Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 13:59

Чаплыгин, Тула, Москва — Россия Май 2018

Есть занимательная русская поговорка «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Такая ситуация бывает не только с деньгами. Мне не часто встречались места, тем или иным образом связанные с Первой Мировой войной. Эта война словно бы выпала из истории России.

А во время небольшого путешествия в мае 2018 года (Саратов — Москва — Тула и окрестности — Москва — Чаплыгин- Мичуринск — Саратов) мне такие места встретились несколько раз. Причём большая часть в течение одного дня- в Москве и Туле, а еще одно место — на обратном пути в Чаплыгине.

Первой в этом списке оказалась Москва. Мы с Максимом Ершовым гуляли по Соколу и первым пунктом нашего путешествия оказался Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны, который был открыт 1 августа 2004 года.

Забытая потомками Великая война

До этого 8 ноября 1998 года появилась на месте бывшего Братского кладбища небольшая мемориальная зона, о захоронениях на Братском кладбище и современных следах от них я рассказал в материале Некрополь на Братском кладбище.

Тогда же была возведена часовня Место упокоения Верховного Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи до императора Николая Второго.

Вот только старая часовня находилась в другом месте Братского кладбища и на её месте установлен памятный знак.

В 1998 году было установлено еще четыре памятных знака:

1).Обелиск «Павшим за свободу и независимость Родины» .

Забытая потомками Великая война

На лицевой грани выгравированы слова: «Павшим за свободу и независимость Родины». На трёх других гранях скульптурные изображения воинских наград.

2). Стена памяти.

Забытая потомками Великая война

На лицевой части находится барельеф в виде двуглавого орла и надписи: «Москва павшим российским воинам». Рядом с ней — стенды с информацией о парке, но солнце бликовало и на фотографиях плохо что видно.

3). Памятный крест.

Забытая потомками Великая война

На перекрестии выгравирована надпись: «В память вождей и воинов на поле брани за веру и отечество живот свой положивших».

4). Часовенный столб с крестом и полумесяцем.

Забытая потомками Великая война

Никаких надписей не нём нет.

Внешне парк ничем не отличается от многих других парков- зелень пение птиц.

Забытая потомками Великая война

В 1961 году в парке было высажено около 200 кустов сирени, которая прижилась и чувствует себя замечательно.

Если бы не надгробия, которые правда сконцентрированы в одном месте, то ничто не говорит о том, что мы шагаем по чьим-то могилам, с которых убраны могильные камни. Здесь гуляют спокойно мамы с маленькими детьми.

Забытая потомками Великая война

Время от времени при ходьбе на аллеях видны памятники.

Обелиск «Павшим в Мировой войне 1914–1918 годов» был установлен в 2004 году.

Забытая потомками Великая война

На вершине колонны — парящий бронзовый сокол. В центральной части колонны находится небольшой прямоугольный выступ, на котором золотой краской начерчен символ — «Всевидящее Око».

С одной стороны, это вызывает удивление, т. к. считается что это масонский символ.

С другой стороны, на официальных медалях Российской империи этот символ впервые появляется на медали в память коронации Петра II, отчеканенной в 1728 году, а затем медали с оком чеканились практически при всех коронованных императорах (кроме Елизаветы Петровны и Павла I).

На основании памятника надпись: «Павшим в Мировой войне 1914–1918 годов»

Памятник российским авиаторам, установленный в 2004 году.

Забытая потомками Великая война

На вершине памятника — скульптура в виде авиационного пропеллера с птичьими крыльями, в нижней части колонны — прямоугольный выступ с выгравированной на нём надписью: «Российским авиаторам похороненным на Московском городском Братском кладбище».

До 1923 года на Братском кладбище существовала «Аллея лётчиков», на которой хоронили авиаторов, погибших при испытаниях самолётов. На могилах устанавливали пропеллеры. Памятник стоит как раз на этой аллее.

Памятник российским сёстрам милосердия был установлен в 2004 году.

Забытая потомками Великая война

В советское время парк обзавёлся различными элементами культурно-развлекательного досуга. Только большая часть их на перепутье.

В 1959 году был построен кинотеатр «Ленинград».

Забытая потомками Великая война

В марте 2011 года он был закрыт на неопределённое время, а в 2013 году его планировали снести, чтобы построить на его месте торгово-развлекательного комплекс. Но потом передумали и думу до сих пор думают, ну чтобы такое здесь сотворить.

В 1957 году появилось кафе «Комета», затем переименованное в «Лунный свет». Первоначального здания не сохранилось, вместо него появился дом, который сдают в аренду.

Забытая потомками Великая война

Еще один непонятный домик оказался сторожкой.

В парке есть детские площадки, да и оформление территории возле бывшего кинотеатра предназначено в первую очередь для детей.

Забытая потомками Великая война

Кстати, на заднем фоне видно бывшее здание кафе «Седьмой элемент».

Умиляет скульптура «Олень с оленёнком».

Забытая потомками Великая война

Вот и подходит к завершению наше знакомство с мемориальным комплексом. Надо идти дальше.

В этот же день в районе «Сокол» были встречены еще два объекта, в составе которых находились памятники, посвященные Первой Мировой войне.

Сначала вместе с Максимом отыскали Некрополь «Арбатец», а перед тем, как покинуть район «Сокол» на метро, я отыскал Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах».

До отправления электрички в Тулу оставалось время, я сел в метро и поехал не ведая куда. Получилось, что приехал к Парку Победы

1 августа 2014 года в Москве на Поклонной горе был открыт созданный по инициативе Российского военно-исторического общества памятник героям Первой мировой войны, состоявший из двух отдельных частей.

Первая часть — русский солдат, на постаменте памятника изображен георгиевский крест.

Забытая потомками Великая война

Вторая часть памятника — многофигурная композиция, над которой доминирует российский триколор.

Возле этого памятника массово фотографировались китайцы.

Забытая потомками Великая война

Интересно, что Китай принял формальное участие в Первой мировой войне на стороне Антанты, 14 августа 1917 года правительство официально объявило войну Германии. Парламент это решение отменил 18 сентября 1917 года, но уже 26 сентября 1917 года правительство снова объявило войну Германии. Несмотря на объявление Китаем войны, китайские солдаты не были отправлены ни на один из театров войны. Вместо этого китайское правительство проводило политику «рабочие вместо солдат», отправляя союзникам китайских рабочих (чернорабочих и специалистов).

Вечером я уехал в Тулу. В вечернем сумраке мне повстречался еще одни памятник, посвященный тулякам-оружейникам времён Первой Мировой войны.

Забытая потомками Великая война

Появился он 3 декабря 2014 года.

За несколько дней, проведённых мною в Тульской и Орловской области, более мест, посвященных Первой Мировой войне, мне не встретилось. На обратном пути в Москве тоже ничего более не обнаружилось.

А вот в Чаплыгине я заглянул в музей Боевой славы. Там находится много различных экспонатов, в том числе два стенда, посвященные Первой Мировой войне и лазаретам Чаплыгинского уезда во время Первой Мировой войне.

Забытая потомками Великая война

Много известных битв и сражений изображено на картинах, находящихся в музее, но одна с моей точки зрения выделяется. Она перекликается с одним из памятников некрополя «Арбатец».

Конечно это не подлинник, но всмотритесь в неё.

Забытая потомками Великая война

На картине изображена контратака 24 июля (6 августа) 1915 года при отражении немецкой газовой атаки защитников крепости Осовец 13-й роты 226-й пехотного Землянского полка, сформированного из уроженцев Землянского уезда Воронежской губернии, вошедшая в историю и получившая название «Атака мертвецов».

Можно спорить, ломать копья и с пеной у рта доказывать, что всё было не так, что детали отличаются.

Но вчитайтесь в строки об этом событии. Маленькая, не до конца оборудованная крепость Осовец продержалась против превосходящих сил противника с сентября 1914 года по 22 августа 1915 года. Причём позиции были оставлены не по причине панического бегства, а организовано, даже была осуществлена эвакуация мирного населения. Немцы вошли 25 августа 1915 года в пустую крепость.

Но до этого крепость держалась. На каждого защитника было сброшено с использованием авиации несколько тысяч бомб и обрушено огнём вражеской артиллерии масса снарядов, выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты» которые русские ухитрились при этом подбить.

24 июля 1915 (6 августа 1915) в 4 часа утра, одновременно с открытием артиллерийского огня, германские части применили против защитников крепости отравляющий газ тёмно-зеленой окраски — смесь хлора с бромом. Газовая волна 9–11 метров в высоту, проникала в глубину более чем на 20 км. Считая, что оборонявший позиции крепости гарнизон мёртв, немецкие части перешли в наступление. В атаку пошли 14 батальонов ландвера — не менее семи тысяч пехотинцев.

Официальные строки российского командования того времени звучат сухо: «У Осовца неприятель с рассветом, развив сильный огонь и выпустив большие облака ядовитых газов, начал штурм крепостных позиций, захватил укрепления у Сосни, но огнём и контратаками был отовсюду выбит».

Очевидцы вспоминали более подробно: «Я не могу описать озлобления и бешенства, с которым шли наши солдаты на отравителей-немцев. Сильный ружейный и пулемётный огонь, густо рвавшаяся шрапнель не могли остановить натиска рассвирепевших солдат. Измученные, отравленные, они бежали с единственной целью — раздавить немцев. Отсталых не было, торопить не приходилось никого. Здесь не было отдельных героев, роты шли как один человек, одушевлённые только одной целью, одной мыслью: погибнуть, но отомстить подлым отравителям… Немцы не выдержали бешеного натиска наших солдат и в панике бросились бежать.»

Уже в наше время у этой атаки появилось трагическое, но запоминающееся название «Атака мертвецов».

Считается, что первым пустил это выражение в свет журналист Владимир Воронов в 2009 году: «Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях… Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». 60 полумёртвых русских солдат испугали 7 000 немцев!!! Вот тогда появилось мощное и грозное выражение «Русские не сдаются!»

Картину «Осовец. Атака мертвецов» написал молодой московский художник Вячеслав Владимирович Потогин.

Вот такой получился вояж, давший мне множество информации о Первой Мировой, когда-то Великой, войне.