Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 0:15
Попробую разгонять мглу на холмах Грузии ))

Городец — Россия Июнь 2021

Малый Китеж теперь Городцом именуется, вот что на Волге, повыше Балахны, пониже Катунок стоит… П. И. Мельников-Печерский «В ЛЕСАХ».

Год прошел после нашего автопутешествия в Нижний Новгород, и вот автор, пишущий со скоростью бешеной черепахи, сподобился рассказать о посещении Городца, симпатичного и нарядного города, от знакомства с которым получил хорошую дозу позитива. Вот и хочется им поделиться, а то что-то не ощущается его избытка в последнее время…

Должен признать, что в Городце нет чего-то туристически выдающегося. Нет ни исключительных природных достопримечательностей, ни тысячелетней исторической архитектуры или хотя бы приличных развалин, ни музеев с удивительными творениями человеческого гения… Городец — это сохранившаяся и местами удачно подновленная провинция, достойная посещения в целях неспешных пеших прогулок по его патриархальным улочкам и любования деревянной архитектурой.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Когда кажется, что за ближайшим забором с наслаждением вкушает седьмую чашку чая красавица кустодиевского типажа, подавая команду шустрому работнику вновь растопить самовар для прибывших гостей… А тот, отсвечивая намасленным пробором в волосах, спешно тащит воду в ведре, дровишки и сапог гармошкой — поддуть для быстрейшего результата. И по улице плывет аромат свежих пряников, вызывающий обильное слюноотделение…))

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Кроме того, есть в городе комплекс «Город мастеров» и Феодоровский монастырь, множество небольших музеев — Музей самоваров, Музей пряника, Музей добра, Дом графини Паниной, Детский музей, Краеведческий музей и другие.

И еще очень понравились жители — доброжелательные, открытые люди, во всяком случае только такие нам встречались и хочется верить, что их подавляющее большинство. Ведь мнение о путешествии складывается из многих факторов и совсем не последнее место в общей оценке занимает качество человеческого общения… У нас все в этом плане сложилось, чего и другим туристам желаем!

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Мы прибыли в Городец, полные впечатлений, после знакомства с большим современным городом и очень мощным туристическим центром — Нижним Новгородом, и тихий провинциальный городок очень лег на сердце.

Маленький отель «Старый Городец», в котором мы поселились, очень способствовал этому настроению.

Отель находится у пруда, с другой стороны которого расположен современный комплекс для отдыха с рестораном. Постройка удачно вписалась в городской ландшафт, не нарушив этажность и порадовав красотой дымоходов и водосточных труб. Ну, а техника у хозяев современная — не кареты с телегами))

Вид из окна отеля

Мы начали исследовать город с улицы Ленина, которая ранее называлась Купеческой и где сохранилось много купеческих усадеб. Городецкий краеведческий музей занимает особняк купца И. П. Облаева, представителя богатой купеческой династии. Дом в начале 20 века получил отделку в стиле модерн.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Рядом с ним самый молодой из музеев города — «Городец на Волге», в котором представлены экспозиции, посвященные купеческому быту, есть коллекции фарфора, старинных монет и фотографий.

Музей «Городецкий пряник» расположен в одном из самых красивых домов на улице — в усадьбе купца Петелина 1906 года постройки, являющимся памятником архитектуры федерального значения. Он был открыт в честь знаменитого местного промысла в 2008 году.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Мы его посетили — музей небольшой, но интересный. Видимо, не открою секрета, что название пряник происходят от слова пряный, пряность… Считается, что на Руси прообразы пряников появились в 9 веке, их называли «медовым хлебом» и делались они из смеси ржаной муки с мёдом и ягодным соком. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в 12–13 веке и пряности, появилось название — пряник.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Разнообразие сортов русских пряников зависело от состава — теста, добавок и наполнителей, а в конечном счете от фантазии мастеров. Городец издавна был знаменит вкуснейшими пряниками. Городские кондитеры обеспечивали ими родную Нижегородскую и многие соседние губернии. По архивным данным в последние годы 18-го столетия в Городце выпекали до 8000 пудов различных пряников разного веса и размера.

В 19 веке пряничное производство расширилось — в год производили до 10 тысяч пудов пряников, некоторые весом достигали пуда и даже более. Разных видов пряников насчитывалось до 30 сортов — маленькие (закусочные), большие (аршинные) с различным наполнением — медовым, сахарным, паточным, фруктовым, миндальным, ликерным… К концу 19 века в городе было 15 производств по выпечке пряников, на которых трудились потомственные мастера, многие из которых были из династий старообрядцев — Глазуновы, Беляевы, Лемеховы.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

На Руси пряники были не только обязательным элементом праздничного застолья, но и наиболее доступной сладостью. В музее широко представлены разнообразные пряничные доски для изготовления «печатных» пряников — исторические и современные.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Кстати, о птичках — никогда не пробовал таких вкусных, с фруктовой начинкой, абрикосовой и вишневой, пряников! Мало того, раньше я их вообще не любил, по первым детским впечатлениям вкус их казался приторным, а консистенция — жесткой… Стоило приехать в Городец, чтобы распробовать вкус настоящего пряника))

Закупились мы ими не в музее, а в сувенирном магазинчике «Городецкий кладенец», находящимся через улочку, в доме с красивой деревянной лестницей-пристройкой.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Вообще-то пряники в городе продаются везде, есть конкуренция производителей, что, наверное, и неплохо. В старину именно это обеспечивало многообразие сортов и качество городских пряников.

Рубрика: «Встреча с интересным человеком»

С интересным человеком мы встретились как раз в магазине «Городецкий кладенец», поднявшись по лестнице в целях присмотреть сувениры и пряники. Он торговал в лавке, других посетителей не было, мы зацепились языками и зависли часа на полтора. Валерий Васильевич Завернихин оказался именно тем знатоком и патриотом города, который с радостью готов поделиться с туристами всеми тайными и явными знаниями о родном городе, а встретив искреннюю заинтересованность, еще и угостить вкуснейшими свежими пряниками сверх купленных)) Иногда таких людей называют провинциальными чудаками, но как же увлекательно с этими энтузиастами-патриотами пообщаться и познавательно их послушать. Хозяин рассказал много чего интересного, я приведу лишь краткое изложение одной городской истории в его версии.

Валерий Васильевич демонстрирует проект несостоявшегося города

Когда в городе в постсоветское время встал вопрос о создании какого-либо объекта в целях развития туризма, возникло два варианта. Идейным сторонником, разработчиком и лоббистом первого из них совместно с группой энтузиастов являлся наш собеседник. Идея состояла в том, чтобы расчистить и восстановить озеро, а на его берегу воссоздать целый городок из дерева — историческую стилизацию, в котором предполагалось размещать туристические объекты, проводить какие-либо реконструкции в древнерусском стиле и другие мероприятия. В общем, материализация легендарного Китежа))

Губернское, пардон, областное начальство из Нижнего Новгорода поддерживало идею и даже работы начали проводиться — озерцо было восстановлено. Но потом в чиновничьих кабинетах победило лобби другого варианта — комплекса на берегу Волги, который и был построен и функционирует в настоящее время под названием «Город мастеров». Валерий Васильевич аргументированно объяснил, в чем, по его мнению, выигрывал первый вариант, был очень убедителен и мы ему поверили, трудно было не поддаться обаянию рассказчика! Позже, ближе к вечеру мы посетили место несостоявшегося проекта —

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

восстановленное мифологическое озеро, больше похожее на пруд…

Вот такой НЕДОДЕЛ получился, реинкарнации града Китежа не вышло… Рассказчик, хоть досады от этого факта не скрывал, рук не опустил — продолжает популяризировать родной город всеми доступными способами, на нас он произвел впечатление очень искреннего и увлеченного человека! В помещении около своей торговой лавки он содержит что-то вроде любительского музея.

Городец достаточно древний — основан более 800 лет назад для защиты Владимирской Руси от нападений со стороны волжских булгар. Как чаще всего бывает, точные даты основания предположительны. Кто точно знает, основал ли его в 1152 году Юрий Долгорукий, или в 1171 году Андрей Боголюбский?

Месторасположение на берегу Волги было очень удобно для ведения торговли. Городец в своей истории много раз разрушался и возрождался, а к 19 веку стал типичным купеческим городом, разбогател, здесь было построено несколько заводов, в том числе кораблестроительных… Купцы, которые в основной своей массе были старообрядцами, жертвовали значительные суммы на благоустройство города — на строительство церквей, на просвещение, на содержание больниц и приютов.

Вид с крутого городского берега на Волгу

Упомяну о городской мифологии, которую пытаются обыгрывать организаторы местного туризма — теме града Китежа. Согласно легендам, князь Георгий Всеволодович в начале 13 века отстроил Малый Китеж, ныне Городец, на берегу Волги, а потом в отдалении нашёл красивое место на берегах озера Светлояр, где отстроил Большой Китеж. Далее история развивалась трагично — татаро-монгольские захватчики, спалив Малый Китеж, отправились к Большому Китежу, который при их приближении опустился на дно озера, не покорившись врагу…

Эта знаменитая легенда у некоторых гидов трансформировалась в историю о том что Городец, когда был Малым Китежем, также погрузился в воды озера гораздо раньше своего старшего брата при нападении то ли волжских булгар, то ли угро-финских племен… По мне — это уже перебор в процессе туристической мифологизации))

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

В настоящее время остались известными такие городские бренды как городецкая игрушка и городецкая роспись, ну и, конечно, пряники! В городе изготавливали деревянную мебель, бытовую утварь — кадки и ушаты, сани и коромысла, а также резные доски для знаменитых печатных пряников. Популярные в стране деревянные ложки и игрушки местные мастера резали топорами. Деревянный конь-качалка стал одним из символов города.

Исторический центр города не сказать, что очень велик, он примыкает в Волге, и в нем находится Музейный квартал. Музейный квартал, который некоторые авторы, не без доли ехидства, называют образцово показательным и лубочным, ограничен четырьмя улицами — Рублева, Ленина, Александра Невского и Набережной революции. Он и правда, является таким образцовым — улочки местами выложены плиткой, домики в прекрасном состоянии, множество памятников и небольших музеев. Здесь не строят новые дома, а старые поддерживают в образцовом порядке … но разве это плохо?

В начале Набережной революции на смотровой площадке располагается памятник местному уроженцу, летчику, дважды Герою Советского Союза А. В. Ворожейкину.

Далее по улице находится бюст Александра II, который был установлен за несколько дней до нашего приезда в июле 2021 года в день 110-летия со дня установки прежнего памятника императору в Городце.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

На пересечении улицы Андрея Рублёва и Набережной революции видим музей — «Дом графини Паниной». Дом в стиле ампир построен в 1845–1847 годах, экспозиция музея посвящена быту горожан 19 — начала 20 века, в нем можно увидеть картины, рукописные и старопечатные книги, старинные часы, антиквариат и костюмы. Если верить гидам, деревянные ворота с родовым гербом в виде двух китов частично аутентичные)) По отзывам музей очень симпатичный.

Напротив находится дом Красавина-Гришаева — красавец, просто симфония ажурной резьбы, настоящий гимн мастерству городецких умельцев! В нем, памятнике архитектуры 19 века, располагается музей — «Терем русского самовара». В коллекции музея более 400 различных самоваров, а создан он был в 2007 году на основе частной коллекции Н. Ф. Полякова, подарившему ее городу. Подобный музей мы посещали в Касимове.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

В соседнем доме купца Плеханова 1906 года постройки находится музей с необычным названием — «Галерея добра», где собрана богатая коллекция предметов быта горожан 19 века. Интересно, что среди экспонатов есть часть клада, обнаруженного в этом же доме в 2010 году.

А вот среди деревянных домиков с филигранными резными наличниками показалось красивое кирпичное здание в стиле модерн, построенное во второй половине 19 века — усадьба Авдотьи Лапшиной. Дом принадлежал вдове одного из основателей пароходостроения на Волге М. Н. Лапшина. У дома красивое металлическое крыльцо, подобными изделиями до революции обеспеченных жителей снабжало местное производство.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

В сквере на Набережной Революции в 1993 году был установлен памятник Александру Невскому скульптора И. И. Лукина. Рядом на плитах высечены фамилии городчан, которые были награждены орденом Александра Невского.

После спуска по лестнице, ведущей к пристани на Волге, на берегу обнаруживается комплекс из деревянных зданий-стилизаций от княжеского терема до крестьянской избы, носящий название «Город мастеров».

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Это туристическая приманка, которую не минует никто, посещающий Городец. Специально сооруженный комплекс, во-первых, знакомит с историй деревянного зодчества Нижегородской области, во-вторых, в нем размещаются экспозиции и мастерские, посвященные различным народным художественным промыслам. Деревянные строения украшены резьбой с изображением сказочных персонажей — русалок-берегинь, птиц-сиринов, львов, растительным орнаментом.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Встречал мнения о «несуразности огромного туристического центра-новодела». Ну что сказать… Не факт, что комплекс идеально вписался в местность, кто-то называет его «вставным зубом», но зато здесь можно познакомиться с различными видами промыслов, приобрести предметы декоративно-прикладного искусства, и при желании поучаствовать в мастер-классе.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Здесь представлена резьба по дереву, гончарные изделия, городецкая роспись, вышивка, сувенирная продукция.

Очень жизнерадостно выглядят глиняные жбанниковские свистульки — промысел, возникший в деревне Жбанниково.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

В этой комнате выставлены плетеные изделия.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Деревянные предметы украшены городецкой росписью, которая отличается яркой манерой исполнения, в ней часто присутствуют стилизованные вороные кони, петухи с павлинами, цветочные мотивы и жанровые сценки народного быта.

Гиды сообщают, что фабрика «Городецкая роспись», созданная в советское время на базе дореволюционных артелей, работает и в настоящее время.

Следующая экспозиция посвящена резьбе по дереву,

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

а эта — картинам, выполненным в лоскутной технике.

Вот выставка золотошвейной продукции,

а вот экспозиция, посвященная гончарному делу.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Должен заметить, что изделия народных промыслов будят у людей фантазию и стимулируют творчество! Моя супруга с осени стала, проявляя недюженные таланты, создавать симпатичные вещи, используя различную технику. Возможно, экспозиция «Города мастеров» стала триггером для ее творчества)) Не буду скромным, приведу примеры «шедевров» в ее исполнении…

Осенняя рапсодия - картина в технике вышивки лентами

Улица Андрея Рублева — одна из самых красивых и ярких в городе. Она жилая, у исторических домов есть хозяева, людям повезло жить практически в музейных экспонатах, если считать город музеем под открытым небом. Здесь находится большинство исторических домиков в отличном состоянии.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Вот памятник архитектуры 19 века — дом А. Д. Сорокина.

Историческое здание — дом А. Н. Клюквина первой половины 19 века постройки.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Далее мы отправились изучать менее туристически раскрученные районы города. В некотором отдалении от туристического центра, если двигаться от Музейного квартала по улице Кирова, находится Памятник купечеству России. Гиды утверждают, что он единственный в стране, во что не очень верится)) Несомненно то, что местные купцы его заслужили — они много делали для развития своего города, на их пожертвования были построены учебные заведения, больницы и библиотеки, оборудован водопровод и канализация.

Несколько далее в районе Пролетарской площади находится Феодоровский мужской монастырь с долгой и трудной историей. По преданию, он основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. Он не раз был разорен, горел, но отстраивался снова.

С монастырем связаны имена ряда известных людей. Особенно известен он тем, что герой земли русской Александр Невский, возвращаясь из Золотой Орды, принял в нем иноческий обет и скончался в ноябре 1263 года. В настоящее время на территории монастыря установлен памятник схимнику Алексию (Александру Невскому) работы скульптора П. Добаева.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

В советское время история монастыря была типична — закрыт в 1927 году, в его зданиях размещались различные учреждения, включая колонию. Возродился монастырь в нашем веке, разрушенную церковь Феодоровской иконы Божией Матери восстановили в 2009 году. В монастыре находится икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме. Некоторые коллеги по Туристеру поднимались на колокольню монастыря, но у нас это не случилось.

В районе монастыря находятся Покровский храм, построенный в 1824 году на деньги прихожан в честь победы в Отечественной войне 1812 года,

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

и несколько памятников, образующих мемориальный комплекс. Кроме памятника жителям города, погибшим в годы войны, есть памятник погибшим в Афганистане и на Северном Кавказе, памятник пограничникам всех поколений, памятник жертвам репрессий, а также танк и бронетранспортер без каких-либо пояснительных табличек

и памятник Матрене Вольской. Эта женщина, учительница, совершила в годы войны нечто невозможное — вывела за линию фронта с оккупированной территории Смоленской области более 3 тысяч детей, спасая их от угона в Германию. С двумя взрослыми помощниками она провела их более 200 километров труднейшими военными дорогами, под бомбежками, сама будучи беременной… После войны эта героическая женщина много лет проработала учительницей в Городецком районе.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Рубрика: «Встречи с местными жителями»

Не припомню вообще никакого негатива в Городце. А вот встречи с душевными людьми вспоминаются. После посещения Феодоровского монастыря мы отправились разыскивать реконструированное озеро в районе Городецкого вала. Уточнили дорогу у встреченного дяденьки-милиционера, похожего не на Дядю Степу, а скорей на сказочного Покатигорошка, такого молодого розовощекого крепыша, который лично повел нас в нужном направлении, одновременно рассказывая о родных местах. А уже минут через двадцать мы были перехвачены и отбиты у милиционера приветливой жительницей, сидящей за рулем своего автомобиля. Она заявила, что заметила нас, разевающих рты по сторонам, ранее, и горит желанием доставить уважаемых туристов по месту их требования)) Что и совершила, быстро и ловко разворачивая авто на узеньких улицах, демонстрируя искреннее и активное гостеприимство!

Таким образом мы прибыли в район, где находится Городецкий вал (точнее то, что от осталось), который входил в комплекс городских укреплений 12–14 веков. На остатках вала растут интересные сосны и в этом же районе находится восстановленное легендарное озеро.

Столетиями стоит на берегу Волги старинный городок, погруженный в свою размеренную жизнь. В нетуристических районах города можно увидеть дома совершенно разные по степени сохранности…

Исторические,

современные зажиточные

и не слишком…

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

По дороге осмотрели церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех 1707 года постройки.

Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом

Уже к концу дня нашли старообрядческую церковь Успения Пресвятой Богородицы, основанную во второй половине 19 века, каменное здание которой построено после 1905 года. В советское время не функционировала, а в 1990-х годах была возвращена старообрядцам, сейчас отремонтирована, выглядит вполне достойно.

Нам понравился город. Прямо как пелось в песне: «Я люблю вас, улочки, улочки-шкатулочки…». Городец — это город-музей, где наличествует живописная старинная деревянная застройка в приличном состоянии, где можно гулять, отдыхая душой, впитывая эту неброскую красоту и где домики, украшенные резьбой, радуют глаз своими нарядами.

Друзья, посетите Городец при возможности, не пожалейте дня, он ждет вашего внимания))