Турист Andrei Blinov (Andrei_Blinov)
Andrei Blinov
был 8 мая 16:23

Тромсё, Лонгйир — Норвегия Август 2022

В детстве многие из нас зачитывались книгами Жюля Верна и сами мечтали о приключениях. В школе нам рассказывали об открытии новых материков и покорении труднодоступных мест. По телевизору Юрий Сенкевич показывал далекие и удивительные страны. Кинофильмы о путешествиях на Северный полюс или в Антарктиду производили неизгладимое впечатление.

Мне всегда хотелось побывать в каком-нибудь труднодоступном месте и вот наконец мечта сбылась. В августе 2022 года я побывал на Шпицбергене — полярном архипелаге, расположенном в Северном Ледовитом океане. В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага

Из Таллина я вылетел в Осло и далее на Шпицберген.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

По пути мы сделали промежуточную остановку в городе Тромсе,

где все пассажиры, летевшие на архипелаг, прошли паспортный контроль.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Мы прилетели в Лонгйир — самое большое поселение на архипелаге (около 2 тыс. человек), а всего на Шпицбергене проживает 2600 жителей.

В российских шахтерских поселках Баренцбург и Пирамида проживает около 500 человек, а в норвежском шахтерском поселке Свеагрува еще около 100 человек.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также российским государственным трестом «Арктикуголь». Весь добытый уголь на шахте Баренцбурга уходит на обогрев самого поселка, т. е. российское предприятие является планово-убыточным и имиджевым проектом.

Шахта Пирамида не работает с 1998 года, а сам поселок законсервирован.

Выйдя из самолета, я сразу почувствовал дыхание севера. При вылете из Таллина температура воздуха была +30 градусов, а здесь всего +4 градуса.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Заселившись в гостиницу, я отправился знакомиться с Лонгйиром.

Поселок находится на 78-м градусе северной широты, поэтому все дома стоят на сваях, их высота не более 3-х этажей.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Бросается в глаза большое количество снегоходов, видимо походы на них очень популярны в снежный период.

Еще в аэропорту я обратил внимание на большое количество людей в специальной одежде для походов и с ружьями (в специальной упаковке с замками). Дело в том, что выходить за пределы поселка без оружия запрещено, существует большая вероятность встретиться с белым медведем.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

В поселке я обнаружил несколько спортивных и сувенирных магазинов, большой продовольственный магазин, а также бары и рестораны.

В Лонгйире имеется несколько гостиниц, одна из которых SAS Radisson.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Рядом с поселком имеется Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище, на глубине 130 метров, находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны.

На следующий день у меня был запланирован морской круиз. Можно было выбирать из двух вариантов: к Баренцбургу или к Пирамиде, я выбрал второй.

Рано утром, когда я проснулся, погода не внушала оптимизм, шел дождь с залпами снега. Автобус проехал по поселку и со всех гостиниц собрал группу человек из сорока. Мы приехали в порт, погрузились на корабль и круиз начался.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Корабль был достаточно большим, на борту имелся бар и в стоимость круиза входил горячий обед.

Нашу группу сопровождал гид, который рассказывал про природу и животный мир этих мест.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Погода тем временем настроилась и выглянуло солнце, это позволило нам прямо с отрытой палубы любоваться красивыми видами и фотографировать.

Через 4 часа наш корабль подошел к леднику Норденшельда, который находится недалеко от Пирамиды.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Глыбы льда, зависнув над водой, время от времени откалываются и начинают своё путешествие в виде айсбергов. Зрелище впечатляющее!

Пирамида — российский шахтерский поселок на острове Западный Шпицберген.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Поселок получил свое название из-за пирмидальной формы горы, у подножия которой он основан.

Рудник начали строить в 1946 году, а последнюю тонну угля добыли в 1998 году. За это время было добыто около 8,8 млн тонн угля. За время работы шахты были построены и введены в эксплуатацию ТЭЦ, порт, многоэтажные жилые дома и другие производственные и социальные объекты.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

В благоустроенном поселке проживало до тысячи людей, для которых был построен просторный спорткомплекс с бассейном морской воды и столовая на 200 посадочных мест.

В порту нас встретил русскоязычный гид, который и провел нам экскурсию по поселку. На плече у нашего гида висело ружье.

Он рассказал, что неделю назад к ним в дом через открытое окно на кухне залез медведь и съел содержимое холодильника:).

Мы посетили столовую (ресторан),

бассейн

и Дом Культуры со спортивным залом.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Удивительно, но все строения довольно хорошо сохранились. Все дело в том, что уникальной особенностью Шпицбергена является крайне низкое содержание микробов, пыли и паразитов в воздухе и почве. Низкая биологическая активность среды обеспечивает высокую сохранность как органики, так и искусственных объектов и сооружений. Даже будучи брошенными десятки лет, здания на архипелаге выглядят так, как будто люди оставили их только вчера. По этой же причине на Шпицбергене в настоящее время нет кладбища и не проводятся захоронения.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

В советское время попасть работать на Шпицберген было очень престижно и заманчиво.

Гид рассказал нам, что контракт с работниками заключался на 2 года и по его окончании люди получали такие деньги, которые позволяли им купить кооперативную квартиру в Москве.

Основной причиной закрытия шахты стали высокие затраты на добычу угля. При ликвидации шахты жилищный фонд общей площадью около 4 тыс.м2, объекты социально-культурного назначения и производственные здания были законсервированы.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Теперь с апреля по октябрь в поселке проживает порядка 50 человек, работает гостиница и магазин с буфетом. Зимой за зданиями поселка присматривает 5 человек.

Экскурсия по шахтерскому поселку Пирамида закончилась, мы отправились в обратный путь. На этот раз корабль пошел по другому маршруту и нам повезло. Если по пути в Пирамиду мы наблюдали только различных птиц и в самом поселке оленей, то на обратном пути нам посчастливилось увидеть моржей и китов.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Причем китов было такое большое количество, что их удалось снять не только на видеокамеру, но и на фотоаппарат.

Круизом я остался очень доволен!

На следующий день выдалась отличная погода, светило солнце и совсем не было туч. Я еще раз прогулялся по Лонгйиру и обратил внимание на островные цены. Так 95-й бензин на заправке стоил всего 1,40 евро за литр и цены на продукты питания тоже были вполне приемлемы.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Дело в том, что Шпицберген является безналоговой зоной. И еще интересное наблюдение, на дверях многих магазинов установлены таблички указывающие, что вход с оружием запрещен.

Затем я отправился в аэропорт, чтобы вылететь в Тромсе.

Практически на всех самолетах авиакомпании «Norwegian» выполнены портреты различных известных исторических деятелей, на моем рейсе оказался самолет с портретом Фредди Меркьюри.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Мне досталось в самолете место возле иллюминатора, что позволило любоваться и делать фотографии красивых видов не только Шпицбергена,

но и мест при подлете к Тромсе.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Тромсе — город, расположенный за Северным полярным кругом, среди фьордов и гор. Его часто называют «воротами в Арктику». После прилета и устройства в гостинице я отправился на прогулку по городу.

Основная часть города находится на небольшом острове Тромсэй, центр города небольшой, его легко обойти пешком.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Я прогулялся по его исторической части, посмотрел на деревянные домики, построенные несколько веков назад.

Тромсе мне чем-то напомнил город Берген, в котором я побывал несколько лет назад. Далее я отправился через мост на другую сторону пролива, где находится местная достопримечательность — Арктический собор.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Собор имеет треугольную форму, главный фасад представляет собой стеклянную стену с центральным бетонным крестом. Высота собора составляет 35 метров. За вход в собор с меня взяли 55 крон, но смотреть там оказалось практически нечего. Интерес представлял только витраж, расположенный алтарной части собора. На картине изображена рука Бога, от которой исходят три луча Света — на огромную фигуру Иисуса Христа и двух стоящих рядом с ним людей.

Затем я отправился к фуникулеру, чтобы подняться на гору Стурстейнен.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Гора имеет высоту 420 метров и с нее открываются замечательные виды на город, горы и залив. Гора пользуется большой популярностью у местных жителей, они снизу по тропинке пешком (бегом) поднимаются на вершину, а парапланеристы начинают отсюда свои полеты.

На вершине имеется кафе, где предлагают попробовать местное пиво, сваренное на самой северной в мире пивоварне. Мне пиво понравилось:).

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

На следующий день я еще раз прогулялся по городу и сделал покупки.

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...

Кроме сувениров я купил колбасу, изготовленную из мяса кита. Хотя добыча китов во всем мире запрещена, три страны (Япония, Исландия и Норвегия) продолжают их ловить.

Затем я поехал в аэропорт, чтобы через Осло вылететь в Таллин. Путешествие завершилось. Шпицберген произвел на меня сильное впечатление и стал самой северной посещенной точкой!