Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 18:19

Пенза — Россия Август 2017

Мы зачастую путаемся в событиях старины глубокой, но иногда даже близкие по времени события и места не знаем.

Будучи в городском парке Пензы, решил добраться до Успенского кафедрального собора на Мироносицком кладбище. На бумажной схеме города вроде не очень далеко до него было. Вот только вместо того, чтобы пройти часть пути по уже знакомым улицам, послушал добрых и отзывчивых людей и авантюрно пошёл через лес.

Всё получилось как у матроса Железняка, который шёл на Одессу, а вышел к Херсону. Я вышел к телевышке, которая была построена в 1958 году.

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

Так я попал в самый зеленый район Пензы — Западную поляну.

После попытки выползти на большую улицу, это всё же удалось. Этой улицей оказалась улица Захарова. Первым, что я увидел на ней, оказался памятник «Голубь мира».

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

Улицу Захарова порой называют улицей трёх кладбищ, я на своём опыте понял отчего, когда отшагав лишних несколько километров по окраинам Пензы, я еле-еле добрёл до Мироносицкого кладбища.

Здесь находятся русско-польское, татарско-еврейское и Мироносицкое (Западное) кладбища, все они закрытые и время от времени их территорию хотят использовать по другому.

Я шёл по улице в сторону центра города. Справа располагалось татарско-еврейское кладбище.

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

Интересно, а в Саратове рядом расположены еврейское и старообрядческое кладбища Последний приют у подошвы Лысой Горы.

Ворота были закрыты, лишь в глубине виднелась какая-то памятная плита.

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

Открыто кладбище было в 1860 году (по другим данным — в 1885 году), до семидесятых годов прошлого столетия здесь шли активные захоронения.

Слева тянулся забор русско-польского кладбища, которое функционировало с 1910 по 1965 год.

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

После долгого пути появилось Мироносицкое кладбище — одно из старейших городских кладбищ города Пензы.

Открыто оно было в конце XVIII века за городской чертой, а сейчас находится в черте города.

Ноги гудели.

Когда я, чуть передвигая ноги, поднимался по дороге к Успенскому храму, мне повстречался изрядно выпивший философ. «Трудна дорога к храму, отец,» — молвил он, с чем я согласился. Видимо с мертвецами не очень пообщаешься, а поговорить после принятого на грудь ну очень хочется. После его восхищения ракетными войсками, я рассказал ему, что у ракетчиков России есть святая покровительница — Параскева. Потом пожалел — он привязался как банный лист и шел, говоря без умолку. Но в конце концов он отстал.

До известного пензенского Успенского собора я добрался Успенский кафедральный собор.

В отличие от Кипра, где на одной площади рядом могут находиться несколько храмов с одним и тем же именем, в России обычно в городах стараются не освящать церкви в честь одного и того же события или святого, при этом не принимаем в рассмотрение столицу нашей страны — Москву.

В Пензе же мне в течение одного дня встретились две церкви с одним и тем же именем. Одна в центре города — деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, про неё я рассказывал в материале Прогулка вокруг Спасского кафедрального собора во времени и пространстве, другая рядом с Успенским кафедральным собором на Мироносицком кладбище.

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

Видимо, чтобы их не путать к названию церкви на кладбище добавлено слово крестильная, ведь данная церковь на самом деле используется главным образом как крестильня.

Благовещенская крестильная церковь была построена в 1994 году пензенским архитектором Дмитрием Александровичем Боруновым. Роспись её сделана сызранским художником-иконописцем Сергеем Васильевичем Саксоновым. Освящение произведено 10 декабря 1994 года. К церкви пристроен комплекс, построенный в 1991 — 1996 годах, включающий в себя ризницу, трапезную, класс детской воскресной школы, конференц-зал.

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

Когда я сфотографировал Успенский собор и Благовещенскую церковь, то для уточнения спросил у местного охранника, где находится Благовещенская церковь. Ответ был удивителен — мол вот собор, а где церковь я не знаю. Когда я показал ему на церковь — он уверил меня, что это не Благовещенская церковь.

Лишний раз я получил подтверждение, что в Пензе живут очень своеобразные люди.

В результате после посещения собора на электричку я всё же успел, а дорогу к железнодорожному вокзалу подсказал мой поклонник — любитель зелёного змия. И она оказалась верной.

Но перед этим я остановился у братских захоронений воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны в пензенских госпиталях.

Они расположены справа

и слева

Западная поляна. По улице трёх кладбищ

от главной продольной аллеи у центрального входа на кладбище.

У воинских захоронений расположены мемориальные памятники.

Захоронения имеют номера

и на многих из них лежат венки.