Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была вчера 21:39

Новороссийск, Абрау-Дюрсо — Россия Июнь 2022

Ассамбляж, ремюаж, дегоржаж…

… И, вуаля, бутылка игристого Абрау-Дюрсо отправляется навстречу вашему праздничному столу…

Винодельня Абрау-Дюрсо считается колыбелью российских игристых вин, их производство здесь насчитывает уже более 150 лет.

Обилие французских терминов неслучайно: классическая технология родом оттуда, из провинции Шампань. Не зря термином Шампанское стали называть у нас всю категорию игристых вин, не имеющих с Шампанью даже дальних родственных отношений.

Вот и в этом слове, Абрау-Дюрсо, мне всегда слышались французские ноты.

Кажется, впервые я его встретила, читая в юности роман Юлиана Семёнова «ТАСС уполномочен заявить». Там героиня, вращающаяся в высших советских дипломатических кругах, вспоминала, что ее друг (потом оказавшийся шпионом, но тут это не важно) «достал где-то бутылку Абрау-Дюрсо, самого сухого»…

Позже с удивлением я узнала, что ноты здесь адыгские, абхазские, но никак не французские. Абрау — название посёлка между Анапой и Новороссийском. Происходит от слова, означающего на абхазском «овраг», а Дюрсо — название речки неподалёку, образованной 4 ручьями, и означает оно буквально «4 воды».

Мысль устроить свой день рождения в Абрау-Дюрсо пришла в голову моей легкой на подъем подруге ещё зимой. Казалось бы, все просто: лёту до Анапы пара часов, и за длинные июньские выходные мы вполне успеем познать все тонкости и нюансы этого напитка, искупаться в море и даже полазить по окрестным горам.

Но, как известно, человек предполагает, а кто-то там, далеко и высоко, располагает.

Ближайшие аэропорты Анапы и Геленджика к июню оказались недоступны, а от аэропорта Адлера до Абрау 6–7 часов езды, да по серпантинистой дороге. Что для меня означает напрочь отравленный день. Даже два, с учетом обратного пути.

Но идея уже прижилась в массах, и отступать было некуда. Пришлось пожертвовать 2 рабочими днями и воспользоваться услугами РЖД. Поезд Москва-Новороссийск идёт меньше суток, постели чистые, ужин и завтрак включены. Проводники позитивные, а официант просто сразил наповал своим артистизмом, представляя банальный омлет как произведение высокого кулинарного искусства)

В общем, РЖД — заслуженная пятерка!

Новороссийск

Не так много времени у нас было, чтобы понять и оценить Новороссийск. Из окна такси он показался довольно неприглядным: пыльным и обшарпанным, с длинными промзонами. Но прогулка по набережной адмирала Серебрякова, что тянется на несколько километров вдоль бухты, представление о городе изменила в лучшую сторону.

Красивый современный променад, с зелёными скверами, интересными скульптурами, обустроенным пляжем, кафе…

Памятник хамсе, основной промысловой черноморской рыбке, в тяжкие годы спасавшей новороссийцев от голода.

Вот думаю, есть ли где в других странах памятники с благодарностью всякой живности… Или это наш российский ХХ век с его революциями и войнами породил такую традицию? Навскидку могу вспомнить как минимум ещё два: памятник рыбке колюшке (не путать с корюшкой) в Кронштадте и памятник алтайскому суслику на Чуйском тракте — спасителям человеческих жизней в голодные времена.

Дошли до «лагуны Козодоева», места, где снимался всем известный эпизод из «Бриллиантовой руки» с Мироновым-Козодоевым)

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

А вот мемориал «Малая земля», посвящённый освободителям Новороссийска в 1943, столь громко звучавший в брежневские времена, показался запущенным и неухоженным. Ушёл Генсек, ушло и внимание к месту.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Вечерело, зажглись огни Цемесской бухты, народу на набережной прибавилось. Сидели группками на пляже, прогуливались с детьми и собаками, гоняли на самокатах и велосипедах по обустроенным дорожкам. Набережная — центр притяжения в любом городе. Конечно, если этому городу повезло, и она в нем есть.

Среди дельфинов, морских коньков и прочей милоты своим драматизмом выделяется памятник «Исход», посвящённый «Новороссийской катастрофе» — событиям 1920 года, когда Белая гвардия покидала Россию, чтобы уже никогда не вернуться назад.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Переночевали в гостинице «Новороссийск», что в самом центре набережной, у так называемого Мыса Любви.

Странно, что именно в таком романтическом месте стоит памятник «Погибшим морякам». Впрочем, у любви много ипостасей, в том числе и трагическая. Это не абстрактное название, речь идёт об экипаже сейнера «Уруп», потерпевшего крушение в феврале 1953 года. Рыбаки попали в шторм недалеко от порта Поти, судно село на мель, и несмотря на все попытки спасателей и военных, бывших неподалёку, моряков спасти не удалось. Вернее, спаслись двое: капитан и его помощник, но помощник умер от переохлаждения, а капитан сошёл с ума, не справившись, видимо, с грузом своей ответственности за произошедшее.

Чтобы не заканчивать наше короткое свидание с Новороссийском на грустной ноте, зашли в ресторан «Вижу море», дабы подготовиться к предстоящему винному марафону в Абрау-Дюрсо. Очень приятное место, смело могу рекомендовать.

Абрау-Дюрсо

Полчаса езды от Новороссийска, и мы на месте. Вокруг все цветёт и зеленеет, воздух напоен ароматами лаванды, роз и хвои. Юг с большой буквы, одним словом.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Посёлок Абрау раскинулся на берегу одноимённого озера. Оно пресное, отделено от моря перешейком шириной около 2 км. По озеру снуют парусники, можно взять катамаран, или прокатиться на таком колёсном пароходе.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Говорят, поющий фонтан в центре озёра — лучший в России, но нам к сожалению, в этом убедиться не довелось. Недавнее наводнение наделало бед: озеро не только размыло пешеходные дорожки и парк, но и затопило панели управления аппаратурой фонтана.

Хотя один фонтан, уменьшенную копию Женевского, уже запустили.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Пастух Костя (Леонид Утёсов) созывает своё стадо)

Но конечно, не озеро, и даже не море служит главной приманкой для туристов и главным источником доходов местных жителей.

Винный дом «Абрау-Дюрсо» является старейшим и крупнейшим в России производителем игристых вин, и по сути поселкообразующим предприятием. В его ассортименте также тихие вина, крепкие алкогольные напитки, артезианская вода. С 2011 года винами предприятия была завоевано более 176 наград международных дегустационных конкурсов. Среди них золотые медали старейших дегустационных состязаний мира: International Wine & Spirit Competition (IWSC), Decanter World Wine Awards, International Wine Challenge, Mundus Vini и Сhampagne & Sparkling Wine World Championships (CSWWC).

(Данные с сайта компании)

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Вот туда-то, на экскурсию и, само собой, дегустацию и направились мы вечером.

Гигантская бутылка шампанского встречает посетителей перед туристическим офисом. Сотворили ее из 1954 пустых бутылок. Периодически выбрасывается пенная струя, создавая эффект выбитой пробки.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Вообще, к пустой таре здесь относятся креативно: фонтан, логотип, даже новогодняя ёлка.

Во дворе, ожидая начала тура, можно познакомиться с цитатами известных людей, так или иначе упоминавших Абрау-Дюрсо. Юлиана Семёнова не нашла, но некоторые ещё вспомнила:

Попробуйте отличить шардоне от пино-фран на этапе первоисточника…

История Абрау-Дюрсо начинается в 1870 году, когда указом Александра II здесь было учреждено царское удельное имение. А развитие виноделие получило с 1891 года — с назначением князя Льва Голицына Управляющим удельным виноделием. К 1897 году в Абрау-Дюрсо построили пять подвалов, в которых было сосредоточено производство шампанского. До сих пор дух князя живет в них и, надеюсь, строго следит за порядком в вверенном его заботам заведении…

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Сейчас эти подвалы используются для производства вина методом «шампенуаз», то есть классическим. Это самый ценный способ с точки зрения качества вина, но и самый дорогостоящий. Здесь как раз и вступают в игру все эти французские термины.

После ассамбляжа, то есть смешивания базовых вин из разных сортов винограда и разных лет урожая для получения нужного букета, вино выдерживают минимум три года в бутылках.

Ближе к концу срока выдержки бутылки проходят ремюаж, то есть их устанавливают горлышком вниз под углом и регулярно поворачивают, чтобы переместить осадок к пробке.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Далее дегоржаж: осадок замораживают, опуская горлышко в замораживающий раствор. Затем открывают крышку, и бумс! Он под давлением вылетает. Выплеснувшуюся часть вина компенсируют дозирующим ликером в зависимости от требуемой степени сладости (брют, например, 1%, полусухое — 3%), и бутылку окончательно закупоривают.

В начале XX века в Абрау-Дюрсо для развития производства шампанского были приглашены французские эксперты. В частности, Виктор Дравиньи, который был главным шампанистом в Абрау-Дюрсо с 1905 по 1919 годы.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Благодаря его усилиям, Абрау Дюрсо получило признание не только среди российской аристократии, но и на международном рынке.

Меню праздничного обеда в Зимнем Дворце по случаю 300-летия династии Романовых. Абрау-Дюрсо на почетном месте.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Объём производства увеличивался, но все же шампанское оставалось напитком для избранных.

Все изменил 1917 год. Французов попросили «очистить помещение», Дравиньи вместе с женой и пятью детьми был вынужден отбыть в родной Реймс, а на базе бывшего царского имения был создан винодельческий совхоз «Абрау-Дюрсо». Тогда же перед руководством предприятия была поставлена задача:

«Сделать напиток для миллионеров напитком для миллионов!»

Партия сказала — надо, директор совхоза Фролов-Багреев ответил — есть! Был внедрен резервуарный метод производства игристых вин или метод «ШармА». В отличие от классического метода ферментация происходит в специальном герметичном чане из нержавеющей стали. В него заливают базовую смесь вместе с дрожжами и сахаром и запускают брожение. По завершении процесса игристое фильтруют и разливают в бутылки.

Быстро, а главное, дешево и сердито вполне качественно. Именно благодаря этому методу бутылка «Советского Шампанского» стала непременным атрибутом праздничного стола каждой советской семьи.

Сейчас завод выпускает 15 наименований шампанского: 7 видов классического и 8 резервуарного.

Нам было предложено для дегустации 4 вида игристого премиальных серий D’oro и Империал, 2 вида тихого вина (не знала, что обычное, не игристое вино называют «тихим»), плюс вода, сыры и масло местного производства, и даже коньяк, который, надо сказать, в этой бутылочной компании мне показался лишним.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Самое дорогое из этой коллекции «Империал Винтаж», в местном магазине стоит 1600 руб.

В наш тур входило ещё посещение так называемой «Галереи Света». Сначала мы не думали туда идти, но будучи изрядно повеселевшими после дегустации, решили всё-таки зайти «проСветиться». Оказалось забавно.

В детстве, помню, были такие «комнаты смеха», где в кривых зеркалах отражались наши смешно искажённые фигуры. Здесь примерно тот же эффект, только уже на другом технологическом уровне.

Сначала все серьёзно: световое шоу на тему ведущей роли виноградной лозы в развитии человечества (если я правильно уловила суть)

Потом — можно себя почувствовать в калейдоскопе… Побывать в образе монстра… (Прямо слышу голос своего дорогого зятя, вроде «Ну наконец-то теща хорошо получилась на фото! Просто идеальное попадание в образ»)

…Распасться на квантовые частицы…

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

…Наконец почувствовать себя в роли модели Энди Уорхола)

Классное место, если с детьми, то просто обязательное к посещению.

Несколько слов об отеле:

Наш отель назывался Imperial & Champagne SPA

Хороший отель, не придерёшься. Обслуживание на уровне, просторные номера, достойное СПА, бассейн, центр посёлка в нескольких минутах ходьбы по берегу озера. Завтраки с шампанским, причём классическим Victor Dravigny. Непонятно только, зачем такое пафосное название для отеля в стиле Прованс, с его белым деревом, длинными запутанными коридорами, занавесочками в цветочек, рюшечками и прочими атрибутами деревенского французского стиля. Ну да ладно.

О еде:

Если не гнаться за крахмальными скатертями и серебряными приборами, то самое приятное место — гастромаркет в центре посёлка. Длинные деревянные столы на улице под навесом, а вокруг разные едальни, где с пылу с жару вам приготовят мидии в соусе, пельмени (особенно понравились «Дядя с Камчатки приехал» с крабом), пиццу и прочее. Шампанское покупается рядом в магазине, тут же вам выдадут, пусть пластиковые, но правильные бокалы. Публика веселая, общие столы настраивают на доброжелательный лад и легкое общение. При обилии спиртного ни одного реально пьяного за 3 дня не встретилось.

О море:

Я бы не назвала Абрау морским курортом, хотя море недалеко, в 15 минутах на шаттле, который раз в час/полтора ходил от нашего отеля. Пляж обустроенный, со всей инфраструктурой.

В Абрау-Дюрсо через Новороссийск, налегке и навеселе

Вход в море — булыжники, лучше заходить с пирса. Может июнь ещё не лучшее время для купаний, тем более с учетом нынешней холодной весны. Так, вода была прохладная, не так чтобы очень чистая, и главное, в ней плавали медузы, которые скользили по телу, не давая расслабиться. Бррр…

В целом, день рождения получился на славу! Следующий очередной в нашем девичнике в сентябре. Лена, думай! :)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм