Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была 15 апреля 13:45

Сутоморе — Черногория Сентябрь 2021

Черногорский курорт Сутоморе знаменит своим великолепным песчаным пляжем. Но кроме пляжа здесь есть много интересного. Например, средневековая крепость Хай-Нехай. Или уникальные двухалтарные храмы, куда ходят как православные, так и католики.

Путь в Сутоморе для нас с мужем начался из Скопья. Там живут наши македонские друзья — Елена и ее брат Владимир. Год назад они купили в Сутоморе трехэтажный дом, отремонтировали его и открыли апартотель под названием Blue Maris. И пригласили нас в гости. Шел август месяц. Пока мы с мужем раздумывали и строили планы, новенький отель заполнился под завязку. Нам оставалось только порадоваться за друзей. Знакомство с Blue Maris мы отложили на будущее. Одновременно в голове засела идея посмотреть Сутоморе. Я уже тогда поняла, что это очень интересное место.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Мечты сбываются. В конце сентября мы оказались в черногорском городе Бар. До Сутоморе — всего несколько километров. Можно подъехать на рейсовом автобусе, который ходит примерно раз в час, а можно сесть на поезд Бар — Подгорица. Второй вариант нам показался удобнее. Тем более, что мы жили рядом со станцией Шушань, а проезд на поезде оказался бесплатным. Ну, если честно, он был не совсем бесплатный. Билет стоит 1,2 евро, но кондуктор обычно подсаживается только в Сутоморе, а мы там как раз выходили.

Солнечным утром мы выгрузились из поезда и двинулись в направлении пляжа. На первый взгляд поселок Сутоморе не представляет из себя ничего особенного.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Возник он всего сто сорок лет назад. До этого здесь было несколько деревень, самые большие из которых, Брци и Спичанско Поле, славились своими виноградниками. Весь район назывался Спич, а его жители и по сей день именуют себя спичанами.

Ранним утром променад и пляж выглядели безлюдными. Сезон закончился. Некоторые хотельеры, как и наши друзья, уже закрыли свои заведения. Отдыхающих было мало. Тепло. Безветренно. Влажный воздух пах солью. Тихое море так и манило искупаться.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Мы присели на лавочку обсудить, что делать дальше. Программа посещения Сутоморе была обговорена заранее. Но оказалось, что мы понимаем ее по-разному. «Сначала крепость, а потом — пляж (если останется время)» — считал муж. «Сначала пляж, а потом — крепость (по возможности)» — думала я. Короткая, но острая дискуссия. Победил муж. Повернувшись спиной к морю, я побрела в направлении центра города.

Центр Сутоморе представляет из себя многоэтажки, содержащие стандартный курортный набор: отели, магазины, супермаркет, рестораны и сувенирные лавки. Все, что нужно для счастья туристу-пляжнику.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

За центром раскинулся обширный район с частными домами. По улице Царя Лазаря мы дошли до канала, обозначенного на карте как Джурич поток. Свернули направо и, наконец, увидели впереди крепость Хай-Нехай.

Откуда такое смешное название? Этим вопросом, наверное, задаются все. Укрепление было построено венецианцами в конце XV века. Назвали его Fortezza de Spizi. То есть Спичанская крепость. Однако на гравюре середины XVI века она значится как Нечагия, что позднее превратилось в Нехай.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Я попробовала выяснить, что значит приставка Хай. Это оказалось неожиданно сложно. На черногорском сайте для горных туристов мне встретилось следующее объяснение: недалеко от крепости находится холм Голо Брдо, который местные жители иногда называют Хай. Вот его название и добавили для уточнения местоположения. На мой взгляд сомнительная теория. Но другой я не нашла.

В Сети можно встретить жалобы туристов, которые не смогли найти дорогу в крепость. К счастью, я прочитала эти крики души уже после поездки. Иначе бы запуталась. А так мы нашли начало подъема очень легко: на карте Cycle/Hike map тропа обозначена точно.

Хай-Нехай находится на скале высотой 230 метров. Туда ведет тропинка примерно полтора километра длиной с перепадом высот чуть больше ста метров. Путь неровный и каменистый. Так что советую иметь на ногах кроссовки, а в руках — палки. Мы с мужем нашли две дубинки, которые по возвращении оставили в начале тропы для будущих восходителей. Может быть, они до сих пор там стоят.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Путь по сосновому лесу был приятный и живописный. И, что важно, — промаркированный. А вот виды были так себе. Сутоморе тонуло во влажной дымке, которая шла от моря.

Подъем занял полчаса. Мы оказались перед крепостными воротами. Когда-то они были украшены венецианским гербом, но теперь от него осталась лишь ниша.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Это единственный вход в Хай-Нехай. Подойти с других сторон мешают отвесные скалы и высокие крепостные стены со множеством амбразур.

Укрепление впечатляет своими размерами: в крепости могли укрыться до девятисот человек. Здесь было все необходимое для длительной осады: цистерна с водой, пороховой склад, жилые дома. Впрочем, мощная крепость недолго служила венецианцам. В 1571 году ее на триста лет заняли османы.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

По Хай-Нехаю можно бродить долго и с удовольствием.

Любоваться видами, если позволяет погода.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Пытаться представить жизнь здешних обитателей.

Хотя определить назначение той или иной постройки бывает сложно. Я так и не поняла, где конкретно располагалась цистерна, а где — пороховой склад.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

На самой высокой точке находится полуразрушенный храм Святого Димитрия, который древнее крепости. Предполагают, что церковь была построена в XIII–XIV веках. Но самое интересное то, что Святой Димитрий — один из двухалтарных храмов, которых насчитывается довольно много на Черногорском Приморье, особенно в Спиче.

Меня очень заинтересовал феномен двухалтарных храмов. В таких церквях совершаются службы как по православному, так и по католическому обряду. Для каждой кофессии ставят свой алтарь. Впрочем, иногда даже этим не заморачиваются. Все священники используют один и тот же алтарь. Истоки этой традиции лежат в глубокой древности. В XII–XIV веках эти земли находились под властью сербской династии Неманичей. Большинство местных жителей были православными. После прихода венецианцев стал распространяться католицизм. Простые люди — крестьяне, рыбаки, охотники, никак не могли взять в толк разницу между двумя конфессиями. Деревенские священники были в массе своей неграмотными. Их разъяснения только запутывали дело. Народ ничего не понял, кроме того, что нужно креститься в ту или другую сторону. Счел различия несущественными. И уж, конечно, не стал тратить силы и средства на строительство двух отдельных церквей. Когда нужно было крестить новорожденного, венчать молодых или отпевать покойника, приглашали того попа, что оказывался поблизости. Сплошь и рядом муж и жена, родители и дети принадлежали к разным конфессиям. Приход османов и давление со стороны ислама только усилили христианское единство. В 1750 году Барский архиепископ сообщал, что прихожане не видят разницы между мессой и литургией, католики причащаются вместе с православными. Все вместе верующие отмечали религиозные праздники, как по восточному, так и по западному обряду. Что говорить про простой народ, если подобным образом поступало и духовенство. Сохранилось написанное в 1634 году письмо католического священника Богдана Елича, в котором он признавался, что является православным по крещению. В 1865 году католический миссионер Антонио Доличелла жаловался в Рим: в деревнях, где живет много православных, католические священники стали использовать юлианский календарь, чтобы все селяне могли одновременно работать и праздновать.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Церковь Святого Димитрия сильно разрушена. В последние годы османского правления Мехмет Паша запретил пускать в Хай-Нехай прихожан, а саму церковь превратил в пороховой склад. Находящееся рядом кладбище было уничтожено, гробы выкопаны из земли и сброшены в пропасть. Вероятно Паша считал людей, приходивших в храм и на кладбище, вражескими шпионами. Не исключено, что так и было. Но все эти действия лишь озлобили черногорцев. В 1877 году крепость была освобождена от османов. Однако, в результате интриг европейских лидеров, она вскоре досталась австрийцам. После их ухода в начале XX века Хай-Нехай начал постепенно приходить в запустение.

Созерцая панорамы, муж заметил, что на морском берегу напротив Хай-Нехая есть еще одна крепость. Ниже расположенная и меньше по размеру, но достаточно сохранная. Решение созрело быстро: «Не идем на пляж, а идем во вторую крепость!» Я промолчала.

На пути нам повстречалась маленькая старинная церквушка. Тоже двухалтарная. Храм принадлежит одновременно Митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви и Которской Католической Епархии. И название у него двойное: Света Петка и Санта Венеранда. До полудня службы проводят православные, а после — католики. Построена церковь была при Неманичах, в 1270 году, и освящена по православному обряду. Позже сбоку от основного алтаря соорудили второй алтарь — католический.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

В здешних краях не только простой народ, но и властители отличались толерантностью. Сохранились записи XVII века о визите патриарха Арсения Черноевича во францисканскую церковь Будвы и о подарках, которые он раздал католикам. Барский архиепископ посетил с ответным визитом православную обитель, где был встречен церковными песнопениями. После этого католический пастырь встретился с игуменом, поцеловал православный крест и они вмести благословили прихожан. В начале XIX века черногорский владыка Петр Негош посещал на праздники католические храмы, где занимал почетное место рядом с алтарем. Почему нам сегодня так мало об этом известно? Почему о традициях толерантности не рассказывают в школах? Этим вопросом задаются сегодня черногорские историки. И сами себе отвечают: видимо, есть силы, которым невыгодно вспоминать такие страницы прошлого.

Я подергала ручку двери. Увы, храм был закрыт. Мы отправились дальше, на холм Голо Брдо, он же — Хай. Сначала шли по грунтовой дороге. Потом она превратилась в тропинку, а та — в едва заметную стежку. Вокруг росла высокая трава и редкие деревья, кое-где со следами лесных пожаров. Окружающий пейзаж очень напоминал наши Саяны.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Только морские виды нарушали иллюзию.

Стежка совсем пропала. Мы продирались через траву и бурелом, где не ступала нога туриста. Хотя, почему не ступала? Навстречу нам двигалось исцарапанное семейство в пляжном прикиде. За ними — парень с девушкой. Естественно, все — русскоязычные.

А вот и сама крепость. Называется она Табия, что в переводе с арабского означает артиллерийское укрепление. И действительно, в крепостной стене видны многочисленные амбразуры.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Укрепление не особо древнее — оно было построено турками в 1862 году как дополнение к крепости Хай-Нехай. Как мы знаем, это не помогло и османов все равно прогнали. После них крепостью завладели австрийцы.

Табия гораздо меньше, чем Хай-Нехай и совсем не такая интересная. Сохранились крепостные стены, ворота и башня. С 2016 года здесь работают археологи. Они рассчитывают привести в порядок австрийские военные постройки, найти оружие и предметы быта солдат того времени.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Мы прошли через крепость и увидели, что находимся практически над пляжем. Стало понятно, откуда на Голом Брду взялись соотечественники в трусах и шлепанцах. У местных властей есть планы оборудовать дорожку от пляжа до Табии. Чтобы туристы могли осмотреть крепость, не рискуя получить ссадины, синяки или подвернуть ногу. А еще планируется открыть здесь музей, сувенирный магазин, галерею и концертную площадку. Когда все эти прекрасные планы воплотятся в жизнь, не знает никто.

Не без труда, по крутому склону, камням и мусору, добрались до пляжа. Ну, наконец-то! Сейчас я искупаюсь. И никто, даже муж, не сможет мне помешать!

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Пляж в Сутоморе, действительно, очень хороший: песчаный, 2 километра длиной и до 40 метров шириной. Вдоль полосы песка идет широкий променад с ресторанами и магазинами. Еда — вкусная, цены — демократичные.

Говорят, что местный песок помогает от ревматизма. Еще в XV веке итальянская знать приезжала сюда лечиться из влажного и нездорового венецианского климата. Во времена социализма жители Подгорицы (тогда — Титограда) считали Сутоморе своим любимым местом отдыха — это был ближайший к столице пляж. Летом, по выходным, титоградцы набивались в «купальные поезда», как селедки в бочку. Или как советские дачники в свои электрички.

Я зашла в воду и поняла, что здешний пляж хвалят не зря. Песчаное дно сильно и в лучшую сторону отличалось от галечного дна в Будве и, тем более, от каменистого берега в Баре.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Искупались, позагорали. Я предложила мужу пойти поискать апартотель наших друзей. Подруга мне его подробно описывала: такой белый трехэтажный дом в пяти минутах от моря. Муж обвел взглядом окрестности. Потом выразительно посмотрел на меня. Зданий, подходящих под описание, было довольно много. Ничего не поделаешь, посмотрим в другой раз.

И этот раз настал. В марте мы снова приехали в Черногорию и поселились в Баре. Не скрою, перед поездкой было определенное беспокойство: как отнесутся местные жители к нам, россиянам, в свете сложной международной обстановки? Не буду обобщать и делать выводы. Скажу лишь о том, что видела своими глазами: сербы и черногорцы относились к нам ничуть не хуже, чем раньше. Многие выражали сочувствие и поддержку. И было очень много русскоязычных туристов. Совсем нетипично для ранней весны. Нам встречались как россияне, так и граждане разных стран Ближнего Зарубежья. У нас не было ни с кем конфликтов. Здоровались, улыбались, разговаривали.

Набережная Бара, середина марта 2022

Позвонила подруга Елена из Скопья. Посетовала, что из-за недавних событий ожидает провальный турсезон. Я рассказала о толпах туристов на Черногорском Приморье. Подруга удивилась и заволновалась. Через неделю в Сутоморе прибыл ее брат Владимир, чтобы доделать последние три номера и подготовить отель к открытию в мае месяце. Естественно, мы встретились. По балканской традиции посидели за чашечкой кофе. И, наконец, мы с мужем посмотрели отель Blue Maris, про который столько слышали.

Здание находится на шоссе Будва-Бар. Перед домом есть паркинг. Через дорогу — продуктовый магазин Idea и пекарня. Если смотреть с шоссе, то можно подумать, что дом — одноэтажный. На самом деле он — трехэтажный, но стоит на склоне, который загораживает гостей от шума с дороги. Мы прошлись по комнатам: новая мебель (кровати, столы, стулья, шкафы и места для хранения вещей), столики с посудой, холодильники, электроплитки, электрочайники и электрические джезвы для кофе. В каждом номере есть кондиционер, туалет и душ. В некоторых номерах на балконе размещена мини-кухня. Можно полюбоваться видом на город и море. Очень неплохо. Апартотель мне понравился.

Пора было прощаться. Нам с мужем — возвращаться в Бар, а Владимиру — продолжать хозяйственные хлопоты. И тут меня посетила идея. А почему бы нам всем не отдохнуть еще немного и не посмотреть разрушенный Ратацкий монастырь?! Он находится примерно в километре от Blue Maris по пути в Бар. Идею поддержали.

Через десять минут мы вышли из машины в красивом хвойном лесу на мысе Ратац.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Сразу стало ясно — приехали не зря. Дорога под соснами привела нас на обрывисиый морской берег. За голубой гладью залива раскинулось Сутоморе, еще дальше — горные хребты. Созерцание проходило под шум прибоя. Сильно пахло сосновой хвоей. Мыс Ратац — потрясающее место. Вот за такие места я и люблю Черногорию.

Мы неспеша двинулись вдоль берега. Показались остатки стен.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Потом — мощеная камнем площадка и некое строение. Судя по всему, бывшая церковь. Она сильно пострадала во время Второй Мировой. Итальянцы устроили в Ратацком монастыре бункер и он стал объектом бомбардировок. В полуразрушенном помещении я заметила иконы и цветы. Значит, храм используют.

Ратацкий монастырь (или Санта Мария де Ротецо) основали монахи-бенедектинцы предположительно в IX веке. С XI по XIV век братья построили церковь, капеллу, базилику, оборонительные стены и башню, а также открыли больницу. Монастырь процветал. Он был настолько богат, что ссужал деньгами правителей и вельмож. Сербские деспоты, Венецианская Республика — все хотели включить Ратац в сферу своего влияния. Ничем хорошим это обычно не кончается. Так было и на сей раз. Монастырь сначала обстреливали венецианские военные корабли. Потом он пострадал от землятресения. Позже турки разграбили обитель и прогнали монахов. В 1571 году, после прихода османов, Ратац был разрушен.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Верующие, как католики, так и православные, всегда считали Ратацкий монастырь святыней. Развалины стали местом паломничества. В разоренной церкви проходили богослужения, где присутствовали представители обеих конфессий. В 1838 году проезжавший по этим краям русский офицер Егор Ковалевский с удивлением отмечал, что на праздники в монастыре собираются паломники различного вероисповедания из Черногории, Далмации и Албании. Про веротерпимость местных жителей рассказывают такую историю. Как-то раз католики-спичане из Сутоморе и католики-шушане из барского района Шушань поспорили, кто из них главнее. Решено было посчитать участников процессии, идущих на мессу в Ратацкий монастырь. Кого больше — те и главнее. Спичане были малочисленны, зато хитры. Они позвали на мессу своих православных соседей и те согласились. Так с тех пор и ходили на службы все вместе.

Мир и дружба устраивали всех кроме церковных чиновников. Еще в XVII веке папский посланник Октавиан Гарзадор жаловался в своем отчете, что никак не удается объявить православных еретиками. Черногорцы спрашивали, как же в таком случае они смогут молиться в одних и тех же церквях? И почему католический алтарь стоит рядом с алтарем православным? Записать православных в еретики так и не удалось.

Когда стало ясно, что османскому владычеству приходит конец, споры церковников за имущество и влияние вспыхнули с новой силой. Ватикан стал переводить толерантных черногорских священников в отдаленные хорватские приходы. На их место назначали монахов из Боснии. Причем выбирали тех, кто больше всего ненавидел православие. Православный митрополит Милентий (грек по происхожлению) призвал прекратить практику совместных богослужений. А католический архиепископ Карл Потен (немец), пошел еще дальше: заявил на проповеди, что все некатолики лишены милости Божьей. Православные обиделись и перестали ходить на мессы. Но с друзьями-католиками не поссорились: по-прежнему провожали их до монастыря и ждали, пока шла служба. Старые традиции оказались живучими. Вплоть до начала XX века черногорцы строили православно-католические церкви с двумя алтарями.

Потом наступили тяжелые времена. Югославия пережила войны и конфликты на национально-религиозной почве. Казалось, что золотой век терпимости и толерантности ушел безвозвратно. Но не будем спешить с выводами. Вспомним православный монастырь Святого Ильи в окрестностях Бара, который в 2015 году построили вместе черногорцы, сербы, русские и украинцы. Причем, среди строителей были люди разного вероисповедания.

Мы медленно брели по сосновому лесу. Обошли кругом монастырь. Вышли на скалистый берег и полюбовались видом в сторону Бара.

Гостеприимное Сутоморе или как православные с католиками дружили

Я вспомнила разговор, который случайно услышала в одном московском храме. Прихожанка просила совета у священника: она собралась уезжать за границу, а возле нового дома нет православных церквей. Что делать? «Ходите в ту церковь, которая там есть» — ответил батюшка — «Мы все — христиане». Может, рано хоронить то хорошее, что было в прошлом?

В материале использована статья Ивана Йововича «Двухалтарные церкви на Черногорском Приморье» (Ivan Jovovic «Dvooltarske crkve na crnogorskom primorju»)