Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 16:34

Санкт-Петербург, Гатчина, Зеленогорск, Выборг + 2 города — Россия Июнь 2022

Июнь 2022 года стал примечателен для Санкт-Петербурга празднованием 350-летнего юбилея его основателя, Петра Алексеевича, совмещенного с днем России, удлинившим выходные. Понятно, что наслоение всяких событий привлекло в город на Неве уйму народа. Не слишком приятный момент был нивелирован яркостью и разнобразием флоры, находящейся в самом расцвете сил, и мы с дочкой, живущей в другом городе, привезли домой лишь светлую радость воспоминаний, навеянную белыми ночами. Петербург для нас с Катей — город не чужой: в нем живет мой сын и ее брат, поэтому ощущали себя частично гостями и немножко туристами. Нежность распустившейся сирени, окутавшей город манящим запахом, удержала от активного посещения музеев и дворцов: хотелось просто гулять, гулять, гулять, впитывая в себя пронзительную красоту окружающего мира. Внучка заметила: «бабушка, ты останешься со своими детьми на целую неделю, и это тебя не может не радовать» (живем в разных городах и не слишком часто видимся). Лера оказалась права, я наслаждалась общением с детьми, нарядным Петербургом, непривычным форматом путешествия, трансформировавшегося в большую прогулку по паркам и садам — с целью избежать людского водоворота. Моя задача свелась к тому, чтобы показать дочке, поверхностно знакомой с Северной столицей, любимые мной уголки Петербурга. Июньская петербургская сирень — это такая же примета раннего лета, как и белые ночи, поэтому стараюсь выстраивать маршрут так, чтобы распустившейся сирени было много, очень много

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Выйдя из метро Адмиралтейская, идем на Марсово поле, где помимо сиренево-белых душистых облаков наше внимание привлекает открывшийся к юбилею Петра масштабный выставочный проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022»

В павильонах, стилизованных под крестьянские избы, представлены 30 работ, повествующих о жизни Петра Первого. Народу здесь довольно много — не умаляя достоинств мероприятия, приходим к консенсусу: нам сюда не слишком надо. А сирень словно специально придерживала свое пышноцветение, чтобы угодить к праздникам. Какая умница!

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Очарованные сиреневой нежностью, держим путь в Летний Сад, прекрасный в любое время года

В июне я его еще не навещала. Наверное, нет смысла вставлять исторические ремарки в отзыв, наполненный летними красками, тем более, что всем, причастным к теме, давно известно, что Сад создавался как летняя царская резиденция Петра I, а спустя годы, АС Пушкин избрал его поэтическим местом отдохновения: «Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил." Вот и мы пришли сюда отдохнуть и напитаться гармонией. Катя присела передохнуть перед фонтаном

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Лера позирует на фоне тюльпанов в милом тихом уголке садика павильона Чайный домик

Здесь можно перекусить, съесть мороженое, выпить чай, либо кофе

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Как не выйти за кованую историческую решетку Сада, коль полноводная Нева становится доминирующей в открывшейся перспективе, и разноцветные флаги говорят, что праздник в дом приходит. Мои девчонки не торопятся, а мне хочется успеть на знаковое мероприятие: Международный фестиваль цветов, проходящий на площади Островского, приуроченный к 350-летию со дня рождения основателя Северной столицы. Петербургский июнь то тут, то там расставил пленительные ловушки из буйства цветущих кустов и отцветающих тюльпанов, и путь наш к цели затягивается. Придя на знаменитую театральную площадь, где проходит красочный, костюмированный праздник по случаю юбилейного дня рождения Петра Великого, усилено старюсь пробраться через толпу, но мое отчаянное любопытство было сломлено — знать, не судьба увидеть красочное действо

Идем туда, где праздник не так громогласен и многолюден, а безмолвная сирень, ничего не требуя взамен, дарит ощущение вселенского счастья

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Закончили мы свою прогулку посиделками в «Шоколаднице» на канале Грибоедова, 18 напротив Казанского собора (рекомендую, если срочно захочется перекусить в центре Невского проспекта, и постараться при этом занять столик с видом на собор). На следующий день моя внучка, имеющая свои каникулярные планы на лето, уехала с мамой подальше из города на Неве, в теплые края, и нас, страждущих впечатлений, осталось всего ничего: я и дочь, которой нравятся атмосферные места общепита. Любой каприз за ваши деньги — мы все платежеспособны, почему бы и нет. Предлагаю позавтракать в креативном кластере — Новая Голландия, чтобы рядом цветы цвели, птички чирикали, и гедонист, спрятанный в глубине натуры, выбрался наружу

Это было прекрасное начало дня пятницы, не отягощенное сосредоточением праздного люда, когда без проблем можно занять любое понравившееся место на летней веранде кафе с видом на Аптекарский огород и другие знаковые объекты. Здесь умеют обслужить красиво. Шампанское и салат «Цезарь» — для Кати, а мне достаточно остуженного какао с улиткой (выпечка так называется), начиненной яблоком (довольны обе)

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Если хотите любоваться классическим Петербургом, избегая туристических троп, советую следовать маршрутом: вдоль Крюкова канала к Мариинскому театру, затем перейдя через Торговый мост, двигаться к Никольскому собору, покрутиться в районе Семимостья, старательно отсчитывая и фотографируя заветные семь мостиков. А дальше можно выбрать любое направление по вкусу: у меня оставалось нереализованное с прошлогоднего июня желание посмотреть музей-усадьбу Державина, которая была закрыта из-за пандемии. Вот туда мы и отправимся, выйдя за калитку Новой Голландии — совершенно душевной и уютной зоны отдыха (спасибо Роману Абрамовичу за прекрасный проект, хотя и незавершенный)

Крюков канал — один из старейших в Северной столице, пересекающий Садовую улицу, канал Грибоедова, проспект Римского-Корсакова, улицу Декабристов и Мойку. Трудно поверить, находясь среди спокойной атмосферы тихих улочек, что рядом блистает шумный и величественный город со всеми прелестями и недостатками

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Семимостье — очень приятный уголок, не пропускайте, если доведется гулять по Петербургу так же неприкаянно, как это делали мы

Нам нужна набережная Фонтанки, чтобы попасть в музей-усадьбу Державина

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Особняк Гавриила Романовича Державина имеет адрес: наб. реки Фонтанки, 118, в нем находится литературно-мемориальный музей, филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина. Как всегда, здесь сравнительно тихо и малолюдно, а дом обрамлен яркими красками лета

Музей-усадьба помимо особняка, в котором Державин жил с 1791 по 1816 год, и Домашнего театра, включает Оранжерею и Усадебный сад. Я бы не отказалась рассмотреть все его экспозиции, но мы сегодня просто гуляем, поэтому приходится корректировать планы, ограничившись посещением лишь Усадебного сада. Прекрасный цветущий оазис в центре города, напоминающий загородную усадьбу, всем бы городам и городкам, претендующим на звание «лучший город» (не важно из какого множества) иметь такие природные ухоженные уголки

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Не смогла пройти мимо нежного «озерца» из опавших лепестков расплакавшихся розовыми слезами фруктовых деревьев

В Оранжерее есть симпатичное кафе с демократичными ценами и комплексными обедами, но нам сегодня атмосферу подавай! Я ни разу не была на Сенной площади, а это упущение с моей стороны, поэтому решила совместить беглый взгляд на огромную площадь с обедом в одном из ресторанов, которых в «Чреве Петербурга» (местный Ле Аль) должно быть! В XVIII и в начале XIX века Сенная площадь была местом, где проводились публичные наказания за воровство и мошенничество, так называемые торговые казни, когда провинившихся при всем народе били плетьми. Как-никак Н. А. Некрасов мой земляк — непроизвольно вырываются знакомые стихи: «Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звук, а из ее груди, Лишь бич свистел, играя…И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!». Катерина посмотрела на меня недоумевающе — сама она любит цитировать бессмертные строки из произведений Ильфа и Петрова, Михаила Булгакова и неожиданно для меня — Гарсия Маркеса — Габриэля. Некрасов для нее — экзотика! Сегодня на шумной площади провинившихся не наказывают, отдавая предпочтение эстетике

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

С Музами дела обстоят не столь однозначно — возможно всякое, так как цензура на просторах необъятной не дремлет, и где-гибудь неподалеку, дочери Зевса и Мнемосины ждут расправы над собой. Рестораны с верандами на Сенной есть — их действительно, россыпь. Тот, что мы выбрали, не произвел впечатления, да и что такого особенного можно написать про съеденную Pasta alla carbonara, без фотографии? На сегодня у нас в программе стоит еще одна прогулка по зеленой зоне Петербурга — Елагин остров. Тюльпаны в этом году припозднились: цветочный ковер из них пока не облез, а лишь чуть-чуть поизносился. Давно мечтаю попасть на елагинский фестиваль тюльпанов. А тут такая блестящая возможность посмотреть на остатки роскошных цветников, посвященных в этом сезоне Карлу Росси по поводу 200 летия дворцово-паркового ансамбля Елагин острова и Петру I в. честь 350-летия со дня рождения Императора. К юбилейному фестивалю высадили 200 тысяч луковичных различных сортов, радующих цветочным совершенством

Тюльпаны обожаю за их прекрасную лаконичность. Елагин остров живет своей тихой жизнью, обволакивающей спокойствием, и мы вознаграждены за наше усердие отыскать как можно больше прекрасных уголков природы в огромном городе

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Катя хочет посмотреть Финский залив в Курортном районе, поэтому в субботу мы с ней едем на Ласточке в Зеленогорск, чтобы побыть на пляже с золотистым песком, потому и названным Золотым, и по городку погулять. В итоге могу смело советовать Зеленогорск (до 1948 года — Териоки) для посещения в летний сезон — он нарядный, фотогеничный, обустроенный, очень милый, украшенный городской скульптурой, при встрече заставляющей улыбнуться, с оригинальным фонтаном-одуванчиком, интересными храмами. В Зеленогорске можно прекрасно провести время, наслаждаясь цветением, наполняя легкие чистым воздухом (оправдывает название — очень зеленый). И пляж там достаточно оборудован: кабинки для переодевания, очень приличный туалет, душ, вода, чтобы смыть песок с ног (классные ногомойки)

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

На пляже предусмотрены детские развлечения, а в парке, расположенном по соседству, полно аттрационов, и есть спортивные площадки. Для тех, кто хочет бросать взоры на Финский залив, не жарясь на солнышке, в тени деревьев установлены оригинальные бесплатные лежаки, впрочем, удобные «лежанки», отмеченые креативным подходом создателей, не росыпью, а кое-где, стоят и на пляже, но за них придется «повоевать», так как нет недостатка в желающих. На пляже, как и положено, кафе имется, но мы не стали туда заходить, поскольку позаботились о пропитании заранее, заказав с собой горячую пиццу в торговом центре рядом с вокзалом. Добраться в Зеленогорск не составит большого труда: общественным транспортом удобно отправиться с Финляндского вокзала в направлении Выборга. Возвращаясь, можно выйти, не доезжая вокзала, на остановке Удельная, находящейся рядом с одноименной станцией метро синей ветки (если таковая интересует). На следующий день, объявленный Днем России, понимаем, что из шумного Петербурга лучше куда-нибудь уехать. Я давно мечтала о Выборге, сохранившем остатки европейской внешности, Катя тоже его наметила для себя, поэтому Выборгу быть! Основанный шведами в XIII веке, при Петре I он стал частью Российской Империи. В течение столетий Выборг переходил из рук в руки, обрастая архитектурными реликвиями разных времён и народов. Сегодня на территории старинного города-крепости расположено более трёхсот объектов исторического шведского, русского и финского наследия

Выборг нам понравился безоговорочно, не сомневаюсь, что мы в него наведаемся еще не раз. Ближе к делу, то есть к нашим реалиям: желающих съездить в Выборг на Ласточке с Финляндского вокзала в летний воскресный день не просто много, их критично много: электричка едва не лопнула от наплыва страждущих. Едут дети, старики, молодежь, солидные люди, но самый негативный момент — это бесцеремонные велосипедисты со своей техникой. Лайфхак от меня: если вы отправитесь в Выборг в выходной день на Ласточке утром, поинтересуйтесь в кассе, предусмотрен ли в составе поезда экскурсионный вагон. Если таковой имеется, то можно заплатить дополнительно 99 руб., чтобы занять место в первом вагоне (экскурсионном), где вы будете гарантировано сидеть, а не стоять, да еще и слушать интересный рассказ экскурсовода (билет можно купить и непосредственно в первом вагоне, при условии, что остались места). Мы, наученные горьким опытом стояния в ужасной тесноте до Зеленогорска накануне, с радостью воспользовались этой возможностью. Не все об этом догадываются, а мы теперь знаем, что до Выборга можно доехать с комфортом, не напрягаясь. Выборг — городок небольшой, но с увесистым набором достопримечательностей — за один день к нему можно лишь присмотреться

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Одна из старейших улиц города, Крепостная, ведущая к Ратушной площади, облюбована туристами и рестораторами. Мы вовремя успели занять свободный столик в ресторане скандинавской кухни August Wahl (Крепостная, 8), после чего был объявлен полный аншлаг, и люди вставали в очередь, ожидая свободных мест

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Винтажный ресторан востребован не случайно: у посетителей интерес вызвает старинное здание с кирпичной кладкой внутрених стен в исторической части города, да еще с двумя ажурными балкончиками, нависающими над прохожими, где установлены столики для тех, кто хочет сделать селфи или же взглянуть на окрестный пейзаж. Кроме того ресторан имеет оригинальное оформление, и славится тем, что в нем есть живая музыка — здесь играют джаз

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Сам дом, где расположен ресторан August Wahl, связан с именем Гарри Августа Валя — внука известного промышленника и судовладельца. Гарри был свободным предпринимателем, известным спортсменом (участником летних Олимпийских игр 1912 года в качестве члена экипажа финской лодки «Нина», завоевавшей серебряную медаль). Дом по адресу: Крепостная, 8 достался ему по наследству в 1909 году. Кроме того Гарри Август Валь прославился страстью к коллекционированию музыкальных инструментов. Дом, в котором находится современное заведение общепита, был широко известен как хранилище одной огромной коллекции старинных струнных инструментов. В ней насчитывалось 7 скрипок Страдивари, шесть — Гварнери, шесть — династии Амати. В 1940 году в результате Советско-финляндской войны Выборг отошёл к СССР, и из дома вывезли в Финляндию 32 самых ценных предмета коллекции; судьба остальных музыкальных инструментов не известна. Рестораном мы остались довольны, все очень понравилось, особенно фирменные сморреброды (знаменитое блюдо датской кухни) с пряным лососем шеф-посола, сливочным кремом, свежим огурцом, красной икрой, шпинатом и яйцом, впрочем свекольный сморреброд оказался не хуже, а тыквенный супчик с беконом удовлетворит вкус придирчивого едока (про гурманов не скажу, так как сама таковым не являюсь, поэтому не эксперт ни разу, хотя в еде разборчива — поэтому худосочна). Порядком исходив ноги, гуляя по Выборгу, не хотим отказываться от желания заглянуть в Монрепо — скальный пейзажный парк на берегу бухты Защитной Выборгского залива

Местный мужичок посоветовал идти к нему пешком, мол это недалеко от Выборгского замка и Крепостного моста по улице Петровской, затем по улице Парковой, примерно 15 минут. Мы шли явно не 15 минут, а дольше, и прилично устали шагать по рельефной местности, но не пожалели усилий, потраченных на парк редкой, диковатой красоты, обрамленной рукотворной оправой, расположенный на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет были бароны фон Николаи, служившие России на поприще просвещения и дипломатии

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Единственное, что вызвало сожаление, это то, что за 1,5–2 часа огромный парк невозможно обойти

Вывод напрашивается сам собой, в Монрепо стоит ехать целенаправленно, не деля его с осмотром города. Поездка оказалась очень насыщенной, домой вернулись уставшими, но довольными до безумия. Следующий день для нас был подарком от сына, так как появилось свободное время, и он предложил нам съездить куда-нибудь на автомобиле. Я остановилась на уникальном историческом пригороде Петербурга — Гатчине, давно мечтала побывать и дополнить свои впечатления от прошлых визитов в Михайловский замок и в Павловский дворец. Все эти знаковые места связаны с именем императора Павла Петровича, и не только с ним (долго рассказвать — оформлю в отдельный отзыв). Всемирную славу Гатчине принес дворцово- парковый ансамбль, который сегодня входит в число самых совершенных произведений зодчества и ландшафтного искусства.

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Можно не сомневаться, что я была очарована тихой прелестью парков, дворец тоже очень понравился, но его экспозиции увидели частично, купив основной билет на осмотр парадных залов. За все дополнительные опции взимается плата, не всегда гуманная. Планирую вернуться туда специально, без обременения спутниками, чтобы не оставалось белых пятен на карте полюбившегося пригорода Петербурга. Возвращаясь домой, решили заехать в Пушкин, чтобы наша Катерина прикоснулась к еще одному прекрасному, выдающемуся, несравненому Екатеринскому парку Царского села (восторженых эпитетов не жалеть!). Чудесен, как всегда!

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

В начале лета он наполняется силой, чтобы к августу собрать для своих гостей шикарные букеты из розовых кустов, а сейчас в нем благоухает сирень. Для лугов, пестрящих неприхотливыми полевыми цветками, июнь — месяц нескошенных трав и дурманящих запахов. И я не знаю, чему в этом случае отдать предпочтение, красоте культивируемой или же естественой?

Оказывается, мы еще не насытились цветущими пригородами шумного города, на следующий день у нас есть планы на Петергоф, куда мы поедем на электричке с Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф, а затем на местном автобусе, курсирующем от ж.д. вокзала до самого красивого места города — загородной резиденции русских царей. Не зря дворцово-парковый ансамбль города пользуется особой популярностью среди туристов, он не просто красив, он изысканно великолепен. Верхний парк в этом году закрыт на реконструкцию, поэтому все внимание сосредоточено на Нижнем парке, в котором я была не раз, а Катя однажды, в студенческие годы. Большой Петергофский дворец мы пропускаем и идем гулять по парку, любуясь знакомыми достопримечательностями

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Погода начала отчаянно портиться, а тучи — сулить сильный затяжной дождь, поэтому пришлось досрочно покинуть парк, не исчерпав авансированную во впечатления входную плату в 600 рублей. И тем не менее, настроение от прикосновения к вечно прекрасному, как и положено — светлое и возвышенное, и чтобы его закрепить, просто необходим маленький «банкетик». В поиске подходящего ресторана, выбираем улицу, по которой нас вез автобус, чтобы в случае дождя сразу нырнуть под козырек одной из остановок. Дождь разразился в скором времени, но мы не успели намокнуть, заскочив в ресторан, название которого я не стала выяснять — не до того было

Дождь не на шутку разошелся, и на следующий день не раз принимался за свое поганькое дельце. Но это был финальный момент встречи с Петербургом, поэтому не грустим из-за случившейся некстати непогоды, а идем прощаться с городом на Неве и самой Невой — по её нарядным берегам мы пока не удосужились пройтись

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Вряд ли я смогу удивить и заинтересовать вас полюбившимися видами Петербурга, поэтому переключусь на рестораны, где мы пережидали дождь, приятно проводя время. Один из них — «Трактир на Гороховой», расположеный в центре города напротив Адмиралтейства. В основе меню Трактира — блюда русской кухни. Чего здесь только нет: рагу ушное из говядины в горшочке, цыпленок с солеными сливами, наваристый борщ и рыбная уха, пельмени и вареники ручной лепки и так далее.

Оформлен ресторан вполне достойно. Сводчатые потолки и кирпичная кладка сочетаются с бархатом штор и диванов, зеркалами и картинами в массивных рамах, антикварной мебелью. Также Трактир знаменит своими настойками собственого приготовления. Мы решили их попробовать и взяли сет из 4-х шотов лимоной и рябиновой настоек. Хорошие!

Молодое июньское лето в Санкт-Петербурге и его окрестностях
Ресторан рекомендую. Как говорится, аппетит приходит во время еды, как то: словив однажды настроение от приятного времяпровождения в хорошем ресторане, хочется повтора. После продолжительной прогулки по городу я бы спокойно обошлась перекусом в любой кондитерской сети «Буше», а дочь моя оказалась категорически против такого варианта. До отхода поезда оставалось время и перед тем, как отправиться домой за вещами, мы случайно набрели на ресторан «Гоголь». А приоткрыв дверь, чтобы посмотреть меню в контексте цен, поняли, что остаемся. Пожалуй, Гоголь превзошел все предыдущие места питерского общепита, где нам удалось побывать. Потому как для Николая Васильевича гастрономия была второй по значимости страстью (после литературы), а для авторов проекта «Гоголь» — она единственая и основная. Не мудрствуя лукаво, мы заказали блюдо, которое абсолютно понятно и ожидаемо вкусно — оливье с телятиной и лососевой икрой (590 руб.). Как видите, цена не пугающая. Но мне в большей степени была интресна не еда, а обслуживание и атмосфера.
Начнем с вешалки, где нас встретила любезная барышня в костюме 19 века. Она была столь обходительна, что мы с Катериной потеряли на время дар речи от неслыханой заботы о клиенте. Залы тоже выглядет достойно. Нас усаживают за столик у окна. Если в Трактире столы были без скатерти, то здесь любым деталям и мелочам уделяют повышеное внимание. Белоснежная скатерть лежит идеально, посуда раставляется по всем правилам этикета, а зал напоминает старинную петербургскую квартиру 19 века. Очень уютное и атмосферное место. Адрес ресторана: Малая Морская, 8. Вот и подошло к концу наше путешествие, равно как и расказ. Надеюсь, что подобные встречи на берегах Невы, будут радовать меня еще много-много раз. А июнь в Петербурге — чудо, как хорош!