Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был сегодня 13:14

Ормуз — Иран Май 2022

В этом рассказе я хочу поделиться впечатлениями о посещении небольшого и малоизвестного острова Ормуз. В честь острова назван пролив, разделяющий Персидский и Оманский заливы. И, если про Ормузский пролив, имеющий важное геополитическое значение (через пролив проходит 25% мирового потребления нефти и 1/3 потребления СПГ!), то про остров мало кто знает. И пусть стратегические и геополитические локации заботят разного рода политиков и стратегов, нас — людей, наслаждающихся жизнью от созерцания прекрасного, интересует, как раз места необычные для умственного познания и духовного обогащения.

Остров Ормуз ч.1

Остров расположен на юге Ирана. Это был мой первый и, очень надеюсь, не последний визит в эту страну. Так как, не устану повторять, по всем позициям Иран превзошел все ожидания! Путешествие было полностью самостоятельным, к моей радости компанию мне составил мой давний и проверенный многими странами Товарищ — Вадим (vadimbryansk333). Ормуз стал нашей первой локацией в этом путешествии. Так что, получается даже хронологически правильное начало отчёта о большом иранском путешествии. Уверен, что даже те, кто был в Иране (и возможно, ни раз), но при этом, не посещал Ормуз, отчёт вызовет интерес. Так как пейзажи здесь очень необычные и не характерные не только для Ирана, но и для планеты в целом.

Поскольку, об Ормузе это первый отчёт на туристере, я постараюсь быть максимально информативным и дать как можно больше практической информации и советов.

И так, по порядку…

Не скажу, что логистика очень сложная, но для начала, необходимо попасть в Иран. Благо сейчас недостатка рейсов Москва — Тегеран как отечественными (Аэрофлот и Северный ветер), так и иранским национальным авиаперевозчиком (Mahan Air) не наблюдается. Мы летели ночным рейсом Аэрофлота. В Тегеране прошли все визовые процедуры. Как я уже говорил, остров был нашей первой локацией. Для этого из международного аэропорта им. Имама Хомейни на такси мы переехали во второй — внутренний аэропорт Тегерана — Мехрабад. Билеты на внутренний перелёт покупали заранее через знакомого местного гида (теперь даже можно сказать, нашего иранского друга), так как, сделать это из России очень проблематично. Благо, стоимость на внутри иранские рейсы невысокая, багаж включен.

Маршрутная квитанция рейса Тегеран - Бандер-Аббас.
Аэропорт Мехрабат. Выход к гейтам.
Полетели...

За полтора часа мы пересекли почти всю страну с севера на юг. В аэропорту Бандер-Аббаса нас встретили родители нашего ормузского гида, которые в этот день так же ехали к нему в гости. Иначе нам бы пришлось добираться на такси. Если будете путешествовать по Ирану (совсем не обязательно нашим маршрутом) я настоятельно рекомендую, как можно быстрее установить приложение Snapp, это аналог uber, цены дешевле примерно раз в 10! Сэкономите и деньги и нервы.

Бандер-Аббас — крупный город-порт, столица провинции (остана) Хормозган.

С туристической точки зрения не особо интересен. Зато отсюда уже рукой подать до Ормуза — из порта несколько раз в день отправляются паромы. Час в пути. При достаточном времени, отсюда так же можно отправиться ещё на один, гораздо более крупный остров Кешм.

Паром Бандер-Аббас - Ормуз.

Кешмом пополнили список хотелок, а в этот раз ограничиваемся только Ормузом.

Ормуз — небольшой остров вулканического происхождения, почти круглой формы 6×8 км, по периметру примерно 20 километров и именно на это расстояние надо ориентироваться, так как все основные интересности расположены именно по периметру. При плотном графике путешествия вполне можно ограничиться одним полным днём. Мы выделили два полных дня, что бы уже точно ничего не пропустить. Да и люблю я природу, и люблю, что бы именно так в интересных местах «вжиться» — лучше прочувствовать место. Думаю, многие меня поймут.

Ормуз — это так же одноимённый и единственный населённый пункт на острове — деревня, с населением немного более 5000 человек.

Остров Ормуз ч.1

На остров мы попали уже во второй половине дня, учитывая ночной перелёт и последующую логистику, состояние было помыться/поесть/поспать. Плюс остров расположен в жарком климате, так что примерно с 13 до 16 часов лучше отсиживаться дома под кондиционером, даже местные, по возможности, так делают. Кстати, оптимальным временем для посещения острова будут месяцы с октября по апрель. В начале мая ещё терпимо, но уже на грани.

Наши апартаменты:

Остров Ормуз ч.1

Вадим на правах старшего занял «кровать», а я обошелся ковриком на полу.

Все дни на острове мы базировались в семье нашего гида Махди. Он любезно и совершенно бесплатно выделил нам свою комнату. Платили только за питание, кстати, с учётом того, что почти все продукты на острове привозные, еда здесь была самой дорогой за всю поездку по стране.

Остров Ормуз ч.1

Сейчас на острове построили один единственный отель (именно отель в нашем понимании), который сам по себе является необычной достопримечательностью. Но, на тот момент, его ещё не ввели в эксплуатацию. А так, только подобные гесты. Если ваш визит попадает на выходные или праздничные дни, лучше списаться с гестом заранее, так как остров очень популярен среди самих иранцев и могут возникнуть неожиданные сложности. Хотя, я уверен, что местные всё равно не оставят вас под открытым небом и обязательно выделят вам что-нибудь из личного. Просто, надо быть к этому готовым.

Отдохнув и переждав жару, надо было вкатываться. Мы взяли байки напрокат (с этим здесь нет проблем) и поехали знакомиться с островом.

Вадим и наш гид и друг Махди.

Пожалуй, я сделаю здесь ещё одно отступление про транспорт и, потом уже будет много красивых и интересных фоток по делу…

Исследовать остров можно разными способами:

Пешком. Признаться это мой любимый способ, как для природы, так и для городов. Здесь он так же вполне подходит, но для этого у вас с собой должна быть палатка, и это должен быть не май месяц (и тем более никакой другой летний). Так как днём очень жарко, растительности на острове почти нет, так что укрыться от палящего зноя будет негде.

Велосипед. Быстрее, но опять же не в жару, тем более, рельеф острова, не смотря на небольшой размер с частыми перепадами высот. Крутить педали в гору при +35 и палящем солнце удовольствие сомнительное.

Остров Ормуз ч.1

Мотобайк. Для одиночки или небольшой компании, на мой взгляд — самый оптимальный вариант. Единственный недостаток, аренда на день обойдётся в 15 $, что, на мой взгляд, дороговато. Если, вы пара, пожалуй, будет достаточно одного на двоих. Но для двух мужиков, надо брать по отдельности, а это уже накладно. Но, при этом вы имеете полную свободу по передвижению, так что, ещё раз повторюсь, на мой взгляд — это самый оптимальный вариант.

Для большой компании в 6–8 человек оптимальным вариантом будет моторикша с водителем.

Это самый популярный вид общественного транспорта на острове. Причём, как среди туристов, так и в повседневной жизни местного населения. Если мне не изменяет память, аренда обойдётся в 20 $/день, что для компании даже в четыре человека получится недорого. Причём местные оборудуют в рикшах акустическую систему, так что, под местные орущие песни получается очень прикольно.

Ормуз. Поездка на моторикше.

Самый дорогой VIP-вариант — пикап, типа Митсубиси L200 с кондиционером в салоне и такими же, как в рикшах пассажирскими лавочками в кузове — 50 $/день. Популярно среди больших молодых компаний с хорошим достатком. Причём, дам сажают в салон, а мужчины в кузове. Отношение к любимой женщине — ещё один плюс в копилку иранцев.

С практической частью закончил, поехали, наконец-то по острову.

В окрестностях деревни начинаются такие пейзажи:

Одно из самых живописных мест на побережье — Черепаший пляж:

Остров Ормуз ч.1

Место знаменито выдающейся скалой в форме пьющего динозавра. Мы хотели вернуться сюда через день, что бы просто порелаксировать на пляже — не сложилось по времени. А через 2 дня после нашего отъезда с острова, ночью во время шторма этот выступ обрушился, благо никто не пострадал.

Закат отправились встречать в местную долину монументов:

Если подняться выше, открываются такие виды:

Остров Ормуз ч.1

Пожалуй, это лучшее место на острове для встречи заката!

После захода солнца, под руководством нашего гида Махди мы отправились в Радужную пещеру. Пожалуй, это единственное место, которое без гида посетить проблематично. Так как без сопровождения найти вход, представляющий маленькую дырку в земле, да ещё заросшую кустарником, практически невозможно. Даже местные долго не догадывались о её существовании, пока одна девушка-туристка случайно не обнаружила вход.

Так прошёл наш первый день на острове. И, соответственно, первый день в Иране, напомню, что в 3:30 ночи мы только приземлились в Тегеране. А вечером уже успели насладиться закатом и полазить по пещерам. Нехитрый ужин и отбой, завтра нас ждёт, пожалуй, самый насыщенный и интересный день.

Остров Ормуз. День 2-й.

Утром берём с Вадимом байки и вперёд. Стартовать надо, как можно раньше, пока нет дневного зноя.

Ещё вчера недалеко от деревни заметили небольшую солёную долину, сегодня делаем здесь первую остановку.

Следующая локация — одна из самых ярких и необычных долин острова — Шафрановая.

Я был в подобном месте в Эфиопии — вулкан Далол. Конечно, там и активность и масштаб совсем другой. Но по сочетанию доступности, разнообразию и концентрации пейзажей на единицу площади Ормуз однозначно достоин первого места.

У дороги попадается кислотное озеро (по размерам скорее лужа). Практически вся кромка усыпана мелкими кристаллами.

Примерно через полкилометра ещё одна солёная долина.

Заметьте, я говорю «солёная долина» или «кислотное озеро» эти места здесь даже не имеют названий. Я так понимаю, что местные на такую «мелочь» даже внимания не обращают. Останавливаются только у топовых точек, типа «Шафрановая долина» или «Черепаший пляж» или «Долина монументов».

Кстати, на Черепаший пляж мы снова заглянули.

Остров Ормуз ч.1

Далее дорога уходит вверх и мы поднимаемся на вершину скалы. Сверху на пляж уже такой вид:

Стоять на краю скалы и ловить порывы ветра — что ещё надо от жизни!!!

И ещё обращу ваше внимание. От Черепашьего пляжа до центра деревни Ормуз меньше 9 километров… То есть всё то пейзажное разнообразие, которое я показал выше вместилось всего-то в 9 километров! А по факту, вообще километров 5, так как почти половина пути занимает выезд из деревни, а там на окраинах ничего интересного нет. Помните, я говорил, что Ормуз по концентрации разнообразия пейзажей номер один. Это было не для красного словца.

Если кого-то ещё не убедил, поехали дальше…

Чуть больше километра от Черепашьего пляжа и, вуаля — Красный пляж.

Но, это ещё не ТОП. ТОП, это примыкающий к нему Серебряный пляж:

Остров Ормуз ч.1

Здесь без видео будет непонятно:

Серебряный пляж.

Породы, богатые слюдой выходят на поверхность земли. Встречаясь с ветром солнцем и водой, порода превращается в песок, образуя такую необычную красоту. Так что, по факту никакой он не серебряный. Но, это однозначно к лучшему, Будь он из настоящего серебра, вот так запросто погулять здесь, точно не удалось. Да и не было бы его уже давным-давно.

Серебряный пляж, это противоположная точка кольцевого маршрута. Следующую локацию — Долину монументов (на которой вчера встречали закат) сейчас проезжаем мимо. А в ещё одной долине обязательно следует сделать остановку.

Радужная долина:

Из названия понятно — можно найти все цвета радуги. Это при том, что на часах было уже около часа дня. И свет в это время самый жёсткий. Уверен, что в режимное время, долина выглядит ещё круче. К сожалению, проверить это не удалось.

На термометре уже давно перевалило за 30, надо было возвращаться домой под кондиционер. На подъезде к деревне с обратной стороны всё же сделали одну остановку. В начале рассказа, я упоминал о новой современной гостинице, недавно построенной на острове. Вот так прикольно она выглядит.

Остров Ормуз ч.1

Как будто динозавр объелся скитлс и отложил цветные яйца. Смотрится очень необычно. Интересно сколько будет стоить номер, когда она откроется.

А у нас дальше обеденная сиеста.

Ближе к вечеру уже под сопровождением нашего гида Махди мы съездили ещё в одну долину без названия (типа, секретная и о ней знают только местные).

Одновременно и мини-пустыня и, хоть какие-то деревья есть. Так как по мне, все эти яркие краски смотрятся очень необычно и интересно. Но жить постоянно в таких условиях мне бы не хотелось. Душа просит свежей зелени.

Потом сделали ещё одну остановку у Белой долины, она видна с дороги, но раньше мы проезжали мимо.

Остров Ормуз ч.1

Совсем короткая, наверное, метров 200 и обрывается к морю, но, то же своеобразная.

Так за день намотали два круга по острову. Получилось очень насыщенно и разнообразно. Идеально сюда попасть зимой, когда температура более комфортная и день можно провести более полноценно. Во второй части я подробнее расскажу о деревне Ормуз и её жителях. Сделаем ещё один круг, но уже на лодке — посмотрим на остров с воды. И посетим ещё пару интересных мест.