Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)
Юрий Ким-Серебряков
был 22 апреля 9:49

Хампи, Гокарна, Гоа — Индия Январь 2015

Мы жили в северном Гоа, в Арамболе, а это почти на границе штата, буквально в 15 минутах на байке: доехать до реки, пересечь мост, и вот — уже Махараштра. Так что мы там бывали регулярно, тем более, что там находится самый, наверное, безлюдный пляж Парадайз, и самый интересный из старых португальских фортов — Redi-fort. Вглубь штата я тоже заезжал, но там уже начинаются обычные индийские прибрежные городки, и никаких особенных достопримечательностей нет, ну, разве что, до Мумбаи доехать. Но это уже очень долгий путь, 400 км, по индийским дорогам на это целый день нужен.
Вообще, Гоа — самый маленький штат в Индии, так что и до штата Карнатака, который граничит с Гоа на юге и востоке, от Арамболя ехать всего сто километров. В Карнатаке, недалеко от границы — город Гокарна, в который я ездил с девушкой Настей уже ближе к концу индийской зимовки, ну и Хампи с его необычной природой и древними руинами — тоже там.
Мало того, я даже как-то добирался до точки, где сходятся границы трех штатов, это всего 80 км от побережья, и там, в горах, стоит несколько отличных эко-отелей, в которые, правда, без брони фиг попадешь.
В общем, если уж вас занесло в Гоа, и у вас есть свой транспорт — вы легко сможете побывать ещё в двух соседних штатах. Даже если вы не особо мотоманьяк и не любите отсиживать задницу, мотая многие сотни километров в седле. Там везде не очень большие расстояния, как раз подходят для 1–2 дневной прогулки:)

Индия в инстаграмках

Закаты в Арамболе — они, конечно, случаются каждый день, но чтобы поймать более-менее симпатичный — надо сильно постараться. По большей части солнце вечером просто опускается в дымку над горизонтом, постепенно становится темно, на пляже затихают барабаны, торговцы сворачивают свои коврики, йоги выходят из асан, мандалы на песке становятся малозаметными, и даже кришнаиты перестают бродить туда-сюда с песнопениями. Все, ночь, народ начинает постепенно разбредаться. Нет, жизнь, конечно, не останавливается, она тут всегда какая-то есть: за столиками шеков зажигают свечи, а на прилавки выкладывают рыбу. Кое-где зажигают костры. Где-то начинается дискотека. Да тут даже ночуют на теплом песке иногда, то ли от полного безденежья, то ли ради экзотики, а иногда — просто потому что перебрал нирваны и не смог найти дорогу домой в таком состоянии:)
Но вот так, чтобы на закате было красивое небо и яркие краски — такого в Гоа почти не бывает. Это надо прямо ловить, да и то ближе к марту, когда постепенно начинается смена сезонов. А зимой даже если просто солнце коснулось горизонта — это уже событие, редкое зрелище, «тачдаун», и все радуются…

Индия в инстаграмках

Гокарна — отличный способ посмотреть на настоящую Индию, не уезжая далеко от Арамболя:)
Про Гоа все опытные путешественники твердят, что это вообще не Индия, что за ней надо ехать в Дели, в Варанаси, ну хотя бы прочитать Шантарам и в Мумбаи. А вот — Гокарна, всего 200 км от пляжей северного Гоа, 4 часа на байке, и пожалуйста — другой штат, религиозный центр, никакого засилья туристов, поголовное вегетарианство, штрафы за курение на улице, совсем иная жизнь. Нет, там тоже есть пляжи, гестхаузы и шеки, в которых туристу даже пива дадут, в отличие от центра города. Но если в Гоа туристы определяют общий жизненный уклад, то тут они присутствуют только как наблюдатели.
Правда, не могу сказать, что эта «настоящая Индия» меня как-то сильно впечатлила.
Опять же, для человека, который всю жизнь прожил в Москве или Питере, Вашингтоне или Париже, любой индийский город будет безумной экзотикой. И разница с Гоа будет очень хорошо ощущаться, там действительно будет повод для этого пафоса, мол, ты жил в Гоа, значит реальной Индии не видел.
А вот если ты до того зимовал ещё в нескольких азиатских странах, то Индия — просто ещё один из вариантов. Те же Филиппины, Камбоджа или Непал не менее экзотичны, ну разве что не настолько религиозны.
Схожесть климатических условий, колониального прошлого, нынешнего уровня жизни, степени развития и многого другого делает все бедные азиатские страны чем-то похожими друг на друга. Конечно, у каждой из них — свои особенности, но… с Европой ни одну не перепутаешь:)

Индия в инстаграмках

В Хампи обычно все едут смотреть на руины древней столицы Виджайянагар — они там обширные и величественные, вокруг них понастроена инфраструктура, всякие отели, рестораны и прокаты байков. Мы тоже приехали ради них, потому что больше ни о чем не знали. А оказалось в итоге, что, в отличие от того же Ангкор Вата в Камбодже, руины здесь — самое неинтересное:)
Там вокруг такая природа, настолько необычная, что ездить по окрестностям значительно увлекательнее, чем бродить среди старых развалин. Непонятно, откуда там все это взялось, то ли какой-то ледник прошел, то ли вулкан времен палеолита постарался, но выглядит удивительно. На небольшом, в общем, участке земли, за час по кругу объехать можно, земля усыпана камнями диаметром от полуметра до десятка метров. Причем они все отдельные, обкатанные ветром и дождями, насыпаны горками и кучками на совершенно плоскую поверхность, перепад высот там — метров десять, не больше. Кое-где они собрались в невысокие горы, слепились под собственной тяжестью, где-то так и лежат россыпью, словно кто-то в одно место земли несколько щепоток коричневой соли насыпал специально, и вот она там уже несколько миллионов лет хранится.
Так что руины руинами, много мы разных руин видели, от Древнего Рима до Средневековья. А вот такой природы больше нигде нет, так что именно ради нее в Хампи обязательно стоит съездить:)

Индия в инстаграмках

Самая главная достопримечательность Гоа — это люди, которые там обитают. И нет, не индийцы, они там как раз идут фоном, как храмы, море и пляжи. В Гоа до сих пор, как мне кажется, сохранились остатки той ауры хиппи шестидесятых, с которых, собственно, тут все и начиналось. Тут часто живут коммунами, снимая один дом на несколько человек, причем совсем не обязательно эти люди были друг с другом знакомы до этого. Тут постоянно образуются какие-то мини-тусовки по интересам, от массовой йоги до изучения языков. Тут девушка может познакомиться на пляже с четырьмя наркоманами, затусить с ними и остаться ночевать, и ее никто не тронет, а утром сделают яичницу на завтрак и подвезут до дома. Тут в качестве жилья могут сдавать матрас на крыше, отгороженный от других матрасов матерчатой перегородкой — зато всего за 100 рублей за ночь. Тут можно подсесть на пляже к незнакомой компании, заговориться обо всем, и наутро поехать вместе в другой город на байках.
Что-то в этом есть такое, немного детское, чуть-чуть наивное, но совершенно из другого мира. И если ты этим духом успеваешь пропитаться, то тебе здесь становится хорошо. А если нет — то нет. И вот тогда на первый план выходят пыль, грязь, коровы, приставучие торговцы и все то, за что Гоа обычно не любят…