Турист Andrei Blinov (Andrei_Blinov)
Andrei Blinov
был 26 марта 17:30

Киров, Вологда, Санкт-Петербург, Кировск, Мурманск — Россия Март 2022

Сергей Миронович Киров — русский революционер, советский государственный и политический деятель. С ноября 1927 г. по декабрь 1934 г. — Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), был убит 1 декабря 1934 года. Убийство Кирова послужило поводом для начала массовых репрессий в СССР, а память о С. М. Кирове была увековечена в многочисленных памятниках, произведениях искусства, а также топонимах. В настоящее время на территории РФ имеются три города носящих его имя. Один из них Киров — областной центр с населением около 0,5 млн жителей, другой Кировск — небольшой город (около 30 тыс. жителей) в Мурманской области

На Севере — жить!

и еще один Кировск в Ленинградской области. Получилось так, что за последние три месяца я побывал в двух из этих городов.

В конце декабря 2021 г. я навестил своих родственников в Кирове,

На Севере — жить!

а в конце марта 2022 г. ездил кататься на горных лыжах в Кировск. Город Кировск расположен на Кольском полуострове в 205 км от Мурманска, севернее Полярного круга, на южной окраине горного массива Хибины,

на берегах озера Большой Вудъярв и реки Белая в долине Умптек. В 1921—1923 гг. в результате геологических изысканий здесь были открыты богатые залежи апатито-нефелиновых руд, разработка которых началась в 1929 г. трестом «Апатит».

На Севере — жить!

Одновременно со строительством рудника и обогатительной фабрики возводился город Хибиногорск, в дальнейшем переименованный в Кировск. Сегодня Кировск — один из центров российского горнолыжного спорта и экстремального туризма.

Я добирался поездом из Санкт-Петербурга до станции Апатиты и далее автобусом до Кировска. Надо сказать, что в Кировске я уже катался на лыжах, но было это еще в 1990 году.

На Севере — жить!

Приятно было вернуться в далекое прошлое и прогуляться по городу.

Надо сказать, что в городе мало чего изменилось, добавилось лишь количество магазинов и построили новое здание музея с часами, прозванное местными жителями в «Биг-Бен».

На Севере — жить!

Этот музей, рассказывающий о полезных ископаемых и их добыче, я решил посетить в один из дней.

Музей оказался очень интересным, в нем представлено много экспонатов, а также можно было слушать аудиогида.

На Севере — жить!

Приятной неожиданностью оказалось отсутствие платы за посещение.

Недалеко от города имеется экскурсионно-туристический центр «Снежная деревня», про которую я уже был наслышан и планировал посетить.

На Севере — жить!

«Снежная Деревня» — уникальный проект, который с успехом реализуется с 2008 года. Как только в Хибинах выпадает первый снег, у подножия горы Вудъяврчорр начинается снежное строительство. Подготовка к нему самая тщательная и кропотливая, cнег и лед — необычные материалы, но именно они позволяют создавать невероятные по своей красоте фигуры и образы. Для создания такой красоты сюда съезжаются лучшие скульпторы со всех уголков России. Все постройки из снега делаются руками человека: из обычных снежных кубов появляются стены будущей Деревни, а предметы интерьера зимних залов получают видимые очертания.

«Снежная Деревня» вошла в Книгу рекордов России как самое большое закрытое цельное сооружение из снега площадью около 2500 м². В этом сооружении расположились 20 залов со снежными барельефами на стенах и снежными композициями, а также большим количеством ледяных скульптур и сюжетов.

На Севере — жить!

На меня «Снежная Деревня» произвела сильное впечатление.

Кроме самой «Снежной Деревни», на территории комплекса функционируют кафе с панорамным видом на горы, сувенирная лавка, а также горки для катания на ватрушках. Кроме того, имеется возможность прокатиться на «Снежном автобусе»,чем я и воспользовался. Маршрут «Снежного автобуса» проходил по живописным местам Хибинского массива с остановками для фотосессий.

Прогулка мне понравилась!

Горными лыжами я увлекаюсь уже давно, в этом году юбилей — 35 лет. Первый раз прокатился на горных лыжах в марте 1987 года, дело было в Карпатах.

На Севере — жить!

С тех пор это занятие настолько увлекло меня, что практически каждую зиму я стараюсь обязательно где-нибудь покататься. В Хибинах мне довелось побывать в далеком 1990 году и вот снова захотелось сюда вернуться, чтобы вспомнить и посмотреть, что изменилось с тех пор.

А изменилось много чего и все в лучшую сторону.

На Севере — жить!

Если в 1990 году было всего несколько бугельных подъемников на северном склоне, то сейчас действуют два подготовленных горнолыжных комплекса:

«Большой Вудъявр» (южный и северные склоны горы Айкуайвенчорр) с пятью бугельными подъемниками,

кресельным и гондольно-кресельным подъемником;

«Кукисвумчорр» (южный склон горы Кукисвумчорр) с тремя бугельными подъемниками и беби-лифтом.

Большинство трасс широкие и ухоженные, каждый вечер ратраки их тщательно подготавливают.

На Севере — жить!

Никаких проблем с питанием нет, перекусить можно во многих местах. Причем даже фастфуд с северным колоритом, можно попробовать бургер с олениной или арктическую уху.

На Севере — жить!

Для тех, кто не хочет ограничиваться фастфудом, может очень вкусно покушать в ресторане.

Совсем недавно на вершине северного склона горы Айкуайвенчорр был построен высокогорный ресторан,

На Севере — жить!

кафе и бар с панорамным видом на Хибины.

Поскольку Кировск находится за Полярным кругом, то и горнолыжный сезон длинный — с конца ноября по середину мая.

На Севере — жить!

Высокий сезон здесь, в связи с коротким световым днем зимой, с 15 марта по 9 мая.

Впрочем, кататься можно даже и во время полярной ночи, все трассы имеют искусственное освещение.

Единственным недостатком является постоянно меняющаяся погода и ветер.

В течение дня может светить солнце или валить снег,

На Севере — жить!

сейчас может быть полное безветрие, а через час подняться сильный ветер. Из-за ветра могут остановить часть или даже все подъемники, причем деньги за ски-пасс не возвращаются ☹.

За несколько дней катания я сталкивался со всеми этими природными катаклизмами.

На Севере — жить!

В целом катание на горных лыжах в Хибинах мне понравилось, всем советую!

В декабре 2021 г. возвращаясь из Кирова, я сделал остановку в Вологде, т.к давно хотел познакомиться с этим городом. Вологда запомнилась мне прежде всего своим кремлем и музеем кружев.

На Севере — жить!

На этот раз, в марте 2022 г., я решил посетить Мурманск и из Кировска поехал в этот северный город.

Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск — областной центр с населением около 300 тыс. человек. Город находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря и является одним из крупнейших портов России. Благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению Мурманск — незамерзающий порт, что выгодно отличает его среди портов Севера и Северо-Запада России. Официальной датой основания Мурманска считается 21 сентября 1916 года, город стал последним, основанным в Российской империи.

Я приехал в Мурманск на поезде и сдав багаж в камеру хранения пошел на прогулку по городу.

На Севере — жить!

Рядом с ж/д вокзалом находится «Пять Углов» — главная площадь Мурманска, получившая свое название из-за пяти улиц, которые на нее выходят.

На площади находятся: здание Мурманской областной Думы; ДК им. Кирова; Главпочтамт; деловой центр «Арктика» — самое высокое здание в городе (18 этажей); гостиница «Меридиан»; универмаг «Волна» и самый северный в мире ресторан «Макдоналдс».

На Севере — жить!

За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску в 1985 году присвоено звание Города-героя,

рядом с площадью установлена знаменательная стела.

На Севере — жить!

Площадь является любимым местом для прогулок и праздников у местных жителей.

Моя прогулка продолжилась по центру города.

На Севере — жить!

Здесь преобладают дома сталинской застройки и даже встречаются послевоенные деревянные одноэтажные и двухэтажные дома-полубараки.

Мурманск расположен на сопках, с сильными перепадами высоты, многие дома, стоящие на склонах, имеют переменную этажность.

На Севере — жить!

Большинство домов в городе не превышают высоты в 9 этажей. На главной лестнице Мурманска, в самом центре города, установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник построен по проекту известного русского путешественника Федора Конюхова.

На Севере — жить!

Он объяснил выбор места установки памятника тем, что Николай Чудотворец покровитель мореплавателей и путешественников, а Мурманск — город военных моряков и рыболовов, где с морем связана почти каждая семья.

Настоящим символом города и одной из главных его достопримечательностей является Маяк-Мемориал «Погибшим в мирное время морякам».

На Севере — жить!

Мемориал находится на вершине одной из сопок и оттуда открывается замечательный вид на город и Кольский залив.

В башне маяка располагается «Зал памяти». Внутри — мемориальные плиты, а также книга, в которой перечислены имена всех военных и гражданских моряков, погибших в мирное время.

На Севере — жить!

Кроме самой башни, в состав комплекса-мемориала входит также фрагмент ходовой рубки трагически погибшей подводной лодки «Курск».

Рядом с этим знаком памяти и скорби расположена мемориальная плита с именами погибших в мирное время моряков-подводников. Между всеми объектами мемориального комплекса проложены лестницы, а также смотровые площадки.

На Севере — жить!

На одной из них установлен настоящий якорь с судна, под которым находится капсула с морской водой.

В самой верхней точке комплекса находится красивый храм Спас-на-Водах, являющийся составной частью мемориала.

На Севере — жить!

Название связано с иконой Иисуса Христа, ходящего по воде.

Рядом с храмом, на берегу Семеновского озера, находится памятник мужеству и стойкости жителей Мурманска в годы Великой Отечественной войны.

В его центре находится обожженная печная труба, напоминающая о бомбардировках и пожарах в годы войны, а по периметру фотографии военного фотографа со сценами разрушенного города.

Мне было удивительно узнать, что по числу бомбежек и упавших снарядов (почти 185 тысяч) он уступает только Сталинграду. Когда закончилась Великая Отечественная война, город был практически стерт с лица земли.

Мурманск является крупным рыбопромышленным центром и морским транспортным узлом, здесь базируется единственный в России и крупнейший в мире атомный ледокольный флот, обеспечивающий круглогодичную навигацию в Арктике. Чтобы собственными глазами увидеть настоящий ледокол я отправился к Морскому вокзалу, у причала которого навечно пришвартован первый в мире атомный ледокол «Ленин», превращенный в музей.

На Севере — жить!

Легендарное судно-гигант с ядерной установкой, не имеющее прежде аналогов в мире, было разработано в СССР в 50-х годах минувшего века. Его использовали для обеспечения навигации по морскому Северному пути. К сожалению, на сам ледокол я не попал, т. к. экскурсии проводятся только группами и строго определенное время, но полюбоваться ледоколом с пирса мне удалось.

На этом знакомство с городом подошло к концу, ночным поездом я выезжал в Санкт-Петербург.

Мурманск, на сегодня, стал для меня самым северным посещенным местом.

На Севере — жить!

Автором слогана «НА СЕВЕРЕ — ЖИТЬ» является Андрей Чибис — губернатор Мурманской области.