Турист Llavella
Llavella
был 2 мая 14:54

Россия Июнь 2022

Июнь, длинные выходные, заграница закрыта, чем заняться двум любителям природы? Конечно, найти что-то захватывающее в ближайших районах Лен. области. Пробегаясь глазами по старым записям, я вспомнила о давно манившем меня Вепском лесе. От Петербурга до него порядка 350 км, поэтому поехать туда просто одним днем для нас было бы тяжеловато. Я решила, что эти выходные — идеальный вариант осмотреть лес с нескольких сторон, узнать что-то новое и отдохнуть.

Сразу же хочу оговориться — написание вепсс и вепс встречается примерно в одинаковом количестве случаев, я буду писать с одной буквой «с».

Что интересного в каком-то там лесу, спросите вы. А как минимум фестиваль «Древо жизни». Этот фестиваль впервые прошел в 1987 году и стал ежегодным, объединяя малочисленный народ вепсов. Это очень древняя народность, близкая карелам, они до сих пор верят в духов и поклоняются силами природы. Славяне называли их раньше «чудь» за их странный язык, но еще в 12 веке они приняли христианство и до сих пор элегантно переплетают язычество и православие.

Древо Жизни — поездка в Вепский лес

Я начала искать информацию о том, как туда добраться, где поесть, что посмотреть, где остановиться и очень удивилась — практически ничего нет, поэтому практически всё пришлось искать самостоятельно. Итак, начнем с пути. Мы ехали на автомобиле, и к моему удивлению, Яндекс карты не находили село Винницы, куда мы хотели ехать в первую очередь. Гугл в помощь, как выяснилось чуть позже.

В 8:30 утра мы сели в автомобиль и поехали по трассе «Кола» в сторону Лодейного поля до деревни Винницы. В нашем плане было преодолеть путь в 350 км за 5 часов. Мы столкнулись с реальностью как только выехали из города, в пробке из-за сужений дороги мы потеряли 1,5 часа. Сказать, что я злилась, это ничего не сказать, потому что фестиваль шел с 13:00 до 16:00 и время нас сильно поджимало. Трасса оборудована отлично — заправки и кафе в довольно большом количестве встречаются часто, чего не скажешь об остальной части пути после Лодейного поля. Дороги до села явно отремонтировали, при нас еще активно рисовали стрелки, завершающие обгон, но в целом было все нормально. Заплатки на дорогах нас не смутили, потому что мы еще помнили бездорожье в Карелии. В итоге в Винницы мы доехали только к трем.

Древо Жизни — поездка в Вепский лес

Машин было много, а вот автобусы до деревни пущены не были, я читала вопрос о них в группе в ВК, когда искала информацию, что, конечно, весьма печально, окрестным сельчанам иначе сюда не добраться. Мы припарковались вдоль главной улицы и пошли на центральную площадь. В это время праздник был уже в самом разгаре — на сцене читали сказки на вепсском языке, в центре стояла очаровательная березка. Вообще Винницы считается столицей вепсов, деревня стоит на реке Оять, через нее перекинут подвесной мост, местный аттракцион для приезжих. Также в селе есть старинный погост, который мы… забыли посмотреть!

Древо Жизни — поездка в Вепский лес

Но вернемся к фестивалю — Древо жизни призвано рассказать о вепсах, которых осталось около 6000 человек, об их рукоделии, ремеслах, песнях и сказках. Выступают разные ансамбли, угощают национальной кухней, среди прочего можно попробовать калитки, сканцы, морсы и вепское пиво — олудь. Конечно, же вепсы ходят в национальных костюмах (несколько фото взяты с официальной страницы в ВК). На празднике можно купить украшения и куклы-обереги. В целом мы остались очень довольны проведенным временем, праздник завершился, мы сели в машину и поехали к арт-объекту в соседней деревне.

Древо Жизни — поездка в Вепский лес

Если вы мечтаете посмотреть на старые деревни, то обязательно приезжайте в Гонгиничи, кроме разрухи вы сможете найти здесь жилые дома, теплое озеро, поля и леса. Нас интересовал арт-объект Каварга Скит — это гибрид, биоморфная скульптура, созданная художником Дмитрием Каваргой, а название скит, потому что художник пытался отразить свое посвящение служению искусству, как духовной практике. Весьма своеобразная вещь, хочу сказать. Купаться в местном озере нам понравилось больше.

Древо Жизни — поездка в Вепский лес

Дальше наша дорога вела нас в Вологодскую область, деревню Ошта, где у нас была забронирована гостиница. Ничто не предвещало беды, как вдруг мы выехали на грунтовую дорогу. Мы даже и не знали, что ночевать будем на «чужбине», пока не проехали знак Вологодская область, чему очень удивились. И как только мы пересекли границу областей, грунтовка превратилась в стиральную доску с ямами и обрывами, ехать было страшновато! Ошта оказалась таким же обычным селом, как и те, что мы проезжали раньше — с беззубыми алкашами по обочинам, отсутствием дорог, нищетой и душеной тревогой в глазах живущих. На удивление отель «Рубеж», в котором мы остановились, был новеньким, чистым и аккуратным с приятным сервисом и добрыми сотрудницами. Продавщица в буфете сверкала золотой улыбкой каждый раз, когда с ней грубовата флиртовал местный строитель. Ночь прошла беспокойно, потому что наша собака потявкивала на каждый шорох за дверью, а мы дружно просыпались. На утро мы встали, позавтракали пересоленым омлетом с сосиской и направились в деревню Лукино на поиски источника.

Если смотреть на карту, то от Ошты до Лукина как будто и рукой подать, однако дорог в Вепском лесу почти нет, а те что есть, это круг в 330 км. Вот мы сели и поехали еще 5 часов. На этот раз дорога довольно долга была асфальтированной, но потом она превратилась в грунтовку через лес (примерно км 100). Кстати в том районе нет ничего — ни АЗС, ни кафе. Будьте готовы есть в местных беседках свои припасы, такие беседки на пересечении дорог, ведущих в разные деревни, мы окрестили «Фонд помощи комарам». Именно здесь можно рассмотреть Вепский лес во всей красе — высоченные сосны сменяются не менее высоким смешенным лесом, болота переходят в довольно внушительные холмы, а за деревнями прячутся широкие поля.

Древо Жизни — поездка в Вепский лес

Наш маршрут из Ошты шел обратно до Лодейного поля, затем через Алёховщину, Ганьково, Шугозеро и наконец в деревню Лукино, где мы хотели пройти по Лукинской экотропе (полная чушь, а не тропа). Подъезжая к Лукино мы встретили огромный экскурсионный автобус и аккурат вместе с толпой человек в 50 вступили на землю этой деревни. Назвать дорогу к Лукинскому источнику экотропой у меня не поворачивается язык, так как мы были на Валдайской тропе и на других поближе к СПб, здесь же стоит пара указателей и сделан один деревянный настил вверх к водопаду и всё. На самом деле это не совсем водопад, это 12 карстовых источников, объединившись вместе, бьют вниз, превращая воду в бурлящий поток. Водопад очень симпатичный, в 19 веке его силой питалась мельница, а сейчас, конечно, все заброшено. Спустившись вниз от водопада, помочив ноги в ледяной воде и напившись ее, не спишите уезжать, поверните направо и рассмотрите старинный дом-пряник (Дом Яковлевых), относящийся к середине 19 века, это одна из старейших подобных построек в Лен.области. Он представляет собой северную крестьянскую избу. Много веков вепсы жили рядом со славянами, и за это время у них сформировалась единая архитектурная традиция. Для украшения домов вепсы использовали декоративные балкончики, вытянутые по фронтону, специальной формы причелины (резная доска на торце двускатной крыши), изображение солнца на фронтоне. Чуть левее от дома-пряника находится камовый холм с березкой, у которой, повязав ленту, можно загадать желание, а также полюбоваться окрестностями с высоты.

Древо Жизни — поездка в Вепский лес

Тем временем на небе стали собираться тучи, и только мы дошли обратно до машины, как пошел дождь. Под эти убаюкивающие звуки мы направились домой в Петербург.