Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 8:13

Ульм — Германия Декабрь 2021

Для рождественской поездки в Баварию я купила тур, что считаю гораздо более надежным в нынешней реальности, но в один из дней всё же откололась от группы и поехала на поезде в Ульм. Почему именно туда? Причин нашлось так много, что озвучивать весь список не берусь, да и кому это надо)) Что-то будет понятно по ходу рассказа, но… Забавно, что именно «главные» причины себя не оправдали, ничто из загаданного не сбылось, и всё пошло иначе, чем я ожидала. Скажу больше, количество «обломов» настолько зашкалило, что с моим характером было бы ожидаемо полное расстройство и разочарование. Однако в Ульме нашлись вещи, которые мне нравятся и благодаря которым благополучно продержался веселый боевой задор. Просто вместо запланированного расслабленно-развлекательного, пребывание в городе получилось насыщенным и познавательным. Ну вот, как всегда!

Собирая информацию об Ульме, в который нацелилась ехать, особое внимание я уделила выбору ресторана. Потому как в декабре холодно, и отдохнуть-посидеть со вкусом в тёплом, желательно, аутентичном месте, очень важно. Тщательно прошерстив Трипадвайзер, такое место в Ульме я нашла — не просто ресторан, а достопримечательность города, в доме, построенном более 400 лет назад.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Прочитав о том, что в ресторане Зюр Форель, который находится в Рыбацком квартале на Fischergasse 25, нужно заранее бронировать места, я решила прямо с вокзала отправиться именно туда — с утра забронировать столик, продолжить прогулку, а потом вернуться часа через три. В соответствии с этим и строила маршрут, впервые воспользовавшись не мапсми, а приложением Google maps. Из минусов — приложение сочло маршрут завершенным и сбросило, как только, пройдя его часть, мы совершили спонтанное отклонение. Так что для продолжения пришлось уже ориентироваться по карте самостоятельно. Впрочем, не буду забегать вперёд.

По прибытии мы обнаружили вокзальную площадь Ульма в состоянии удручающей разрухи. Точнее, там полным ходом велись ремонтные работы, но в любом случае, выглядело всё непривлекательно. Далее пошли безликие улицы с высокими домами-коробками, что не удивило, ведь, по большей части, Ульм был разрушен бомбардировками 1944, во время Второй Мировой войны.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Наконец, выйдя на площадь, также окружённую современными зданиями, мы увидели первый из двух, находящихся в городе, памятников Альберту Энштейну. Именно в Ульме родился великий физик, и теперь странная, на мой взгляд, конструкция установлена на месте, где когда-то был его дом. Само здание разбомбили во время Второй Мировой войны, когда до 80 процентов построек исторического центра города было разрушено.

Памятник Альберту Эйнштейну, разработанный Максом Биллом швейцарским скульптором, художником-абстракционистом, появился в Ульме в 1979 году.

Итак, это первая туристическая приманка города — Ульм является родиной Эйнштейна. Прямо по улице, в начале которой установлен памятник, можно выйти к мюнстеру (Ulmer Münster). И это вторая, очень значимая туристическая приманка, ведь Ульмский собор считается самой высокой церковью мира! Словно доказывая нам сей факт, главная башня собора с утра пораньше оказалась наполовину скрыта в тумане. Да что там скрыта, эта башня, высотой более 161 метров, сама не давала туману рассеяться и удерживала его на себе ещё пару часов, в то время, как небо вокруг стремительно голубело.

улица Bahnhofstrasse (Вокзальная)
улица Bahnhofstrasse ("Вокзальная")

Согласно собственному плану, напрямик к собору мы всё же не пошли, а направились разыскивать «Зюр Форель» в Рыбацком квартале — самом старинном районе Ульма.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Каких-то несколько минут, и моё мироощущение начало меняться — как интересно все-таки действует на наше восприятие наличие фахверка! Сколько раз я успела себе сказать, что он мне надоел…Сначала ему радуешься, любуешься, а потом, вроде, наедаешься. Потому что видали его уже, перевидали. Но вот, после солидной архитектуры Мюнхена, после первых улиц со скучной послевоенной застройкой Ульма, оказавшись среди фахверка, я снова потянулась к нему, как ребёнок к сладости.

Сами по себе домики Рыбацкого квартала достаточно просты, ничего выдающегося, зато, находясь среди них, очень остро ощущаешь особую ауру места. Возможно потому, что район находится в двух шагах от центра большого индустриального города, и при этом совершенно от него отличается.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Настоящий островок идиллического спокойствия, которое вбираешь в себя, проходя по всем этим узким улочкам, что тянутся рядом с каналами, изгибаются и переплетаются многочисленными мостиками.

Ульм стоит на берегах Дуная, но через город протекает ещё одна речушка — Блау. На месте их слияния в Средневековье как раз и селились рыбаки и ремесленники. До сих пор на Блау кое-где сохранились старые водяные мельницы.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

На ум сразу приходит мысль, которая часто посещает в подобных открыточных местах: как приятно созерцать эту красоту, не отягощаясь запахами, что витали здесь в Средневековье. Помимо мельников, рыбаков и лодочников, в Средние века здесь селились также кожевники и красильщики. Им требовалось много воды для обработки шкур животных и окрашивания тканей. Во времена индустриализации эти ремесла стали менее важными. Район обеднел и долгое время не играл большой роли, но именно его в значительной степени пощадили военные бомбардировки, так что после войны Рыбацкий квартал (Fischerviertel)остался самым старым из тех, что сохранились в Ульме.

В наши дни Fischerviertel, полностью отреставрированный, стал популярным туристическим местом, которое заполнили мини-пансионы, кафе, рестораны, арт-галереи и магазинчики. Немцы из соседних городов любят иногда провести здесь уикенд. По идее, в таком месте готовишься видеть множество людей, торговлю полным ходом и распахнутые двери всех заведений… У нас получилась какая-то другая реальность.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Никого. Вот совсем ни души, даже журчание Блау не нарушало, а лишь подчеркивало окружающую тишину. Удивительным образом изменилось и время года. Да, зимний холод ощущался основательно, но глаза видели весну. Занятный и не лишенный прелести обман.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

В полном одиночестве мы набрели на необычную декорацию. Очевидно, владельцы одного из местных бутиков решили не ставить стандартной наряженной ёлки, а представить рождественскую тематику более креативно.
В Рыбацком квартале, которому положено быть намного оживлённее, в людской суете, эта группа смотрелась бы просто весело, но сейчас эти странные манекены выглядели диковато, вот ещё бы чуток тумана, я бы сказала «мистически».

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Да, загадочен ход мыслей у современных дизайнеров. Словно ему в противовес, нас развлекла понятная и реалистичная скульптура из бронзы, установленная на соседней улочке. Посвящена она дружбе гильдии Мясников и Булочников Ульма, и установлена на деньги пожертвований: от ассоциации местных фермеров, страховой компании скота, некоторых частных ремесленников…

немецкие хрюшки и брецель увековечены в скульптуре Dr Metzgr dr Baur beim Handl om dui Sau

Скажете, ну скульптура и скульптура… Конечно, простая. Но для меня стало маленьким открытием, что гильдии существуют и в наше время, и даже пытаются оставить маленький след в памяти потомков, хоть в виде такого незамысловатого памятника в историческом квартале.

Невольно замедляя шаг, то и дело отвлекаясь на симпатичные виды, мы тем не менее, довольно скоро вышли к ресторану Зюр Форель. Он очень популярен, имеет отличную репутацию, работает с 1939 года и занимает чудесный, как иллюстрация из сказки, домик. Зюр Форель стоит прямо на канале и славится блюдами из свежевыловленой рыбки.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Форель, на самом деле, водится и в Блау, и в Дунае, но ловить её теперь запрещено. Хотя, полагаю, существует всё же система лицензий, ведь как-то рыбаки снабжают свежей рыбой местные рестораны? Нам не довелось этого узнать. В Зюр Форель поджидал первый облом, коих Ульм, как потом оказалось, заготовил нам несколько. Закрытые двери заведения, надпись с сообщением, что ресторан откроется в 17:00… Не срослось. Учитывая краткость зимнего дня, не хотелось возвращаться в Мюнхен затемно, и я заранее купила обратные билеты на поезд в 16:05.

Но вокруг ещё столько других кафе и ресторанов, что мы были уверены — без обеда не останемся. Напрасно)) В ходе дальнейшей прогулки по Fischerviertel пришлось убедиться, что отсутствие туризма затронуло Ульм сильнее, нежели Мюнхен или, скажем, Нюрнберг. Самый популярный его район словно вымер, закрытым оказалось абсолютно всё!

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Перекусим в центре, решила я, а коль скоро долгие ресторанные посиделки выпали из программы, у нас остаётся больше времени на прогулки по городу. В частности, уже теперь можно задержаться в очаровательном Рыбацком квартале, наслаждаясь одиночеством. Он сейчас наш и только для нас!

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Проходя вдоль каналов, в которые склоняли ветви плакучие ивы, мимо старых мельниц и зелёных лужаек с прелестными цветными скворечниками, по мостикам и переходам, я высматривала главную местную достопримечательность — Красивый дом (Schönes Haus). Его название старинное, но сама постройка настолько искривилась за столетия своего существования, что гораздо чаще теперь Красивый дом называют Падающим или Кривым. Что справедливо, домик ведь буквально «падает» в канал.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Schönes Haus был построен в 1443 году вокруг уже существовавшего ещё более старого дома. То есть, фактически, не усиливая фундамент, постройку расширили, сделав, по тем временам, более респектабельной, вместительной, с просторными помещениями под высокой крышей. С 1533 года в доме разместилась гильдия лодочников.

Вид на Падающий дом со стороны улицы

За долгие века Красивый фахверковый дом не тронули ни пожары, ни разрушительные войны, однако угроза явилась с иной стороны. Вода канала постепенно размывала грунт под фундаментом, и дом накренился. В 1616 году его попытались выправить, но в результате неправильной реконструкции обнажились несущие балки, а пол отклонился от горизонтали под таким углом, что люди, находясь в доме, теряли равновесие, как пьяные. Строение бросили, как есть, но оно чудом продержалось ещё 2,5 века. Лишь в 1873 году его смогли укрепить и основательно залить бетонный фундамент. С тех пор Schönes Haus занимает пусть кривое, но тем и самое выдающееся положение среди фахверковых домов в рыбацком районе.

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

В 1995 году в Падающем доме открыли небольшой отель. В ходе переоборудования и реконструкции уклон был оставлен в соответствии с требованиями сохранения исторических памятников, теперь это самый кривой отель в мире, и он даже занесен в Книгу рекордов Гиннес. А чтобы постояльцы не спотыкались и не скатывались во сне с постели, вся мебель в доме приведена в равновесие, статика здания стабильна.

Оценить угол наклона наглядно помогает, прикрепленный на одной из балок и свисающий строго вертикально в канал кусок проволоки с ключиком на конце:

Чтобы люди могли оценить угол наклона, на одной из балок прикреплен свисающий строго вертикально в канал кусок проволоки с ключиком на конце

Рядом с Падающим домом находится ещё один исторический памятник — старый Монетный двор (Ulmer Münz). Здание, вероятно, датируется первыми десятилетиями 16 века, а его верхний этаж с ренессансным каркасом был добавлен в 17 веке во время Тридцатилетней войны.
В тот период, когда Ульм имел статус имперского города, с 1620 по 1624 год здесь чеканили монеты. Позже в здании располагались ячменный завод, мельница, маслобойня…

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Сейчас в Монетном дворе, который отреставрирован и является охраняемым памятником культуры, работает популярное кафе. Могло бы работать и в наш приезд… Несмотря на холод, мы вполне согласились бы выпить по чашечке кофе с пирожным и посидеть полчаса за столиком в столь идиллическом месте, с видом на канал и Падающий дом. Но снова увы.

Что ж, продолжили прогулку, не особо расстраиваясь, ведь утром мы ещё были бодры, полны сил и не совсем замёрзли. По заранее построенному маршруту пошли к Дунаю, и уже покидая симпатичный Рыбацкий район, заметили первого «ульмского воробья».

«Нашествие воробьев» (Spatzeninvasion)

Река Блау в этом месте огибает некий дом с двух сторон, и в её быстрых потоках здание словно бы плывёт, как кораблик, а птица «летит» впереди, указывая путь.
Путеводный воробей))

Рыбацкий квартал и Воробьиное нашествие. Ульм

Вообще удивительно, что Ульм, будучи в 15–16 в.в. вторым по величине имперским городом Швабии после Нюрнберга, выбрал своим символом не дракона, не льва или медведя, не гордого орла, наконец, а хрупкого воробушка.
Скульптура обыкновенного воробья (Ulmer Spatz) с прутиком в клюве сидит даже на крыше мюнстера — самой высокой церкви в мире (помним, да?) и совершенно не понятно, за какие заслуги птичка удостоилась в Ульме столь важного и почетного места и звания. Легенда, как водится, есть, но какая-то совсем неубедительная: якобы во время возведения знаменитого Ульмского собора строителям необходимо было пронести через городские ворота огромное бревно, которое по размеру многократно превосходило высоту укрепительных стен. Даже обезьяна догадалась бы покрутить бревно так и этак, но нет, местным умникам было отчего-то невдомек, они собирались разобрать стену, но в этот момент увидели пролетающего над городом воробья. Он нес в своем клюве прутик, держа его параллельно земле. Расположив бревно точно так же, строители с легкостью пронесли его через ворота, а когда собор достроили, то отблагодарили за помощь и воробья. На крыше собора установили небольшую каменную фигурку.

Ulmer Spatz - из интернета

Со времён средневековья каменный воробей наблюдал за жизнью Ульма с высоты мюнстера, а потом, в 1858 году, на крыше посадили новую птичку, выполненную из песчаника. Оригинал переехал в стены собора, где сейчас и сохраняется, как реликвия. Но этого самого главного, исторического воробья нам увидеть не повезло (надо было назвать рассказ «Ульм — город обломов»?). Зайдя в Ульмский собор, я едва успела окинуть взглядом неф, как к нам подошла местная охранница и вежливо, но непреклонно выставила за дверь. Сказала, что «посещения Собора сегодня с 15:30», а у нас по плану предполагалось в это время уже шагать в сторону вокзала.

Ну, да ладно, помимо знаменитого средневекового, самые разнообразные фигурки воробья можно увидеть по всему городу, обнаруживая их в самых неожиданных местах. Для этого не надо даже устраивать поисковый квест вроде тех, что я так люблю, вечно собирая то львов в Иерусалиме, то василисков в Базеле… Тут интересно другое — появление избыточного количества «пернатых» в сегодняшнем Ульме связано опять таки с Мюнстером, но дела обстоят куда более реалистично, нежели в упомянутой выше легенде.

Воробьи в «песочнице» рядом с Мюнстером

Просто средневековый гигантский Мюнстер требует постоянного ремонта и бесконечных реконструкций, что съедает миллионы евро из городского бюджета. Понятно, что Ульм получает также и государственные отчисления, но чтобы не зависеть только от них, в 2001 году здесь была запущена программа «Нашествие воробьев» (Spatzeninvasion).
Местные художники изготовили 270 достаточно крупных фигурок воробья разного дизайна, но определенной формы и размера, которые повторяют форму исторического Ulmer Spatz. Их разместили в многочисленных местах Ульма. Некоторое время покрасовавшись напоказ, в том же 2001 году все воробьи были проданы на аукционах, а собранные деньги пошли на реконструкцию южной башни Мюнстера. Установить на своём доме, кафе или магазине такого «воробья начала 21 века» захотели многие бизнесмены и богатые горожане.

Воробей над торговым центром напротив Мюнстера

Конечно, это в какой-то степени самореклама, ведь любой из этих воробьев на фасаде сообщает прохожим о том, что хозяин отстегнул приличную сумму пожертвований на реконструкцию Ульмского собора. Но, с другой стороны, участники аукциона, действительно, имеют право гордиться, что отдали немалые деньги на благо города.

Воробей на магазине мужской одежды

Другие жители города тоже не отказывают себе в удовольствии посадить воробья, например, на участке возле дома, и тут уж формы и размеры пернатого могут быть самые разнообразные.

Воробей у городской крепостной стены

В общем Ульм просто сдвинут на своих воробьях. У них даже местную футбольную команду называют «ульмские воробьи». Я же, в свою очередь, не до такой степени безумный коллекционер, чтобы загружать карту памяти сотнями фотографий птичьей фигурки. Так что специально разыскивать воробьев я в этот раз не стала, просто не пропускала попадавшихся.
Но мне нравится изучать города в игровой манере, поэтому я задумала другой квест, связанный с поиском скульптур на набережной Дуная. К ней мы как раз и вышли, покинув Рыбацкий квартал, но…

Удержу-ка я пока интригу и расскажу об этом подробнее в следующий раз.