Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была 24 апреля 7:13
Европа!!!

Валлетта, Слима, Марсашлокк, Витториоза, Моста + 3 города — Мальта Март 2022

Мальта нарисовалась у меня совершенно неожиданно, выскочив перед моим носом, как черт из табакерки, в качестве подарка на День Рожденья от собственной дочери. И, наверное, в качестве компенсации за несостоявшийся Краков, поездку куда в марте по понятным причинам мне пришлось отменить. В любом случае я была очень рада — ведь как это приятно получать такие подарки-сюрпризы от взрослых детей, да и на Мальте после многочисленных публикаций на Туристере мне давно хотелось побывать. Ryanair и в этот раз не подвел, вылет точно по расписанию, всё четко-слаженно, ну и цена билета Пафос-Мальта-Пафос в 20 евро тоже порадовала.

На Мальте я провела ровно четыре дня и смею думать, что для общего знакомства с островом этого времени вполне достаточно, хотя от ещё парочки дней там я бы точно не отказалась. Туристические автобусы Malta Saightseeing Hop-on Hop-off здорово облегчают туристу жизнь. Я сразу же купила билеты на три маршрута — северный, южный и по острову Гозо, заплатив за все про всё со скидкой 60 евро и каталась в своё удовольствие целых три дня, а ещё один день посвятила Валетте. Вот такие у меня были там расклады, вполне стандартные.

Летела я с некоторыми опасениями, как-то меня там примут по свежим следам недавних событий, не будет ли негатива к русским или чего ещё похлеще. Но слава богу всё прошло нормально, камнями никто меня не забросал, более того, частенько была слышна русская речь, русских на Мальте живет немало, хотя на Кипре безусловно намного больше. Туристы из самых разных стран Европы спокойно занимались на острове туризмом и наслаждались жизнью, как будто в мире ничего и не происходит вовсе. Подивившись этому делу, занялась тем же.

Погода в конце марта стояла на Мальте какая-то совершенно нетипичная, сужу по комментариям местных жителей. В первый день было холодно, ветрено, штормило так, что отменили все кораблики по заливам. Потом немного распогодилось, было солнечно, но довольно прохладно, днём температура не поднималась выше + 15. Но в общем это вполне комфортная погода для активного туризма, так что я не жаловалась. Зато всё вокруг цвело и пахло, распускалось и благоухало.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

От видов со стен цитаделей захватывало дух — перед глазами простирались изумрудные поля, расчерченные, словно лоскутное одеяло, молодые поросли виноградников, и всё это на фоне синего моря!

Красота! Весной на Мальте красиво и зелено, обилие камня совершенно не давит, чего, наверное, не скажешь про лето и осень.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

От многих слышала про каменистый формат и отсутствие зелени на острове, но ранней весной этого не ощущается. Так что, считаю, мне очень повезло в этом плане. Пейзажи вокруг радовали глаз сочной зеленью. Большой плюс.

До чего же живописная береговая линия на Мальте! Признаюсь, моим любимым занятием на острове стало любование с одного берега на другой. Так, из Слимы открываются чудесные картинки Валетты,

из Валетты — на гавань Слимы,

из Верхних Садов Баррака в Валетте — изумительные виды на крохотные островки Трёх городов.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций
Сплошное наслаждение и услада для глаз. Этот момент очень порадовал!

Не секрет, что Мальта знаменита своими фортами и крепостями, коих там видимо-невидимо.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

И хотя я не причисляю себя к ценителям таких достопримечательностей, всё же признаю, что на Мальте это определенное маст-си, и её выразительные фортификационные постройки заслуживают внимания.

Форт Сан-Анджело в Биргу, форт Святого Эльма в Валетте, Цитадель Виктории — это лишь самые известные форты острова, которые мне удалось увидеть.

Производит впечатление и пёстрый культурный коктейль на такой маленькой территории. Кто здесь только не отметился в разные эпохи — карфагеняне и арабы, римляне и византийцы, финикийцы и англичане! Как результат смешение самых разных архитектурных стилей и жанров, что всегда интересно.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

И конечно же, первое, что бросается в глаза на Мальте — её чудесные разноцветные балкончики! Это такая прелесть, скажу я Вам, что поначалу я только ходила, открыв рот и охотилась исключительно на них.

Особенно хороши традиционные мальтийские закрытые балконы. Эти узкие деревянные цветастые балконы пришли сюда в 18 веке из Марокко. Цветовая гамма у них в основном красная, синяя, зеленая, но бывают и бежевые, фиолетовые. И двери им в тон.
Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций
Смотрится всё это очень эффектно и выразительно. Особенно много уникальных балконов в Валетте, Мдине, Рабате, Мосте.

Чем ещё богата Мальта, так это роскошными храмами, по большей части барочными, видимо рыцари тяготели именно к этому архитектурному стилю. Расскажу пока о самых-самых, которые произвели на меня незабываемое впечатление. Само собой, наибольшая концентрация церквей в Валетте.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Идёшь себе так по улице, и даже выискивать их не надо — то тут, то там среди восточных построек буквально воткнуты прекрасные барочные храмы. Подчас неприметные снаружи, но стоит заглянуть внутрь, как просто голова идет кругом от вопиющей роскоши. Поэтому заглядывать внутрь храмов очень стоит.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Самая популярная церковь Валлетты, да и всей Мальты, — это конечно же Собор Святого Иоанна (St. John`s Co-Cathedral), построенный для рыцарей Святого Иоанна в конце 16 века. Лаконичный фасад контрастирует с пышным барочным интерьером — начинка храма по-настоящему великолепна, пол состоит из мраморных надгробий рыцарей плюс восемь богато украшенных часовен различных Языков Ордена Святого Иоанна. Заходишь внутрь и хочется зажмуриться от обилия позолоты, замысловатой резьбы, истинное пиршество для глаз!

Вход в этот собор платный — 15 евро, что по нынешним временам для нас совсем недешево, но мне можно сказать повезло, в воскресенье вечером перед мессой в храм пускали всех желающих совершенно бесплатно. Правда, рассмотреть всё в деталях не получилось, доступ к часовням был ограничен и картин Караваджо вблизи я не увидела, но общее представление об этом великолепном соборе получила. Абсолютный шедевр мирового искусства и топовое маст-си на Мальте!

Говоря о храмах Валетты нельзя не отметить Базилику Пресвятой Богородицы горы Кармель (Our Lady of Mount Carmel). Это безусловно самый характерный храм с куполом в пейзаже Валетты, который видно буквально отовсюду. Зайти внутрь тоже стоит, храм отличается необычной овальной формой в светлых тонах.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Ещё в Валетте мне очень приглянулась Приходская церковь Кораблекрушения Св. Павла (Shipwreck of St. Paul). Строгие лаконичные интерьеры, даже немного мрачные, но в то же время торжественные и светлые. Выделяются мраморные колонны и расписной потолок с изображением сцен из жизни апостола.

Вообще, Святой Павел — фигура на Мальте очень популярная. Потерпевший кораблекрушение у берегов Мальты Святой был вынужден задержаться на острове, и теперь мальтийцы считают его своим духовным отцом и покровителем. Даю наводку — попасть в этот храм непросто, вход сбоку через неприметную дверь, которую легко пропустить. Мне пришлось её поискать, но оно того стоило!

Очень впечатляющее религиозное строение находится в городке Моста, это Собор Вознесения Девы Марии (Mosta Rotunda), также известное как Ротонда Мосты. Посвящен собор Вознесению Девы Марии. Построен 150 лет назад в неоклассическом стиле на месте бывшей церкви эпохи Возрождения. Структура собора явно восходит к римскому Пантеону. Фасад имеет портик с шестью ионическими колоннами и обрамлен двумя колокольнями.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций
Внутренний диаметр купола — 37 м. На момент постройки он был третьим по величине в мире! Можно подняться на колоннаду и посетить сам собор. Вход платный — 5 и 3 евро. Но самое главное, собор уникален произошедшим во время Второй мировой войны событием. На купол упала бомба весом в 200 кг, но не взорвалась, и все 300 человек, бывшие в это время в храме, остались живы. Не иначе, как Чудо. Теперь копия этой бомбы находится ризнице церкви и служит напоминанием о тех давних драматичных событиях.

На острове Гозо совершенно неизгладимое впечатление на меня произвела Базилика Девы Марии Та-Пину (Basilica of the Blessed Virgin of Ta' Pinu). Только представьте себе — посреди чиста поля одиноко и отстранённо от всего мирского стоит величественная изящная базилика с высокой колокольней, а вдалеке виднеется синее море!

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Виды с шоссе открываются просто величественные, вблизи уже совсем не то.

Такие виды действительно цепляют и остаются в памяти. Построенная в середине прошлого века на месте старинной часовни базилика Та Пину считается одним из главных святых мест на Мальте. С ней связывают ряд чудес, поэтому паломники едут сюда просить Деву Марию об исцелении и прочих чудесах. Храм исполнения желаний, не иначе! Внутри нет ни росписей, ни позолоты, храм украшен красивой кружевной лепниной и выглядит очень нежно и воздушно.

Для меня это место стало пронзительным откровением, считаю его просто обязательным к посещению на Гозо.

Побывала я и в Мдине, древней столице острова. Город идеальный в своей театральной безжизненности, замерший во времени!

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Однозначно стоит прогуляться по его старинным улочкам, напоминающим средневековые декорации,

заглянуть в Кафедральный Собор Святого Павла(да-да, того самого, который потерпел на Мальте кораблекрушение, я же говорила, что этот Святой здесь очень почитаем),

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций
да просто поглазеть по сторонам.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

В городе богатейшее архитектурное наследие!

Времени мне в Мдине, конечно, не хватило, с удовольствием бы здесь задержалась! А какие виды на профиль Мдины открываются с шоссе, просто загляденье!

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

В этот плане открытый туристический автобус как нельзя кстати!

Бывшее предместье Мдины Рабат выглядит попроще и очень по-арабски. Самобытно и колоритно.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций
Желания посещать его знаменитые катакомбы у меня не возникло, да и времени на это было жаль. Мдина и Рабат — это синий северный маршрут хопонов.

Деревня Марсашлокк с её туристической фишкой, глазастыми лодочками луццу, — премилое живописное местечко!

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Секрет её успеха прост - цветастые глазастые лодки, обилие рыбных ресторанчиков и живописная гавань. Я ходила по набережной, любуясь  пёстрыми лодками, а в голове вертелось одно только слово — nice! Настоящая цветотерапия.

Да и рыбные ресторанчики на набережной как нельзя кстати, побаловала себя там вкусным обедом. Место для простых человеческих радостей, так бы я охарактеризовала Марсашлокк! Определенное маст-си на Мальте. Входит в красный южный маршрут хопонов.

Сады Сан Антон (северный синий маршрут)- приятное место, но в общем-то ничего особенного.

Наверное, особенно приятно здесь летом, когда можно разбавить каменистый формат острова видами и запахами пышной растительностью.

Очень приятное место — Vittoriosa Waterfront.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций
Гавань с яхтами и сама по себе прекрасна, а в качестве бонуса оттуда открываются еще и великолепные виды на крепостные стены Валетты. Тоже из разряда nice. Южный красный маршрут.

На острове Гозо привлекает внимание Цитадель с великолепным Кафедральным Собором.

Побродить по ней, любуясь историческими зданиями и открывающимися сверху видами изумрудных полей — большое удовольствие!
Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

На сам город времени, увы, практически не хватило. А жаль!

На Гозо вообще много всего интересного — храмы, виды, мельницы! Маленький, но очень живописный остров!

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Архитектурные красоты Мальты удачно разбавляются природными морскими пейзажами. Таких мест на острове не очень много, но всё же они есть и увидеть их очень стоит. Врезался в память прекрасный Blue Grotto (южный красный маршрут). Это целый комплекс природных морских красот.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Пещеры, гроты и синее-пресинее море!

Виды захватывающие, очень романтическое место! Интересно, что своему названию Голубой грот обязан одному английскому солдату, который сравнил его с Голубым гротом на Капри.

От Лазурного окна на Гозо самого окна уже не осталось, но пейзажи всё равно очень красивые.

Тоже зачётное место!

Пляж Голден Бей, безусловно, один из самых красивых песчаных пляжей Мальты (северный синий маршрут).

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Таких пляжей на каменистом острове почти и нет.

Ну и, подплывая к Гозо можно увидеть кусочек знаменитой Голубой лагуны между Гозо и Комино.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Чувствуется, что это очень красивое место. В общем, только облизнулась. При наличии еще одного дня я бы съездила туда отдельно.

Вот, что меня совершенно не впечатлило на Мальте, так это её знаменитые Мегалиты. Ну не понимаю я такого совершенно! Для меня это просто груды камней, ничего за ними не вижу.

Ограничилась всего лишь одним таким храмом Ggantija на Гозо. Не моё, что ж поделать.

Подивилась я и каменистым пляжам острова — смотрятся весьма живописно, но купаться с таких неудобно.

На Кипре с этим делом гораздо лучше, подумалось мне.

Понравился местный транспорт, везде можно доехать на городских автобусах, билеты по полтора евро. Если, например провести на Мальте неделю, то вполне можно обойтись и без хопонов, они просто экономят время. Между Слимой и Валетой исправно курсируют и паромы, цена всё та же — полтора евро, и по времени быстрее, чем на автобусе. Автобус Х2 из аэропорта в Слиму тоже стоит полтора евро, правда, едет долго, больше часа.

Базировалась я в Слиме, это удобная локация и для Валетты и для поездок по всему острову.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Моя гостиница Roma Hotel удобно расположена прямо на набережной и рядом с автобусной остановкой. Скромно, но вполне прилично. Особенно порадовало наличие в номере чайника, мини-холодильника и фена. Это важно.

Удивил формат отелей на Мальте.

Моя весенняя Мальта. На уровне эмоций

Что в Слиме, что в курортном Сан Джулиане гостиницы в основном простенькие, скромные.

Таких роскошных отелей, как в Турции нет и в помине. Даже на Кипре отельный фонд намного лучше. Никак я не могу удержаться от сравнений!

Ну вот, наверное, пока всё, мои общие впечатления и эмоции от Мальты, ставшей для меня 62-ой по счёту страной, где я побывала за свою жизнь.