Турист Ольга Щелова (user258677)
Ольга Щелова — была сегодня 18:02
Путешествуйте!

Култук, Слюдянка, Аршан — Россия Июль 2022

День 3. Наше путешествие в Аршан началось в 7–10 на ж/д вокзале Улан-Удэ. Поезд 064Ч Чита-Москва. На этом самом поезде за 5,5 часов мы добрались до станции Слюдянка -1. Цена вопроса — 1300 руб. В 12–32 были на месте. Специально подобрали время, чтобы успеть на маршрутку на 12–51 от Слюдянки до Аршана. Расписание маршруток есть на сайте Туту. Ру. Но не тут-то было))) Приходим к автовокзалу, а маршрутка уехала 15 минут назад. Ответ женщины — кассирши просто убил «Приходите завтра!». Маршрутка эта организована частной конторой «Баргузин», видимо, расписание у нее по загрузке. А, если водитель ушел в запой, то может вообще не приехать. Так что ориентироваться на нее не советую. Рассчитывайте на такси. Могу дать контакты водителя, который нас вез в Аршан из Слюдянки за 3 000 руб. Безопасное вождение и инверсная беседа — обеспечены! И берите поезд на 8–15. На маршрутку, все равно не успеете, зато поспите подольше, и едет он 4,5 часа вместо 5,5.

И вообще, по приезду на Байкал, надо успокоиться и принять тот факт, что где-то что-то пойдет не так. Уедет маршрутка. Не туда поедет такси. Не будет билетов. И тому подобное.

Итак, по приезду в Слюдянку, посетите ж/д станцию Слюдянка-1, которая была открыта в 1905. Здание вокзала — единственное в мире полностью построенное из мрамора. Оно было возведено итальянскими каменотесами под руководством архитектора Бонди в 1902–1904 (отреставрировано в 2005). Сейчас в здании железнодорожного вокзала находится краеведческий музей с интерактивной экспозицией.

А после этого, со спокойной душой, прыгайте в такси и на Аршан! Ехать примерно 2 часа. Уже на подъезде к Аршану видишь горы — Саянская гряда, и стада коров, пасущихся по обеим сторонам от дороги. Наверное, вот она какая Русская Швейцария!

Байкал. Восток и Запад. Часть 2. Аршан — Русская Швейцария

Мы жили в гостевом доме «Подснежник». Бронировала на Островок. Ру. Мой отзыв читайте там же. Мини-отель Подснежник После заселения, по рекомендации хозяев гостиницы, пошли есть в кафе «Хамар-Добан». Хорошее заведение, чистенько. Есть европейская и бурятская кухня. Национальную кухню не заказывали — не наше)))) Европейская кухня хорошая. Особенно вкусные чебуреки!

Вечером пошли гулять к водопадам реки Кынгарги. До первого водопада хорошая проложенная туристическая тропа, дальше — дикая. Мы дошли только до первого. Есть там и зип-лайн над рекой, но работает до 17–00. Имейте в виду. Мы не успели.

Лайфхак. Водопады Кынгарги, как и пик Любви находятся на территории заповедника. Вход стоит 400 руб. на человека и действует толи 3-толи 5 дней. Официально вход и касса с билетами находится по дороге к водопаду. Работает до 18–00. Штраф за нахождение на территории заповедника без билетика 4 000 руб. Но после 18–00 там уже никого нет и проверять билетик некому. И если пойти на пик Любви не через водопад, а со стороны автовокзала, то там вообще нет какого-то входа и проверки билетика. Так что, билетик можно не покупать)))

По дороге на водопад дойдите до глазного источника. Он расположен немного в стороне, левее, никак не подписан. Рядом стоит жанровая скульптура Сагаан Убгэн. Сам источник — это небольшая «лужица», в воде которой периодически поднимаются пузырьки. Вот именно эти пузырьки надо ловить и протирать ими глаза. А еще чуть вглубь находится минеральный источник. Вода из источника выливается из кувшина мальчика — бурята. Вся земля вокруг ржавая. В воде много железа!

Байкал. Восток и Запад. Часть 2. Аршан — Русская Швейцария

Рядом с источниками работает монгольский рынок. Но идти уда лучше утром или днем. Вечером уже много палаток закрыто, распродают у кого, что осталось. В основном, травки — муравки, чаи, изделия из шерсти яка (варежки, носочки, шарфики), угги и т. п.

Освежившись водичкой и протерев глазки, возвращайтесь на дорогу к водопадам! Водопад красивый, мощный! От него веет прохладой, что особенно приятно в жаркий летний день!

День 4. На следующий день мы решили покорить Пик Любви.

Байкал. Восток и Запад. Часть 2. Аршан — Русская Швейцария

Говорят, оттуда открывается прекрасный вид на Тункинскую долину! Если пойдете летом, то лучше выходить рано утром, часиков в 6–7 утра по прохладе, тогда к обеду уже вернетесь. И берите с собой много воды! Если идти по дороге, которая ведет через водопад, то там есть прокат палок для ходьбы. Но, говорят, дорога там более крутая. А если идти другой дорогой, то там более пологий маршрут и билетики никто не проверяет. И там много палочек хороших бесплатно под деревьями лежит. Они уже сослужили кому-то добрую службу. Тропа начинается от автостанции, дальше прямо на гору, слева от распадка, по которому протекает река. Мы пошли по этой дороге, прихватили по бесплатной палочке и вперед! Но, вышли только часов в 11, проспали)))) Подъем для меня достаточно тяжелый, все идешь, идешь, думаешь уже полпути прошел, а только 15%. Прогноз погоды на этот день был скверный. Пошли на свой страх и риск. На полпути начал накрапывать дождик… но сдаваться не хотелось — не для того шли!

На отрезке 75% пути, полил дождь, вокруг начал сгущаться туман. В горах, очень некомфортное и небезопасное ощущение.

Байкал. Восток и Запад. Часть 2. Аршан — Русская Швейцария

Поняли, что идти дальше смысла нет, так как, наверху уже ничего не видно. Да и еще спускаться не понятно как… спустились мы быстрее, чем поднимались. Кто на ногах, кто на пятой точке))) Под ногами ручьи, земля, камни — все скользкое! Вернулись все мокрые, грязные, уставшие! Весь день до вечера шел дождь…

Пик Любви нам не покорился. Значит, еще не готовы)))))

День 5. Второй день в Аршане мы начали с похода в Аршанский дацан (Хойморский дацан «Бодхидхарма»). Дорога в дацан живописная, вокруг сосны! И сам дацан тоже находится среди сосен. Территория небольшая, простая, но очень приятная. Хороша там…Жалко, ни одной фотки нет…

В дацане сидит монах и за пожертвование может вам предсказать судьбу. Я оставляла 150 руб. Предсказание мне показалось интересным, не стандартное «у вас все будет хорошо». А какие-то конкретные события. После дацана поехали покорять потухший вулкан Уляборский. Машины у нас свой нет, проката там нет, сервис такси работает очень слабо. Решили поехать автостопом. Уже по факту, поняли, что эта тема тут не распространена. Подвез нас местный мужчина, который вез куда-то свою маму. Мило побеседовали. Оказывается он учился в Щелково). Ехать из Аршана надо в сторону поселка Хурай Хобок (7 км по правую сторону от трассы). Мужчина нас довез почти до самого вулкана! Но тут у нас случился сбой системы и мы решили, что нам нужно на вулкан Черского. И пошли мы бороздить тажеранские степи от подножия Уляборского к Черскому. По пути встретили бурятскую собаку))))

Байкал. Восток и Запад. Часть 2. Аршан — Русская Швейцария

По полям, по лугам, по огородам, через заборы мы добрались до Черского. Места вокруг красивые!!!

Байкал. Восток и Запад. Часть 2. Аршан — Русская Швейцария

Но на самом Черском делать нечего. Небольшой холм метров 100 высотой, никакого жерла нет (хотя мы очень усердно искали). И обратно по тому же маршруту. Не повторите нашу ошибку! Идите к Уляборскому. Он справа от трассы, как ехать из Аршана. Яндекс. Карты вам в помощь! Обратно тем же маршрутом. До Арашана — автостоп. Подвез местный мужчна, который вез деток. Сидели вдвоем на переднем сидении. Так меня жизнь еще не скручивала) Отчаянно не рекомендую автостоп в Аршане!

Многие, приезжая в Аршан, едут в поселок «Жемчуг», где находятся термальные источники (работают круглый год с 8–00 до 23–00). Мы не поехали, хотя планировали. Это к вопросу про количество дней, которые вы хотите провести в Аршане. Мы были 2 дня. Я настоятельно рекомендую — три. Во-первых, как вы уже поняли, вопрос погоды. Весь первый день мог лить дождь и, вы вообще никуда бы не попали. Во-вторых, ограниченность времени при большом количестве достопримечательностей.

Лайфхак. Если вы не планируете посещать Жемчуг, а принять ванны с термальной водой хочется, то сделать это можно не покидая Аршана. В санатории Саяны есть термальный бассейн. Сеанс 15 минут, стоимость 250 руб. Часы работы с 10.00 до 20.00 ч. Глубина бассейна 1,4 м. Вместимость 15 человек. Подробности по тел.: 8-902-166-00-25 или на сайте https://kurort-arshan.ru/thermal_pool На вид, конечно, совок. Но в Жемчуге тоже самое)))

Будете в Аршане — обязательно попробуйте местную молочную продукцию. Продается на местном рынке с рук. Сметанка как в детстве в деревне у бабушки! Для любителей молочки — must taste!

Оказывается, недалеко от Аршана есть обсерватории Тункинской долины. К сожалению, мы узнали об этом только в Иркутске. Я бы очень хотела посетить! Еще один повод задержаться в Аршане подольше. Много туроператоров предлагают туда экскурсии. Поищите в интернете. Мне очень понравилось одно агентство. К сожалению, ссылку размесить не могу. Но попробуйте поискать по запросу «обсерватория в Аршане», должна быть первой в списке.

Если у вас нет 2–3 дней на посещение Аршана, то можно за один день пробежать галопом по Европам. Из Иркутска туда возят экскурсии на 1 день. Контакты агентства могу прислать в личку.

Кстати, переехать из Улан-Удэ в Иркутск можно с посещением КБЖД. Предложение от РЖД — зеркальный маршрут: Улан-Удэ Пасс — Иркутстк — Улан-Удэ Пасс Тур. Только вам не надо возвращаться в Улан-Удэ, а надо остаться в Иркутске (есть такой же маршрут из Иркутска). Цена примерно 7000 руб. (однодневная экскурсия на КБЖД из Иркутска 8 000 руб.) Зато, в данном случае, вы и из Улан-Удэ в Иркутск доберетесь, и КБЖД посмотрите, и на гостинице одну ночь сэкономите.

На сентябрь еще есть места)

Читайте! Сравнивайте! Выбирайте!

На следующий день мы попрощались с Аршаном. Вызвали нашего водителя и погнали в Култук на КБЖД!

Но об этом читайте в следующей части…