Турист Сергей Федорищев (Serg2569)
Сергей Федорищев
был 14 апреля 15:58

Петропавловск-Камчатский, Камчатка — Россия Июль 2022

Камчатка — удивительное и уникальное место в России. И хоть туда «только самолетом можно долететь», да и сам путь не близкий. Однако, впечатлений от пребывания здесь хватит на всю жизнь. Вулканы, гейзеры, фумарольные поля, горячие источники, кислотные озера, все это в России кроме Камчатки можно увидеть разве что на Курилах.

Из Хабаровска до Петропавловска Камчатского выполняется один рейс в день, который выполняет авиакомпания «Аврора». Время в пути до Петропавловска Камчатского 2 часа 10 минут, обратно до Хабаровска 2 часа 30 минут. «Аврора» на Дальнем Востоке практически монополист, отсюда и цены на билеты. Полет Хабаровск — Петропавловск и обратно обойдется примерно в 40 000 рублей. Есть конечно более дешевые тарифы, но они невозвратные и безбагажные. Билеты нужно брать заранее, лучше примерно за полгода, так как тарифы растут с каждым днем. В начале августа с вылетом через неделю цена билета стала 40000 рублей в эконом классе, но в одну сторону!!!

Я изначально выбирал перелет бизнес-классом (один бонусный билет, один за деньги). В итоге уложился в запланированную сумму. В салоне А-319 в бизнес-классе 8 мест.

Салон бизнес класса

Обслуживание на уровне. Предоставляют горячее питание с выбором, алкогольные и безалкогольные напитки без ограничений.

Обед в самолете
Здесь начинается Россия

При посадке в аэропорту Елизово из-за облачности не удалось насладится видами вулканов Авачинской группы. Они, к сожалению, были почти полностью скрыты облаками.

Но вот над Авачинской губой небо было чистое. С левого борта хорошо были видны поселок Рыбачий и город Вилючинск, устье реки Авача.

Здесь начинается Россия

В Петропавловске я снимал апартаменты в жилом районе. Очень приличная однокомнатная квартира. Новая мебель, все необходимое. Цена 4250 рублей в сутки. Бронировал её еще на Букинге. Потом когда они нас «кинули», мою бронь Букинг сам и отменил. Пришлось срочно созваниваться с хозяйкой и договариваться об её сохранении. Все хорошо решилось и бронированное жилье меня благополучно дождалось. Если на Камчатку собираться летом, то жилье нужно бронировать в феврале. Иначе оно будет либо в неудобном районе, либо ощутимо дорого. Гостиницы выкупают турфирмы, поэтому если и остаются номера, то люксы (что не очень дешево).

На Камчатке я как планировал пробыл три полных дня. Первый день я посвятил морской экскурсии в бухту Русская, которая длится 10–11 часов, то есть практически целый день. Яхта отправляется утром примерно часов в восемь утра.

Первую остановку яхта делает у известной достопримечательности Камчатки — скал Три Брата. Это каменные столбы, которые возвышаются над водой. Они как будто охраняют вход в бухту. На яхте их можно рассмотреть максимально близко. Это столбы-кекуры базальтового происхождения. От берега их отделяет около 300 метров. В 1983 году «Три брата» были официально объявлены региональным памятником природы и вошли в перечень особо охраняемых территорий Камчатки.

Здесь начинается Россия

С названием этих скал связана ительменская легенда. В ней говорится, что когда-то, давным-давно, берег подвергался постоянным разрушениям из-за штормов. Морское божество насылало огромные волны и разрушая поселения людей. Три брата-богатыря решили собой закрыть вход в бухту, сделать его безопасным. Братья были сильны и мужественны, они вышли в залив и встали рядом, грудью защищая берег. Поняв, что победить их не удастся, морской бог превратил богатырей в скалы. Окаменев, герои продолжили защищать свою бухту и берег, где жили люди. В этих местах много ныряющих в воду за рыбой таких птиц как бакланы и конюги. Очень много топорков, выделяющихся характерными красными клювами.

Следующая остановка была у острова Старичков (ударение на первый слог). Остров небольшой, всего 500 квадратных метров. На нем обитают тысячи морских птиц. На территории острова встречаются чистики, бакланы, топорки, кайры. Остров назван в честь птички ста́рика. Она живет в норах, вырытых в земле. Их на острове 5 видов. Территория острова окаймляется скалистыми рифами, на которых нежатся на солнце нерпы. Остров охраняют вертикально вырастающими из воды кекуры — Караульный и Часовой.

Здесь начинается Россия

Нерпы хоть и пугливы, но здесь подпускают на некоторое расстояние для фотографии. Так как остров является заповедником и памятником природы, высадка на берег разрешена только научным работникам. Далее по дороге остановились понаблюдать за китами, но был всего один и заснять удалось только спину. Это фото в альбоме. Экскурсия далее идет мимо бухт Вилючинской, Жировой, Фальшивой и Русской с остановкой у мыса Кекурного.

На мысе Кекурном мы наблюдали лежбище сивучей, а потом в районе этого же мыса мы останавливались на рыбалку. Трофеями были морские ленки и окуни.

Здесь начинается Россия

Во время прогулки на яхте был полный пансион. Утром на выходе из порта подали завтрак. На обед была уха из красной рыбы. К ужину кок подала великолепное филе из свежей рыбы (которую мы все выловили), на десерт были крабы. В общем сервис на высоте. Покупая такую экскурсию нужно понимать что это не спокойное Средиземное или Черное моря. Здесь катер выходит в открытый океан и волнение там ВСЕГДА! Хоть волна была всего-то метр, но на палубе приходилось балансировать. Поэтому если вас укачивает, то пейте заранее таблетки, плюс возьмите их с собой. Может и вообще не брать такую экскурсию. Иначе ваша прогулка станет адом и длится он будет как я уже сказал 10–11 часов. Удовольствия такое состояние вам точно не доставит.

Следующий день был посвящен вертолетной экскурсии в Кроноцкий заповедник. Точнее в две его знаковые достопримечательности: кальдеру Узон и Долину гейзеров. Экскурсию проводит компания Витязь — аэро, которая имеет свой аэропорт. Аэропорт новый, довольной современный, пусть и маленький. На фото ниже интерьер аэропорта.

Здесь начинается Россия

В зале ожидания выставлен интересный экспонат — скелет Стеллеровой коровы. Это животное еще относительно недавно обитало на нашей Земле, но было безжалостно истреблено людьми.

Вокруг аэропорта много сувенирных палаток.

Здесь начинается Россия

Все вертолетные экскурсии начинаются именно отсюда, при этом аэропорт выполняет и пассажирские рейсы в отдаленные поселки Камчатского края. Полагаю они дотируются государством. Цена билета на вертолетную экскурсию для взрослого — 52 000 рублей (для детей предполагаются скидки). Экскурсия идет 6 часов. До первой остановки в кальдере Узон время полета 1 час. Под вами будут проплывать камчатские пейзажи.

Здесь начинается Россия

Кульминация полета — облет вулканов Карымский и Малый Семячик. Как иначе еще можно вот так просто заглянуть в жерло вулкана!

Кальдера вулкана Узон — это огромная котловина диаметром почти в 10 км с очень ровной поверхностью и разнообразной растительностью. Здесь можно увидеть многие формы современного вулканизма. Есть озера кипятка, горячие источники, грязевые котлы и фумаролы, из которых поднимаются столбы пара. В кальдере Узон нашли выходы самой молодой нефти в мире. Её возраст примерно 60 тысяч лет. Она еще находится в стадии формирования. Изучая её возможно удастся открыть загадку происхождения нефти. ведь сейчас пока есть несколько гипотез, не имеющих 100 процентных доказательств.

Здесь начинается Россия

Здесь можно ходить ТОЛЬКО по дорожкам! Сойти с дорожки может быть просто опасно. Температура воды в озерах может достигать 80 градусов, температура горячих земель — 60–70 градусов. Жидкость в некоторых озерах не вода, а смесь кислот. Отсюда ее необычный бирюзовый или голубой оттенок.

Прогулка по кальдере длится час. По пути мы, можно встретить местных животных: лису, зайца, евражку, и иногда и медведя. Они совсем не боятся туристов, сыграл роль режим охраны заповедника. Однако, при встрече с медведем совсем не следует бросаться к нему в объятья. Сам медведь встречи с человеком не ищет, но все же это опасный хищник. Поэтому каждую группу туристов сопровождает вооруженный сотрудник заповедника.

После кальдеры на ждал пятиминутный перелет в Долину гейзеров. Там, к небольшому огорчению шел дождь, но, у природы нет плохой погоды. А туман с дождем и паром создавали некую мистическую обстановку. С деревянной обзорной площадки виден гейзерный комплекс Витраж — пестрый склон ущелья, покрытый желтыми, серебристыми и коричневыми пятнами и окутанный туманом от фумарол и гейзеров.

Здесь начинается Россия

Гейзеры здесь извергаются с разной частотой. Некоторые — через каждые 10 минут, другие — раз в несколько лет. Время извержения некоторых очень трудно предсказать и, если оно произошло, то считайте это большой удачей.

Самый крупный гейзер, Большой, извергается каждые 60–70 минут. Поэтому это обязательный пункт экскурсии. Во время ожидания, как по расписанию. К нему нас обязательно приведут за несколько минут до начала. За время ожидания гид расскажет от фазах извержения гейзеров: первая — фаза истечения воды, вторая — фаза фонтанирования, третья — фаза выхода пара.

Здесь начинается Россия

Речка Гейзерная, давшая название Долине, очень грязная. При этом грязная вода, которая видна на фото — это последствия дождей и смыва в нее глины и пород. Внешне вода в ней может быть и чистой, но концентрация мышьяка, ионов свинца, ртути и меди в ней превышены в десятки раз. Поэтому её ни в коем случае нельзя пить. К слову сказать подойти к речке вам и не дадут. Здесь ходить тоже строго по деревянным настилам. После окончания экскурсии по Долине нас ждала третья остановка на Налычевских горячих источниках, где опционально предлагалось купание в них. Сам не купался и ничего сказать о них не могу. Остановка была всего 40 минут, а за это время надо было еще и пообедать. Я решил обойтись без источников. Из мне вполне хватило в прошлом году на Итурупе. По прилету в аэропорт всем был предложен бесплатный трансфер в город. Аэропорт примерно в 35 километрах от Петропавловска.

Третий день я планировал посвятить музеям и прогулке по центру Петропавловска. Но, к моему огромному разочарованию краеведческий музей был закрыт на санитарный день. Сделать с этим было ническо нельзя и я прогулялся к центру города пешком к находившемуся там Художественному музею. По дороге попались два интересных здания: канцелярия вице-губернатора и дом сотрудников канцелярии.

Здесь начинается Россия

По пути попались интересные здания советский постройки: Камчатский суд и здание бывшего ГУМа.

Здесь начинается Россия

На площади Ленина находится здание правительства края.

Здесь начинается Россия

На набережной стела «Город воинской славы».

Озеро Култучное. От вод бухты его отделяет пляж-променад.

Здесь начинается Россия

Памятник святым Петру и Павлу.

Здесь начинается Россия

Интересный в Петропавловске художественный музей. На тот момент в нем экспонировались две выставки: декоративно-прикладное искусство коренных народов и фотовыставка, посвященная природе Камчатки. Ниже на фотографиях экспонаты выставки. Предметы одежды и быта коренных народов.

Здесь начинается Россия

Фотографии камчатской природы и животных.

Здесь начинается Россия

Так как это был фактически последний день моего пребывания на Камчатке (день вылета можно не считать), то я решил пообедать в местном ресторане на набережной. Ресторан «Два моря — океан» считается довольно пафосным и дорогим. Специализация понятна из названия: рыбные блюда и морепродукты. Кухня в целом довольно неплохая, хотя повар видимо не знает (или не хочет знать) что при приготовлении папоротника нижние жесткие части удаляют. Отрезать их довольно сложно. Это немного испортило впечатление о ресторане. Обед обошелся мне в 3200 рублей с учетом 250 грамм водки, трех блюд и бутылки минеральной воды местного розлива.

Папоротник в таежном соусе
Осьминог на запеченом картофеле

Программу — минимум по Камчатке я выполнил, хотя мест, которые здесь еще можно посетить очень много. Пальцев на руке не хватит. Возможно это будет в другой раз. На следующий день я попрощался с Камчаткой и улетел в Хабаровск.