Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 19:58

Город воспоминаний. Гороховец

Гороховец — Россия Май 2022

В Гороховец я приехала из Нижнего Новгорода, где мы с подругой остановились на неделю. Добиралась  на электричке. Поездка в этот город была  задумана, но я хотела поехать с экскурсией, чтобы больше посмотреть за один день. Экскурсия не состоялась, потому что не набралось народу… Когда до нашего отъезда из Нижнего осталось два дня, я поняла, что невозможно не поехать в Гороховец. Этот маленький город жил в моих воспоминаниях и просто звал  к себе. Когда мне было двадцать с небольшим, мы с мамой пришли  пешком в Гороховец из деревни Лисенки, что находится в трех км от города, и которая была маминой родиной. Шли через чудесную дубовую рощу! Больше никогда не была в дубовых рощах… В воспоминаниях был монастырь на горе и вид на город с этой горы.

Город  воспоминаний. Гороховец

Электричка ехала от Нижнего Новгорода до станции Гороховц один час 40 минут. От станции до города 12 км! Я обошла вокзал со всех сторон, зашла в здание.

А оказывается надо было бегом бежать через мост на автобусную остановку, потому что автобусы ходят на станцию только к электричкам! Пришлось сорок минут ждать, пока придет следующая электричка, а к ней подошел автобус.

Я доехала до центра города Гороховца. Конечная остановка у Богословского собора.

Город  воспоминаний. Гороховец

А мне надо наверх, к монастырю, который я помню, и который уже видно за зеленью и домами.

От собора к монастырю ведет дорога.

Город  воспоминаний. Гороховец

Домики вокруг все с изюминкой.

Останавливаюсь у церкви Воскресения Господня.

Город  воспоминаний. Гороховец

Как написано на информационном щите, церковь встречала всех гостей города, потому что располагалась у городских ворот. Первое упоминание о церкви встречается в 1628 году, но точный год создания неизвестен. Построен храм на средства богатого гороховецкого купца Ершова С.Н., чья усадьба располагалась рядом. В 1929 году церковь была закрыта, разобрана шатровая колокольня и теплая зимняя церковь. Сейчас идут восстановительные работы, но службы ведутся. Пока на дверях замок.

У родника со святой водой посидела, вода очень вкусная.

Город  воспоминаний. Гороховец

После поворота дороги вскоре виден монастырь.

Холм, который справа -это остатки крепостного вала. До 1619 года на месте монастыря был деревянный кремль.

Отсюда начинался Гороховец в 1168 году, когда князем Андреем Боголюбским был построен форпост для охраны границ Владимиро-Суздальского княжества. Вокруг крепости был вал высотой до 5 метров. В конце XIV- начале XV века Гороховец вошел в состав Московского княжества. Город поджигали в 1239, в 1539 годах.

С началом смутного времени город попадает под власть поляков. Здесь, под Гороховцом, в своем имении в селе Нижний Ландех лечился после ранения в первом ополчении князь Дмитрий Пожарский. Когда Козьма Минин предложил в руководители ополчения Пожарского, то за ним приехали в имение князя.

Отряд из Гороховца, первым присоединившийся к ополчению, прошел от Нижнего Новгорода до Москвы.

В1618 году украинские казаки (их называли черкасами по городу Черкассы), разграбили город и сожгли кремль.

Около 1643 года на месте сожженного кремля возведен деревянный Свято-Троицкий мужской монастырь, а потом на средства Семена Никифоровича Ершова в 1681 году построен каменный храм и другие строения.

Поднимаюсь на вал.

Город  воспоминаний. Гороховец

Вспоминаю, как в прошлую встречу с Гороховцом мы сидели на горе и я, за неимением фотоаппарата, нарисовала храм шариковой ручкой на листочке в клеточку. Однако, была видна вся колокольня, значит мы сидели слева, где за прошедшее время выросли деревья…

Захожу во двор.

Город  воспоминаний. Гороховец

Свято- Троицкий Никольский собор двухэтажный. На первом этаже находится теплая церковь Святого Николая, а на втором этаже летняя церковь посвященная Святой Троице. Справа видна маленькая церковь Иоанна Лествичника (1710 год) и часовня на месте разрушенной церкви Покрова Богородицы.

Первый этаж открыт.

Город  воспоминаний. Гороховец

В советское время в монастыре был сначала детский дом, потом хранилище кино и фотодокументов. Сейчас монастырь снова действующий.

С территории монастыря чудесные виды на город и Клязьму.

Город  воспоминаний. Гороховец

Спускаюсь я с другой стороны монастыря по деревянной лестнице.

Город  воспоминаний. Гороховец

Тут какие-то каменные палаты.

Прохожу мимо заводской проходной.

Город  воспоминаний. Гороховец

Этот единственный в городе завод проходит процедуру банкротства.

Выхожу на набережную Клязьмы. Домики деревянные очень красивы.

Вид на Клязьму чудесный.

Город  воспоминаний. Гороховец

Этот пейзаж напомнил озеро в деревне Лисенки, откуда мы пришли в прошлую встречу с Гороховцом. Почему-то там такие старые тополя называли «осокори». В Лисенках была школа, в которой когда-то работала учительницей моя бабушка, а сейчас в деревне числится 9 человек…

Когда я накануне вечером решила поехать в Гороховец, то просто хотела погулять по этому чудесному городу. Увидев с горы реку Клязьму, потянуло погулять по берегу. А когда дошла до каменных палат XVII века «Дом Канонникова», захотелось побывать внутри.

Город  воспоминаний. Гороховец

В доме размещается археологическая экспозиция Историко-архитектурного музея Гороховца. Научный сотрудник музея провел меня по 5 его залам и рассказал о раскопках на Лысой и Пужаловой горах, о финно-угорском племени меря и посоветовал посетить еще одну экспозицию музея — «Музей купеческого быта» в других каменных палатах — доме Ершова-Сапожникова.

До закрытия музея был один час и сокращая дорогу, я пошла по переулку к собору, и не дошла до дома купца Опарина, еще одних каменных палат XVII века, которых в городе семь.

Обошла главный храм города. Высота колокольни 37 метров.

Город  воспоминаний. Гороховец

Благовещенский собор был построен в 1700 году на средства купца Ершова С.Н., как и два предыдущих храма, которые я показывала.

В советское время собор очень сильно обветшал, восстановлен к юбилею города.

Рядом с автобусной остановкой часовня Александра Невского, построенная в 1887 году.

Город  воспоминаний. Гороховец

От собора выхожу на площадь Патоличева, которая названа в честь героя гражданской войны, уроженца Гороховецкого района.

На площадь выходит здание бывших торговых рядов.

Город  воспоминаний. Гороховец

Каменные Торговые ряды были построены на средства купца Сапожникова М.Ф. (1835–1913) в начале XX века на месте деревянных.

В XVII — начале XX веках это было бойкое место, сюда съезжались купцы и покупатели из многих городов.

С другой стороны площади Сретенский монастырь и дом купца Ширяева, еще одни каменные палаты XVII века.

Город  воспоминаний. Гороховец

Григорий Авдеевич Ширяев был одним из богатейших купцов XVII века, благодаря ему и купцу Ершову Семену Никифоровичу Гороховец приобрел неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней.

Григорий Авдеевич был земским старостой, на его деньги построено 4 храма.

Дом Ширяева примыкает к стене Сретенского монастыря, который возведен также на средства Ширяева Г.А. в начале 17 века.

В советское время здесь были склады и жилые помещения. С 2001 года монастырь возобновлен.

Вверх поднимается улица Нагорная, которая начинается с дома купцов Карликовых.

Город  воспоминаний. Гороховец

Карликовы занимались скотоводством в Средней Азии, а в Гороховце торговали мясом. Застройку этой части города во второй половине XVII века начал Константин Иванович Карликов. Напротив еще один красивый кирпичный дом, который также принадлежал Карликовым, в этом доме располагался трактир.

Купцы Карликовы принимали участие в общественной жизни города, Михайло Карликов состоял бургомистром, а его сын Петр гласным Городской Думы.

Поднимаюсь по Нагорной до дома № 4.

Город  воспоминаний. Гороховец

Посмотрев экспозицию посвященную купеческому быту XVII и XIX веков, снова спускаюсь на площадь.

После перекуса в маленьком кафе отправляюсь пешком по Ленина, чтобы дойти до необыкновенно красивого дома судовладельца Шорина и церкви Казанской иконы Божьей Матери, которые я видела из автобуса.

На Ленина,17 привлекает внимание кирпичный дом Семёнычева С.И., построенный в 1904 году.

Город  воспоминаний. Гороховец

На первом этаже был банк, а на втором жилые помещения купца. Семёнычев Семён Иванович (1864- после 1919) происходил из крестьянской семьи. Работая с молодости на разных заводах изучил котельное дело, это позволило ему основать в Гороховце котельный завод, а потом судостроительный завод. Продав судостроительный завод купцу Шорину на вырученные деньги Семёнычев открывает две бумаго-оберточные фабрики. За фабричную деятельность удостоился трех медалей.

Семён Иванович занимался общественной деятельностью, был церковным старостой и гласным Земского собрания и Городской думы, попечителем совета женской гимназии, церковно-приходской школы и детских приютов. Занимался благотворительностью, жертвовал на церкви, гимназии и приюты.

После 1917 года его хотели арестовать, как представителя эксплуататорского класса, он уехал ночью верхом на лошади. Его жену и шестерых детей от 7 до 27 лет лишили всех гражданских прав и конфисковали все имущество.

Дальше по улице Ленина, бывшей Соборной, кирпичный красавец, здание женской прогимназии, построенное на средства купца Сапожникова М. Ф. в 1907 году.

Город  воспоминаний. Гороховец

Про благотворительность Сапожникова М.Ф. уже говорила в отзыве «Музей купеческого быта».

Деревянных домов в городе много, большинство украшено резьбой.

Город  воспоминаний. Гороховец

Следующий дом называют «Дом с русалками», его построил председатель земской управы Пришлецов Ф.К. в 1915 году.

На горке за деревьями красивый деревянных дом, принадлежавший отставному лейб-гвардии корнету Краснощекову Николаю Павловичу, построенный в 19 веке.

Город  воспоминаний. Гороховец

А дальше по улице новая гостиница " Купеческая усадьба», построенная в гороховецком стиле.

Конечно, такому городу не подойдут здания из стекла и бетона, аптека расположена в деревянном доме с резными наличниками.

Город  воспоминаний. Гороховец

Музей «Марфа Посадница» находится в особняке купца Морозова по адресу Ленина, 83.

«Марфа Посадница» называлась большая нефтеналивная баржа, построенная в Гороховце. Музей посвящен технической мысли и судопроизводству, которое начали купец Семёнычев И.С. и купец Шорин И.А.

Купец Морозов, в доме которого расположен музей, был зятем купца Шорина И.А.

На другой стороне улицы виден подъемник на горно-лыжный комплекс «Пужалова гора».

Город  воспоминаний. Гороховец

Дохожу до площади Ленина, на которой памятник вождю и мемориал погибшим в Великую Отечественную войну.

Улица Ленина кончается на пересечении с улицей Московской. Теперь это в черте города, а в начале века здесь было село Красное.

Церковь Казанской иконы Божией Матери построена в селе Красном в 1708 году на средства купца Ширяева, дом которого мы видели у Сретенского монастыря в центре Гороховца.

Город  воспоминаний. Гороховец

Храм закрывали в 1938 году, но в 1948 году снова начались богослужения. В церкви сохранен иконостас и внутреннее убранство.

Город  воспоминаний. Гороховец

Напротив церкви загородный дом купца Шорина И.А., который теперь в черте города на Московской, 43, привлекает внимание всех, проезжающих по проходящему здесь тракту.

Шорин Иван Алексеевич (1860–1918) происходил из крестьян, получил только начальное образование. Работал на заводах в разных городах, за смекалку стал мастером. В 1902 году основал в Гороховце котельный и судостроительный завод на берегу Клязьмы. Для расширения завода купил небольшой судостроительный завод у Семёнычева, на котором работало всего 20 человек. На заводе Шорина работало 200 человек, а зимой до 1000 человек. С Гороховецкого завода вышло на Волгу 28 судов.

Завод работал до 90 -х годов 20 века.

Загородный дом построен по проекту архитектора Ю. Ф. Бруни, здесь жила семья сына Ивана Алексеевича — Шорина Михаила Ивановича.

После национализации завода Михаил Иванович работал на нем управляющим. В 1928 году семья переезжает в Москву. Шорин М.И. работал в Главречпроме, но в 1938 был репрессирован, сослан и больше не увиделся с семьей. Судьба четверых детей сложилась удачно.

Сейчас в бывшем доме судовладельцев работает Дом ремесел и народного творчества. Создан развлекательный комплекс «Дом царя Гороха». Проводятся экскурсии, где царь Горох угощает гороховой кашей, пляшут скоморохи посетители играют в народные игры.

Город  воспоминаний. Гороховец

Спасибо гороховецким купцам, что оставили такое богатое архитектурное наследие городу. Грустных картинок в городе тоже много.

Такие города надо беречь.

В 2017 году Гороховец был включен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. До 2021 года разрабатывались номинационные документы и в 2021 они были направлены в ЮНЕСКО.

Вот такой он Гороховец. Хорошо, что я походила по городу одна, а не с шумной толпой туристов, так лучше почувствовать его очарование.