Турист Мар-та (Mar-ta)
Мар-та
была 1 мая 21:07

Албания Сентябрь 2021

Мы попались на удочку одной продвинутой туристической фирмы, специализирующейся на организации походов в горы. Их тур по Албании предполагал трекинги в горах Проклетия и, в завершение тура, отдых на море. И не дорого. Утвердиться в выборе помог и безвизовый режим для россиян, и признание Албанией нашей вакцины.

Встреча группы назначена на вечер в аэропорту Тираны (столица Албании), а наша тройка московским самолетом прилетала уже в начале первого ночи. Ехать в город, где нечего смотреть, нет смысла, ищем что-то поближе, и останавливаемся на варианте ночевки и времяпровождения в Круе. Это недалеко от аэропорта и там есть интересности, да и отель в старом замке?, который мы забронировали, весьма заманчив.

Способ ночью добраться один — такси. Первой неожиданностью стал фирменный стиль машин, работающий счетчик и вежливый таксист. Съехав с основной трассы, мы мчимся в полной темноте, все время куда-то вверх. Впереди, высоко, засияли то ли звезды, то ли огни. А мы все движемся в направлении к небу. Кое- где из темноты стали выглядывать дома, и это уже была Круя. Водитель выгрузил нас перед какими-то полуразрушенными стенами, т. к. въезд далее был закрыт. По навигатору, опять вверх, побрели по скользкой булыжной мостовой, и очутились во дворе старинной крепости. И романтично, и страшновато. А навигатор показывал еще выше. И вот в ночной мгле различаем мечущуюся фигурку. Это встречали нас. Усталые, плюхнулись на кровати, и спать.

Утро было просто волшебным! Выйдя из номера, мы оказались на стенах некогда величественной крепости. Из древних веков на нас взирала Сторожевая башня. В 15 веке она была свидетелем албанского сопротивления во главе с легендарным вождем Скандербегом.

Ниже, по склонам горы Сары-Салтики, к зеленым долинам и голубым озерам, спускался город Круя (в переводе с албанского -Весна), носивший в 12 веке звание столицы первого «албанского» княжества- Арберии. Вся эта идеалистическая картина заканчивалась на линии горизонта, где поблескивали воды Адриатики.

Ну здравствуй, Албания!

Позавтракав, мы отправились знакомиться с городом. Чуть ниже крепости монументальное здание в стиле замка, это музей того самого Скандербега, еще ниже этнографический музей.

Выйдя за пределы крепостной стены, сразу попали в объятия колоритнейшего рынка. Hand made здесь представлен изделиями местных умельцев высочайшего уровня (Китаем и не пахнет). Особенно поразила ювелирка с национальными мотивами, среди которых царствовало кружево из филигранного серебра. (Дешевле цен на серебро не встречала).

Город удивлял и восхищал! Чистый и уютный, хранящий историю и шагающий в ногу со временем. Здесь строятся отели, восстанавливаются памятники архитектуры.

В городе много кафе и ресторанов с открытыми террасами, роскошными панорамами, вкуснейшей кухней, фирменной подачей.

Прихватив с собой на предстоящие нам вскоре испытания фирменного коньячку SKЁNDERBEU, мы поднялись к отелю. Пора собираться в аэропорт, а я так мечтала встретить в Круе закат. Здесь, наверху, лучшее место для завершения дня. И тут приходит сообщение, что самолет из Киева задерживается. Небеса нас услышали! Хозяйка ROOMS EMILIANO Castle of Kruja (семья владеет этой землей уже 600 лет!) предложила ужин из национальных блюд. Нам накрыли стол на отрытой площадке. Мы сидели одни на легендарных руинах, возвышаясь над удивительным городом. Он медленно погружался в вечернюю негу, а мы ловили в бокал прекрасного домашнего вина солнце, опускающееся на воды Адриатики. Незабываемо!

Группа в аэропорту встретила нас с нескрываемым удивлением, видя наши восторженные от чего- то, а не усталые от дороги, физиономии. Уже поздний вечер, а наша ночевка запланирована в Шкодере. В ночи разбудили хозяйку гостевого дома, и, не разбирая вещи, быстро угомонились. Утром, за завтраком, огляделись, с кем мы, быстро собрались, и в дорогу.

Первая остановка и фотосессия у изящного моста Месси. В свое время он был одним из самых длинных арочных мостов Османской империи.

Ну здравствуй, Албания!

Безмятежно мчимся на микроавтобусе среди белесых горных хребтов. Нам и невдомек, что ожидает нас впереди.

Ну здравствуй, Албания!

Остановка, и оказываемся на перевале Qafa e Tore. Инструктор объявляет разминку и показывает долину далеко внизу, в которую мы должны спуститься. Водрузив на себя тяжеленные рюкзаки, взяв в руки палки, воодушевленные, мы весело и дружно начинаем спуск.

Ну здравствуй, Албания!

Полдня, среди деревьев и кустов, не видя никаких красот, мы спускались по безумно крутому склону. Уже через пару часов мышцы и связки ног обалдели и перестали " давать о себе знать», а пальцы ног завернулись под стопы. Нашу жизнь спасали только палки. Конца и края этому спуску не было. Короткий перекур и дальше. Рюкзак весил уже тонну. И вот среди однообразного пейзажа, наконец показалась некая достопримечательность — озеро «Голубой глаз».

Отступление: Как следует из правил авиаперевозки грузов, палки нужно сдавать при регистрации в багаж, бесплатно. Мы упаковали три комплекта в чехол, и в Москве, регистрируясь на Туркиши, попытались их сдать. Барышня, оформляя наш перелет в Тирану со стыковкой в Стамбуле, сказала, берите в салон, не проблема. До Стамбула они добрались благополучно. Далее транзитная зона, новый пункт контроля, и у нас их изымают. Мы объяснили, что вашими же Туркишами мы провезли их сюда в салоне. Безумно жалко было кинуть здесь три пары новых палок. Пришел старшой, но тоже не внял нашим мольбам. Тогда мы забрали их и пошли на выход через паспортный контроль, чтобы снова пройти регистрацию и сдать их в багаж (благо, времени было достаточно). Подойдя к стойкам регистрации и предъявив уже зарегистрированные билеты, очень удивили работников аэропорта. Мы объяснили им причину таких маневров, вызвав улыбки. И они отправили нас вместе с палками по обычному маршруту. На пункте досмотра у нас опять изымают палки, снимая наконечники и водя пальцами по острию, изображая ужас на своем лице. Не помню, что мы орали, но они стали куда-то звонить, потом спросили, а куда мы с ними. Мы сознались, что в Албанию. Тут они выдохнули и сказали — «А, ну тогда забирайте».

Палки действительно спасали нам жизнь!

Возвращаюсь к «Голубому глазу». Кто был еще в сознании, перекусили из запасов в рюкзаках, кто без сознания, полез в ледяную воду. Звучит приказ- «Подъем!», и мы опять куда-то побрели. Три с половиной километра до места ночевки состояли из череды небольших подъемов и спусков, необыкновенных ландшафтов в прекрасной долине.

Наконец приползли в деревню Ндерлиза. Спрашивается, нафига мы полдня ломали ноги, когда можно было приехать сюда, кинуть вещи, и сбегать к озеру, притормаживая у лунных рельефов реки и прочих красот?

Гестхаус был вполне приличен. Гостеприимные хозяева закатили нам вкуснющий ужин, знакомя с национальной кухней.

Ну здравствуй, Албания!

Потихоньку мы стали запоминать имена друг друга. Команда по возрасту разделилась на молодежь и немолодежь, семь и пять человек соответственно. Все бывалые туристы, поэтому быстро нашли общий язык.

Ночи для восстановления сил не хватило, да еще у одной из туристок странно припухла нога. В таком состоянии сегодня идем шесть километров вдоль горной каменистой реки в направлении высоких гор. Заглядываем в узкие ущелья, позируем на фоне скалистых гор.

Ну здравствуй, Албания!

Привал сделали у громогласного и роскошного водопада Грунас.

Дальнейший путь прошел в непрестанных воспоминаниях о былых путешествиях.

И вот перед нами в живописной зеленой долине показался альпийский поселок Thethi. Опрятный, обустроенный, но не теряющий аутентичности, он уже подстроился под запросы прибывающих в эти края туристов.

Времени до заката было предостаточно, и мы, воспользовавшись приглашением местного жителя, пошли купаться в природный бассейн.

Ну здравствуй, Албания!

Вечером продолжили знакомство с поселком и его красотами, закончив день очередным национальным ужином.

Снова волшебное утро! В распахнутое окно нашего уютного отеля с величавых вершин Проклетия устремился прохладный бодрящий воздух.

Этот горный массив на севере Албании называют еще Албанские Альпы. Среди его скал сокрыт самый красивый уголок горной Албании — долина Вальбона. Туда мы сегодня держим путь. Предстоит длительный и крутой подъем на перевал. Умные туристы предусмотрительно погружали тяжелые рюкзаки на лошадей. Мы же, гордо подняв головы, навьючили их на себя, и начали свой нелегкий путь. Чем выше поднимаемся, тем живописней пейзажи вокруг. Тропа то ведет нас среди хвойного леса, то петляет через буковый лес, иногда выпуская на альпийские лужайки.

Одна из наших туристок заметно прихрамывала. Опухоль на ее ноге приобретала устрашающие цвета и размеры. Что-то наводило на мысль о скорпионах и змеях. Но где и когда?

Для меня подъем был бесконечным и изнуряющим. Встречные путники, видя мое состояние, выражали сочувствие на разных языках. Они уточняли расстояние до перевала, но это не добавляло мне сил. Наверх я заползла чуть живой. С перевала открывалась потрясающая панорама долины Вальбона и Мая Езерце (2694 м), высшей точки гор Проклетие.

Недолгий перекур, фотосессия, и начинаем спуск. Дело пошло веселей среди бело-зеленых скал. Каменистая узкая тропинка должна привести нас к импровизированной кафешке, что придавало сил и надежд на удачное завершение сегодняшнего дня.

От кафе до поселка, где расположимся на ночевку, дорога шла по каменистому руслу пересохшей реки. Умные туристы дожидались местных «таксистов», доставляющих их в ближайших поселок. Но в нас же еще теплиться жизнь! Что нам семь километров в сумерках по шатким камням на дрожащих ногах! К счастью, еще живых, нас подобрала попутная машина.

Ну здравствуй, Албания!

В гестхаусе нас встретила гостеприимная хозяйка, сочувственно помогла нам побыстрее устроиться в комнатах и напоила нас албанским кофе и травяным чаем.

А вечером были два сюрприза. В этот день у меня случился День рождения, и за ужином в местной таверне за богато накрытым национальными яствами столом, совершенно неожиданно прозвучали в мой адрес великолепные слова поздравления, а подарком был …торт. Бог мой, где можно раздобыть торт в той местности, где нет даже магазинов?

А ногу все раздувало. Звонки знакомым израильским медикам, солевые компрессы, антибиотики — все пошло в ход. И только мы улеглись спать, как раздался пронзительный девичий визг. Первая мысль, там змея. Но в постели одной из наших девчонок оказался скорпион. Все срослось! В Албании скорпионы. Друзья, будьте бдительны!

Утро выдалось теплым и солнечным. Хозяюшка накрыла нам завтрак во дворе на лоне цветущего албанского подворья. Божественно!

Сегодня будем штурмовать одну из самых высоких вершин массива — Мая Росит (2525 м). Из-за больной ноги наша попутчица идти не может, и еще двое, в том числе и я, решили составить ей компанию и погулять по окрестностям долины. Поселок небольшой, за час, не спеша, можно обойти кругом. Туристическая инфраструктура здесь только начинает зарождаться. Но кое-какие интересности мы все же обнаружили.

Бункеры. Одноглазые бетонные чудовища везде и всюду. Говорят, по стране их было построено около 700 тысяч по инициативе коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Так он хотел защитить свой народ от бесчисленных врагов. Но на Албанию так никто и не напал. Сегодня основная их масса заброшены, кто-то пытается избавиться от них на своих участках, кто-то использует под хранилища, мини-отели, и даже кафе.

Ну здравствуй, Албания!

Пиво Korca! (Корча). Я не пью пиво, но от этого не оторваться. Исследовав все окрестности и даже огороды, в ожидании команды, мы просидели в кафе, наслаждаясь божественным вкусом.

А в это время наши путешественники штурмовали горный хребет, по которому проходит граница Черногории и Албании. Вот их впечатления.

Штурм удался. Вернулись усталые, но счастливые.

Албания — горная страна. 71% территории занимают Альпы и Балканские горы. Ее омывают два моря, а из сотни озер самыми крупными являются Скадарское, Охридское и озеро Коман. К последнему мы сегодня держим путь. В местечке Фиэрза на пристани ждем свой паром, наблюдая за разгрузкой и погрузкой суденышек.

Ну здравствуй, Албания!

Команское озеро было искусственно создано в долине реки Дрин, где в 1986 г. было завершено строительство дамбы, и введена в эксплуатацию Команская ГЭС. Через час ожидания зашли на паром и сразу погрузились в созерцание удивительной красоты и безмятежности. Бирюзовая водная гладь озера обрамлена величавыми скалами, открывающими за каждым новым поворотом более живописную картину. Изредка на склонах, маленькими пятнышками, белели чьи- то домики. Три с половиной часа наслаждения прошли на одном дыхании, и этот участок маршрута был таким же ярким, как Круя (для меня). Паром выпустил нас у дамбы, отправив на выход в тоннель, пробитый в скале.

Далее на автобусе по головокружительной дороге вдоль каскада водохранилищ мчим в прибрежный город Дуррес. Уже в темноте добрались до своего отеля. Удивлению не было предела, когда открыв дверь, увидели просторные, чистые, очень комфортные номера европейского уровня.

Ну здравствуй, Албания!

И снова волшебное утро! Пусть не очень солнечное, но по колено в воде. Море плескалось в трех минутах ходьбы от отеля. Мы с разбегу кинулись в воду, но бежать пришлось долго. Метров за сто только начиналась глубина. Эти пляжи — идеальное место для детей. И все же полдня мы провели здесь, бултыхаясь в прозрачной и спокойной воде.

После обеда на городском транспорте поехали в центр Дурреса, древнейший город страны. Албания, страна мусульманская и достаточно консервативная. Тем не менее, внешний вид жителей весьма европейский. В крупных городах яркий макияж и откровенная одежда женщин встречаются повсеместно и никого не смущают. Вот и Дуррес не шокировал нас исламскими традициями, но удивил наличием хорошо сохранившихся артефактов: античный амфитеатр внушительных размеров, стены византийской крепости, Венецианская башня. В городе есть где погулять и есть что посмотреть.

Заслуживает внимания набережная с многочисленными рыбными ресторанчиками. Но цены очень высокие, несмотря на низкий туристический сезон.

А вечером прогулялись в своем курортном райончике, увидели немало продуктовых магазинчиков и уличных овощных рынков, кафешек с местной танцующей публикой. Это был наш последний командный день. Свое Завтра каждый будет выстраивать по-своему: кто-то продолжит пляжный сезон здесь, кто-то поедет в Ксамиль, кто -то домой. А наша троица, еще собираясь в Албанию, узрела у ее границ прекрасную Черногорию, которую до сих пор оставляла без внимания. Наши дальнейшие планы — туда.

С утра снова на пляж, потом прощания, обмен адресами, и на такси в аэропорт Тираны, где нас уже ждала арендованная машина.

В этом повествовании я не буду писать о Черногории, а упомяну еще одну яркую достопримечательность Албании — крепость Розафа в городе Шкодер. (Вход платный). Эта цитадель была заложена в III веке до н. э. на высоком неприступном холме в точке слияния двух рек Буны и Большого Дрина. В крепость ведет петляющая булыжная мостовая. С трудом поднимаемся к входным воротам Венецианской башни, скользя по отпалированным веками камням.

Крепость состояла из трёх уровней. На нижнем только древние стены и современная смотровая площадка. Отсюда открывается впечатляющая панорама, вместившая в себя картинки современного Шкодера, Скадарского озера и вытекающей из него реки Буны.

В средней части крепости сохранились руины небольшого храма. О присутствии здесь османских завоевателей свидетельствует примкнувший к нему минарет. Здесь же десяток каменных резервуаров для хранения воды, которая являлась одним из важнейших элементов выживания при осаде крепости.

Ну здравствуй, Албания!

В верхнем городе, занимающем небольшую площадь, отлично сохранилось здание, возможно, бывшие казармы, в котором теперь разместился музей иллирийской культуры. А виды отсюда потрясающие!

Такой впечатляющей останется в нашей памяти Албания. Нам повезло. Мы не встретили бандитов и цыган, мы не увязли в помойках и нечистотах. Мы увидели красивую природу, прошагав по горным тропам, колоритные города, проехав по хорошим дорогам, гостеприимных людей, останавливаясь на ночлег в их жилищах. Смелее, вам тоже повезет. Страна открывается и рада туристам. Она удивит вас городами-музеями Гирокастра, Салтики, Берат, национальными парками, белоснежными пляжи курортов Ксамиль, Влера, Саранда и многим другим. Удачи!