Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:47

Баку, Шекинский район — Азербайджан Март 2022

Моя замечательная традиция начинать путешествия года с карнавалов была прервана в 2019 году из-за обстоятельств, а в последующие годы из-за пандемии. Этой весной хотелось наверстать, но памятуя, каким скудным оказалось Рождество в Европе, ехать туда на карнавалы я всё же не решилась. Зато возникла другая идея — посетить новую для меня страну во время местного праздника.

Баку. Старый город. Начало весны

Итак, в конце марта мы поехали в Азербайджан в составе небольшой группы из 11 человек. Наш лидер, уроженец Баку, подготовил программу класса VIP, которая включала и поездки по стране на комфортабельном минивэне, и обширное знакомство с местной кухней в лучших ресторанах и, что так важно для меня, присутствие на фестивале в честь весеннего праздника Новруз.

Баку

Обзор всего путешествия написать пока не выходит, слишком много сюрпризов преподнес Азербайджан, а потому сосредоточусь на именно на праздничной теме. Новруз байрам не имеет отношения к исламу, более того, он запрещён в некоторых мусульманских странах. Этот праздник — национальная традиция тюркских народов. Причём, как и у множества других народов, празднование прихода весны по астрономическому солнечному календарю уходит своими корнями в язычество. Новруз ведёт свою историю от периода зороастризма.

Начало гуляний Новруз в Шеки

Примечательно, что ЮНЕСКО не обошло эту традицию своим вниманием, и в 2009 году Новруз был включён в список нематериального культурного наследия человечества, а 21 марта с тех пор официально объявлено, как Международный день Новруз.

Каким я его увидела? Надо сказать, что хотя в столице и провинции празднование выглядело кардинально различным, в целом всё же представляло собой невообразимую смесь элементов, позаимствованных у европейского Рождества, русской Масленицы, православной Пасхи и, возможно, каких-то ещё народных гуляний. Что было аутентичным, так это сам символ Новруза — зелёные побеги пророщенной пшеницы. Называется это сэмэни.

Сэмэни

Примерно, как у нас к Новому году каждая семья запасается ёлкой, здесь хозяйка загодя насыпает земли на круглую тарелку, и в комнатном тепле проращивает пшеницу. Однако такую, самую простую тарелку с «зелёной травкой» я видела только однажды, в далёкой горной деревне.

Это сэмэни не из той деревни, но похожее, снятое в Шеки

Во всех других местах — в ресторанах, магазинах, в отелях и на улицах сэмэни выглядел, как праздничный букет, украшенный и нарядный.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

Ассоциации с новогодней ёлкой оказались неизбежны. Символ Новруз, сэмэни, был повсюду. Точно так же, как ёлки в Новый год или Рождество.

Ещё, именно рождественские европейские ярмарки напоминал и праздничный базар в Баку. Те же киоски с напитками и едой, бойкая торговля. Только вместо еловых веток всё вокруг украшал символ пророщенной пшеницы.

Праздничный базар а Баку

Но было и существенное отличие — еда повсеместно продавалась только национальная.
Никаких гамбургеров, ни одной пиццерии! Похоже, зарубежному фастфуду просто не пролезть на местный рынок, слишком уж вкусна здесь собственная кухня, и только она популярна у местных.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

Об азербайджанской кухне я могла бы, наверно, написать поэму. Нигде и никогда в моих путешествиях еда ещё не являлась настоящей весомой достопримечательностью. Одна незадача, съеденные вкусности преобразуются в килограммы, и это тоже весомо, да…

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

В настоящее время очень много молодых азербайджанцев учатся в высших учебных заведениях заграницей. Обучение им оплачивает государство — такая вот инвестиция нефтяных денег в будущее страны. И вот студенты, в какой бы части света ни учились, все как один жалуются родным, что больше всего соскучились по вкусной еде. Показательно.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

Потому не удивительно, что за всё время, проведённое в Азербайджане, мы ни разу не встретили и следа международного фастфуда.

Исключением была только кока-кола, да и то лишь в столице. Допускаю, что это была просто проплаченная праздничная реклама, потому что на самом деле, я не видела, чтобы кто-нибудь пил колу.

Праздничный базар а Баку

А кофе в Азербайджане попросту не умеют готовить. Даже там, где кофе вроде как в ассортименте, заметно, что это только ради туристов. Продавцы всегда смотрят с долей удивления, не понимая, почему вместо чая иностранцы просят эту бурду. Подтверждаю, это был не кофе, а бурда, неизменно. Другое дело, чай. Как и везде в тюркских странах, традиции чаепития в Азербайджане давние.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

Высший пилотаж — готовить и подавать чай в самоваре. Не знаю, чем отличаются местные самовары от русских, и есть ли различия, но их изготовление до сих пор является одним из уважаемых ремёсел. В горной деревне мы Лагич посетили лавку одного старого мастера, полную красивых изделий из металла, с чеканкой и резьбой, но как предмет гордости, он нам демонстрировал именно самовар собственной ручной работы.

Очень хорошее впечатление произвело поведение людей. В Баку они были расслаблены и радостны, по вечерам в обнимку гуляли парочки. Чувствовалось, что обстановка в городе достаточно безопасная и не криминальная.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

В этот период жителям Азербайджана даётся почти неделя выходных дней, даты проведения праздника Новруз на очередной год определяются и объявляются населению в декабре. В столице праздничная атмосфера была очень ощутима. Днем люди гуляли семьями, с детьми, посещали музеи и парки, большими компаниями отмечали праздник за столами ресторанов.

Малая Венеция в Баку. Эту водную зону отдыха разбили на Приморском бульваре в 1960 году.

Весьма популярно было фотографироваться на фоне «ёлок», то есть, простите, сэмэни.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте
Самый нарядный сэмэни напротив Девичьей башни

Арки, раскрашенные восточным орнаментом, обрамляли подъем от набережной к Девичьей башне и старому городу. В ночное время они ярко светились, образуя сверкающий туннель.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

А кроме сэмэни символами Новруза оказались варёные крашеные яйца и костры.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

В Баку эти символы отображались символически, извините за тавтологию. Это были просто поставленные тут и там, в качестве украшений города фигурки — костра, танцующих девушек и фольклорных персонажей.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

Но на фестивале, который мы посетили в Шеки, все было по-настоящему. Ряженые «зима» и «весна» — оба мужчины — раздавали людям мелкие подарки, в том числе и крашеные яйца.

По традиции, азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало, устанавливая таким образом завершение старого года и наступление первого дня нового.

Огромный костёр под названием «тонгал» подожгли через пару часов после начала праздника. Вокруг тонгала водили хороводы, а позже, через прогоревшие угли смельчаки прыгали по семь раз, очищаясь от всего плохого. Происходившее очень напоминало Масленицу, разве что сопровождалось типично восточной музыкой. В целом, как я и написала ранее, все смешалось в этом языческом действе — рождественские, пасхальные, национальные признаки.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

А что же весна? В этом, 2022 году, она задержалась. Азербайджан — страна достаточно южная, и в конце марта мы ожидали пусть не жары, но цветения и плюсовых температур. Ан нет! Погода была перманентно мерзкой и держалась на -1 °C.

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

Однако, цветение уже началось, и я снова и снова, как будто пытаясь поспорить с холодами, фотографировала нежные ветви с первыми цветами, яркие клумбы, скворечники…

Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

В горах довелось застать и снежные заносы, и сугробы почти до колена. Было смешно, что совсем недавно, посетив в декабре Баварию, мы обещали себе «больше не ездить в зиму».

Азербайджан в марте 2022. Гахский район, который находится у самого подножья Главного Кавказского хребта.
Новруз байрам. Мой выбор в этом марте

На «встрече весны» в Шеки, под непрекращающимся снегопадом, мы как следует промёрзли. Но было ярко. Думаю посвятить празднику в Шеки отдельный фотоальбом, так как снова практически исчерпала лимит фотографий.
Пожалуй, лишь последние пару дней, которые мы снова провели в Баку, были на самом деле похожи на весну, они порадовали солнцем и температурой + 4 °C.