Турист Дмитрий Черноскутов (Chernoskutov)
Дмитрий Черноскутов
был 17 января 10:49

Республика Хакасия, Красноярский край — Россия Июль 2022

Поскольку информации об этих местах не так много либо она довольно расплывчата либо это официальные источники связанные с администрацией в которых много о прекрасном незабываемом умиротворяющем этническом, но мало о туалетах заправках и еде (что для самостоятельного туриста не менее важно чем достопримечательности) решил описать свою поездку что называется на заметку идущим по стопам.

Поездка в Хакасию началась с Красноярка поэтому маршрут туда был Красноярск-Абакан. Это около 400 километров вполне неплохой асфальтированной дороги.

Хакасия туда и обратно. Курганы и пещера

маршрут Красноярск-Абакан. 400 км. вдоль Енисея. Енисей иногда видно.

Нужно иметь ввиду что за Дивногорском цивилизация кончается и снова появляется уже ближе к Абакану. Периодически нет связи (у меня билайн). Есть несколько кафе по дороге. Основная точка остановки в районе поселка Верхняя Бирюса. Там кафе заправка сувениры. Мы не останавливались. Заправки федеральных операторов в Хакасии типа Газпромнефти и Роснефти становятся исчезающе редки. В основном местные КНП, Хакнефть и прочие малопонятные без привычных кофемашин и комфортабельных туалетов. Бензин по-моему везде одинаковый.

Красноярская ГЭС.

Дивногорск последний крупный населенный пункт по дороге в Абакан поэтому советую там заправиться и взять в дорогу всё нужное. Сама ГЭС выглядит красиво, но нормально подъехать не получится. Основной вид открывается с моста через Енисей. Поэтому если нужны красивые фото на фоне плотины оставляете машину у моста и идёте пешком. Либо проезжаете мост и смотрите на Яндекс картах где расположены смотровые площадки. Мы посмотрели из окна автомобиля проезжая по мосту и двинулись дальше поскольку путь не близкий.

Большой Салбыкский Курган.

Представляет из себя раскопанный археологами самый большой в Сибири найденный курган состоящий из уложенных и расставленных по периметру огромных каменных плит. Вокруг видно большое количество курганов поменьше.

Как найти: По дороге в Абакан проезжая поселок Пригорск сразу поворот направо и затем мимо поселков Московское и Вершино-Биджа. Всего от трассы на Абакан до курганов примерно километров 40–45. Следите за коричневыми знаками навигации. За Вершино-Биджей через какое то время знак покажет поворот налево на проселочную дорогу. По ней доедете до Большого кургана.

Хакасия туда и обратно. Курганы и пещера

Входные ворота в музей кургана на территории которого сам курган

Красивое место, степь мегалиты (очень большие камни), небольшой музей посвященный кургану и тагарской культуре и туалет (почти времён тагарской культуры).

Вид на курган

Ворота кургана

Один из самых узнаваемых символов Тагарской культуры.

Один туалет для некурящих второй для всех. Гендерного разделения не предусмотрено.

Вход к кургану стоит 100 рублей с человека. Только наличными. Вообще привыкайте к наличным если путешествуете по Хакасии.

Стоит заехать на Салбыкский курган потому как в ходе путешествия по Хакасии вам будут встречаться периодически маленькие курганы, а вот самый большой вы просто так не увидите. Судя по всему в нем был захоронен кто то очень могущественный раз ради него такие огромные камни притащили в степь, но кто именно не понятно. Ну еще конечно место силы необычайная энергетика все дела если кому это важно. А так классные фотки с огромными камнями по среди степи. Все их будут лайкать. Про сам курган всё написано в википедии.

Хакасия туда и обратно. Курганы и пещера

Столб с ленточками возле которого все фотографируются. новодел.

Бородинская пещера.

Всё в том же поселке Вершино-Биджа который на пути к курганам будет еще один коричневый указатель на Бородинскую пещеру. Проселочная дорога уходит правее и так же по указателям минут через 15 вы добираетесь до парковки с информационным стендом и туалетом (так же видимо что-то времён тагарской культуры). Внимательно прочитайте стенд. Экскурсия по пещере только с экскурсоводом расписание на стенде.

Хакасия туда и обратно. Курганы и пещера

вообще написано дети от 3 лет можно. но сами экскурсоводы говорят лучше не стоит. Я с ними в целом согласен.

Можно опоздать минут на 10–15 вас дождутся если увидят что вы выдвинулись к пещере (а парковку очень хорошо видно из домика экскурсоводов у входа в пещеру). Дальше пешком по тропинке в горку. Минут 5 если бодрым шагом.

тропа к пещере. всё время вверх.

дом хранителей пещеры.

Дошли до домика пообщайтесь эээ… с сотрудниками пещеры? Хранителями пещеры? В общем с заведующими пещерой. Всё расскажут как что. В пещеру можно с детьми. Работает она круглый год. Цена 500 рублей с человека, но если группа маленькая нужно будет доплатить за экскурсовода еще 500. Соответственно мы были вдвоём заплатили 1500. В целом не жалко и малыми группами очень удобно. Есть терминал для оплаты! Там же можно взять чай, воду.

Важно! В пещере температура +4+2 примерно летом. В шортах будет грустно. По этому штаны и как минимум легкая кофта обязательно. Шапка и перчатки по желанию (несколько раз нужно будет спускаться по ступенькам держась за очень прохладненькие железные поручни). Пещера широкая и большая ползти нигде не надо клаустрофобии впринципе не вызывает. Внутри точечное освещение. Экскурсовод всё расскажет покажет везде ступеньки и тропинки. Фотографировать в пещере со вспышкой нельзя чтобы не спугнуть обитающих там летучих мышек. Мы летучих мышей не увидели они прятались где-то в глубине куда проход закрыт. Зачем это всё тогда? Красотищща! Очень классная большая пещера со сталактитами и сталагмитами единственная оборудованная в Хакасии для посещений обычными туристами. Очень хорошие экскурсоводы всё расскажут и вы будете потом сами неплохо разбираться в пещерах. Опять же можно пофотографировать без вспышки подсветив фонариком.

Спуск в пещеру.

фото естественно вообще не передаёт внутреннюю красоту.

А такой зеленый ковер на выходе из пещеры.