми её посетителями. Причём первыми не только за сегодня, но и за последние несколько дней.

Выдающимся архитектурным сооружением в Коле являлся деревянный 19-главый Воскресенский собор, построенный в 1681–1684 годах. Его длина простиралась до 38 метров. 11 августа 1854 года во время бомбардирования Колы с английского парохода «Миранда» собор сгорел до основания.

За полярным кругом

В 20-е годы XVII века в Коле проживало около 2500 человек. Жители занимались главным образом промыслами и торговлей.

В 1809 году в городе было завершено строительство каменной Благовещенской церкви. Деньги на её строительство пожаловала ещё в 1783 году Екатерина II. В церкви сохранился поклонный крест XVII века. Считается что этот крест был установлен кольским воеводой Г. И. Волынцевым в почесть священнику Варлааму Керетскому за исцеление от болезни.

Познакомившись с Колой мы отправляемся в Мурманск, который ещё можно охарактеризовать как Последний Город Российской Империи. Он был основан в 1916 году под именем Романов-на-Мурмани. Шла Первая мировая война, Балтийское и Чёрное моря были блокированы противником и Кольский залив был удобным выходом к Баренцеву морю. Именно как морской порт город и был основан. Конечно после Революции название сменили.

Вид на порт в Мурманске открывается из многих точек. Но один из лучших видов — от памятника «Ждущая», посвящённого женщине, ждущей своего моряка. История этого памятника восходит к 1984 году, когда была опубликована поэма «Сентиментальная вахта» мурманского поэта Виктора Тимофеева, строки их которой я взял в качестве эпиграфа. Тогда же возникла идея установки памятника, правда реализована она была только в 2012 году.

За полярным кругом

От «Ждущей» недалеко идти (около полутора километров) до известного монумента, посвящённого Защитникам Заполярья. Идти нужно через дворы меж жилых домов. Если в какой-то момент вам покажется что вы забрели в какие-то хрущобы — идите смело, вы на правильном пути.

Собственно сам монумент, который ещё называют «Алёшей». Очень массивное сооружение, высота одного только постамента — 7 метров, высота же фигуры — 35,5 метров.

От «Алёши» можно спуститься к Семёновскому озеру, вокруг которого разбит Культурно-парковый комплекс.

В парке есть несколько интересных объектов. Например, памятник Коту Семёну. Не случайно кот изображён с котомкой. В 1987 году хозяева потеряли его в Москве. Но спустя шесть лет кот показался на пороге их квартиры, проделав таким образом путь в 2000 км.

Арт-объект «Солнце-барабан». С одной стороны он отражает закатное солнце, с другой — дополняет симфонию порта магическими звуками Метафона. На метафоне можно играть с помощью специальных резиновых колотушек, попеременно ударяя по шести лепесткам, расположенным в центре Метафона.

За полярным кругом

За время Великой Отечественной войны в Мурманске было разрушено почти 2000 домов. По числу бомб, сброшенных на квадратный километр территории он уступает только Сталинграду. Как символ разрушенных домов в 2017 году в городе был открыт Памятник Печной Трубе.

В Столице Арктики уместно посмотреть на северных оленей. Это можно сделать в месте под названием «Легенды Севера». Местные плохо знают это название, если будете спрашивать дорогу то лучше называть адрес — Малая Ручьевая ул., 20. Здесь есть несколько инсталляций на саамскую тематику.

Три северных оленя, все — самки. Можно купить морковки, покормить их, потрогать панты. Это один из немногих видов северных оленей, у которого панты носят даже самки.

Также обитают другие животные — лисы, кролики, лошади, еноты, нутрии. На лошадях можно покататься, «Легенды Севера» — это в том числе и конный клуб.

Все мы помним трагедию 2000 года, когда в Баренцевом море затонула подводная лодка К-141 «Курск». В Мурманске установлен мемориал в память об этом.

Мемориал входит в состав комплекса, посвящённого Морякам, погибшим в мирное время.

За полярным кругом

В Мурманске есть несколько музеев, один из которых — это Музей Мурманского торгового порта.

Музей не сильно велик, состоит из одного небольшого зала. Часть экспозиции — архивные фото разных лет. На фото ниже мы видим возведение временной ж/д пристани вручную при помощи лопат и тачек, 1915 год.

За полярным кругом

Первомайский праздник в порту, 1931 год.

Типичная картина 1950-х годов — семья из 8 человек проживает в комнате площадью 11 м².

За полярным кругом

Есть также несколько макетов — портальный кран, телескопический конвейер, судно типа «Норильск».

Благодарственное письмо от В. В. Путина, январь 2000 года.

За полярным кругом

Напротив музея — небольшой сквер. В нём находится памятник «Паруса мечты».

Примерно в километре от этого сквера находится ещё один музей, но чтобы добраться до него нужно перейти через ж/д пути по мосту. Ж/д полотно доходит прямо до порта, вдалека видна погрузка контейнеров.

Неподалёку расположен ж/д вокзал.

За полярным кругом

Областной художественный музей расположен в здании бывшего транспортного потребительского общества. Это было первое общественное каменное здание города, построенное в 1927 году. Тогда вокруг него были сплошь деревянные срубы и здание казалось небоскрёбом среди них.

Здесь есть полотна, показывающие суровую красоту северной природы. «Осень в заполярье» А. И. Хуттунена, «Кольский залив» Г. А. Герасимова, «Старые причалы» Н. М. Морозова.

Несколько портретов — «Императрица Мария Александровна» Йохана Кёлер-Вилианди, «Великая княжна Анна Павловна» кисти неизвестного автора.

«Хозяин тундры» А. Г. Феофилактова.

За полярным кругом

Икона «Воскресение Христово в окружение праздников» кисти неизвестного автора.

В городе, расположенном на берегу Кольского залива, есть много рыбных магазинов. Ассортимент в них примерно одинаков. Их всех магазинов можно выделить Норд-Вест (Рогозерская ул., 17). Здесь помимо рыбы есть необычные сувениры — изделия из рыбьей кожи.

Магазин интересен ещё тем, что за ним располагается Английское кладбище. Яндекс показывает странное время работы — с 20:00 до 10:00. Войти можно в любое время просто открыв калитку, кладбище совсем небольшое. Здесь похоронены английские военные, погибшие в заполярье в годы Первой Мировой Войны, когда державы Антанты решили поддержать антибольшевистские силы. Надгробия разнообразны — где-то просто имена, где-то ещё и надписи.

Очень интересная надпись. Термина «Первая Мировая Война» тогда ещё не существовало, её называли «Великой войной». На всякий случай, если вдруг у кого-то с английским не очень, перевод. «Во славу Господа и в память о тех британских офицерах, что пали во время Великой Войны и были похоронены где-то ещё на севере России».

За полярным кругом

Рассказывая про Мурманск нельзя не упомянуть про местную кухню, связанную, конечно же, с дарами моря. Чтобы отведать её мы выбрали ресторан Тундра Grill & Bar у которого более 7000 оценок на Яндексе со средним баллом 5. Место популярное, вечером бывает полная посадка, бронировать столик лучше заранее. Ценник — ресторанный, но не сказать чтобы запредельный. Заведение с открытой кухней — видно как готовят повара.

В Мурманске есть два известных деликатеса, один из которых — это морской ёж. Ежа едят живым. К счастью нам не пришлось заниматься живодёрством, панцирь вскрыли за нас, вычистив из него всё несъедобное. Жёлтую икру едят в чистом виде либо вместе с перепелиным яйцом, тоже сырым. Либо с соевым соусом. Иголки у ежа очень жесткие, не позавидуешь тому кто наступит на него в естественной среде.

Вторым деликатесом является морской гребешок. Это двустворчатый моллюск, раковина которого имеет форму гребня. Его едят по-разному, например варят из него суп. На первом фото картофельный крем-суп из гребешков, на втором — лапландская уха с треской, сёмгой и креветками.

В супе гребешки сложно полноценно распробовать, поэтому мы взяли ещё сковородку жареных гребешков. Вкус у них необычный — отдалённо напоминает шампиньоны с какой-то рыбной ноткой.

За полярным кругом

Конечно в «Тундре» есть не только морепродукты, но и мясо, в том числе оленина. После того как мы гладили панты живых оленей пробовать её не хотелось и мы в завершение ужина взяли стейк из палтуса. Невероятно вкусная рыба. До сих пор моими фаворитами были астраханский осетр и соловецкая треска, но теперь у них появился серьёзный конкурент.

Несмотря на юный возраст Столица Арктики обладает впечатляющим количеством достопримечательностей. Помимо всего вышеперечисленного здесь на вечной стоянке находится первое в мире судно с ядерным реактором. Но это уже совсем другая история.