Турист Ольга (296Olga)
Ольга
была сегодня 10:45

Абхазия — 2022 Часть 1 "Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!"

Гагра — Абхазия Июнь 2022

В Гагры мы не прилетели, а приехали на машине за 13 часов, минуя такие города, как Невинномысск, Майкоп, Туапсе, Сочи и Адлер. Границу прошли минут за 20, я с детьми отдельно, муж с машиной отдельно. Российские пограничники задавали много вопросов детям, интересовались датой рождения, спрашивали: «Кто эта женщина рядом с вами? Как ее зовут?». Дети экзамен выдержали достойно, несмотря на все пубертатные закидоны старшего отпрыска, матерью меня признает и на том спасибо))). В будке придирчиво изучали мой паспорт, сделали вывод, что уже не та Апроська, изменилась за 16 лет с момента получения документа))). Абхазские пограничники посмотрели на паспорта в развернутом виде, посчитали количество человек в автомобиле и пожелали счастливого пути!

Так сложился отпуск 2022 года, что местом нашего отдыха оказалась Абхазия, свой очередной день рождения я встретила именно там. Знакомый вам, по моим рассказам, наш кот традиционно отдыхал отдельно от нас, поехал к бабушке на свежий воздух. Абхазия ассоциировалась у меня с морем. Друзья рассказывали, что море там, как парное молоко, и вокруг пальмы. И море и пальмы все это не в новинку, поэтому от поездки многого не ждала, но некоторые моменты неприятно удивили, некоторые вызвали положительные эмоции.

Первые четыре дня мы провели в Гаграх.

Очень долго не могли определиться с жильем и только перед самой поездкой забронировали номер в частной гостинице. В номере заявлен кондиционер, телевизор, современная мебель, санузел в коридоре на два номера, цена в сутки приемлемая, поэтому согласились. Строения расположены на склоне террасами. Идешь в горку, затем открываешь калитку и ступеней 30 вверх. На третьем этаже, помимо номеров, еще открытая терраса, с которой открывался умопомрачительный вид на море. В комнатах высокие потолки, лепнина, паркет. От дома веет нотками истории и былого процветания. Вот только заявленный кондиционер включить не представлялось возможным, висел он под потолком, а розетка находилась сантиметров 40 от пола. Хочешь освежиться — сбегай купи переноску и добудь кондиционеру электричество. Заявленный телевизор в соседнем люксе показывал всего лишь две программы. Отдыхающие выражали недовольство. Мы посмотрели на наш телевизор, изготовленный в конце 90-х начале 2000-х, и решили его даже не включать. На все претензии хозяйка отвечала:

— В объявлении указан кондиционер — он есть, телевизор — есть, какие ко мне претензии?

Да, правда, какие, всё наше недовольство из разряда «Ваша Галя дюже балована»…

Абхазия — 2022 Часть 1 Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!

Но не будем о печальном. Природа вокруг поражала своим разнообразием и буйством зелени. Вокруг деревья с завязями плодов инжира, мандарина, хурмы. Заборы из кустов лаврового листа, цветущие магнолии. Возле каждой канавы растет бамбук, цветы, под названием астильмерия, которые мы покупаем в цветочном магазине, растут как сорняки, цветущие кактусы, рододендроны и прочая экзотика, все это радовало глаз каждый день. В центре города поражающие воображение эвкалипты, которые не только радуют глаз, но и несут огромную пользу.

Пляж — галька, вход в море пологий, в море приличного размера камни, что доставляло некоторое неудобство. Яркого солнца не было, постоянная облачность.

Абхазия — 2022 Часть 1 Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!

В один из дней прогулялись по набережной до Приморского парка, увидели Колоннаду, ресторан «Гагрипш». До замка принца Одельбургского и крепости Абаата дойти помешал дождь. Вымокли хорошо, пришлось вернуться в гостиницу.

Приморский парк красив, часть Набережной облагорожена, на оставшейся части ведутся работы по укладке тротуарной плитки. В 1901 году принц Ольденбургский подписал указ об обустройстве данной местности. Для будущего парка было отведено 14 га. Проект о возведении зеленой зоны был отдан талантливому, молодому архитектору Е. Шервинскому и мастеру ландшафтного дизайна К. Бренеру. Строился парк с 1902 по 1912 год. На эти цели было выделено 5 млн. рублей. Деревья были привезены из разных стран и материков. Но из-за того, что здесь раньше было болото, деревья плохо приживались. И лишь в советский период, благодаря большому труду агрономов, произошло полное окультуривание парка. С 2000 года началось восстановление парка после военных действий в Абхазии.

Отдельно стоит сказать про еду. Большая часть едальных заведений в Гаграх пестрит вывесками «Столовая», но, по сути, — это обычные кафе, обслуживающие по меню. Хотелось отведать непременно местных специалитетов. Так как сами мы с Кавказа, удивить нас хачапури, хинкали или чанахами довольно сложно. Но в кавказской еде что главное? Правильно, специи, которые придают блюдам особый вкус, оттеняют нотки того или иного продукта. Вкусную еду мы нашли в кафе с названием «Кавказская кухня». Вот здесь-то меня приятно удивили. Хачапури-лодочка с яйцом было божественно, тушеную говядину в горшочке смог бы поесть и беззубый младенец, настолько она была нежна, что просто таяла во рту. А фаршированную овощами речную форель сын назвал «эпическим блюдом» и я с ним согласна. И всю эту гастрономическую картину дополнял бокал холодного пива «Сухумского». Праздничный именинный стол вышел на славу. Стоит сказать, что опробовали мы два вида пива — «Сухумское» и «Пицунда». На мой вкус — «Пицунда» была с горчинкой, а вот «Сухумское» пилось как божественный нектар.

Будете в Гаграх, непременно посетите городской рынок. Перед входом в рынок отбросьте все тревоги, печали, навязчивые мысли, расслабьтесь …и заходите в ряды. Наслаждайтесь какофонией ароматов. Поистине упомрочительные запахи аджики, копченого сыра, специй, чая, персиков, свежего лаврового листа, где-то вдалеке пахло свежеиспеченным лавашем. Опомнились с мужем уже тогда, когда пакеты с покупками не помещались в руки.

В один из дней поехали на озеро Рица.

Абхазия — 2022 Часть 1 Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!
Как известно, все красивое всегда поражает массу легенд и загадок. Рица с ее неописуемыми пейзажами не стала исключением. Мне понравилась легенда о красавице Рице и трех ее братьях Пшегишхе, Агепсте и Ацетуке.
Абхазия — 2022 Часть 1 Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!

Когда-то на этом месте была долина и по ней текла река. На сказочных пастбищах вдоль берегов пасла стадо девушка-красавица по имени Рица, единственная сестра трех братьев — Агепсты, Ацетука и Пшегишхи. Днем братья охотились, а вечером собирались у очага. Рица готовила ужин, братья, любуясь ею, пели. Ушли как-то братья на охоту в дальние горы. Прошел день, второй, они все не возвращались. Рица, скучая по ним, все глядела на дорогу и пела своим чарующим голосом. Услышали её голос два лесных разбойника Гега и Юпшара. Увидев красавицу, они решили её похитить. Юпшара схватил её и поскакал на своем коне по долине. Крики о помощи услышали братья и помчались вдогонку. Пшегишха метнул в разбойников богатырский меч, но промахнулся. Меч упал и перекрыл реку. Вода стремительно стала заливать долину и через мгновенье превратила её в озеро. Рица из последних сил вырвалась из рук разбойников, но не удержалась и упала в бурлящее озеро. Как ни старались братья, но спасти сестру не удалось. Рица осталась под водой. Тогда Пшегищха схватил Юпшару и швырнул его в озеро. Но воды Рицы не приняли злодея, бурный поток понес его в море. За ним побежал Гега, но не смог спасти друга и присоединился к нему. А братья от страшного горя окаменели и превратились в высокие горы, стоят они и поныне над озером, охраняя покой Рицы…

Абхазия — 2022 Часть 1 Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!

Местные охотники и пастухи знали о существовании озера давно, но впервые оно было нанесено на карту в 1865 году неизвестным автором. В 1895 году с вершины хребта Ацетук его увидел и описал известный русский ботаник, географ и путешественник Николай Альбов. Первое научное исследование озера осуществили члены научной экспедиции «Крымско-Кавказского горного клуба». В 1929 году экспедиция Наркомздрава Абхазии добралась до озера, а в 1930 году оно впервые появилось в путеводителе «Абхазские Альпы». С этого момента озеро Рица стало туристическим объектом.

И вот уже на протяжении 92 лет к озеру не зарастает туристическая тропа. Тропа, скажу я вам, очень даже хорошего качества, асфальтированная, с обзорными площадками, местами для остановок. От трассы до озера Рица указанно расстояние в 40 км. Ехали часа два. Заезжаешь в Рицинский реликтовый национальный парк и всю дорогу только и делаешь, что ахаешь, охаешь, да останавливаешься, чтобы рассмотреть все поближе и сделать очередные фото.

Абхазия — 2022 Часть 1 Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!
Сделала для себя вывод — такие места надо посещать в начале туристического сезона или в конце, сейчас много народа. И, очень жаль, что такое заповедное место, как Рица, множеством кафе и ресторанов, занимающих приличную часть береговой полосы, превращено в какую-то разухабистую едальню. Но, как говорится, есть спрос, будет и предложение. Покатавшись на катамаране, зашли и мы в одну из едален, выпить чаю и съесть хачапури-лодочку. Вот тут хачапури оказалось красивым на вид, но совершенно невкусным внутри. Лишь красивые виды озера и вкусный час спасли ситуацию.

Абхазия — 2022 Часть 1 Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!

Следующим пунктом нашего пребывания была Пицунда, но это уже другая история…

1. Абхазия — 2022 Часть 1 "Алло! Галочка, ты щас умрешь, я лечу в Гагры!"
  2. Абхазия — 2022. Пицунда. «Великий Питиунит»