Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 17:31

Швангау, Штайнгаден — Германия Декабрь 2021

Моей первой заграницей, если не брать в расчёт детство, а исключительно самостоятельные решения, стал Париж. Я не оригинальна)) Но мы с мужем не решились осваивать Терра инкогнита вдвоём, и пригласили присоединиться к нам ещё одну пару. Те, в свою очередь, предложили лететь сначала в Мюнхен, чтобы встретиться там с парой их знакомых, живущих в Германии, потом прокатиться в Роттердам, чтобы навестить друзей, переехавших в Нидерланды, а уж потом Париж-Париж!
Германские друзья, на следующий же день после прилёта, потащили нас смотреть замки Баварии, прежде всего Нойшванштайн. «Маст ту си», как теперь говорят. А тогда я просто нежданно негаданно оказалась в одном из самых красивых мест на земле. Этот сказочный замок в горах стал первым, что я увидела заграницей. Стал первым, и потому самым сильным, самым незабываемым впечатлением, почти культурным шоком.

Теперь, когда прошло более 20 лет, события неожиданно повторились, пусть не в полном объеме и совсем иначе, но… Снова был рейс в Мюнхен, снова на следующий день поездка к замку Нойшванштайн. «Всё в этой жизни случается дважды»?

Накануне нашего прилёта Германию основательно замело снегом, из иллюминаторов мы видели сплошной белый покров, а когда проснулись утром в отеле, за окнами мела метель. Я за долгие годы вообще забыла что это такое, поэтому лишь порадовалась, что нет дождя. Решила, что все прекрасно — промокнуть мы не рискуем, и фотоаппарату ничто не помешает снимать. Сейчас пишу об этом и сама над собой смеюсь.

Метель за окном

Тем утром, когда наш автобус покинул Мюнхен, и покатил по сельской местности, всё вокруг до самого горизонта было окутано белизной. Я никак не понимала, почему фотографии всех, сделанных из окна пейзажей, получаются черно-белыми, а фон мутным…

Заметает зима всё, что было…

Только сделав фото не на быстром ходу, и увидев белый «шум» в кадре, я сообразила, что за мутная взвесь мешала разглядеть пейзажи в дороге. Метель!

20 лет назад шёл дождь, но это был добрый к нам дождь — он прекращался каждый раз, когда мы выходили из машин, и обращался ливнем, едва мы снова трогались в путь. Сейчас, как только мы покинули автобус, метель тоже прекратилась.

Заметает зима всё, что было…

Точнее, перестал дуть ветер, лишь в воздухе плавно порхали мириады невесомых снежинок. И мы не захотели спешить наверх, к замку, задержались у подножия скалы, чтобы погулять среди альпийской зимы.

Озеро Альп (Alpsee)
Заметает зима всё, что было…

Вокруг автомобильной стоянки, куда прибывают туристические автобусы и частный транспорт, находятся отели, рестораны, билетные кассы замка, музей Баварских королей и Дом охотника. Несмотря на сугубо утилитарное предназначение зданий, под шапками снега смотрелись они прелестно, этакая живописно раскинувшаяся на холмах деревенька, окружённая более высокими скалами и лесом.

Заметает зима всё, что было…

После монохромных пейзажей яркие краски здешних строений радовали глаз, а над нами солнечной доминантой возвышался замок Хоеншвангау (бывший Шванштайн). В его красивых неоготических стенах провел свои детские годы самый загадочный и романтичный король Баварии Людвиг II.

Schloß Hohenschwangau «Высокий лебединый край» — так поэтично переводится название Хоеншвангау, который был построен в 1837 году королём Максимилианом II Баварским.

Именно из окон Хоеншвангау-Шванштайна будущий король смотрел на руины двух более древних крепостей, находившиеся на соседней скале и, возможно, уже тогда мечтал возвести на их месте свой собственный, неповторимый и эклектичный новый замок.

Заметает зима всё, что было…

Памятуя о том, как тяжело 20 лет назад нам дался подъем к Нойшванштайн, в этот раз я решила сделать эту часть путешествия более приятной, и решительно направилась к повозке, запряженной парочкой крепких битюгов.

Заметает зима всё, что было…

Едва мы устроились под её брезентовым навесом, легкое кружение снежинок перешло в удивительно мощный и красивый снегопад.

Когда-то во время эстрадных концертов был в моде такой приём — по сцене вдруг начинал стелиться густой дым, окутывая ноги певца, а то и скрывая его наполовину. Сейчас случилось нечто подобное, как будто кто-то «включил» генератор, и с неба посыпались крупные, объемистые белые хлопья — волшебство началось!

Заметает зима всё, что было…

Показалось, или правда в мире стало намного тише? Только мерный стук копыт и негромкий хруст свеже-выпавшего снега под колёсами…

Я бы так и сидела в повозке, зачарованная, всю дорогу до замка, но вместо этого интенсивно отряхивала с коленей хлопья, которые затягивало на ходу под брезент. Стоило на минуту отвлечься от этого прозаичного занятия, чтобы сделать фото, как нежные белые лепестки таяли, и брюки стремительно намокали.
Благо, поездка завершилась быстро, и наверх мы добрались без потерь.

И здесь, возле очень популярного Замкового ресторана меня накрыло такой волной воспоминаний, что я ненадолго потерялась во времени.

Заметает зима всё, что было…

Тогда, 20 с лишним лет назад, стоя ровно в этом месте, наша компания из 6 человек и одной очаровательной собачки Люсечки (любимой питомицы наших германских друзей) пребывала в полном раздрае из-за того, что мы не знали, где будем ночевать. Интернетом мы тогда ещё не пользовались, онлайн-бронирование не практиковали, а потому искали ночлег методом тыка, останавливаясь возле домов с вывеской «Zimmer». По дороге к замку мы уже потратили часа полтора на катание по окрестным деревням и, постучавшись во множество дверей, ничего подходящего так и не нашли. Где-то не было сразу трёх свободных комнат, а разделяться мы не хотели, где-то не хотели пускать с собакой, проблемой было также и то, что находясь во власти стереотипа о «бюджетности», все мы тогда боялись переплатить даже несколько марок, поселившись в приличный отель.

В результате, после осмотра замка Нойшванштайн, наша команда была не в духе от неясных перспектив, а мужчины и вовсе начали бурчать, что «хватит замков, хватит прогулок, поспешим, скоро стемнеет», так как им предстояло провести за рулем ещё не известно сколько времени, а погода снова портилась.

Заметает зима всё, что было…

Но вот у входа в ресторан Schlossrestaurant я заметила знакомую надпись «Zimmer» и предложила попытать счастья прямо здесь. Вся компания пришла в возбуждение: «Это же у самого подножия замка! Представляешь, какие тут цены! В таком месте не будет свободных номеров! Сюда нас не пустят с собакой!»

Место на самом деле не простое. Здесь в 1869 году, когда началось возведение замка, был открыт трактир, где столовались мастера. И хотя туризм, как явление, ещё не развился, бывали отдельные странники и любопытные, которым не терпелось посмотреть, как идёт строительство величественного сооружения. Они тоже находили в трактире ужин и приют. Так при замковом ресторане традиционно стал существовать небольшой гест.

И что? Нас без проблем были готовы заселить туда с собакой, для нас нашлись три свободных номера, а цена вопроса вполне вписалась в нами же установленные для себя пределы. Получив ключи, вне себя от радости, мои спутники немедленно отправились обратно к Нойшванштайну. Теперь всем хотелось погулять вокруг замка подольше, тем более, что поток туристов к вечеру практически иссяк, а ко входу Нойшванштайн потянулась вереница дорогущих автомобилей. Друзья потом рассказывали, какие марки элитных авто были замечены, и какие роскошно одетые дамы из них выходили. Похоже, в замке тем вечером проходил некий аристократический приём…

А я осталась в номере. Примерно полчаса сидела и смотрела на маленькое окошечко, занавешенное тюлем, почти не чувствуя ни собственного тела, ни каких-либо желаний. Одна неопределенная мысль о том, что вот моё первое в жизни путешествие свершилось, а значит, будут ещё и ещё, крутилась где-то на уровне подсознания, и от неё щекотало в затылке. Я была так счастлива, что пережить это счастье могла только в тишине и одиночестве.

Заметает зима всё, что было…

Теперь я тоже зависла, глядя на знакомое окошко, и было символично, что смотрю не изнутри вовне, а снаружи вовнутрь. От комнатки отделяли не стены, а пролетевшие 20 лет. Но вот случайный порыв ветра бросил в лицо пригоршню снежинок, я очнулась, заметила, что мои подруги давно пропали из виду, и поспешила им вслед.

Картинки воспоминаний о далёкой осени поблекли, стремительно замещаясь новыми, зимними впечатлениями. Как белая штукатурка ложится поверх слегка облупившейся зеленоватой краски.

Заметает зима всё, что было…

За поворотом показался прекрасный замок Людвига. И хотя всем сезонам я предпочитаю лето, а всем оттенкам в пейзаже зелёный, Нойшванштайн — редкое исключение. Выигрышнее всего он смотрится именно в снежном обрамлении. Ну, это конечно, моё субъективное мнение)

Под строительство замка путём взрыва слегка изменили рельеф скалы, стройматериалы доставляли наверх в вагонетках, используя кран на паровой тяге, и устанавливали на нужное место с помощью специальной системы подъёмных блоков.

«Новый лебединый замок» строился с 1869 по 1886 годы. Король доверил проект придворному архитектору Эдуарду Риделю, но при этом активно участвовал в разработке, лично проверяя и утверждая каждый эскиз и чертеж.

Заметает зима всё, что было…

Людвиг II Баварский, действительно, вложил в это творение душу, но увы, одной души, пусть и королевской, оказалось маловато для воплощения столь монументальной грёзы. Стоимость замка превысила все разумные пределы, и помимо огромных государственных затрат, сам король влез в серьёзные долги. Такая безумная расточительность стала, в конечном итоге, одной из основных предпосылок для объявления Людвига II недееспособным и отстранения его от престола.

После загадочной смерти своего создателя, замок так и не был достроен. Кто знает, может, сейчас мы могли бы любоваться 90-метровой башней с церковью и гулять в большом парке с террасами и фонтаном, — всё это планировалось, но не было начато вообще. С другой стороны, именно ради погашения долга регент, вступивший в права после смерти Людвига II, сразу открыл замок для платного посещения. С тех пор и по сегодняшний день поток туристов в Нойшванштайн не иссякает.

Заметает зима всё, что было…

У нас тоже был оплачен вход, но из-за очередных пандемических ужесточений, осматривать интерьеры нас не пустили, деньги вернули. Я, безусловно, огорчилась, но потом вспомнила, что фотографировать внутри Нойшванштайн запрещено, и это несколько примирило с ситуацией. Экскурсии с запретом на фотосъёмку провоцируют во мне больше злости, чем заинтересованности, так что для знакомства с интерьерами Нойшванштайн интернет мне в помощь))

Отстояв небольшую очередь, чтобы сфотографироваться на специальном стеклянном балкончике, который установлен с расчетом самого выгодного ракурса напротив замка, мы пошли согреваться глинтвейном, а после развлекались, примеряя смешные сувенирные головные уборы. Эта фотосессия была не столь пафосной и обязательной, как на фоне Нойшванштайн, зато весёлой.

Заметает зима всё, что было…

А зарядившись глинтвейном и позитивом, стало уже не так холодно преодолевать обратный путь вниз, через волшебно белый, заснеженный лес.

Что интересно, когда мы погрузились в автобус, чтобы ехать дальше, снегопад внезапно прекратился. Выключился «волшебный генератор» снежных хлопьев. Занавес.

Занавес, но всего лишь окончание первого акта волшебного спектакля. Потому что в 25 км от замка Нойшванштайн находится ещё одно из чудес Баварии. Возможно, не столь известное… хотя о чём я, сегодняшнее обилие информации в интернете и любознательность путешественников почти не оставили белых пятен на карте туризма. Итак, через полчаса мы уже въезжали в деревню Вис, знаменитую благодаря своей паломнической церкви Страдавшего от бича Спасителя (Wieskirche zum Gegeißelten Heiland)

Погода снова поменялась. Тогда я не могла предвидеть, но позже было удивительно осознавать, что нам в баварском вояже был отмерян один единственный снежный день! Зато в течение этого дня зима успела показать все свои самые любимые личины. Всё, что я успела о ней забыть, теперь получилось увидеть и ощутить: от быстрой колкой метели до кружащейся в воздухе «мошкары» из мельчайших снежинок, от обильного пушистого снегопада до полного, безмолвного затишья.

Заметает зима всё, что было…

Деревня Вис была укутана в белоснежное одеяло чистейших, новорожденных сугробов. Не было больше никакой мутной взвеси в воздухе, окружающий черно-белый пейзаж восхищал своей чёткостью и прозрачностью.

За время, проведённое в деревне, мы не встретили ни единого человека, только двое мальчишек отдавали должное зимним развлечениям.

Заметает зима всё, что было…

Деревня Вис находится в предгорьях Альп, в живописной долине. Название деревни означает «луг», она и возникла на лугах, принадлежавших аббатству Штайнгаден.

Знаменитая церковь стоит чуть в отдалении от деревенских домов, окружённая теми самыми широкими лугами. Наиболее красочный вид здесь можно застать в середине мая, когда на лугах расцветают одуванчики, а розовая Вискирхе возвышается над этим золотым «морем» на фоне ещё заснеженных гор. Нам достался зимний вид. Не столь открыточный, но всё равно великолепный.

Заметает зима всё, что было…

У этого храма есть одна особенность — не слишком большой размерами, внутри он сражает, просто ошеломляет роскошью отделки. Считается, что этот эффект рассчитан на то, чтобы неподготовленный паломник, не ожидающий увидеть столь царственное убранство у церкви, затерянной в горах пастушеской деревушки, испытал религиозный экстаз.

Что ж, современные путешественники, как правило, люди подкованные. Впасть в религиозный экстаз нам не грозит, да к синдрому Стендаля у большинства уже выработан иммунитет — мы слишком много видели прекрасного. И всё-таки. Невозможно не замереть от восторга перед великолепием интерьера, с изобилием лепнины и богатой росписью.