Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 13:34

Калининск — Россия Август 2017

Когда время от времени возникают дискуссии нужно ли возвращать старые названия населенных пунктов, переименованных в советское время, то мне сразу вспоминается город Калининск в Саратовской области.

26 июня 1962 года рабочий поселок Баланда был переименован в город Калининск, а современные жители не жаждут обратного переименования.

Хотя существуют три версии возникновения названия.

«По одной из версий происхождения названия населённый пункт унаследовал его от реки, которая в свою очередь именовалась древнетюркским словом „рыбная река“.

Согласно другой версии, на возвышенности, где впоследствии находилась усадьба, жил атаман Баланда, грабивший проезжие караваны.

Третий вариант переводит слово „баланда“ как „похлёбка“, „стоянка“ и связывает его появление с обустройством в этих местах перевалочного пункта кочевников».

Мы проезжали мимо Калининска в 2010 году, когда из-за ЧП в Тунисе Арабские приключения. Часть третья. Страшно порой быть в Тунисе опоздали на свой поезд и пришлось добираться до Саратова на перекладных.

В этот раз решил доехать до Калининска на электричке из Аткарска. Состоит электричка из одного вагона и местные жители её называют автобусом.

Поездка в Калининск

Местная станция называется Калининск-Саратовский, в 1895 году была завершена железнодорожная ветка Аткарск — Баланда и открылся вокзал.

И тут я понял, что попал. Оказалось, что до центральной улицы города — Советской далеко. Автобусов не было, пришлось топать пешком, причём в сторону откуда я приехал, практически параллельно железной дороге. А в запасе у меня было лишь полтора часа.

Дома были одноэтажные и неказистые,

только рядом с вокзалом был домишко с прикольным входом.
Поездка в Калининск

Примерно на полпути от станции до центра города обнаружил мечеть.

Появилась мечеть в Калининске в 1994 году. Всё было сделано просто, перестроили старый деревянный дом, а затем прикрепили к зданию минарет. Уже в этот столетии вокруг мечети появился крепкий кирпичный забор, сменив проволочную ограду. Теперь здание мечети разглядеть и тем более сфотографировать трудно.

В центре нашелся символ любви к родному городу,

Поездка в Калининск

а на одном из стендов — герб города.

Одним из первых зданий, увиденных мною на улице Советской, стал Районный Дворец культуры, открытый в 1973 году.

Поездка в Калининск

Напротив Дома культуры, на противоположной стороне улицы располагается группа патриотических памятников.

Главный из них — «Клятва». Если за памятниками погибшим во время Великой Отечественной войны хоть какой-то уход осуществляется, хотя бы перед 9 мая они проводятся в относительный порядок, то с памятниками героям революции и Гражданской войны в последнее время ситуация практически никакая. Стоят они себе стоят, ежели не развалились и на том спасибо. Словно предчувствую грядущий развал страны и смену идеологии, в 1976 году в Калининске появился памятник «Клятва», который посвящен одновременно и революции и Великой Отечественной войны.

Поездка в Калининск

На пьедестале цифры: 1917 — 1941 -1945. Памятник состоит из трёх фигур. Крайний слева определяется однозначно как красноармеец в будёновке времён Гражданской войны, крайний справа — воин Красной Армии времён Великой Отечественной войны, а в середине — бородатый мужик, похожий на партизана. Ну тех во всех войнах хватало.

На аллее, ведущей мемориалу расположены плиты с именами погибших в Великой Отечественной войне.

Несмотря на неплохую сохранность, памятник символизирует отношение современных чиновников и населения к героям давних времён. В 2000 году возле памятника появился «Вечный огонь», правда горел он только 9 мая, но через несколько лет го погасили — в бюджете не было денег на газ для него. Экономика — превыше всего! А в сентябре 2017 года ученик одной из местных школ, 12 лет от роду, исписал памятник нецензурными словами. Для моральных уродов любого возраста нет понятия святынь, дорогих любому нормальному человеку.

В последнее время стало модным устанавливать памятники пограничникам. Не обошло это поветрие и Калининск. 28 мая 2013 года в сквере у мемориала «Клятва» состоялось торжественное открытие первого в регионе мемориала воинам-пограничникам. Комплекс представляет собой пограничный столб и плиту с надписью: «Воинам-пограничникам — защитникам рубежей нашей Родины».

Поездка в Калининск

Столб — из камня, плита — из мрамора.

Тут же памтники участникам локальных войн

и «чернобыльцам».

В трёх местах нашёл упоминание имени Степана Ильича Подгайнова (1915 года — 1980 года) — участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза.

Мемориальная доска

Поездка в Калининск

на типовом здании, построенном в 1968 году.

Школа № 2 имени Подгайнова.

Поездка в Калининск

А еще в Калининске есть Аллея Героев Советского Союза Калининского района.

Она была открыта в 1986 году. Более 10 000 ушли на фронт, вернулись с полей сражений менее половины. На аллее располагались информационные стенды, посвященные семи уроженцам Калининского района — Героев Советского Союза и одного кавалера ордена Славы.

Насколько мне известно в настоящее время Аллея выглядит по другому, вместо стендов установлены бюсты.

5 октября 2012 года был открыт в Калининске памятник Александру Григорьевичу Рыбалко — доктору технических наук, профессору, заслуженному работнику сельского хозяйства РФ, академику.

Поездка в Калининск

Автор памятника — известный саратовский скульптор Андрей Александрович Щербаков. Интересна надпись на памятнике: «Инженер, учитель, ученый земли Саратовской». Надпись не случайна. Александр Георгиевич начал трудовую деятельность как инженер МТС, а с 1980 года в течение 18 лет возглавлял Саратовский институт сельского хозяйства и мелиорации.

Рядом с памятником — Дом детского творчества.

Поездка в Калининск

Рядом со школой № 2 находится площадь, где находится чуть в отдалении здание районной администрации,

а чуть поближе — памятника В. И. Ленину

Есть в Калининске старинные особняки, переделанные для современных нужд. В особняке купцов Ганненковых на улице Советской расположился пенсионный фонд,

Поездка в Калининск

на его стене мемориальная доска.

Времени у меня оставалось всё меньше, а я хотел попасть на другую сторону реки Баланда.

30 марта 1919 года по предложению Владимира Ильича Ленина Михаил Иванович Калинин единогласно избран Председателем ВЦИК. В рамках своей деятельности Калинин 29 апреля — 18 мая 1919 года с поездом «Октябрьская революция», организованным по инициативе В. И. Ленина, совершает поездку на Восточный фронт. Всего в течение пяти лет им было совершено 17 агитационных поездок на поезде «Октябрьская революция». Во многих местах Саратовской области будущий всесоюзный староста побывал и выступал, выступал, выступал…

20 июля 1919 года он выступал перед жителями села Баланда и красноармейцами 23 стрелковой дивизии, 9 армии, Южного фронта в рамках поездки на Юго-Восточный фронт 12 июля — 5 августа 1919 года. Прошли годы. Баланда стала Калининском. А на площади, где выступал Калинин, появился памятник в его честь.

Поездка в Калининск

Здесь же кинотеатр «Победа», построенный во времена «застоя».

Быстрым шагом прохожу мост над Баландой,

которая цвела.

На рынок даже заходить не стал.

Поездка в Калининск

Парадоксы Калининская — старинные особняки, дожившие до наего времени и сохранившие, путь даже увядшую красоту,

и современные дороги.

Поездка в Калининск

Жаль времени было мало, старина манила.

Дом купца С. А. Ганненкова, ныне ДОСААФ​.

Поездка в Калининск

Умели качественно и на века строить здания в дореволюционной России. В 1904 году был построен дом для одного из купцов села Баланды — О. А. Ганненкова. В конце прошлого века, в 1989 году, особняк превратился в храм.

Не первый раз встречались мне в Саратовской области такие превращения.

Удивительно, но до революции в селе существовало три православных храма. Все они были разрушены во время советской власти и власти не сочли возможным их восстановление. Вместо этого был передан старинный дом под церковь. Последним учреждением до передачи здания, размещавшимся в нём была сберкасса. Новая церковь была освящена 29 января 1989 года иерейским чином во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Княгиня Ольга, в крещении — Елена (около 920 года- 969) правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви. А сама Русь была крещена лишь при её внуке — великом князе Владимире.

Интересный факт. 21 февраля (6 марта) 1913 года был учреждён «Знак отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги» для отличия женщин за общественную и государственную службу. По статусу его награждение мог производить лишь император или императрица с его согласия.

Хотя знак был трёх степеней, но первое и одновременно последнее награждение состоялось 2 апреля 1916 года. Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях Первой мировой войны трёх сыновей офицеров, была награждена знаком отличия Святой Ольги 2-й степени.

Её дети были гусарскими офицерами, служившими в знаменитом 12-м Ахтырском гусарском генерала Дениса Давыдова полку. Ротмистры Борис Аркадьевич(1878 — 1914) и Лев Аркадьевич (1883–1915) и штабс-ротмистр Гурий Аркадьевич (1879–1914). 13 августа 1914 года погиб Борис, через две недели — Гурий, а 19 января 1915 года — Лев. Подвиг братьев Панаевых не только поразил всю патриотическую Россию, но и стал примером и призывом для всех — идти добровольцами на фронт. Во время революции многих офицеры убивали только за то, что были офицерами. А ведь они воевали на фронтах Первой Мировой войны вместе с солдатами и не прятались за их спинами. К 1917 году в некоторых частях было убито или выведено из строя до 86% офицерского состава.

Храм же в Калининске получился красивым на загляденье, как картинка.

Поездка в Калининск

Хорошо, что не стал опробывать новые пути, ибо улица Коммунистическая шла также параллельно железнодорожным путям и я по ней еще дальше от вокзала ушёл.

Фотографировать уже ничего не стал, остановился лишь на мгновение- посмотреть на культурных собак, которые сами по себе в магазин ходят.

В электричку сел за 5 минут до отправления, взмокший как лошадь во время скачки и долго не мог отдышаться.