Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была 23 марта 20:50

Томар — Португалия Октябрь 2019

Верстая маршрут по Португалии, неизбежно сталкиваешься с туристическим «изюмом», щедро разбросанным по ее просторной территории. Все прекрасные города и городки проглотить за 10 дней невозможно, поэтому стараешься выбрать достопримечательности повесомей. Я и так, и сяк кроила карту перемещений, но отказаться от Томара была не в силах, потому что этот старинный городок насквозь пропитан историей тамплиеров, полной интриг и волнующих загадок средневековой Европы. Португальские экскурсоводы, зазывающие туристов, на рекламных сайтах обычно пишут, что в монастыре Convento de Cristo наряду с другими сокровищами тамплиеров спрятан и таинственный Грааль. Где он только не спрятан — священный сосуд, ковчег Завета? Поклонники творчества Умберто Эко, возможно вспомнят, что и он называл Томар самым «растамплиерским» из всех ныне существующих замков. С иронией: итак, едем в гости к тамплиерам, понимая, что Грааль нам не покажут (он же надежно спрятан); без иронии: у нас будет исключительная возможность увидеть необычное сочетание архитектурных стилей и проникнуться тамплиерскими тайнами. Ранним лиссабонским утром с вокзала Санта Аполония, что находится на одноименной станции метро, мы и отправились в этот старинный городок, купив билеты в кассах центральной части вокзала. Ехать примерно 2 часа в одну сторону, стоит билет около 10 евро

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Крепость и монастырь, выстроенные на высоком холме, возвышаются над городом, и чтобы до них дойти, карты не понадобятся. Не буду перегружать рассказ мелкими деталями о том, как пролегал путь — это частности, не имеющие значения при современной системе навигации, но замечу, что в городке у подножья замка видна символика рыцарского ордена (на стенах, крышах, печных трубах), и даже под ногами — на мостовых выложены тамплиерские кресты

Тайна «на кончиках пальцев» — легкое интригующее касание к тому, что будоражит ум и волнует душу — именно с этого ощущения и началось знакомство с Томаром. Минут за 10 преодолеваем подъем к мощным оборонительным стенам неприступной крепости — Каштелу душ Темплариуш (Castelo dos Templarios)

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

На территории монастыря разбит парк с чудесными скамейками

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Вход за крепостную стену бесплатный, Но чтобы пройти внутрь, придется заплатить 6 евро. Замок был основан в 1136 году (почти 900 лет назад!), и все это время служил резиденцией рыцарям — тамплиерам

Кто ж не знает, что тамплиеры — одна из самых таинственных, могущественных и богатейших структур Средневековья? Помимо прочих известных достижений, тамплиеры оказались талантливыми финансистами (изобрели чеки, расчет сложного процента по кредитам, принцип двойной записи в бухучете). Их несметные богатства и талант привлекать ресурсы стали предметом зависти властей имущих. Французский король Филипп IV Красивый, один из крупнейших должников Ордена, в сговоре с Папой римским Климентом V, замутили гнусную расправу над бедными рыцарями. Членов ордена обвинили в тягчайшей ереси, ко многим заключённым применялись тяжелейшие пытки, несколько сот тамплиеров было замучено до смерти в первые же дни после арестов. Со смертью Великого магистра Ордена тамплиеров Жака де Моле казалось, что рыцари-храмовники навсегда исчезнут со страниц истории. Но Орден не прекратил своего существования; более того, французскому королю Филиппу Красивому, несмотря на все его усилия, не удалось распространить гонения на тамплиеров по всей Европе. Большая часть оставшихся рыцарей храмовников, прихватив нажитое богатство, ушла в Португалию, где нашла убежище и защиту у короля Португалии Диниша I, который и сам был членом Ордена. Используя юридическую лазейку, Диниш реформировал португальский Орден тамплиеров в Орден воинства Христова. Тамплиеры и их бывшее имущество составили его костяк. Но с тех пор Великий магистр не выбирался рыцарями, а назначался королем. В 1420 г. принц Энрике (будущий Мореплаватель) встал во главе Воинства Христова, собрав лучших людей своего времени: путешественников, картографов, тамплиеров и евреев, чтобы исследовать два океана, открыть новые земли, а Португалию сделать владычицей мира. В результате появились красные кресты на парусах каравелл первооткрывателей, рыцари стали моряками, и на смену крестовым походам пришли Великие географические открытия. Под флагами с тамплиерскими крестами каравеллы Христофора Колумба пересекли Атлантику и достигли острова Сан-Сальвадор. Замково-монастырский комплекс Конвенту-де-Кришту (монастырь ордена Христа) строился, перестраивался на протяжении столетий, и теперь у нас есть возможность увидеть переплетения романского, готического, мануэлино и ренессансного стилей архитектурны

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Одна из главных достопримечательностей комплекса — Южный портал монастыря, выполненный  в стиле триумфаторов и дерзких первооткрывателей — мануэлино, получившем название в честь короля Португалии Мануэля Первого (Счастливого), правившего в эпоху Великих географических открытий, когда заморская экзотика стала просачиваться в европейскую жизнь

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Все эти искусно вырезанные фигурки поражают тонкостью и изяществом. Среди них есть и какие-то загадочные, вернее сказочные персонажи, не слишком похожие на святых, а скорее напоминающие магов и звездочетов

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Ротонда или Шарола (главный молельный храм тамплиеров) построена по принципу 16-ти угольного барабана с 8-ми угольным алтарем внутри, напоминающим алхимический сосуд, в котором зашифрованы тайные послания рыцарей Ордена Храма. Конструкция алтаря, с множеством позолоты, великолепных скульптур и фресок, расходящихся веером, поддерживает свод церкви

Пожалуй, это самый необычный алтарь из всех, что я когда-либо видела. Даже без специальной подготовки становится очевидно, что это место духовной силы. Многие люди приезжают сюда за энергетической подпиткой и часами простаивают рядом с алтарем, ассоциирующимся с лоном матери-церкви

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Жаль, что все мои снимки однотипны и показывают лишь крошечную толику ее многообразных состояний и достоинств. Я старалась ее фотографировать со всех ракурсов, но фотографии получились неудачными из-за недостаточного освещения (зря телефон не задействовала). А так, откровенно говоря, вряд ли любые, даже самые искусные фотографии, смогут передать совершенство этого строения, устремленного в Вечность — его стоит увидеть вживую глазами и прочувствовать душой

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Внутренние дворики перетекают один в другой, соединяясь изящными галереями, выложенными азулежу ручной работы с мотивами, почерпнутыми из арабских традиций. Очень хороши и клуатры монастыря, сформировавшиеся в XV—XVI вв.

Клуатр в арабском стиле с апельсиновыми деревьями — самый ранний из всех. Как ни прекрасны и ни романтичны его галереи, по сути — это кладбище с могильными плитами монахов и рыцарей, нашедших здесь упокоение в 1420—1460 гг. В этой гробнице, погребен Диогу да Гама — брат великого мореплавателя Васко да Гамы

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Стены дворика облицованы прекрасными двухцветными изразцами XVI века

Двухэтажный Стиральный двор (Claustro do Lavagem) был построен при Генрихе Мореплавателе

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Здесь стирали одежду монахов, отсюда и название

Капелла (Сapela dos Portocarreiros XVII век), украшенная 11 панелями из сине-белых азулежу со сценами из жизни Христа и Девы Марии

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Здесь же — прекрасное азулежу с алмазными гранями

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Сакристия, построенная в 16 веке, примечательна потолком с королевским гербом, армиллярной сферой и Крестом Христа — все, что приносило Португалии славу

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Ренессансный Клуатр Жуана III (2-я пол. 16 века) соединяет дортуары монахов с церковью

Роскошнее всех клуатров выглядит Двор Жуана III (Claustro de D. Joao III), строительство которого было начато при короле Жуане III в. 1557 году, а закончено в царствование Филиппа I Португальского (также короля Испании под именем Филиппа II)

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Изящная двухэтажная галерея окружает двор с фонтаном в форме рыцарского креста. К фонтану, соединенному с акведуком, приложил руку архитектор, выписанный из Италии — не случайно он так хорош. Сквозь открытый проём видна винтовая лестница, ведущая на террасу

Все лестницы-улитки двора Жуана III, с выходом на верхнюю аркаду — своего рода символ спиралевидных галактик Вселенной

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Галереи монастыря — им свойственна завораживающая простота и лаконичность

Под гулкое эхо своих шагов мы идем по монашескому дормиторию (общежитие, спальное помещение), заглядывая в скромные монашеские кельи, помогающие аскезе

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

В многочисленных переходах и галереях монастыря легко заблудиться, рассматривая всякие интересные и загадочные детали, но мне поскорей хотелось найти заветное мануэлинское окно, не простое, а Королевское (знаменитая Жанела) — настоящая квинтэссенция португальского ренессанса. Оно находится на западном фасаде церкви Конвенту-де-Кришту и его можно рассмотреть из клуатра Святой Варвары, так советуют. Мы же действовали хаотично, находя для себя разные площадки, откуда его хорошо видно и даже смогли постоять рядом, испытывая невероятный душевный подъем

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Если Петр Первый прорубил окно в Европу, то португальские первооткрыватели прорубили окно из Европы. Дизайн окна отражает сказочную мощь Королевства, с отвагой пустившегося открывать новые неведомые земли

Кораллы, корабельные канаты, швартовые, декоративные элементы в виде плодов и листьев экзотических растений, привозимых из далеких колоний, покрывает желтоватый мох

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

На мой взгляд, это тот случай, когда совершенно не хочется чистоты и безупречности внешнего вида — пусть будет и мох, и налет старины, ни на минуту не позволяющие усомниться в том, что и много веков назад картина была та же. Якобы в символах оконной рамы зашифрован путь к несметным сокровищам Ордена Христа, наследника тамплиеров? Очевидного ответа на этот вопрос не существует. Также известно, что Англия еще в XIX веке была готова простить Португалии весь ее внешний государственный долг в обмен на «Жанелу». Почему? Может быть, все же из-за символа? Правую колонну окна опоясывает ремень — знак ордена Подвязки

Учрежденный в 1348 году королем Англии Эдуардом III, орден Подвязки — самый престижный для сообщества избранных и членов королевской семьи. Что могло его связывать с воинственными монахами-тамплиерами, гонимыми и укрывшимися в Португалии, так до конца и не ясно. Королевское окно осталось на старом месте, португальцы на сделку не согласились. Интересный момент, что на протяжении 300 лет «Жанела» не была на виду и полностью закрывалась разрушенным по приказу короля в 1843 году фасадом второго этажа клуатра св. Варвары (видимо, было что скрывать)

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Так выглядит внутренняя поверхность окна из нижнего хора церкви. Потом мы походили по развалинам, посмотрели на недостроенное здание Капитула — почти руины

Еще раз прошлись по галереям, рассматривая многочисленные символы с мыслью о том, что же стало с сокровищами ордена? Кто-то считает, что несметные богатства тамплиеров были перепрятаны в очень укромном месте, и есть смысл заниматься их поиском. Странно, что не принято говорить про чудовищные расходы на все португальские морские экспедиции. Как бы то ни было, поиск сокровищ тамплиеров в замке Томара традиционно для всех соискателей заканчивается находкой лишь многочисленных символов, отправляющих к новым знаниям и обретению новых смыслов. А мы спускаемся в сам городок для беглого осмотра

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Узкие улочки тихи и безлюдны, и невольно возникает вопрос, куда все подевались. Оказывается, всех местных жителей на центральной площади, рядом с мэрией, собрала свадьба

Как здесь не зависнуть в ущерб другим впечатлениям? Красота какая!

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

С одной стороны площади расположена церковь Иоанна Крестителя (Igreja Sao Joao Baptista), построенная в конце 15 века, а с другой — памятник основателю города Гуалдиму Паишу — Великому магистру

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Насмотревшись на нарядную публику, посочувствовав жениху и невесте, освобождающих друг друга от мелких зернышек, которыми гости осыпали молодых, заходим под своды церкви, а там приготовлен музыкальный сюрприз

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа

Сверяем часы с расписанием электрички в Лиссабон, и идем в чудесный общественный сад у подножия холма — Mata Nacional dos Sete Montes, когда-то принадлежавший монастырю ордена Христа. Перед входом — памятник принцу Энрикешу (он же — Генрих Мореплаватель, сын короля Жуана I), он с 1420 года был великим магистром ордена Христа

В 1837 году сад был выкуплен губернатором Лиссабона, а в 1938 году национализирован

В гости к тамплиерам. Томар. Монастырь ордена Христа
Среди дурманящих запахов и зеленого буйства наши 40 минут до электрички пролетели быстро, как один миг. Если будете в Португалии, постарайтесь выделить время на Томар — не пожалеете.